Рабочая программа учителя –дефектолога МКДОУ№4 «Звёздочка»
рабочая программа

Борисова Виктория Александровна

Рабочая программа учителя –дефектолога

МКДОУ№4 «Звёздочка» для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

МКДОУ№4 « Звёздочка»

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

 

       Утверждаю

Заведущий МКДОУ №4 «Звездочка»

Сорокина О.Е_____________________

Приказ№_____от «__»________2019г.

Рабочая программа учителя –дефектолога

МКДОУ№4 «Звёздочка»

Учитель -дефектолог:

Борисова Виктория

Александровна

Рассмотрено на заседании

методического объединения

протокол № ______

от «___» __________20___ г.

2019-2020 учебный год

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

2.Характеристика возрастных особенностей обучающихся ОВЗ

3. Содержательный раздел.

3.1.1 Образовательная область «Познавательное развитие»

3.1.2 Образовательная область  «Речевое развитие»

3.2 Организация непосредственно-образовательной деятельности

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа учителя – дефектолога  разработана в соответствии:

 С законами РФ

- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 29.07.2010г. № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- Федеральным законом о 24.07. 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

- Семейным кодексом РФ от 08.12.1995г. № 223 – ФЗ (с изменениями и дополнениями)

- Конституцией РФ от 12.12.1993г. (с изменениями и дополнениями)

С документами министерства образования и науки РФ

- Письмом Минобрнауки РФ от 28.08.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

-Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014»Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

С документами Федеральных служб

- Письмом Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О дошкольных образовательных организациях»  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

 С локальными документами

- Уставом Государственного бюджетного образовательного учреждения детский   МКДОУ №4 «Звездочка» ЗАТО  Солнечного Красноярского края

Рабочая образовательная программа является инструментом для построения комплексной коррекционно-развивающей модели психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ. Она определяет систему взаимодействия учителя дефектолога с участниками образовательного процесса, и направлена на достижение целей и задач образовательной программы дошкольного образования  адаптированная для детей с ОВЗ.

Рабочая программа предусматривает организацию коррекционно-образовательного процесса для детей в возрасте от 4 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Все дети, помимо общих возрастных особенностей, имеют индивидуальные особенности здоровья, разные семейные условия воспитания и жизненные ситуации, особые личностные характеристики, особые образовательные потребности.

Цель программы: обеспечить систему образовательной работы с воспитанниками группы для детей с ОВЗ по реализации образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ.  

 Задачи программы: обеспечить ребенку возможность  сохранения и укрепления здоровья;  формирования общей культуры;  развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;  формирование предпосылок учебной деятельности как условия социальной успешности;  квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии;  получения ребенком качественного дошкольного образования в едином образовательном пространстве на основе организации сотрудничества и взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи воспитанников.

Для реализации задач и достижения цели используются разнообразные виды деятельности:

 1. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой /самообслуживание и элементарный бытовой труд/, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения /восприятие художественной литературы и фольклора/).

 2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

 3. Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

 4. Коррекционная работа на занятиях и в процессе взаимодействия со специалистами (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом по адаптированной физкультуре).

 5. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Целевые ориентиры программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать

Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. В соответствии со спецификой контингента группы данные Требования рассматриваются только как долгосрочные ориентиры.

 

1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная и оздоровительная работа с детьми с ОВЗ строится на основе следующих методологических принципов: 

*принцип гуманизма: усиление внимания к личности каждого ребенка, установка на формирование элементов гражданственности и патриотизма с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами;  принцип преемственности: обогащение средств, форм и методов воспитания и обучения, наличие связей между элементами педагогического процесса в возрастных группах ДОУ и стилем воспитания в семье;

*принцип оптимистического подхода: при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога (родителя) поощрение ситуативных достижений ребенка в различных видах детской деятельности, что является операциональной составляющей формирования интегративных качеств личности ребенка;

 *принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития: работа с детьми строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;\  принцип деятельностного подхода: психофизиологическое развитие ребенка определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;

 *принцип дифференциации и индивидуализации: создание условий для полноценного развития способностей каждого ребенка и своевременной коррекции проблем в его развитии;

 *принцип единства коррекции и развития: целенаправленная коррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

*принцип единства диагностики и коррекции: коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии ребенка;

* принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: система коррекционной работы нацелена на компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ;

* принцип интеграции и координации: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».

 

2.Характеристика возрастных особенностей

обучающихся ОВЗ

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Существуют причины появления детей с ограниченными

возможностями здоровья

1.        Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

-        пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

-        натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

-        постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2.        Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1.        У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2.        Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3.        Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4.        Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5.        Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6.        Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7.        Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8.        Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9.        Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10.        Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11.        Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие        этого        у        детей        проявляется        недостаточная

сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1.        Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2.        Темп выполнения заданий очень низкий;

3.        Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4.        Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5.        Низкий уровень развития речи, мышления;

6.        Трудности в понимании инструкций;

7.        Инфантилизм;

8.        Нарушение координации движений;

9.        Низкая самооценка;

10.        Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно

реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11.        Высокий уровень психомышечного напряжения;

12.        Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13.        Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14.        У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Дети с нарушением слуха.

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.

У        ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в раз-витии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У        детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости".

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП

1)        Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.

2)        Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.

3)        Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

-        полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;

-        обособленность от окружающего мира;

-        слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

-        дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

-        однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

-        речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;

-        характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

-        Принимать ребенка таким, какой он есть.

