Рабочая программа "Тимуровские звёздочки"
рабочая программа
Рабочая программа школьного волонтерского объединения "Тимуровские звёздочки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_timurovskie_zvyozdochki.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Тимуровские звёздочки» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).
Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети и молодежь являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов.
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования личностные
результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в том числе гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества. Добровольчество сегодня — это институт патриотического воспитания и развития общественной, гражданской и социальной активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, метод оказания адресной помощи различным социальным группам.
Школьное добровольчество является фундаментом для становления института волонтерства в России. Развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи.
Совершенствование системы школьного добровольчества позволит активизировать участие граждан в жизни общества, сформировать у молодежи бережное отношение к окружающей среде, повысить уровень сплоченности населения при решении социальных проблем, которые невозможно решить с помощью иных инструментов
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Цель:
Развитие детского волонтёрского движения в школе.
Задачи:
- Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.
- Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
- Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
- Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность.
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
- Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского движения «Тимуровские звёздочки» составлена с учетом:
- базисного плана МБОУ «Сосьвинская СОШ»
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
Правовой базой для составления программы являются:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 ;
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и
объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 11-16 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан на один год.
Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия – 40 минут.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Тимуровские звёздочки». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:
- Опросы;
- Беседы;
- Уроки добра;
- Просмотр фильмов;
- Видеолектории, презентации;
- Дискуссии;
- Тренинги;
- КТД
Направления работы:
- экологическое
- спортивное
- патриотическое
- социальное
- событийное
- Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся, а также их социализации.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Тимуровские звёздочки» должны отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
Календарно-тематический план
Месяц | Тема учебного занятия | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
Аудиторные | Внеауди торные | ||||||||
1 2. | Сентябрь | Как стать волонтерам. Вводный урок. История волонтерства в России. | 1 | 1 | Участие в беседе. Просмотр видеоматериалов, обсуждение | ||||
2 | Сентябрь | Организационное заседание волонтерской команды. Направление волонтерской деятельности. Распределение поручений. «Что умеет волонтер? Что умеем мы?» | 1 | 1 | Составление плана, разработка правил | ||||
3 | Сентябрь | Права и обязанности волонтера | 1 | 1 | Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение | ||||
4 | Сентябрь | Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека | 1 | 1 | Участие в беседе Изготовление открытки | ||||
5 | Сентябрь | Поздравление пожилых людей на дому с Днём пожилого человека | 1 | 1 | Выступление детей Участие в беседе Выполнение проекта "Паспорт Волонтера" | ||||
6 | Октябрь | Знакомство с всероссийскими общественными движениями РДШ, «Волонтеры Победы», «Волонтеры Медики». Регистрация на сайте «Добро» | 1 | 1 | Презентация. Просмотр Интернет-ресурсов | ||||
7 | Октябрь | Разработка визитной карточки «Тимуровские звёздочки» и | 1 | 1 | |||||
8 | Октябрь | Организация и проведение акции «Подари тепло Солдату» | 1 | 1 | Участие в акции. Изготовление объявления. Сбор | ||||
9 | Октябрь | Всероссийская акция «Письмо солдату» | 1 | 1 | Презентация «Урок мужества», беседа по уроку. Написание писем. | ||||
10 | Ноябрь | Милосердие «Музыка внутри» | 1 | 1 | Просмотр фильма, обсуждение. | ||||
11 | Ноябрь | Изготовление поздравительной открытки и поздравление на дому труженицы тыла | 1 | 1 | Изготовление открытки и поздравление на дому. | ||||
12 | Ноябрь | Личная книжка волонтера | 1 | 1 | Подача заявления на оформление книжки | ||||
13 | Ноябрь | Организация и участие в школьной акции «Домик для птиц» | 1 | 1 | Участие в акции Развешивание кормушек и кормление птиц | ||||
14 | Декабрь | Организация и проведение школьной акции «Новогодний подарок для военнослужащих» | 1 | 1 | Оформление объявлений. Сбор гуманитарной помощи. | ||||
15 | Декабрь | Участие в районном конкурсе «Доброволец года» | 1 | 1 | Оформление материалов по конкурсу. | ||||
16 | Декабрь | Изготовление открыток ко Дню инвалида. | 1 | 1 | Участие в беседе об инклюзивном воспитании (о детях-инвалидах), о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам. Изготовление открыток | ||||
