Функциональная грамотность: Читательская
проект (6 класс)

Развитие читательской грамотности на занятиях внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_rossii.armyane.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольговская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

«Народы России. Армяне»

                                                Выполнили обучающиеся 6 класса

                                                         

                                                         Руководитель проекта: библиотекарь

Рудинская Татьяна Анваровна

с.  Ольговка, 2022г.

Оглавление

1.Введение ……………………………………………………………………..…3

2. Армяне – народ России

    2.1.Национальные символы Армении.................................................................4

    2.2. Архитектурные особенности Армении …………………………………5

    2.3. Культурные и духовные традиции армянского народа………………..6

    2.4 Традиционные народные промыслы……………………………………..8

    2.5. Национальный армянский быт…………………………………….……10

    2.6. Сохранение национальной самобытности в семье……………………15

    2.7. Популяризация народной армянской культуры………………………16

3. Заключение …………………………………………………………...………19

4. Список  источников…………………………………………………………...20

5. Приложение…………………………………………………………………mp4

  1. Введение

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова (Эмма Константиновна Суслова – профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук, г. Москва).

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно – угорские, тюркские, балтийские племена и народности

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.

Мы заинтересовались данной темой, так как в нашем селе и районе проживает достаточное количество людей армянской национальности. Нам захотелось познакомиться поближе с культурой и бытом этой  страны, внося этим вклад в развитии толерантности.

Цель проекта :

- объединение усилий семьи и школы по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей

Задачи проекта :

- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;

- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;

- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;

- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

        Для исследования мы использовали такие методы, как:

  • поиск информации в различных источниках: книгах, журналах, интернете и т.д;
  • наблюдение;
  • интервью;
  • беседа;
  • фотографирование;
  • анализ информации;
  • изучение и обобщение.

  1. Армяне – народ России

2.1.Национальные символы Армении

           Флаг Армении. Знаменитый триколор из трёх полос красного, синего и оранжевого цветов. Сам армяне называют его  - «Ерагуйн» или  Айястани дрош (Знамя Армении).

Создан нынешний армянский флаг выдающимся ученым Степаном Малхасянцом в 1990 году на основе знамени Армянской Киликии.

Красный цвет армянского флага означает вечную борьбу армянского этноса за свободу родного края. Синий - желание армянской нации всегда жить в мире и гармонии, оранжевый - проверенное столетиями невероятное трудолюбие армянского народа. (приложение 1)

Герб Армении. Герб Армении, он же - Айстани Зинаншан. Официально утвержден 19 апреля 1992 года. На гербе изображены лев и орёл, держащие щит с эмблемами четырёх армянских царских династий: Арташесидов, Аршакуни, Баградитов и Рубенидов. (приложение 2)

Гимн. Гимн Армении был утвержден 1 июля 1991 года решением Верховного Совета Республики Армения. В качестве гимна была принята патриотическая песня «Наше Отечество» на основе стихотворения армянского писателя, публициста и философа Микаэла Налбандяна (1829 – 1866гг) «Песня итальянской девушки» (в гимне используются первая и четвертая строфы). Также в несколько ином варианте был гимном Первой Республики Армения.

Автором музыки армянского гимна является ученик Комитаса, композитор и дирижер Барсег Каначян. (приложение 3)

Арарат. Это библейская гора, которую сами армяне называют Сис (Малая вершина) и Масис (Большая вершина), один из древнейших символов армянской нации. Хотя временно пока она оказалась в Турции, для армян седой красавец Арарат по-прежнему чтим и свят. (приложение 4)

Аревахач. Один из древнейших солярных символов армянского народа. Происходит от слияния двух армянских слов Арев (солнце) и Xaч - крест.

Увидеть аревахач можно на древних армянских христианских храмах, стенах тысячелетних монастырей, в различной геральдике и символике. Древнейшие изображения же его на Армянском нагорье датируются еще 5-м тысячелетием до н.э (приложение 5)

Фиолетовая (армянская). Символ напоминания о Геноциде армян в Османской империи 1915 года. Официально в качестве символа была выбрала в столетие этой даты - в 2015 году.

В День Памяти 24 апреля каждого года фиолетовую незабудку по всему миру, где живут армяне. Ее изображения люди клеят на стены домов, магазинов, стекла автомобилей. (приложение 6)

Абрикос. Знаменитый фрукт, который, как считается, был выведен впервые в Армении - еще до нашей эры. Не даром его латинское название - Prúnus armeníaca, т.е армянская слива. Сами армяне называют этот фрукт  - тциран.

Ежегодный кинофестиваль, проходящий в Ереване в дни сбора этого фрукта, называется именно «Золотой абрикос» (воски тциран).

Именно из коры абрикосового дерева изготовляется знаменитый армянский музыкальный инструмент дудук, который на армянском языке именуется  (тциранапох) - то есть, трубочка из абрикоса. (приложение 7)

Гранат. Один из самых популярных фруктов в Армении. Символизирующий богатство и плодородие гранат тоже считается символом армянской нации.