-        Как можно чаще общаться с ребенком.

-        Избегать переутомления.

-        Использовать упражнения на релаксацию.

-        Не сравнивать ребенка с окружающими.

-        Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

-        Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

-        Обращаться к ребенку по имени.

-        Не предъявлять ребенку повышенных требований.

-        Стараться делать замечания как можно реже.

-        Оставаться спокойным в любой ситуации.

3. Содержательный раздел.

Содержание коррекционно-педагогической работы по образовательным областям

Основная задача коррекционно-развивающей работы - создание условий всестороннего развития детей с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

3.1.1 Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель-формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Задачи познавательного развития:

-Формирование и совершенствование перцептивных действий;

 -Ознакомление и формирование представлений о сенсорных эталонах;

 -Развитие внимания, памяти;

- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествление, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

 Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.  

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности.

 

 Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.  

При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумать  объем программного материала с учетом реальных возможностей детей с ОВЗ, это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала

3.1.2 Образовательная область  «Речевое развитие»

Основная цель - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства коммуникации, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Основные задачи по развитию речи:

 -Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;  

-Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога;

 -Формирование способности  к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления  работы по развитию речи дошкольников:

 Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи.  Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;  Воспитание звуковой культуры речи.  Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

  Формирование грамматического строя речи.  Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам),способов словообразования и синтаксиса (освоения разных типов словосочетаний и предложений);

 Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать  самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;

 Формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;  Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.  

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между различными единицами языка. Обогащая, например словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употребляя слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи.

 

3.1.3 Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель-овладение навыками коммуникации и  обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- Формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- Формирование навыков самообслуживания;

- Формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относится к ним;

-Формирование умения использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности.

3.2 Организация непосредственно-образовательной деятельности

Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности

не превышает для детей

3 – 4 лет - не более 15 минут

4 – 5 лет - не более 20 минут

5 – 6 лет - не более 25 минут

6 – 7 лет - не более 30 минут

Продолжительность перерыва для отдыха детей между НОД в соответствии с

СанПиН2.4.1.3049-13 – не менее 10 минут.

Объем недельной нагрузки непосредственно образовательной деятельности:

для детей 3 – 4 лет – 2 часа 30 минут

для детей 4 – 5 лет – 3 часа 40 минут

для детей 5 – 6 лет – 5 часов 25 минут

для детей 6 – 7 лет – 7 часов 30 минут

Ребенок с двигательной патологией во время бодрствования не должен более 20 минут

оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Если не удается вытянуть вперед руки или ухватить предмет, находясь в положении на спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив малыша животом на колени взрослого и слегка раскачивая его. В результате ребенок лучше расслабляется, легче вытягивает руки вперед и хватает игрушку. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Чтобы облегчить принятие этой позы, ребенку под грудь подкладывают небольшой валик. Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка.

Годовой план работы учителя-дефектолога

 Борисовой В.А на 2019 – 2020 учебный год.

Цель:

Планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми – инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала, также профилактика, вторичных проявлений, вызванных основным нарушением.

Задачи:

  1. Проведение всестороннего изучение особенностей развития каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, используя критериально-ориентированные методики специалистов коррекционной педагогики.
  2. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей. 
  3. Осуществлять задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания в тесном сотрудничестве с педагогами группы, специалистами МКДОУ, родителями.
  4. Оказание консультативной и методической помощи всем субъектам образовательного процесса. 
  5. Повышать компетентность родителей детей в вопросах коррекционной педагогики. Привлекать к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе, используя разные формы взаимодействия
  6. Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах

Годовые задачи дошкольного учреждения:

  1. Совершенствование профессиональную компетенцию педагогов в связи с освоением и внедрением ФГОС ДО в воспитательно-образовательный процесс.
  2.  Оптимизировать усилия педагогического коллектива на охрану и укрепление здоровья детей через профилактику простудных заболеваний.
  3. Совершенствовать позновательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях ФГОС.

П/П

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

1.

Организационная

  • Подготовка кабинета к новому учебному году
  • Составление графика работы
  • Составление списка детей, зачисленных в группу
  • Составление годового плана
  • Составление перспективного плана работы
  • Составление расписания коррекционно-развивающих занятий
  • Оформление журнала учета проведенных занятий и посещения их детьми
  • Подготовка и заполнение  карт углубленного психолого-педагогического обследования детей
  • Написание индивидуальных планов

Сентябрь-октябрь

  • Организация и проведение ПМПк МАДОУ:
  • Проведение диагностики, написание характеристик для ПМПк

В течение года (не реже 1 раза в квартал)  

  • Написание  анализа работы за учебный год

Апрель-май

2.

Диагностическая

  • Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка (вновь прибывшие дети)

Сентябрь

  • Психолого-педагогическое наблюдение
  • Динамическое наблюдение, промежуточные срезы

В течение года

  • Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии через обследование в ДОУ.

Январь

3.

Коррекционно-педагогическая

  • Написание конспектов занятий

  • Проведение индивидуальных  занятий согласно расписанию:
  • Коррекционная работа с детьми, предполагающая коррекцию и развитие ), психических познавательных процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, продуктивной деятельности;
  • Развитие мотивации детей  к коррекционно-развивающим занятиям;
  • Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

В течение года

4.

