Литературный бал
материал (11 класс)
Предварительный просмотр:
«Литературный бал»
Цель : показать историю возникновения Бала, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.
Задачи:
-показать красоту и многообразие танцев . исполняемых на балах и долговечность вальса , описанного в русской классической литературе.
-привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;
-приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими
-классическими произведениями русской музыкальной культуры ;
-повысить мотивацию самосовершенствования , как в эстетическом , так и в интеллектуальном плане
Ход бала :
Звучит музыка ( в темноте зала, на сцене со свечами в руках стоят ведущие)
Данил: Я свечи зажигаю и молчу,
и смотрит мне в глаза волшебник –вечер,
рукою тьмы притронувшись к плечу, впервые бала зажигаю свечи.
Лена:
От танца к танцу по невидимой дороге ,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время , сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Данил : Что же гостям ждать нашим здесь от бала?
Сейчас расскажем не тая, чтоб наша честь не пострадала,
Представить рады вам, друзья!
Лена: Бал в стиле века золотого, чтоб в каждом воспарили вновь,
К Отчизне, к Родине любовь! ( в зале зажигается яркий свет)
Звучит музыка
Данил: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!
Лена: Сегодня все вы приглашены на наш литературный бал. Среди вас , сударыни и судари , я вижу много знакомых лиц. Желаю вам веселья на балу! И пусть он станет настоящим праздником танцевального искусства и признанием в любви великой русской литературе!
Данил: Господа, рад сообщить вам, что к нам пожаловали писатели , поэты и их литературные герои. По светским условиям бала представляем Вам почетных гостей.
Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение , в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
Данил : Сегодня на балу присутствуют: ( дети выходят парами, делают реверанс или книксен)
- Чета Гриневых , Петр Андреевич и Марья Ивановна
-Князь Григорий Александрович Печорин и Мэри
-Евгений Онегин и Татьяна Ларина
-Родион Раскольников и Соня Мармеладова
-Владимир Дубровский и Мария Троекурова
-Графиня Ростова и его сиятельство князь Андрей Болконский
-Марья Гавриловна и полковник Бурмин
-Сергей Есенин и Айседора Дункан
-Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова
-Марина Цветаева и Сергей Эфрон
-Сергей Есенин и Зинаида Райх
-Иван Сергеевич Тургенев и Полина Виардо
-Александр Блок и Любовь Менделеева
-Владимир Маяковский и Лиля Брик
-Анна Ахматова и Николай Гумилев
-Федор Иванович Тютчев и Елена Денисьева
Ребята проходят в зал , юноши провожают девушек до их места, кланяются и садятся напротив.
Данил: Дамы и господа , все гости прибыли, бал можно считать открытым!
Лена: А что это – Бал?
Данил: А это, душа моя, танцевальные празднества, введенные еще государём Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей. И название им велено было дать – АССАМБЛЕИ. А позже они стали именоваться балами. Слово «бал» старо – французское, раньше оно означало «танцевать, прыгать».
Лена: Я слышала, что на балах было принято не только танцевать и общаться, но и устраивать благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Данил: Вы правы, и именно поэтому в 18-19 веках балы были столь популярны , что проводились в любое время года , не смотря на погоду.
Выходят девочки , читают стихи о временах года ( звучит музыка П.Чайковского «Времена года»)
Девушка Зима ( )
Вот север , тучи нагоняя, дохнул , завыл, -и вот сама
Идет Волшебница зима! Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов, брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз . И рады мы проказам матушки – зимы!
Девушка – Весна ( )
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи , и лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.
Девушка – Лето ( )
Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива, и в траве на лугах не пройдешь,
Солнце ходит высоко над сводом раскаленных от зноя небес.
Пахнет липа душистая мёдом, и шумит полный сумрака лес.
Облаков золотые волокна ввечеру весь облягут закат,
И с полей в растворенные окна понесётся сильней аромат.
Девушка- Осень ( )
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят: любо в лесу мне бежать, слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! Долго на листьях лежит ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как –то глядит ясность прозрачных небес…
Данил: Бал – это всегда место встреч, свиданий , первых знакомств, а также место, где можно было посплетничать и обсудить последние светские новости.
Выходят девочки : (________________________________________________)
Сценка «Сашенька и Машенька»
- Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!
- Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!
- Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.
- А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.
- О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.
- А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!
- Охота на мужчин открыта.
Несдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.
- Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
И будем танцевать всю ночь!
