Литературный бал
материал (11 класс)

Колесникова Валентина Ананьевна

Литературный бал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературный бал32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературный бал»

Цель : показать  историю возникновения Бала, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.

Задачи:

-показать красоту и многообразие танцев . исполняемых на балах и долговечность  вальса , описанного в русской классической литературе.

-привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;

-приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими

-классическими произведениями  русской музыкальной культуры ;

-повысить мотивацию самосовершенствования , как в эстетическом , так и в интеллектуальном плане

Ход бала :

Звучит музыка ( в темноте зала, на сцене со свечами в руках стоят ведущие)

Данил: Я свечи зажигаю и молчу,

 и смотрит мне в глаза волшебник –вечер,

рукою тьмы притронувшись к плечу, впервые бала зажигаю свечи.

Лена:

От танца к танцу по невидимой дороге ,

От кринолинов и корсетов до шелков,

Скользим сквозь время , сквозь великую эпоху,

Где танцы появлялись вновь и вновь.

Данил : Что же гостям ждать нашим здесь от бала?

Сейчас расскажем не тая, чтоб наша честь не пострадала,

Представить рады вам, друзья!

Лена: Бал в стиле века золотого, чтоб в каждом воспарили вновь,

К Отчизне, к Родине любовь! ( в зале зажигается яркий свет)

Звучит музыка

Данил: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

Лена: Сегодня все вы приглашены на наш литературный бал. Среди вас , сударыни и судари , я вижу  много знакомых лиц. Желаю  вам веселья на балу!  И пусть он станет настоящим праздником танцевального искусства и признанием в любви великой русской литературе!

Данил:  Господа, рад сообщить вам, что к нам пожаловали  писатели , поэты и их литературные герои. По светским условиям бала представляем  Вам почетных гостей.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать  своё почтение , в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

Данил :  Сегодня на балу присутствуют:  ( дети выходят парами, делают реверанс или книксен)

- Чета Гриневых , Петр Андреевич и Марья Ивановна

-Князь Григорий Александрович Печорин и Мэри

-Евгений Онегин и Татьяна Ларина

-Родион Раскольников и Соня Мармеладова

-Владимир Дубровский и Мария Троекурова

-Графиня Ростова  и его сиятельство  князь Андрей Болконский

-Марья Гавриловна и полковник Бурмин

-Сергей Есенин и Айседора Дункан

-Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова

-Марина Цветаева и Сергей Эфрон

-Сергей Есенин  и Зинаида Райх

-Иван Сергеевич Тургенев и Полина Виардо

-Александр Блок и Любовь Менделеева

-Владимир Маяковский и Лиля Брик

-Анна Ахматова и Николай Гумилев

-Федор Иванович Тютчев и  Елена Денисьева

Ребята проходят в зал , юноши провожают девушек до их места, кланяются и садятся напротив.

Данил: Дамы и господа , все гости  прибыли, бал можно считать открытым!

Лена:  А что это – Бал?

Данил:  А это, душа моя, танцевальные празднества, введенные еще государём Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей. И название им велено было дать – АССАМБЛЕИ. А позже они стали именоваться балами. Слово «бал» старо – французское, раньше оно означало «танцевать, прыгать».

Лена: Я слышала, что на балах было принято не только танцевать и общаться, но и устраивать благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Данил: Вы правы, и именно поэтому в 18-19 веках балы были  столь популярны , что проводились  в любое время года , не смотря на погоду.

Выходят девочки , читают стихи о временах года  ( звучит музыка П.Чайковского «Времена года»)

Девушка Зима (                                               )

Вот север , тучи нагоняя, дохнул , завыл, -и вот сама

Идет Волшебница зима! Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов, брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз . И рады мы проказам матушки – зимы!

Девушка – Весна  (                                                    )                    

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи , и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.

Девушка – Лето  (                                                                     )

Зарумянилась вишня и слива, налилась  золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива, и в траве на лугах не пройдешь,

Солнце ходит высоко над сводом раскаленных от зноя небес.

Пахнет липа душистая мёдом, и шумит полный сумрака лес.

Облаков золотые волокна ввечеру весь облягут закат,

И с полей в растворенные окна понесётся сильней аромат.

Девушка-  Осень (                                                                     )

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят: любо в лесу мне бежать, слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать! Долго на листьях лежит ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как –то глядит ясность прозрачных небес…

Данил:  Бал – это всегда место встреч, свиданий , первых знакомств, а также место, где можно было посплетничать и обсудить последние светские новости.

Выходят  девочки : (________________________________________________)

Сценка «Сашенька и Машенька»

- Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!

 Какой чудесный нынче бал!

 Вот, капитан Васильев - душка -

 Со мной мазурку  танцевал!

- Ах! Машенька! Моя родная!

 Гуляевой графини сын

 Ко мне неравнодушен, знаю!

 Он здесь без матушки, один!

 - Взгляни направо, дорогая!

 Стоит красавец офицер.

 На нас он смотрит не мигая.

 Ну, просто, чудо кавалер.

- А! Князь Миронов! Из Парижа

 Вчера вернулся, говорят.