Информационно-

аналитическая

  • Формирование банка данных о детях с ОВЗ

  • Анкетирование родителей

В течении года

Октябрь, май

5.

Методическая

  • Участие в МО учителей-дефектологов
  • Участие в педсоветах, семинарах
  • Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах
  • Оснащение  кабинета методическими,  дидактическими пособиями.
  • Участие в конкурсах различного уровня

В течение года

6.

Консультативная

Работа с педагогами

  • Составление задач на год со всеми узкими специалистами
  • Проведение  коррекционно – педагогической работы в тесном сотрудничестве с воспитателями группы.
  • Консультирование воспитателей, музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию, психолога по волнующим их вопросам, касающихся особенностей и специфики работы с конкретным ребёнком либо с группой/ подгруппой воспитанников.
  • Подготовка детей к участию в праздниках, утренниках, конкурсах совместно с музыкальным руководителем

В течение года

Работа с родителями

  • Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей

Сентябрь-октябрь

Январь,

Апрель-май

  • Проведение индивидуальных бесед, консультаций
  • Приглашение  родителей на индивидуальные занятия
  • Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок – передвижек.

 В течение года

  • Выступление  на родительских собраниях:
  • «Содержание и организация работы учителя дефектолога».

Сентябрь

  • «Результаты работы за первое полугодие. Необходимые условия и документация для прохождения ПМПК в конце года»

Январь

  • «Подведение итогов коррекционно-развивающего обучения за 2016-2017 учебный год». Рекомендации родителям на летний период».

Май

Проведение консультаций:

«Функциональное значение дефектолога в ДОУ»

По запросу

Сентябрь

«Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

По запросу

Октябрь

«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка»

По запросу

Ноябрь

«Игры для развития и коррекции двигательных ощущений»

По запросу

Декабрь

«Игры для развития процессов памяти и мышления»

По запросу

Январь

«Зачем нужна пальчиковая и дыхательная гимнастика?»

По запросу

Февраль

«Игры дляразвитие движений и пространственной ориентировки у детей раннего возраста»

По запросу

Март

«Развивающий предметный мир»

По запросу

Апрель

«Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям»

По запросу

Май

План работы учителя-дефектолога на 2019 / 2020 учебный год

Перспективное годовое тематическое планирование по программе

1 год обучения

 

 

Период   изучения

темы

Тематика занятий

Развитие речи

На основе ОЗОМ   и социального развития. Развитие слухового восприятия.

 

ФЭКП. Развитие   зрительного восприятия. Развитие ручной моторики.

 

Развитие речи

на основе ОЗОМ   и социального развития.

ФЭКП с   элементами конструирования. Развитие зрительного и тактильно-двигательного   восприятия. Обучение игре.

 

Обучение игре.   Формирование мышления.

сентябрь

1

ДИАГНОСТИКА

2

3

Как тебя зовут?

Д/у «Кто тебя позвал?»

Много - мало.

Д/у « Лягушата»

Назови ласково.

Дорожка для матрёшки

Д/у «Найди матрёшку»

Кукла Аня.

Д/у «Покатай куклу»

4

Наши игрушки.

Д/у «На чём играют?»

Сколько?

Д/у «Играем на пианино»

Где мы живём?

Домик для зайчика.

Д/у «Узнай, где зайчик»

Кукла Аня танцует и поёт.

Д/у   «Перевези  игрушки»

октябрь

1

Кто к нам в гости пришёл?

Д/у «Назови где постучали?»

Пустой – полный.

Д/у « Сварим кашу»

Наша группа.

Заборчик.

Д/у «Найди, что катится, что не катится»

Во что одета кукла Аня?

Д/у «На чём мы сидим?»

2

Называй правильно

(огурец – морковь).

Д/у «Послушай и повтори»

Один – много.

Д/у «Курочка зовёт цыплят – ко-ко-ко »

Назови правильно

(яблоко – груша).

Диванчик.

Д/у «Где такой же?»

Угостим куклу чаем.

Д/у «Испечём пироги»

3

Покажи и назови.

Д/у «Угадай, чем позвонили?»

Разложи, как у меня.

Д/у « Спрячь игрушки в банку»

Узнай и назови.

Кроватка для матрёшки.

Д\У «Кто меня гладит?»

Кукла Аня хочет спать.

Д/у «Кати мячик»

4

Кто сказал мяу?

Д/у «Где громко, где тихо?»

Много – мало - один.

Д/у « Деревья»

«Как у нашего кота»

(разучивание короткого

стихотворения)

Стол и стул.

Д/у «Где большой, где маленький?»»

Покормим куклу Аню.

Д/у «Достань кукле чашку»

ноябрь

1

КАНИКУЛЫ

2

Я скажу, а ты сделай.

Д/у «Послушай и повтори»

Большой и маленький.

Д/у « Покрасим стену»

Принеси и назови.

Воротики.

Д/у «Угадай, что в руке»

(холодное, тёплое)

Покатаем Мишку на машине.

Д/у «Прокати»

3

Дождик.

Д/у «Узнай, что это?»

Вода-водичка

(пустой-полный; много-мало,   больше-меньше)

«Водичка-водичка»

(учим стихотворение)

Лесенка.

Д/у «Узнай, что в руке?»

Вымоем кукле руки.

Д/у «Польём цветочек»»

4

Что за сторож у дверей?