На армянском языке гранат называется  (нурн), слово это встречается еще в урартских клинописных табличках как  (нуранти).

Режиссер Сергей Параджанов снял свой знаменитый фильм об армянском поэте и ашуге XVIII века Саят-Нова, названный именно «Цвет граната». (приложение 8)

Дудук . Он же, как мы уже говорили выше, циранапох. Древнейший армянский национальный музыкальный инструмент, чьи корни идут еще ко двору царя Тиграна Второго Великого (I век до н.э). Говорят, в дудуке заключена вся душа армянского народа. (приложение 9)

Хачкары. Это рельефные древние обелиски - каменные христианские армянские кресты со знаменитыми ласточкиными хвостами, вырезанные в камне. Увидеть хачкары можно везде, где живут армянские общины. А самому искусству изготовления хачкаров уже не одно тысячелетие. (приложение 10)

2.2. Архитектурные особенности Армении

«Страна камней» - так нередко называют Армению. Действительно, горные пейзажи этой кавказской страны часто не изобилуют растительностью. Пейзаж нередко похож на каменную пустыню, среди которой тут и там по стране разбросаны памятники средневековой храмовой архитектуры, которые за неимением других материалов возводились из массивных каменных блоков. Архитектура Армении органично вливается в окружающие ландшафты, создавая вместе с окрестными хребтами и пиками единую законченную композицию.

Традиционной армянской архитектурой считаются именно религиозные объекты: монастыри и храмы. Именно они смогли выстоять под натиском разорительных набегов, завоеваний, войн, а также землетрясений.

В раннем Средневековье, в V-VI веках н.э., на территории Армянского нагорья строились, как правило, базилики. Это постройки прямоугольной формы, состоящие из нескольких рядов колонн (обычно из трех). При этом центральная часть сооружения явно возвышается над двумя боковыми. Конец VI – начало VII веков ознаменовываются началом строительства крестово-купольных и центрально-купольных храмов. В таких сооружениях фронтальная часть церкви оснащена боковыми сводами и увенчана куполом, который виден со всей территории вокруг храма. В последующие столетия архитектурная композиция храмовых и монастырских строений менялась: сооружения становились всё более сложными, а на их фасадах появлялось всё большее количество украшений. Формы христианских храмов в Армении непрерывно совершенствовались, в общую композицию добавлялись новые элементы, к примеру, барабан купольной формы. Однако, общие принципы строительства церквей в Армении не менялись с эпохи Средневековья.

В Армении много монастырей и целых монастырских комплексов, и их архитектурный ансамбль нередко складывался из большого числа составных элементов: собственно храма (или даже нескольких церквей), часовни, колоколен, монашеских келий, трапезных, служебных и хозяйственных помещений, книгохранилища и многих других. Монастырь часто мог быть окружен высокой стеной, а над главными воротами иногда возводили небольших размеров храм. Первые монастыри на территории Армении появились еще в VII веке, а настоящий расцвет их возведения относится к XII веку.

Армянская архитектура также богата строениями нерелигиозного назначения. Так, к примеру, по всей стране можно увидеть множество построек феодальной эпохи: это и крепости, и дворцы, и целые замки. Отдельно можно выделить караван-сараи – специальные пристанища для путников и торговцев, совершавших свое путешествие по Великому Шелковому пути. Есть в Армении и памятники дохристианской эпохи, например, языческий храм Гарни (III - II в.в. до н.э.), который часто называют «храмом Солнца».

Наиболее бурное развитие городов в Армении приходится на конец XIX – начало XX веков. В то время Восточная Армения вошла в состав Российской Империи. История архитектуры Армении в XX веке немыслимо без имени инженера-архитектора Василия Мирзояна. Он спроектировал здания Казначейства, Ереванской мужской гимназии, казённой палаты, а также Учительской семинарии.

В XX веке в период Советской власти Ереван застраивался особенно активно. Для застройки города архитектором Александром Таманяном был разработан генеральный план, согласно которому в городе появился знаменитый Большой Каскад, здание Оперы и балета им. Спендиарова, здание Дома правительства и многие другие. Характерный цвет зданий в центре Еревана – розовый. Причиной тому стала облицовка построек розовым туфом, которым оказались богаты недра армянской земли. (приложение 11)

2.3. Культурные и духовные традиции армянского народа

Трепетное отношение к семье и старшим. Семья для армян — святое, а мнение старших играет большую роль.