17 | Декабрь | Всемирный день волонтера. Просмотр фильма «8 марта» | 1 | 1 | Поздравление и выпуск стенда. Просмотр фильма | ||||
18 | Январь | Организация и проведение акции «Блокадный хлеб» | Участие в беседе, изучение методических рекомендаций по акции. | ||||||
19 | Январь | Акция «Ветеран живет рядом» | 1 | 1 | Уборка снега и поднос дров пожилым людям | ||||
20 | Январь | Акция «Спасибо» | 1 | 1 | Организация и проведение школьной акции к Международному дню Спасибо | ||||
21 | Февраль | Организация и проведение урока Доброты | 1 | 1 | Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы | ||||
22 | Февраль | Акция «Ветеран живет рядом» | 1 | 1 | Уборка снега и поднос дров пожилым людям | ||||
23 | Февраль | Волонтерское занятие «Все, что тебя касается» | 1 | 1 | Работа над сплочением коллектива | ||||
24 | Февраль | Акция «Письмо солдату» | 1 | 1 | Изготовление открытки для солдат | ||||
25 | Март | Участие в школьной акции «День Помощи» | 1 | 1 | Кладка дров, уборка территории труженика тыла и пожилых людей | ||||
26 | Март | Проведение акции «Белый цветок» | 1 | 1 | Изготовление и распространение буклетов. | ||||
27 | Апрель | Акция «День Помощи» | 1 | 1 | Кладка дров, уборка территории труженика тыла и пожилых людей | ||||
28 | Апрель | Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны | 1 | 1 | Участие в беседе Изготовление подарка | ||||
29 | Апрель | Акция «Георгиевская ленточка» | 1 | 1 | Распространение и изучение методической рекомендации по акции | ||||
30 | Апрель | Субботник уборки территории Обелиска | 1 | 1 | Участие в уборке. | ||||
31 | Май | Поздравление тружеников тыла на дому. | 1 | 1 | Поздравление и посещение на дому тружеников тыла | ||||
32 | Май | Уборка придомовой территории труженика тыла | 1 | 1 | Участие в уборке | ||||
33 | Май | Акция «Солдатская каша» | 1 | 1 | Беседа. Участие в акции. | ||||
34 | Май | Акция «Письма Победы» | 1 | 1 | Изготовление открыток для тружеников тыла, проживающих в Берёзовском районе | ||||
35 | Май | Участие в поселковом субботнике. | 1 | 1 | Участие в субботнике по уборке улиц, игровых площадок. | ||||
Итого: 35 часов |
V.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Разделы программы | Виды контроля | Форма контроля |
1 | Мы – волонтеры! | Вводный, текущий, итоговый | Тренинг Анкетирование Ведение дневника, книжки волонтеров |
2 | Участие в благотворительных акциях. | Изготовление поделок Трудовые дела Проект Акции | |
3 | Пропаганда ЗОЖ | Акции Изготовление буклетов, ромашки, памятки. |
Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения Дневника волонтеров, статей в школьном сообществе ВК, на школьном сайте, фотоотчетов на в сообществе «Волонтеры Победы Берёзовского района», РДШ ХМАО-Югра
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
I год обучения
Раздел 1. Мы – волонтеры.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника, книжки волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ
Обучающиеся помогают в организации и проведении всероссийского дня бега «Кросс-наций», участвуют в спортивных соревнованиях, проводят игры на переменах для младших ребят, организуют школьные Недели Здоровья, распространяют памятки, буклеты, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Т.Н. Арсеньева, А.В. Коршунова, А.А. Соколов «Школа волонтера» 5-7 классы, 8-9 классы, рабочая программа, М. Просвещение 2021
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4.А. Алексеевская, А. Бородкин, Ю.С. Белановский Социальное волонтерство. Теория и практика. Омега-Л, 2016
Сайты Интернет
- https://volontery.ru/
- http://www.volunteer.ru/
Сайт «Добровольцы России» - https://dobro.ru/
- https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fmyrosmol.ru%2F&cc_key=
- https://elkanko.ru/
- Киноуроки в школах России https://kinouroki.org/
- https://edu.dobro.ru/upload/uf/b70/b70309fcc9ca33bc719f07ea77c52e06.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"
Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью. Педагоги познакомились с и...
ФГОС Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания с разными интонациями. Б. Заходер «Серая Звёздочка».
Конспект урока с презентацией был представлен на заключительной лекции на курсах повышения квалификации ФГОС в г. Славянске-на-Кубани...
Дидактическая игра - соревнование "Найди в лесу звёздочку".
Дидактическая игра - соревнование "Найди в лесу звёздочку" разработана с цедью: совершенствовать навыки и умения работы с компасом по определению азимута и расстояния до объекта. Материал ...
Конкурсно-развлекательная программа посвящённая Дню мамы "Наши звёздочки"
Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая Дню мамы "Наши звёздочки".Предлагается презентация под стихотворение о маме (ссылка:https://cloud.mail.ru/public/2bcd89fd6aac/%D0%9C%D0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТИВНЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ» (5-6 классы)
Пояснительная запискаНа занятиях по волейболу в рамках внеурочной деятельности могут заниматься дети, проявившие интерес к этому уникальному виду спорта в возрасте от 11 до 12 лет (учащиес...
Юбилейная районная выставка Рождественские звёздочки
Юбилейная районная выставка Рождественские звёздочки...
Рабочая программа учителя –дефектолога МКДОУ№4 «Звёздочка»
Рабочая программа учителя –дефектологаМКДОУ№4 «Звёздочка» для детей с ОВЗ...