Д/у «Слушай, не зевай, ответ давай»

Бусы для куклы

(повторение 1 – много)

Д/у «Замок »

Угадай, чей голосок.

Башенка.

Д/у «Найди свою игрушку»

У Ани в гостях Мурка и Шарик.

Д/у «Нарисуем ленточку»

декабрь

1

Что для чего нужно?

(Предметы мебели)

Д/у «Тихо-тихо»

Составь узор.

Д/у « Очки»

Назови правильно

(предметы посуды-чашка, тарелка,   чайник)

Башенка с лесенкой.

Д/у «Найди гладкое, шершавое»

Кукла Аня хочет кушать.

Д/у «Свари кашу»

2

Как одеться на прогулку.

Д/у «Громко-громко»

Оденем кукол.

(Большую и маленькую)

Д/у «Лодочка »

Курочка Ряба.

(Настольный театр)

Дом и домик.

Д/у «Где такой же домик?»

Оденем дочку на прогулку.

Д/у «Достань камешек»

3

Скажи ласково.

(части тела и лица)

Д/у «На чём играют?»

(выбор из 2)

1 – 2.

Д/у « Кольцо»

Разучивание короткого стихотворения о   зиме.

Воротики у домика.

Д/у «Найди вторую половинку»

Колыбельная для дочки.

Д/у «Воздушные шары»

4

Мы играем.

(Рассматривание картины)

Д/у «Тихо-громко»

Посчитай. Сколько?

Д/у «Заводим мотор »

Нарядим ёлочку.

Скамейка.

Д/у «Найди всё круглое»

Дочка проснулась.

Д/у «Украсим комнату»

январь

1

КАНИКУЛЫ

2

Снег.

Д/у «Что это?»

1-2 - много.

Д/у « Ладошки»

Лёд.

Ворота с забором.

Д/у «Убери лишнее»

Шофёры.

Д/у «Протолкни шар»

3

Зимние игры.

Д/у «Постучи, как я»

Где сколько?

Д/у «Зайцы скачут »

Мальчики и девочки.

Зимняя горка.

Д/у «Где такой же?»

Прогулка куклы Ани.

Д/у «Привяжи тесёмку»

4

Зима.

Д/у «Слушаем звуки зимы»

Поровну.

Д/у «Рыбка »

Что у Ани на обед?

Построй, как у меня.

Д/у «Найди свою игрушку»

Колобок.

(Настольный театр)

Д/у «Построй заборчик»

февраль

1

Что купили в магазине?

(Фрукты)

Д/у «Хлопни в ладоши, когда услышишь…»

Выложи узор.

Д/у « Пальчики здороваются»

Что растёт на грядке?

Скамейка у дома.

Д/у «Что так, что не так»

Завтрак у дочки.

Д/у «Напои птичек»

2

Зимой на прогулке.

(Рассматривание картины)

Д/у «Кто зовёт?»

Столько, сколько.

Д/у «Спрячем игрушку »

Узнай, кто это?

(Корова, лошадь)

Домики для животных.

Д/у «Собери целое»

Прогулка малышей.

Д/у «Покорми кролика»

3

КАНИКУЛЫ

4

Кто нас защищает?

Д/у «Что за чем?»

Сосчитай.

Д/у «Очки »

Что нам нравится зимой?

Мостик.

Д/у «Найди такую же»

Искупаем дочку.

Д/у «Поймай рыбку»

март

1

Кто наши мамы?

Д/у «На чём играют?»

(выбор из 3)

Возьми столько же.

Д/у «Покатай карандашик, как я »

Что подарим маме?

Диван-кровать.

Д/у «Подбери такой же»

К нам пришли гости.

Д/у «Угости зайку»

2

Кто живёт рядом с нами?

(Собака, кошка, лошадь, корова)

Длинный или короткий бантик у Мурки?

Д/у «Проведи прямую слева направо »

Репка

(Настольный театр)

Комната для куклы.

Д/у «Спрячь форму»

Дочки-матери.

Д/у «Качели»

3

Грачи прилетели.

Д/у «Кто так кричит?»

Сделай поровну.

Д/у « Дождик»

Весна идёт.

Кораблик.

Д/у «Продолжи ряд»

Одевайся на прогулку, дочка.

Д/у «Самолёты летят»

4

КАНИКУЛЫ

апрель

1

Какие бывают дома?

Д/у «Кто в домике живёт?»

Посчитай и назови, сколько.

Д/у «Горка »

Наш дом.

Дом из «Лего»

Д/у «Найди такой же»

У нас в гостях куклы.

Д/у «Достань картинку»

2

Наша улица.

Д/у «Узнай звуки улицы»

Сделай поровну, одинаково.

Д/у «Дорожка»

Как нам помогают машины?

Разные машины.

(Грузовая, легковая машины)

Поездка на автобусе.

Д/у «Забей гвоздики»

3

Земля и песок.

Д/у «Хлопни, если услышишь…»

Достроим дорожку и мостик.

Д/у « Грядки»

Вода, водичка.

Улица.

Д/у «Подбери фигуры для форм»

Стирка одежды.

Д/у «Сделай куличики»

4

Весна наступила.

Д/у «Разные слова»

Составь фигуру.

Д/у « Солнышко»

Как одеваются весной?

Гараж.

Д/у «Собери целое»

Покатаем кукол на автобусе.

май

1

Молодые деревца.

(Берёза, ель)

Сколько? Столько же.