Армяне свято чтут старших, а жены всегда и во всем слушаются мужей. Никто даже не пытается устраивать бунт или революцию: в этой стране не умеют жить иначе. Если вступают в брак, то исключительно по любви и на всю жизнь. Если пришел гость, то его встречают со всей душой и открытостью, предлагают лучшие блюда, оставляют на ночлег, всячески ублажают. Глава семьи — только мужчина. Только он может решать все важные семейные вопросы, и его обязаны беспрекословно слушаться. Он ответственный за свою семью, а потому без него никто не может самостоятельно принять какое-либо решение, даже если на первый взгляд оно кажется незначительным. (приложение 12)

Безмерная любовь к детям. Детей здесь обожают, позволяют им почти все. Рождение ребенка, особенно мальчика, — большое счастье, часто встречаются многодетные семьи. В прошлом возле дома, где рождался малыш, играли музыку, украшали его зелеными ветками. Воспитание детей основано на религиозности. Армяне являются христианами, но не традиционными. У них существует Армянская григорианская церковь. Хотя есть и православные, поэтому многое зависит от конкретной семьи. В любом случае ребенка воспитывают верующим, богобоязненным, набожным. (приложение 13)

Традиция жить вместе. Хотя недвижимость в стране не дорогая и можно позволить себе жить отдельно от родителей, многие армяне живут вместе.
(приложение14)

Гостеприимство  у армян в крови. Они любят встречать дома гостей, накрывать большой стол, готовить вкусную еду и приятно проводить время вместе. Народ считает, чем чаще человек угощает других, тем больше благополучия вернется ему в ответ и если принимать каждого приходящего гостя с любовью и заботой, то в доме поселится счастье, а финансовый поток никогда не оскудеет. Поэтому, приезжая в Армению, можно не бояться: там никто не остается без ночлега и полноценного, сытного ужина. Местные жители готовы встретить и принять незнакомца, они действительно очень щедрые и общительные. (приложение 15)

Год начинается с празднования Рождества. Еще одна интересная традиция в Армении: именно в Рождество наряжается елка, покупаются подарки, вся семья собирается за столом. Традиционное рождественское блюдо — рыба, которую очень любят и уважают армяне. Длятся торжества примерно два-три дня, чтобы все смогли зайти в гости, поздравить, отдохнуть. (приложение 16)

Праздник Трндез. В конце зимы армяне отмечают праздник Трндез, который посвящен приходу весны. Он сохранился еще с языческих времен. Празднуют Трндез, разводя костер во дворе церкви, и пары, которые поженились в предыдущем году, прыгают через него, чтобы отогнать злых духов и очиститься от всего плохого. Чем-то напоминает русскую Масленицу и Прощеное воскресенье. (приложение 17)

Праздник Вардавар. Еще один праздник, сохранившийся с языческих времен и ставший традиционным, — Вардавар. Его отмечают в самый разгар лета. Это веселое событие, в день которого все поливают друг друга водой. Посыл в том, чтобы спасти землю от засухи,  а также любимое развлечение детей и молодежи. Некоторые видят параллель со знаменитым днем Ивана Купалы. (приложение 18)

Церемония подачи шашлыка во время пира — тоже традиция. Есть даже специальный танец. Когда во время свадьбы приносят это блюдо, официанты вместе красиво танцуют.(приложение19) 

Сватовство. Если перевести на русский язык, то это армянская помолвка. Считается, что это своего рода репетиция свадьбы, благословение венчальных колец. После этого уже никто не имеет права помешать молодым пожениться. А если и попытается, то будет осужден обществом. По сути, это своеобразное закрепление согласия обеих сторон. Поэтому даже сами будущие муж и жена не смогут отказаться от свадьбы.

Но если сравнивать с древними свадебными традициями Армении, то в современной интерпретации этот обычай довольно упрощенный: в доме невесты просто накрываются праздничные столы или же всех гостей приглашают в ресторан. Жених преподносит невесте обручальное кольцо, которое в древности освящалось присутствующим священником. Сейчас это уже не совсем обязательно, но в некоторых консервативных семьях все-таки встречается. По сути, традиция «ншандрек» в Армении — это душевные семейные посиделки, планирование торжества и обсуждение технических моментов.
Когда родители жениха идут сватать девушку, ее родители не должны соглашаться сразу. Это старый и интересный обряд, который многие до сих пор с юмором соблюдают.
(приложение 20)

Выкуп невесты. На свадьбах, когда жених выводит невесту, ее родной или двоюродный брат или ближайший друг семьи должен перекрыть кинжалом дверной проем и требовать денег за невесту. В ответ жених или крестный должен обязательно дать хорошую сумму денег. (приложение 21)

     2.4. Традиционные народные промыслы

Самые известные образцы керамического искусства — блюда, чаши, кувшины с короткой горловиной и низкими поддоном , они украшались изображениями птиц и зверей. Сегодня армянское керамическое искусство с точностью повторяет приемы традиционного гончарного ремесла. Однако сохранив древние традиции, современные мастера стремятся к новым формам и средствам выражения.