Романс ( « Я помню чудное мгновенье , поют мальчики 11 в класс)
Данил : Трудно назвать литературное произведение 19 века , где действие не разворачивалось бы во время бала. А вообще-то , как сказал поэт :
Чтение стих : (___________________________________________)
В России бал сегодня в моде, он, как и много лет назад,
Красив, престижен, благороден и всем стремится показать,
Что возрождается Россия , что красота всегда жива
И пусть узнают молодые, что мир спасает красота!
Данил: Ни один танец не требует такой строгости осанки, как , горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно –фанфарную музыку гости показывают себя , свой наряд, светскость манер и благородство.
Лена : Так давайте уже танцевать ! ( радостно хлопает в ладошки)
Данил : В соответствии с традицией бала , имею честь объявить первый танец! Полонез, господа!
Звучит полонез, дети танцуют.
Лена: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!
Данил: Как поговаривали в те времена – романсом на балу начиналась любовь, а вальсом решалась судьба.
Лена: Романс , в нем отражалось смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на сча стье.
Звучит романс «Зорька алая»
Данил : Светский бал был не только местом досуга и развлечений, бал был местом смотрин, где молодые люди присматривали себе невест, где вспыхивала первая и трепетная любовь.
Стихотворение «Простые буквы, складываясь в строки…»
( читает --------------------------------------------------------)
Простые буквы, складываясь в строки,
Являют смысл земного бытия; Дают нам жизни главные уроки.
Стремимся их постичь и ты, и я…пусть в мире истин азбучных , вовеки,
Нас согревают искренним теплом
Слова, которые понятны человеку- мир, радость, солнце, мама, дети, дом…
О. чудо! Нам дарованное свыше – обычные слова произносить, слагать стихи, читать, писать и слышать, и радость вдохновенная – творить!
Когда из уст Творца всего земного пролился свет Божественных даров,
Мы знаем, самым первым было Слово , и помним то, что «больше всех – Любовь!»
Данил: Любовь – какое прекрасное и возвышенное слово! Во все времена, ради неё совершались самые безумные и самые отважные поступки, творили, надеялись, жили и умирали!
Лена: О любви писали во все времена, ведь переживание всегда ищет выход в слове, радости, а муки в любви взывают к поэзии. Сколько произведений, шедевров русской классической литературы посвящено волнующей теме любви!
Сценка : ОН и ОНА
Она: "Так поздно! Где ты был?" –
Он: "Я шел почти вслепую:
Луна за тучами, и лес окутан тьмой.
Ждала, скучала ты?" –
Она: "Неблагодарный мой!
Я здесь давно - я жду, скучаю и тоскую!"
Он: "Дай руку мне, позволь, её я поцелую.
Зачем ты вся дрожишь?" –
Она: "Мне страшно - мрак ночной,
Шум ветра, крики сов... Ужели грех такой,
Что мы с тобой вдвоем укрылись в глушь лесную?"
Он: "Взгляни в мои глаза, иль ты не веришь им?
Но может ли порок быть смелым и прямым?
И разве это грех - беседовать с любимым?
Я так почтителен, так набожно смотрю
И так молитвенно с тобою говорю, -
Как будто не с земным, а с божьим херувимом".
Лена: Из русской классической литературы мы знаем, как много для людей 19 века значили балы. С ними связывались надежды и ожидания , во время танцев назначались встречи и свидания, вспыхивали чувства и, увы, разбивались сердца.
Данил : Оказывается, на балах даже выяснялись отношения.
Лена :А я думала только признания в любви! Хотя нет. А теперь взгляните сюда : вон те двое, будто смущаются друг друга, хотя, кажется, молодой офицер вот –вот упадет к её ногам и откроет сердце.
Начинает звучать музыка Г.Свиридова «Метель»
Сценка из произведения А.С.Пушкина «Метель» ( )
Бурмин :Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она. И должен ли свидеться с нею когда – нибудь!
Мария Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин: В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк.Приехав однажды на станцию поздно вечером я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель , и смотритель , и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался , но непонятное беспокойство овладело мною : казалось, кто –то меня так и толкал. Между тем метель не унималась, я не вытерпел , приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены , ямщик проехал мимо того места , где выезжали на дорогу и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала, я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню, в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней , по паперти ходили люди. «Сюда! Сюда!» - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался ? – сказал мне кто-то, - невеста в обмороке, поп не знает, что делать. Мы уже готовы были ехать назад. Выходи же скорее.» Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь. «Слава богу , - сказала горничная, - насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» . Старый священник подошёл ко мне с вопросом : « Прикажете начинать ?» - « Начинайте , начинайте, батюшка»,- отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна.. Непонятная, непростительная ветреность.. я стал подле неё, священник торопился, трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь»,- сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное своё лицо. Я хотел было её поцеловать… Она вскрикнула : «Ай, не он, не он!» - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся , вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал : «Пошел!»