Д/у « Разные дорожки»

Милые цветы.

(Одуванчик, тюльпан)

Башня и башенка.

Д/у «Угадай, что в руке»

Дочки-матери.

Д/у «Закрой ящик»

2

Весна красна.

Д/у «Узнай звуки весны»

Помоги Незнайке.

(Составление узора из фигур)

Скоро лето.

Большой автобус.

Д/у «Что изменилось?»

Мы едем, едем, едем в далёкие края.

Д/у «Плавает или тонет»

3,4

ДИАГНОСТИКА

 

Перспективное годовое тематическое планирование по программе

2 год обучения

 

Период   изучения

темы

Тематика   занятий

Развитие речи

на основе ОЗОМ   и социального развития. Развитие слухового восприятия.

 

ФЭКП. Развитие   зрительного восприятия. Развитие ручной моторики.

 

Развитие речи

на основе ОЗОМ   и социального развития.

ФЭКП с   элементами конструирования. Развитие зрительного и тактильно-двигательного   восприятия. Обучение игре.

 

Обучение игре.   Формирование мышления.

сентябрь

1

Начало осени.

(Рассматривание картины)

Д/у « Узнай звуки осени»

Пустой – полный.

Д/у « Заполни сосуд»

Разучивание стихотворения «Осень»

Дома.

Д/у «Найди в мешочке»

Знакомство с новой куклой Леной.

Д/у « Достань кукле шарик»

2

По грибы, по ягоды.

Д/у «Весёлый Петрушка»

Много – один.

Д/у«Сделай   кукле бусы »

Что у зайки в огороде?

Воротики.

Д/у «Угадай на ощупь »

Как дед репку посадил?

Д/у «Шарик в сетку »

3

Как капусту мы солили?

Д/у «На чём играл зайка»

Один, два.

(Образование числа 2)

Д/у «Покатай карандашик»

Фруктовый сад.

Лесенка.

Д/у «Найди свою игрушку »

Репка.

(Настольный театр)

Д/у «Покатай игрушки »

4

Как мы готовим салат?

Д/у «Кто там?»

Возьми   столько же. Д/у - Пальчики  здороваются

Осенняя ярмарка.

(Овощи – фрукты)

Дом с забором.

Д/у «Дай большой мяч »

Дочки-матери.

Д/у «Достань мячик »

октябрь

1

В осеннем парке.

(Пересказ текста)

Д/у «Шагаем,танцуем »

Игры с песком.

Д/у «Испечём пирожки»

Одежда и обувь для осени.

Башни.

Д/у «Дай маленький мячик»

Дочка проснулась.

Д/у « Достань ключик»

2

Части тела и лица.

Д/у «Кто пришёл в гости?»

Три куклы в гостях.

(Образование числа 3)

Д/у « Клубочек»

Заяц и лиса.

Скамейка около дома.

Д/у «Платочек для куклы»

Репка.

(Драматизация)

Д/у « Достань игрушку»

3

Волк и медведь.

Д/у «Кто играл?»

Помоги   мишке решить задачи. (В пределах 2)

Д/у « Спрячь игрушку»

Кошка и собака.

Построй, как у меня.

Д/у «Узнай, что в руке »

Купание зверюшек.

Д/у «Достань кусочек мыла »

4

Лошадь и корова.

Д/у « Где позвонили?»

Столько же. Больше – меньше.

Д/у «Дружная семья»

Кто где живёт?

Клетка для зверей.

Д/у «Чудесный мешочек »

Колобок.

(Знакомство со сказкой)

ноябрь

1

КАНИКУЛЫ

2

Как звери готовятся к зиме?

Д/у « Звени колокольчик»

Игры с матрёшками.

(Образование числа 4)

Д/у «Кулачок-ладошка»

Девочки и мальчики.

Комната для матрёшки.

Д/у «Покажи такую же »

Стирка белья.

Д/у «Угадай, что в трубке лежит »

3

Что такое детский сад?

Д/у «Поймай меня»

Салфетки для кукол.

Д/у «Стол-стул»

Чайная посуда.

Детский сад.

Д/у«Найди   кукле игрушку »

Куклы идут в детский сад.

Д/у « Достань тележку»

4

Осень.

(обобщающее занятие)

Д/у «Кто что слышит?»

Посчитай, подумай, реши.

Д/у « Дождик»

Какие бывают машины?

Гараж для машины.

Д/у «Чей это гараж? »

Колобок.

(Настольный театр)

Д/у « Покорми зайчика»

декабрь

1

Зима пришла.

(Рассматривание картины)

Д/у «Что это было?»

Весёлый счёт.

(Образование числа 5)

Д/у «Каждому пальчику колечко»

Улица.

Строим улицу.

Д/у «Что в руке?»

Колобок.

(Драматизация)

Д/у «Что в коробке?»

2

Как котёнок зиме удивился?

Пересказ   рассказа по предметным картинкам

Д/у « Шумящие коробочки»

Столько – сколько.

Д/у «Каждому пальчику шапочку»

Какой снег?

Найди каждому свой домик

(Соотнесение объёмных и плоских форм)

Д/у «Почтовый ящик»

День рождения у Лены.

Д/у «Напои птичку»

3

Зимующие птицы.

(Ворона, воробей, галка)

Д/у « Кто как кричит?»

Реши задачи.

(В пределах 3)

Д/у «Будь внимательным»

Как зимуют звери?