Гончарное искусство. В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда. Следует отметить, что гончарное дело имеет глубокие корни в Армянском нагорье . Археологами были обнаружены великолепные образцы , относящиеся к III тысячелетию до н.э., есть и более поздние - из урартских поселений, например из Кармир-блура. Славились своей керамикой, особенно обливной, средневековые столицы Армении - Ани и Двин. Хоть найденные здесь изделия были сугубо местного производства, некоторые из них по технике исполнения, цветовой гамме, декоративным приемам, орнаментальным мотивам имели определенные аналогии с персидскими и византийскими образцами, что несомненно свидетельствует о том, что армянские мастера того времени были хорошо знакомы с окружающим их культурным миром.

Сельские гончары, среди которых были и женщины, изготовляли на гончарном круге, а иногда и без него, разнообразные изделия, необходимые в быту : карасы, кувшины, миски, а также черепицу для кровли и плитки для пола. Особого мастерства требовало создание тонира - традиционной печи, служащей для приготовления пищи и обогрева. Выкладывала тонир обычно женщина. Стоя в вырытой в земле яме, она накладывала кругами друг на друга жгуты из глины, давая время нижним рядам подсохнуть и окрепнуть. Затем в этом цилиндре разводился огонь для обжига глины.

В тонире обжигали разного вида глиняную посуду: карасы различной величины с одним или двумя ушками для хранения крупы, масла и других продуктов; употребляемый так же, как и карас, высокий ошнак с одним ушком и с узким дном; предназначенный для варки пищи; кчуч с двумя ручками или путук без ручек; глубокие миски, остродонные кувшины и кружки для воды, маслобойки, солонки, светильники. Гончарство не потеряло своего значения и в наше время, прежде всего в сельском быту, где сохраняется широкий спрос на различные традиционные изделия из глины.

Ковроделие. Один из древних армянских ковров 1202 года хранится в Вене. Его композицию составляют стилизованный растительный орнамент и вкомпонованные в него мотивы животного мира. Для ковра характерны цветовые отношения, традиционные для армянского ковра: красный, синий, золотистый с добавлением молочного, зеленого и черного — исключительно красивая цветовая гамма. Высокая культура цвета вообще характерна для армянского искусства: успокоенная гармония, без контрастов, без акцентов, неяркая благодаря растительным красителям.
Прежде широко было распространено ворсовое ткачество, а теперь лишь изредка на селе занимаются ворсовым ковроделием, и именно эти ковры пользуются огромным спросом. Традиционному армянскому ковру свойствен мелкий, почти ювелирный рисунок, который на поле ковра смотрится, как драгоценная вязь орнаментальных растительных форм. В этом арабеске теряются формообразующие композиционные линии. Ковер как словесная витиеватая ткань восточной сказки. Ворсовые ковры выделывали в Васпуракане, Карине, Зангезуре (восточная Армения), а также в Карабахе и в Ереване.
Безворсовые ковры—карпеты ткали даже в больших количествах, чем ворсовые. Ковровые изделия, хурджины — переметные сумы, мафраши — ковровые сундуки, накидки для седел и своеобразные мешочки для соли имеют рисунки, которые вызывают ассоциации с витражом. Их фон обычно заполнен мелким цветным узором зеленого, красного, желтого и голубого цвета, который смотрится как каскад цветных искр, и этот узор организован в крупные бело-черные фигуры. Такой узор чаща прочих свойствен мешкам для соли атаманам. Встречается и полосное построение декора. Полосы крупные одноцветные темно-терракотового или пмиоеннего цвета, а между ними — мелкие ромбики и звездочки искрятся голубым, красный и желтым цветом.
В Армении изготовляют интереснейшие шерстяные мячики. Они имеют геометрические узоры на светло-сливочном фоне. Мячи, прежде имевшие ритуальное значение. подобны тем, которыми эскимосы встречали первый приход солнца после долгой полярной ночи.