Марья Гавриловна : Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю , как зовут деревню, где я венчался, не помню, с которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною , умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко.
Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы? И вы не узнаёте меня?
Бурмин побледнел …и бросился к её ногам…
Лена: Как я рада, что всё так хорошо кончается.
Данил: Мучительные переживания, яркие воспоминания поэты и писатели 19 века излагали на бумаге, а молодые композиторы, вдохновленные лирическими строками, рождали к этим словам музыку и в результате слияние мастерства двух творческих натур , рождался – его величество – романс…
Романс « В лунном сиянии» ( )
Данил: Для кого –то любовь – это счастье, для кого –то испытание , а для некоторых литературных героев она становится настоящим потрясением, и они раскрываются с неожиданной стороны.
Лена: Один из наших следующих героев тоже столкнулся с этим чувством, которое оказалось сильнее его и которое он так пытается спрятать. И за напускной грубостью этого человека скрывается доброе, умеющее любить сердце.
Сценка из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети»
-встречайте героев из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Одинцову Анну Сергеевну и Евгения Базарова.
( )
Базаров : Анна Сергеевна, я хотел сообщить вам о том, что уезжаю.
Одинцова : Почему так скоро? Разве вам у нас скучно? Мы ещё не обо всём с вами поговорили. Я хотела бы побольше узнать о вас, ваших родных.
Базаров: Я не думаю, что вам это будет интересно. Мы простые люди, трудяги. Мой дед землю пахал. Разве может быть интересна вам, аристократке , жизнь простых тружеников?
Одинцова: А я , по- вашему, аристократка? Вы меня мало знаете, потому так рассуждаете. Да, сейчас я богата, знатна, но я несчастна.
Базаров: Почему?
Одинцова :Потому что я прожила уже большую часть жизни, но вспомнить мне нечего, и впереди передо мной мрак и пустота. Мне кажется , если бы я смогла привязаться к кому –нибудь..
Базаров: ( с усмешкой): Уж не о любви ли вы говорите? Я думаю, не стоит расстраиваться из-за этого, по – моему, любовь – это чувство для романтиков , но не для нас с вами.
Одинцова: Я не понимаю вас. Почему вы отвергаете это чувство?
Базаров: Да потому что любовь – это игра!
Одинцова: Любовь – игра? По – вашему , и семьи создаются шутя?
Базаров: В мире господствует расчет. Все, что бы ни делал человек, он это Все люди подчиняются этому закону.
Одинцова: Все? И ваши родители? И вас они любят по расчёту? Я не верю, что вы так думаете, как говорите. Да вы и сами себе до конца не верите.
Базаров : Ну, это ваше право, но мне некогда продолжать спор. Я должен отправляться.
Одинцова : Уже? Так скоро?
Базаров: Да, прощайте. Буду надеяться на встречу с вами. ( уходят)
Данил : А ты знаешь, душа моя, что, начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях , высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.
Лена: Я на балу впервые, но вот недавно слышала , что полька- это вовсе не польский танец, как кажется по его названию, а чешский, а его название происходит от слова « половина», потому что основной шаг в польке –половинный.
Данил: Популярность польки была необычайна : откладывались даже свадьбы , чтоб научиться танцевать польку!
Лена: Дамы и господа! Приглашаю вас на польку! Кавалеры приглашают дам!
Дети исполняют польку.
Лена:- Ох, закружили! Как вам не совестно было- ведь я на балу в первый раз, у нас в 21 веке таких развлечений нет, я чуть не сбилась с ритма!
Данил: Ну, порадую тебя, моя пери, и подарю тебе твой любимый романс!
Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда» ( )
Лена: Друг мой, а вы знаете, что одной из самых обсуждаемых тем во время бала была тема поэзии и литературы?
Данил: Я вам больше скажу, приглашенные на бал обсуждали новинки поэзии не только , связанные с сердечными муками, большой интерес тогдашней публики вызывали произведения , связанные с любовью к Родине, Отечеству и русской природе.
Стихотворение С.Есенина ( )
Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад, был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато – карий омут,
И чтоб ,прошлое не любя, ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан, если б знала ты сердцем упорным
Как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки, и стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки и волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой , хоть в свои, хоть в чужие дали..
В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.
Романс « Малиновый звон» ( вокальная группа)
Данил: Объявляет вальс
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"
Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"
Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...