Построй, как у меня.

Д/у «Чья это норка? »

Теремок.

(Знакомство со сказкой)

Д/у « Достань картинку»

4

Новогодний праздник.

Д/у « Кто за дверью?»

Сделай поровну, больше, меньше.

Д/у   - Дорожки для зайца

Зимние забавы.

Снежная горка.

Д/у «Холодно-тепло-горячо» »

Новый год в лесу.

Д/у « Воздушные шары»

январь

1

КАНИКУЛЫ

2

Составление рассказа «Как мы отмечали   Новый год»  по предметным картинкам

Д/у   - Узнай звуки  зимы

Посчитай.

(Счёт до 5; сравнение и уравнивание   множеств в пределах 5)

Д/у « Дудочка»

Составление рассказа-описания «Моя   любимая игрушка»

Теремок.

Д/у «Подбери фигуры для форм »

Теремок.

(Настольный театр)

Д/у «Столкни мяч в корзину»

3

Какой лёд?

Д/у « Какая у меня картинка?»

Сколько?

(Счётные операции в пределах 4)

Д/у « Зайчики»

Какой снег?

Ледяная горка.

Д/у«Найди   зайке игрушку »

День рождения.

Д/у « Звени, колокольчик»

4

Разучивание стихотворения о снеге,   зиме.

Д/у «Узнай и хлопни»

Считай, не ошибись.

(Счёт условной меркой)

Д/у « Гуси»

Зимующие птицы.

(Снегирь, синица)

Мебель для куклы.

Д/у «Найди всё деревянное»

Теремок.

(Драматизация.1занятие)

Д/у   «Покорми мышку»

февраль

1

Части   суток (ночь – утро). Д/у «Угадай, кто пришёл?»

Сосчитай.

Д/у « Теневой театр»

Зимой на улице.

Автобус.

Д/у «Найди всё железное»

Поездка в театр.

Д/у «Поставь машину в гараж »

2

На чём люди ездят?

(Автобус, поезд, самолёт, пароход)

Д/у «Что гудит 1-ым?»

Сравни.

Д/у « Поезд»

Кто где работает?

(Водитель – шофёр, капитан, лётчик)

Самолёт.

Д/у «Узнай, из дерева или железа?»

Теремок.

(Драматизация.2занятие)

Д/у « Угадай, что в трубке»

3

КАНИКУЛЫ

4

Кто нас защищает?

Д/у « День рождения»

Реши задачи.

(В пределах 4)

Д/у « Лодка»

Зима.

(обобщающее занятие)

Пароход.

Д/у «Найди картинку»

Пароход.

Д/у « Ловись, рыбка»

март

1

Моя любимая мама.

(Составление рассказа-описания)

Д/у-Что   подарим маме?

Больше, меньше, поровну.

Д/у «Бусы для мамы»

Как поздравим маму?

Машины.

Д/у «Обведи, покажи, назови»

Три медведя.

(Знакомство со сказкой)

Д/у « Достань шарики»

2

Кем   работают наши мамы?  Д/у « Назови по   порядку»

А ну-ка, посчитай.

Д/у «Испечём блины»

Разучивание стихотворения о весне.

Домик трёх медведей.

Д/у «Угости зверюшек»

Дочка заболела.

Д/у «Забор вокруг дома »

3

Как заяц морковку достал?

(Рассказ по серии 3х сюжетных картин)

Д/у « Что за чем?»

Трудные задачки.

Д/у «Морковка»

Что мы едим?

(Продукты питания)

Мост и мостик.

Д/у «Найди по описанию»

Настольный театр «Три медведя»

Д/у « Самолёты летят»

4

КАНИКУЛЫ

апрель

1

Не ходи, козочка, в лес.

(Пересказ   рассказа с опорой на предметные картинки). Д/у « Хлоп-ни, когда услышишь»

Сосчитай-ка.

Д/у «Прогулка»

Домашние животные и их детёныши

Жилища для домашних животных.

Д/у «Узнай и нарисуй »

Три медведя.

(Драматизация.1занятие)

Д/у   «Открой коробку»

2

Дикие животные весной.

Д/у «Кто первым пришёл?»

Где больше, где меньше?

Д/у «Заборчик»

Детёныши диких животных.

Запомни и построй.

Д/у «Ощупай и слепи »

В семье заболел ребёнок.

Д/у «Спрячь зайчика»

3

Где чей дом?

Д/у «Кто в домике живёт?»

Поможем бельчонку.

(Счётные операции в пределах 5 по   наглядности)

Д/у «Дождик»

Одежда и обувь для весны.

Двухэтажный дом.

Д/у «Выбери всё твёрдое »

Три медведя.

(Драматизация.2занятие)

Д/у « Сделай самолёт»

4

Перелётные птицы.

Д/у «Кто первым прилетел?»

Весёлые задачи.

Д/у « Замок»

Весна красна.

Построй и нарисуй.

Д/у «Выбери всё мягкое»

На приёме у врача.

Д/у « Сделай тележку»

май

1

Какие бывают деревья?

Д/у «Лото»

Сравни.

Д/у « Человечки»

Посади деревце.

(Пересказ текста  по сюжетным картинкам)

Ракета.

Д/у «Найди сначала большие,потом   маленькие »

Дружная семья.

Д/у « Игра с мячом»

2

Весенние цветы.