Кружево. Простым, легким, сквозным, ажурным рисунком отличается армянское игольное кружево, центром изготовления которого традиционно исстари был город Ван. Кружево разреженное, нитка тонкая желтоватая крученая образует узор изделий круглой формы в виде розетки. Розетка иногда имеет вихревой характер. Даже в 1950-е годы, при всеобщей тяге к усложнению декоративности изделия, к украшательству армянское игольное кружево сохраняло почти античную строгость и четкость рисунка розеточной композиции. В кружеве Армении и сегодня привлекает приверженность традициям, геометрическому орнаменту. Правда, теперь несколько огрублена нить по сравнению даже с образцами начала века п желтовато-кремовый цвет сменился откровенно белым, что тоже не лучшим образом повлияло на внешний вид изделий. Мастера нынешнего поколения Е. Геворкян, Р. Аратюнян, Г. Мирзоян, В. Кочарян и другие следуют лучшим традициям армянского игольного кружева, сохраняя стилевую точность и незаурядное мастерство. В изделиях попроще, не предназначенных для выставок, традиция игольного кружева иногда переводится на язык вязания крючком, но эти изделия не являются лучшими типичными для промысла.
Во всех армянских народных преданиях особые почести заслуживали ремесленники. Изделия армянских мастеров всегда поражали приезжих путешественников тщательностью выделки, добросовестностью в изготовлении, незаурядным художественным чувством. Армянские мастера дорожили своим добрым именем. И в самые сложные исторические времена славились по всему свету армянские ковры, шелковые ткани, резные изделия из камня и дерева, тончайшее филигранное ювелирное искусство, медная посуда, вышивки, кружево. Художественные промыслы не прерывали свою богатую традицию. Успешно развивались промыслы в Нагорном Карабахе, Зангезуре, Лори-Казахском районе, Нор-Баязете.
Не стоит преуменьшать потерь на всем протяжении исторического развития промыслов. Из наследия армянского народного ремесла к нашему времени исчезли плетение циновок, украшение банных рубашек роскошными вышивками, ибо ритуал посещения бани раньше был исключительно значительным, почти ушло из промыслов золотое шитье, угас промысел узорных войлоков. Именно потому, что народное искусство теснейшим образом всегда было связано с бытовыми потребностями человека, с изменением условий его жизни, со временем отмирает необходимость в тех или иных изделиях. Однако накопленные знания в области тех или иных кустарных промыслов успешно претворяются в произведениях современных профессиональных армянских художников, бережно и с большим вниманием относящихся к художественным достижениям замечательного народного армянского искусства.

          2.5. Национальный армянский быт

Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.

Женский  армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника (не во всех районах).

Рубашка, или «халав», была белого (на западе) или красного (на востоке) цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Горловина «халава» была круглой, грудь открывалась продольным вырезом, украшенным вышивкой. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» - длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, красивый вырез на груди и разрезы от бедра по бокам, разделяющие его подол на три части. «Гогноц», или передник, носили армянки западных районов. В восточных районах он не был обязательным атрибутом костюма. Рубашка и штаны шились, в основном, из хлопка. Архалук мог быть шелковым, ситцевым или сатиновым. Качество ткани зависело от финансовой обеспеченности семьи.

В праздничные дни армянки надевали на архалук нарядное платье «минтану». «Минтана» силуэтом повторяла покрой архалука, но на платье отсутствовали боковые разрезы. Рукава платья с разрезами от локтя до запястья были окантованы красивой тонкой тесьмой с застежкой-пуговицей либо браслетом.

В западных районах одежда женщины отличалась большим многообразием. Вместо архалука носили платье, крой которого предусматривал боковые разрезы от линии бедер, а также расклешенные рукава. Называли такое платье «антари» или «зпун». Шили его из хлопка и из шёлка.

Сверху «антари» надевали еще платье без боковых разрезов, называемое «джуппа», «хрха», «хатифа» или «путали». Все эти разновидности платьев отличались кроем и тканью. Единой их особенностью было то, что из-под рукавов платья должны были открываться рукава «антари».

«Гогноц» - передник с тонким пояском, содержащий элементы вышивки из яркой тесьмы. На поясе вышивались слова: «На доброе здоровье».
Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Богатые армянки носили золотые и серебряные пояса.

При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.

В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.

Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.

Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.

Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились.
Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали 
платок зеленого или красного цвета.

Западные армянки предпочитали носить высокие деревянные ободки – «котики» и «варды». «Котик» в передней части был обшит бархатом с жемчужной вышивкой, изображавшей небо, звезды и солнце. На бархат нашивали амулеты из серебряных пластинок. «Вард» отличался лишь вышивкой, изображающей райский сад, птиц и цветы. С боковых сторон «варда» крепили по одной большой пуговице, на лоб надевали ленты с двумя рядами золотых монет, в центре красовалась самая большая монета. Височную часть украшали нитками жемчуга. «Вард» носили сверху красной шапочки с кисточкой.

Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки. (приложение 22)

Мужской народный костюм. В комплект национального мужского костюма восточных армян входили рубашка, шаровары, архалук и «чуха».

«Шапик» - это сшитая из хлопка или шёлка, с низким воротником, на застежке сбоку рубашка. Затем армяне надевали широкие шаровары «шалвар» из хлопчатобумажной или шерстяной ткани синего цвета. На талии в шов «шалвар» вставляли тесьму с кисточками на концах. Сверху «шапика» и «шалвар» носили «архалук». Архалук из хлопка или из шёлка застегивался на крючки или маленькие пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Затем на «архалук» надевали «чуху» (черкеску). Черкеска была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно надевалась мужчиной при выходе из дома. Крой черкески предполагал длинные откидные рукава и подол, присборенный на талии. Подпоясывали «чуху» кожаным или наборным серебряным поясом. В зимний период мужчины носили длинные овчинные шубы.

Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.