 Сейчас к нам подойдет поближе.

 Он, кстати, сказочно богат.

 - О! Дочь купца Петрова - Глаша.

 Кривляка! Ишь, задрала нос!

 Товар удачно сбыл папаша,

 Гостинцев ворох ей привез.

- А что за дама там, послушай?!

 Уж на советника ль вдова?!

 - Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

 Явилась старая сова!

 - Охота на мужчин открыта.

 Несдобровать сегодня им.

 И мы, с тобой, не лыком шиты.

 Себя в обиду не дадим.

 - Глянь, небо звездное какое!

 Отбросим все печали прочь!

 И будем танцевать всю ночь!

Романс  ( « Я помню чудное мгновенье  , поют мальчики 11 в класс)

Данил : Трудно назвать литературное произведение 19 века , где действие не разворачивалось бы во время бала. А вообще-то , как сказал поэт :

 

Чтение стих : (___________________________________________)

 В России бал сегодня в моде, он, как и много лет назад,

Красив, престижен, благороден и всем стремится показать,

Что возрождается Россия , что красота всегда жива

И пусть узнают молодые, что мир спасает красота!

Данил: Ни один танец не требует такой строгости осанки, как , горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно –фанфарную музыку гости показывают себя , свой наряд, светскость манер и благородство.

Лена :  Так давайте уже танцевать ! ( радостно хлопает в ладошки)

Данил : В соответствии с традицией бала , имею честь объявить первый танец! Полонез, господа!

Звучит полонез, дети танцуют.

Лена: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!

Данил: Как поговаривали в те времена – романсом на балу начиналась любовь, а вальсом  решалась судьба.

Лена: Романс ,  в нем  отражалось смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на сча стье.

Звучит романс «Зорька алая»

Данил : Светский бал был не  только местом досуга и развлечений, бал был местом смотрин, где молодые люди присматривали себе невест, где вспыхивала первая и трепетная любовь.

Стихотворение «Простые буквы, складываясь в строки…»

( читает  --------------------------------------------------------)

Простые буквы, складываясь в строки,

Являют смысл земного бытия; Дают нам жизни главные уроки.

Стремимся их постичь и ты, и я…пусть в мире истин азбучных , вовеки,

Нас согревают искренним теплом

Слова, которые понятны человеку- мир, радость, солнце, мама, дети, дом…

О. чудо! Нам дарованное свыше – обычные слова произносить, слагать стихи, читать, писать и слышать, и радость вдохновенная – творить!

Когда из уст  Творца всего земного  пролился свет Божественных даров,

Мы знаем, самым первым было Слово , и помним то, что «больше всех – Любовь!»

Данил: Любовь – какое прекрасное      и возвышенное слово! Во все времена, ради неё совершались самые безумные и самые отважные поступки, творили, надеялись, жили и умирали!

Лена: О любви писали во все времена, ведь переживание всегда ищет выход в слове, радости, а муки в любви взывают к поэзии. Сколько произведений, шедевров русской  классической литературы посвящено волнующей теме любви!

Сценка    : ОН и ОНА

Она: "Так поздно! Где ты был?" – 

Он: "Я шел почти вслепую: 

Луна за тучами, и лес окутан тьмой.

Ждала, скучала ты?" –

Она: "Неблагодарный мой!

Я здесь давно - я жду, скучаю и тоскую!"

Он: "Дай руку мне, позволь, её я поцелую.

Зачем ты вся дрожишь?" –

Она: "Мне страшно - мрак ночной,

Шум ветра, крики сов... Ужели грех такой,

Что мы с тобой вдвоем укрылись в глушь лесную?"

Он: "Взгляни в мои глаза, иль ты не веришь им?

Но может ли порок быть смелым и прямым?

И разве это грех - беседовать с любимым?

Я так почтителен, так набожно смотрю

И так молитвенно с тобою говорю, -

Как будто не с земным, а с божьим херувимом".

Лена:  Из русской классической литературы мы знаем, как много для людей 19 века значили балы. С ними связывались надежды и ожидания , во время танцев назначались встречи и свидания, вспыхивали чувства и, увы, разбивались сердца.

Данил : Оказывается,  на балах даже выяснялись отношения.

Лена :А я думала только признания в любви! Хотя нет. А теперь взгляните сюда : вон те двое, будто смущаются друг друга, хотя, кажется, молодой офицер вот –вот упадет к её ногам и откроет сердце.

Начинает звучать музыка Г.Свиридова «Метель»

Сценка из произведения А.С.Пушкина «Метель»  (                                  )              

Бурмин :Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она. И должен ли свидеться с нею когда – нибудь!