(Подснежник, мать-и-мачеха, ландыш)

Д/у « Узнай звуки весны по порядку»

Нескучный счёт.

Д/у «Светит солнышко»

Когда это бывает?

Лодочка, плыви!

Д/у «Где я взяла воду?»

Вспоминаем любимые сказки.

(Обыгрывание сюжетов)

Д/у « Игра с воздушными шарами»

3

ДИАГНОСТИКА

4

 

Перспективное годовое тематическое планирование по программе

3 год обучения

 

 

Период   изучения

темы

Тематика   занятий

Развитие речи

на основе ОЗОМ   и социального развития. Развитие слухового восприятия.

 

ФЭКП. Развитие   зрительного восприятия. Развитие ручной моторики.

 

Развитие речи

на основе ОЗОМ   и социального развития.

ФЭКП с   элементами конструирования. Развитие зрительного и тактильно-двигательного   восприятия. Обучение игре.

 

Обучение игре.   Формирование мышления.

сентябрь

1

Лето, до свидания!

Начало осени.

Д/у «Какие звуки слышишь?»

Сосчитай правильно. Число и цифра 1.

Д/у «Корзинка»

Какие бывают ягоды?

Ворота с забором.

Д/у «Узнай форму»

Дочки-матери.

Д/у «Достань мяч»

(по картинке)

2

Что растёт в саду?

Д/у «Услышь заданное слово»

Сделай больше, меньше, поровну.

Д/у «Ровная дорожка»

Фруктовый салат.

Садовый домик.

Д/у «Найди фигуру»

Репка (1 занятие).

Драматизация.

Д/у «Полей цветок»

3

Что растёт в огороде?

Д/у «На чём играю?»

Считай, не ошибись. Число и цифра 2.

 Д/у «Засолка капусты»

Овощной салат.

Магазин.

Д/у «Что лежит в мешочке»

Магазин «Овощи-фрукты

Д/у «Покорми кролика»

4

Учим стихотворение о листьях.

Д/у «Звуки листьев»

Реши задачи

(в пределах 2).

Д/у «Кто ловкий?»

Какие бывают деревья?

(Лиственные, хвойные)

Мишка - косолапый.

Д/у «Найди всё деревянное»

Репка (2 занятие).

Драматизация.

Д/у «В песочнице»

октябрь

1

Сырые и варёные овощи.

Д/у «Найди слово»

Подумай, сосчитай.

Д/у «Выложи по контуру»

Готовим винегрет.

Мостик.

Д/у «Найди картинку»

Овощной магазин.

Д/у «Достань ключик»

2

Домашние птицы и их птенцы.

Д/у «Кто так кричит?»

Сравни, сделай поровну.

Д/у «Гуси»

Осень золотая.

Курятник.

Д/у «Найди такую же»

Курочка Ряба. Драматизация.

Д/у «Напои птичку»

3

Учим стишок об осени.

Д/у «Звуки осени»

Решаем задачи.

Д/у «Дождь идёт»

Как хлеб на стол пришёл?

Построй и нарисуй дом.

Д/у «Разные игрушки»

Колобок.

Д/у «Как достать шарик»

4

Испечём   колобок. Д/у «Шумящие коробочки»

Больше - меньше.

Д/у «Обведи по контуру»

Одежда летом и осенью.

Рисунок из фигур.

Д/у «Обведи и нарисуй»

Магазин одежды.

Д/у «Осень»

ноябрь

1

Диагностика

2

Перелётные птицы.

Д/у «Угадай, кто это?»

Сравни множества.

Д/у «Ладошка»

Посуда (чайная и столовая)

Построй башню и нарисуй.

Д/у «Чудесный мешочек»

Теремок. (Драматизация)

Д/у «Построй забор»

3

Дикие животные и их детёныши.

Д/у «Кто потерялся?»

Весёлый счёт. Число и цифра 3.

 Д/у «Цепочка»

Как звери готовятся к зиме?

Построй, как у меня.

Д/у «Найди по описанию»

На приёме у врача.

Д/у «Дорисуй»

4

Осень.

(Пересказ текста)

Д/у «Что за чем?»

Реши задачи

(в пределах 3).

Д/у «Цветок-лепесток»

До свидания, осень!

(Составление рассказа по схемным   моделям)

Комната трёх медведей.

Д/у «Узнай и слепи»

Три медведя. (Драматизация)

Д/у «Рыболов»

декабрь

1

Режим дня.

Д/у «Послушай, что это?»

Сосчитай. Число и цифра 4.

Д/у «Заборчик»

Мебель.

Новоселье у кукол.

Д/у «Накроем стол для кукол»

Магазин игрушек.

Д/у «Зимой»

2

Свойства бумаги и дерева.

Д/у «Разные звуки»

Помоги Кате. (Вычислительные операции   в пределах 4)

Д/у «Проведи, как у меня»

Домашние животные и их детёныши.

Фонарики из бумаги.

Д/у «Разные формы»

Три поросёнка.

(Знакомство со сказкой)

Д/у «Чего не хватает?»

3

Профессии   (врач, повар продавец, парикмахер).

Д/у   «Кто что слышит?»

Трудные задачи.

(В пределах 4)

Д/у «Что принёс нам почтальон?»

Пришла зима.

Построй и нарисуй.

Д/у «Найди разные палочки»

Дочка заболела.

Д/у «Разложи в ряд»

4

Зимняя одежда и обувь.