В западных районах ткань для рубашки, наряду с хлопком и шёлком, ткали из козьей шерсти. Шаровары «вартик» были заужены внизу и обмотаны тканью. Вместо архалука поверх рубахи надевали кафтан «елек», а на него - верхнюю цельнокроеную куртку «бачкон». «Бачкон» перевязывали в несколько слоев на талии широким шарфом из ткани. В слоях ткани хранили оружие, деньги, табак. В холодное время года согревались безрукавками из козьего меха.

Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.

Самым распространенным видом обуви у армян, как мужчин, так и женщин, были сделанные из кожи крупного рогатого скота лапти «трех». Трех отличались заостренными носами и длинными шнурками, опоясывающими голень до колена. Важным элементом костюма были носки. Их вязали как однотонными, так и цветными. Женские носки «гулпа» были неотъемлемой частью традиционного костюма армян. Их история началась еще с начала существования Урартского царства и сохранялась вплоть до середины XX века. Носки даже входили в состав приданого невесты. Мужские «ноговицы» или «обмотки» также вязали из цветной шерсти либо шили из ткани. Их надевали поверх носков и зашнуровывали.

В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.

«Трех» чаще можно было встретить в сельской местности, в городе же мужчины носили кожаные черные сапоги, а женщины – кожаные туфли.

Обувь в западной части немного отличалась. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли «солер», на каблучок которых прибивали подкову. Женские туфли были желтого, зеленого, красного цветов, мужчины – красного и черного. Также популярностью пользовались сапоги на плоской подошве, сверху которых обували туфли без задника на каблуке. Мужчины, помимо туфель, носили сапоги из красной кожи. (приложение 23)

Особенности армянской кухни. Процесс приготовления многих армянских блюд – сложный и долгий. Здесь нередко используются разные приемы технологической обработки: продукты фаршируют, взбивают, готовят из них смеси, напоминающие по консистенции пюре или суфле, а затем соединяют. В этой кухне немало блюд из рубленого мяса: кололик (суп с фрикадельками), кололак (фрикадельки из мясного фарша с различными наполнителями – рисом, яйцом, кизилом, пряной зеленью, – которые обжаривают на масле), котлеты схторац, толма (блюдо, напоминающее голубцы, с начинкой из мясного фарша с другими ингредиентами, а также подливы). Готовят в Армении и блюда из натурального мяса (например, шашлык, который здесь называют хоровац) и домашней птицы целиком. Но и к таким кушаньям добавляют дополнительные ингредиенты, которые значительно меняют их вкус. Кроме того, в армянской кухне зачастую используются сложные виды тепловой обработки. Так, немало блюд из овощей, мяса, рыбы сначала обжаривают, затем отваривают и, наконец, тушат, доводя до полной готовности на плите, в духовке или в тонире. Конечно, времени на это уходит достаточно много. Особенно трудоемким, как правило, бывает, многоэтапный процесс приготовления кондитерских изделий. Некоторые сладкие блюда из фруктов и орехов здесь готовят несколько недель! В результате аромат и вкус продуктов нередко настолько меняется, что определить, из чего было приготовлено то или иное блюдо, бывает не так-то просто. Другая особенность армянской кухни – использование большого количества острых  и пряных добавок, а также соли.

Мясные супы (бозбаш, кололик, хаш) не только в разных районах, но даже в разных семьях нередко варят по рецептам, которые отличаются от «основных», общепринятых. Например, бозбаш из бараньей грудинки с овощами и фруктами, в который добавляют винный уксус, лимонный или гранатовый сок, по-разному готовят в Ереване, Эчмиадзине, Сисиане; отличаются друг от друга летний и зимний рецепты этого кушанья. Немало вторых блюд (толму, кололак, различные запеканки, бораки – пельмени) готовят из молотого мяса. Популярны в Армении и кушанья из цельного или нарезанного кусками мяса, которое обжаривают на открытом огне (шашлык), запекают в глиняной посуде вместе с овощами (кчуч), обжаривают, потом тушат с овощами и фруктами (пастынер), отваривают, затем обжаривают и снова отваривают в получившемся бульоне, добавляя овощи и фрукты (тыал).

  Готовят здесь и консервированный тыал. В прежние времена тыал могли хранить в течение всей зимы в герметически закрытых кувшинах, которые закапывали в землю. Заготавливают впрок и вяленое мясо (бастурму), копченую свинину (хозапухт), копченые колбасы (ароматный мясной суджух с чесночком, перчиком, корицей и другими пряностями). Из птицы варят супы: таронский суп, тархану с лапшой на курином бульоне и другие. Для вторых блюд курицу обычно отваривают или тушат, но не жарят. Армянские блюда из птицы не бывают острыми: к ним добавляют кисло-сладкие приправы из фруктов и сухофруктов – яблок, кизила, кураги, чернослива, изюма.