Мария Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 года я спешил в Вильну, где  находился наш полк.Приехав однажды на станцию поздно вечером я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель , и смотритель , и ямщики  советовали мне переждать. Я их послушался , но непонятное беспокойство овладело мною : казалось, кто –то меня так и толкал. Между тем метель не унималась, я  не вытерпел , приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены , ямщик  проехал мимо того места , где выезжали на дорогу и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала, я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню, в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней , по паперти ходили люди. «Сюда! Сюда!» - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался ? – сказал мне кто-то, - невеста в обмороке, поп не знает, что делать. Мы уже готовы были ехать назад. Выходи же скорее.» Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь. «Слава богу , - сказала горничная, - насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» . Старый  священник подошёл ко мне с вопросом : « Прикажете начинать ?» - « Начинайте , начинайте, батюшка»,- отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна.. Непонятная, непростительная ветреность.. я стал подле неё, священник торопился, трое  мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь»,- сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное своё лицо. Я хотел было её поцеловать… Она вскрикнула : «Ай, не он, не он!» - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся , вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал : «Пошел!»

Марья Гавриловна : Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною вашею женою?

Бурмин: Не знаю, не знаю , как зовут деревню, где я венчался, не помню, с которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною , умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко.

Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы? И вы не узнаёте меня?

Бурмин побледнел …и бросился к её ногам…

Лена: Как я рада, что всё так хорошо кончается.

Данил:  Мучительные переживания, яркие воспоминания поэты и писатели 19 века излагали на бумаге, а молодые композиторы, вдохновленные лирическими строками, рождали к этим словам музыку и в результате слияние мастерства двух творческих натур , рождался – его величество – романс…

Романс « В лунном сиянии»  (                                                                   )

Данил: Для кого –то любовь – это счастье, для кого –то испытание , а для некоторых литературных героев она становится настоящим потрясением, и они  раскрываются с неожиданной стороны.

Лена: Один из наших следующих героев тоже столкнулся с этим чувством, которое оказалось сильнее его и которое он так пытается спрятать. И за напускной грубостью этого человека скрывается доброе, умеющее любить сердце.

Сценка из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети»

-встречайте героев из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Одинцову Анну Сергеевну и Евгения Базарова.

(                                                                                                                                 )

Базаров : Анна Сергеевна, я хотел сообщить вам о том, что уезжаю.

Одинцова : Почему так скоро? Разве  вам у нас скучно? Мы ещё не обо всём с вами поговорили. Я хотела бы побольше  узнать о вас, ваших родных.

Базаров: Я не думаю, что вам это будет интересно. Мы простые люди, трудяги. Мой дед  землю пахал. Разве может быть интересна вам, аристократке , жизнь простых тружеников?

Одинцова: А я , по- вашему, аристократка? Вы меня мало знаете, потому так рассуждаете. Да, сейчас я богата, знатна, но я несчастна.

Базаров: Почему?

Одинцова :Потому что я прожила уже большую часть жизни, но вспомнить мне нечего, и впереди  передо мной мрак и пустота. Мне кажется , если бы я смогла  привязаться к кому –нибудь..

Базаров: ( с усмешкой): Уж не о любви ли вы говорите? Я думаю, не стоит  расстраиваться из-за этого, по – моему, любовь – это чувство для романтиков , но не для нас с вами.

Одинцова: Я не понимаю вас. Почему вы отвергаете это чувство?

Базаров: Да потому что любовь – это игра!

Одинцова: Любовь – игра? По – вашему , и семьи создаются шутя?

Базаров: В мире господствует расчет. Все, что бы ни делал человек, он это Все люди подчиняются этому закону.

Одинцова:  Все? И ваши родители? И вас они любят по расчёту? Я не верю, что вы так думаете, как говорите. Да вы и сами себе до конца не верите.

Базаров : Ну, это ваше право, но мне некогда продолжать спор. Я должен отправляться.

Одинцова : Уже? Так скоро?

Базаров: Да, прощайте. Буду надеяться на встречу с вами.  ( уходят)

Данил : А ты знаешь, душа моя, что, начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях , высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Лена: Я на балу впервые, но вот недавно слышала , что полька- это вовсе не польский танец, как кажется по его названию, а чешский, а его название происходит от слова « половина», потому что основной шаг в польке –половинный.

Данил: Популярность польки была необычайна : откладывались даже свадьбы , чтоб научиться танцевать польку!

Лена: Дамы и господа! Приглашаю вас на польку! Кавалеры приглашают дам!

Дети исполняют польку.

Лена:- Ох, закружили! Как вам не совестно было- ведь я на балу в первый раз, у нас в 21 веке таких развлечений нет, я чуть не сбилась с ритма!

Данил: Ну, порадую тебя, моя пери, и подарю тебе твой любимый романс!

Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда» (                                              )

Лена: Друг мой, а вы знаете, что одной из самых обсуждаемых тем во время бала была тема поэзии и литературы?

Данил: Я вам больше скажу, приглашенные на бал обсуждали новинки поэзии не только , связанные с сердечными муками, большой интерес тогдашней публики вызывали произведения , связанные с любовью к Родине, Отечеству и русской природе.

Стихотворение С.Есенина (                                                   )

Заметался пожар  голубой,  позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь – как запущенный сад, был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато – карий омут,

И чтоб ,прошлое не любя, ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан, если б знала ты сердцем упорным

Как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки, и стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки и волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой ,  хоть в свои, хоть в чужие дали..

В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.

Романс « Малиновый звон» ( вокальная группа)                                                          

Данил:  Объявляет вальс

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...