Д/у «Какая у меня картинка?»

Сравни и сделай поровну.

Д/у «Мозаика»

Как зимуют дикие звери?

Дом для поросят.

Д/у «Обведи, покажи, назови»

Три поросёнка.

(Драматизация)

Д/у «Ветреная погода»

январь

1

КАНИКУЛЫ

2

Новогодний праздник. Д/у «Нарисуй, на   чём играю»

Посчитай.

Д/у «На ёлке»

Пересказ рассказа «Ёлка»

Ледяная   горка.

Д/у «Узнай по описанию и найди»

Новый  год    в  лесу.

Д/у «Шарик улетел»

3

Разучивание стихотво-рения о зиме.    Д/у «Узнай   звуки зимы»

Сколько?

Д/у «Большие сугробы»

Зимующие   птицы.

Строители.

Д/у «Найди такой же»

Парикмахерская.

Д/у «Шарик упал»

4

Зимние забавы. Составление рассказа по   сюжетной картине.

Д/у «Узнай и хлопни»

Считай   – не ошибись.

Д/у «Мы во двор пошли гулять»

Снег  и    лёд.

Жилища для

домашних   животных.

Д/у «Почтовый ящик»

Волк и   семеро козлят.

(Знакомство со сказкой)

Д/у «Разбитая чашка»

февраль

1

Улица и правила

поведения на улице.

Д/у «Тихо-громко»

Сосчитай-ка. Число и цифра 5.

Д/у «Прокати по дорожке машину»

Зима.

Наш дом.

Д/у «Что в мешочке?»

Волк и   семеро козлят.

(Драматизация)

Д/у «Кошка»

2

Транспорт.

Д/у «Звуки разных машин»

Измерь. Сравни.

Д/у «Извилистая дорога»

Профессии на

транспорте.

Построй по памяти и нарисуй.

Д/у «Найди всё железное»

Пароход.

Д/у «Кошка и молоко»

3

КАНИКУЛЫ

4

Военные профессии

и техника.

Д/у «Что где слышал?»

Подумай и реши.

Д/у «Сделай целую игрушку»

       Кто где работает?

Кому что нужно?

Военный транспорт.

Д/у «Подбери формы дл фигур»

Лиса, заяц и петух.

(Знакомство со сказкой)

Д/у «Сломанная ветка»

март

1

Учим стихотворение

о весне.

Д/у «Звуки весны»

Весёлый счёт.

Д/у «Обведи и заштрихуй»

Какие наши мамы?

Строим дом и домики (по графическому образцу)

Д/у «Найди всё твёрдое»

Лиса, заяц и петух.

(Драматизация)

Д/у «Ранняя весна»

2

Перелётные птицы.

Д/у «Хлопни, если услышишь»

Больше – меньше. Поровну.

Д/у «Птичка»

Семья.

Мост через реку.

Д/у «Найди всё мягкое»

В семье заболел ребёнок

Д/у «Дождик»

3

Домашние птицы.

Д/у «Кто в домике живёт?»

Реши задачи.

(В пределах 4)

Д/у «Прямая дорожка»

Весна наступила.

Построй башню по памяти.

Д/у «Какая на ощупь?»

        Красная Шапочка.

(Знакомство со сказкой)

Д/у «Купание куклы»

4

Диагностика

апрель

1

Учим стихотворение С.Я.Маршака об апреле

Д/у «Что   звенит?»

Сосчитай.

Д/у «Проведи по пунктиру»

Дикие животные весной.

Катерок.

Д/у «Что в руке?»

        Красная Шапочка.

(Драматизация)

Д/у «Ветка»

2

Весна Красна.

Д/у «Что за чем?»

Сравни.

Д/у «Прогулка»

Первоцветы.

Построй, нарисуй ворота.

Д/у «Послушай и найди такую же»

Мы строители.

Д/у «Игра с кубиками»

3

Посади   деревце. Составление рассказа по серии сюж. картин.

Д/у «Лото»

Сколько?

Д/у «Листочки к веточкам»

Разные деревья.

Деревня.

Д/у «Чей это домик?»

«Под грибом»

По сказке Сутеева.

(Знакомство со сказкой)

Д/у«Кошка   ловит мышь»

4

Мебель.

Д/у «Постучи, как я»

Решаем задачи.

Д/у «Обведи шаблон»

Труд людей весной.

Дачные дома.

Д/у«Что   лежит в мешочке?»

Весенние   работы на даче

Д/у «Рисунок»

май

1

Времена года.

Д/у «Послушай и поступи правильно»

Думай. Считай. Сравнивай.

Д/у «Дорисуй до целого»

Разучивание стихотворения

С.Я. Маршака    «Май»

Построй и зарисуй.

Д/у «Слепи такой же по величине»

«Под грибом»

По сказке Сутеева.

(Драматизация)

Д/у «Утро»

2

Скоро лето.

Д/у «Какая у меня картинка?»

Задачи.

Д/у «Защтрихуй, как у меня»

Составление рассказа о лете.

Новоселье.

Д/у «Обведи форму, нарисуй фигуру»

Почта.

Д/у «Одевание на прогулку»

3

ДИАГНОСТИКА

4

 

 

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - Москва «Просвещение» 2005г.
  2. Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» - Москва «Владос» 2008г.
  3. Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» - Москва «Владос» 2008г.
  4. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» - Нижний Новгород «Флокс» 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....