Другая визитная карточка армянской кухни – блюда из рыбы. Самой вкусной всегда считалась нежная севанская форель, которую называют ишхан – «царская рыба». Рыбу варят, тушат в лаваше, жарят на сковороде, на вертеле, на углях, запекают в пергаментной бумаге, фаршируют. Нередко такие блюда готовят с приправами из мякоти и сока кислых фруктов (алычи, гранатов, лимонов), из грецких орехов с добавлением виноградного уксуса, черного перца горошком, зелени, сахара и соли, а также с пряностями (красным перцем, луком, эстрагоном и петрушкой). Традиционное блюдо – рыбный кчуч – готовят в глиняной посуде.

Еще один любимый продукт – сыр. В рационе армян, занимавшихся скотоводством, он всегда был одним из основных. Сейчас в Армении изготавливают белый сыр, а также бурдючный (мотал), плетеные и плесневые сыры. Один из самых распространенных кисломолочных продуктов – мацун – готовят из овечьего, а также коровьего, козьего молока и молока буйволиц. Мацун и другие кисломолочные продукты в армянской кухне добавляют в супы, используют для приготовления подлив к овощным и мясным блюдам.

Славится Армения и своими винами. Около 80 % винограда используется для изготовления знаменитого армянского коньяка. Великолепные коньяки сортов Арарат, Арменика, Мане, Наири, Ной, царь Тигран и другие. Пятидесятиградусный «Двин» – самый крепкий в мире коньяк. Этот напиток отличается терпким насыщенным вкусом с оттенками шоколада, ванили, апельсина, меда, корицы или орехов и восхитительным тончайшим ароматом. (приложение 24)

        

2.6.Сохранение национальной самобытности в семье

Традиции и обычаи армянского народа, сформировавшиеся за многие века,  являются его гордостью. Темпераментные и вспыльчивые, но в тоже время добродушные и открытые, армяне нежно привязаны к детям, с трепетом и уважением относятся к семейным ценностям. Армянская семья всегда отличалась прочностью, и даже в условиях современного мира, благодаря тесным семейным узам и взаимному уважению, армянам удается сохранить свои союзы - крепкими.

Армянские дети. Современная армянская семья, как правило, состоит из 4-5 человек. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, ее авторитет признается выше авторитета мужчины. Почтительное отношение к старшим, проявление знаков внимания и уважения также являются для армян традиционными. К мнению старших всегда прислушиваются, старики играют значительную роль в решении важных семейных вопросов. В присутствии старших считается неприличным громко разговаривать, курить. Если в дом входит пожилой человек, молодые люди должны в знак уважения встать, а садиться только после приглашения старшего в доме.

Традиции брака. Брак — один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общественных отношений и отражают как общие закономерности развития человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно - правовые нормы, нравственные представления и традиции.

Армянское гостеприимство. Армянский народ издавна славится своим гостеприимством, теплотой и миролюбием. Местные жители приятно поражают туристов искренностью и радушием. Доброжелательное отношение к гостям, бескорыстность и открытость были и остаются характерной особенностью армян. Люди в Армении сохранили удивительную душевность, порядочность и честность.

Традиции семейных отношений. Объем родственных связей, которые поддерживает типичный армянин, очень велик. Однако кровное родство и степень этого родства играют здесь не решающую роль. «Требуется» общаться лишь с каким-то количеством родственников, а кто именно это будет — дело личного выбора. Родственные «звания» — во-первых, это удачный повод для установления личных отношений с кем-либо. Во-вторых, выяснение, проявление и реализация в общении родственных связей — своего рода национальное «хобби», интересное, приятное занятие для многих армян. С каким смаком армянин упомянет, что, например, такой-то приходится братом посаженному отцу тещи его дяди! Ведь быть собой — значит быть в родстве с другими, не быть чужим, не быть одиноким. Человек, связанный с кем-либо, вызывает доверие. Достаточно рассказать собеседнику о своих детях, родителях, близких друзьях. Конечно, рассказать только хорошее, выразить гордость за них. И наоборот, «ничей человек» вызовет или острую жалость или — подозрение. Например, человек, рассказавший кому-то в подробностях о своей ссоре с матерью или с братом, рискует больше не восстановить доверия собеседника.

  2.7.Популяризация народной армянской культуры

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци ( X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали ( X в.), Фрика ( XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.

Наука. Ованес Адамян (1879- 1932) -  армянский и советский изобретатель, инженер-электрик, один из изобретателей цветного телевидения и радиофототелеграфии.                

Бори́с Арташе́сович Бабая́н (род. 1933) — советский и российский учёный, педагог, разработчик вычислительной техники, член-корреспондент АН СССР (1984; с 1991 года — Российской академии наук). Автор трудов по архитектурным принципам построения вычислительных комплексов, компьютерного программного обеспечения. Лауреат Государственной (1974) и Ленинской (1987) премий. Первый европейский учёный, удостоенный звания Intel Fellow.

Виктор Амазаспович Амбарцумян (1908 - 1996 ) - выдающийся советский ученый, один из основателей теоретической астрофизики. Труды Амбарцумяна относятся к области физики звезд и туманностей, звездной астрономии, динамики звездных систем, космогонии звезд и галактик, математической физики. Амбарцумян является автором принципиально новой космогонической концепции. Амбарцумян - дважды лауреат Сталинской премии (1946,1950), дважды Герой Социалистического Труда (1968,1978) , лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996), Национальный Герой Армении, обладатель многочисленных академических наград, основатель Бюраканской обсерватории.

Джеймс Филипп Багян (Кундебагян) (1952) — астронавт, врач, инженер, спортсмен и лётчик армянского происхождения. Родился в 1952 году в Филадельфии. В 1974—1978 гг. участвовал в многочисленных авиационных соревнованиях, а с 1980 года был принят в группу астронавтов США.Родные Багяна родом из Западной Армении. Работает директором Центра медицинской инженерии и безопасности пациентов в Мичиганском университете.

Реймонд Ваган Дамадьян (1936) — один из изобретателей магнитно-резонансной томографии. Он армянский врач и ученый. Раймонд Дамадян был изобретателем первой сканирующей машины MR (Magnetic Resonance). Он был первым человеком, который выполнил полное сканирование тела человека для диагностики рака в 1977 году.

Искусство. Иван Константинович Айвазо́вский (Ованес Айвазян; 1817—1900) — всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер. Брат армянского историка Гавриила Айвазовского.
        Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму.
        Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

        Алекса́ндр Афана́сьевич Спендиа́ров (Спендиарян; 1871- 1928) — русский и советский композитор, дирижёр, Народный артист Армянской ССР (1926). Ученик Н. Кленовского и Н. А. Римского-Корсакова. Один из основоположников армянской классической музыки, музыкально-общественный деятель и педагог.        
        Большую часть своей жизни прожил в Крыму: Симферополь, Ялта, Судак. В 1924 году переезжает в Ереван и весь свой талант отдает армянскому народу, создает симфонический оркестр, преподаёт в консерватории.

Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (1903-1978) — советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель армянского происхождения. Герой Социалистического Труда (1973). Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944).

Оване́с Тадево́сович Туманя́н (1869-1923) армянский поэт и писатель, общественный деятель.  Получил широкую известность после выхода сборника «Стихотворения» (на арм., 2 т., 1890—1892). В 1899 году в Тифлисе создал литературный кружок «Вернатун», членом которого были видные армянские поэты, писатели, художники и композиторы.
        Был в дружеских отношениях со многими армянскими, грузинскими, русскими поэтами и писателями своего времени, переводил с нескольких языков (Байрон, Гёте, Пушкин).

Мгер (Фрунзик) Мкртчян (1930 – 1993) советский, армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Исполнитель главных ролей в фильмах «Мимино», «Суета сует», «Не горюй», «Кавказская пленница» и многих других.        
        Выступал в качестве театрального режиссёра, ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни занимался созданием своего театра (ныне — Ереванский театр имени Мгера Мкртчяна).

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать Арама Хачатуряна, кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и Армена Джигарханяна, писателя Уильяма Сарояна, футболиста Генриха Мхитяряна, шахматиста Гарри Каспарова, певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это. (приложение 25)

        3.Заключение

1.Провели беседы с односельчанами.

2.Подробно изучили данные.

3.По окончанию работы  были сделаны выводы.

Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Проанализировав материал, мы подвили итог, что жизненный уклад любого народа проистекает из исторических традиции, культурных традиций и нравственных норм народа. Примером могут служить армянские семьи, проживающие в нашем селе: Пашинян, Гукасян, Саргсян, Баласанян,Уснунц. (приложение 26)

        Данная работа помогла нам узнать историю, традиции народа, который живёт рядом с нами на Курской земле. Мы считаем, что чем больше будем знать о народах, проживающих в России, тем меньше будет межнациональных конфликтов на российской земле.

         4. Список источников

1.            Армения [Электронныйресурс] URL: http://www.worlds.ru/asia/armenia/history-armenija.shtml.

2.            Мамулов С. С. Удивительный народ из страны чудес. - М:, 1993 – 174с.

             3.      Народы России: от прошлого к настоящему / Алексеева, Т.И., Бацевич, В.А., Година, Е.З. и др. — М., 1991.

2.            Традиции [Электронныйресурс] URL: http://miavorum.org/index.php/tradition.

4.            Традиции и обычаи армянского народа [Электронный ресурс] URL: https://world-card.ru/traditsii-narodov/1242-interesnoe/traditsii-narodov/2571-traditsii-i-obychai-armyanskogo-naroda


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уровни трудности умений по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной)"

Уровни трудности умений по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной)...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ)

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать пись...

Функциональная грамотность: Читательская

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка: развитие умения извлекать информацию из текста, анализировать и отбирать необходимый материал...

Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.

В ст                  В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, по...