АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗҮРХЭНЭЙ ДУУНУУД"
элективный курс (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗҮРХЭНЭЙ ДУУНУУД" | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МБОУ «КИЖИНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Х.НАМСАРАЕВА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ- БИЛИНГВОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЗҮРХЭНЭЙ ДУУНУУД»
2021-22 учебный год
Консультант:
Найданов Дамдин Дандарович– директор школы, руководитель высшей квалификационной категории.
Рецензент:
Гомбоева Цыренма Бабуевна- заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа им.Х.Намсараева»
Составитель:
Доржиева Дашама Дугаровна– учитель бурятского языка и литературы.
Найданова Соелма Дондоковна-учитель ИЗО и черчения
В брошюре представлена авторская программа по развитию творческих способностей школьников- билингвов через деятельность детской творческой студии «Зүрхэнэй дуунууд», основанная на использовании информационно- компьютерных и игровых технологий. В брошюре предлагается также описание технологии развития творческих способностей учащихся, а также система кружковых занятий, их разработки, включающие занимательный лингвистический материал по бурятскому, русскому языкам. Авторская программа предназначена для реализации творческих способностей учащихся школ любого типа.
ГЛАВА I. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из ключевых задач современного образования является формирование у обучающихся высокого уровня коммуникативной культуры. Именно коммуникативная культура является системообразующей компетенцией, без которой невозможно развитие ни информационной, ни социокультурной, ни социально-политической, ни компенсаторной, ни академической составляющих образованности в современном понимании.
Важной частью иноязычной коммуникативной компетенции является социальная составляющая, которая предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Занятия в творческой студии «Зүрхэнэй дуунууд» предоставляют прекрасную возможность для формирования у школьников коммуникативной компетенции во всех ее аспектах.
Основной целью работы кружка является формирование коммуникативных и социальных навыков, воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества), воспитание чувства ответственности, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в групповой, индивидуальной форме.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 10-14 лет с учётом психовозрастных особенностей. Весь процесс обучения построен на дифференцированном подходе на всех этапах обучения. Позволяет в полном объёме реализовать все способы и методы учебного процесса. С учётом типологических и психологических особенностей детей 10-14 лет программа позволяет правильно организовать учебный процесс, преемственную подборку материала.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.2011г.;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"2.4.1.3049 - 13
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Программа соответствует принципам и подходам, заданным ФГОС.
Задачи программы
Повышать у обучающихся интерес и положительную мотивацию к изучению бурятского, русского (ангийского)языков, культуре, обычаям и традициям народов, совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Расширять кругозор учащихся и их объем знаний о культуре, традициях и достопримечательностях изучаемых стран.
Развивать творческие способности, предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать нестандартности, индивидуальности.
Формировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях друг с другом.
Для достижения его основных целей предполагается использование наиболее эффективных методов, способствующих реализации указанных направлений в обучении. Это работа с опорными конспектами по орфографии и пунктуации, морфологии, с разнообразными лингвистическими, философскими словарями, обучение поиску необходимой информации на сайтах Интернета, созданию коллективных и индивидуальных творческих проектов, электронных презентаций и представление их более широкой аудитории. Занятия проводятся в виде тренингов, объединенных игровой формой в целях создания необходимой для творчества обстановки непринуждённости.
Новизна программы заключается в целенаправленном развитии творческих способностей детей на основе занимательного лингвистического материала с использованием игровых и информационно- коммуникативных технологий, обучающих не только решению готовых грамматических задач, но и созданию авторских лингвистических проектов. Такая работа удовлетворяет потребность учащихся средних классов в творческом самовыражении, способствует их самоактуализации и выводит обучающих на качественно более высокий уровень владения предметом. Курс кружковых занятий по развитию творческих способностей учащихся школ поможет совершенствованию их интеллектуальных умений, формированию коммуникативной компетенции, будет способствовать более глубокому знанию предметов «русский язык» и «бурятский язык».
Цели:
1. Организовать диагностику интеллектуальных умений учащихся с целью осуществления личностно- ориентированного подхода в их обучении и воспитании.
2. Развивать творческие способности учащихся как основу формирования их функциональной грамотности.
3. Создать условия для овладения рациональными приёмами запоминания, основными способами мышления.
4. Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся, обеспечить глубокое усвоение предметов бурятский язык и русский язык.
5. Воспитывать лидерские качества, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству.
6. Создать прочную основу для успешной социализации школьников в современном обществе.
Методы обучения и развития творческих способностей:
- групповой метод
- индивидуальная работа
- использование игровых форм
- использование наглядных пособий
- общение с «живой» природой
- метод экскурсионной и практической деятельности
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксации результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
Беседа, опрос, наблюдение Праздничные мероприятия Выставки Конкурсы Анкетирование КВН Экскурсии Наблюдение | Грамоты Дипломы Анкеты Видеозапись Фото Статьи в прессе Методические разработки | Выставки Отчёты Фестивали Праздники Недели Защита творческих работ |
Принципы:
- Добровольности (зачисление в группу только по желанию (по приглашению).
- Доступности (излагаемый материал должен быть доступен пониманию).
- Последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
- Научности (вся изучаемая информация должна быть достоверной).
- Обратной связи (интересоваться мнением детей о прошедших занятиях).
- Непрерывности (обучать детей в каждом возрастном периоде);
- Успешности (право, гарантирующее возможность каждого на успех);
- Связи теории и практики (связь обучения с жизнью).
Ожидаемые результаты
- Развитие творческих способностей, самореализация обучающихся в соответствии со своими интересами.
- Расширение кругозора обучающихся и их объема знаний о культуре, традициях и достопримечательностях стран изучаемых языков.
- Повышение у обучающихся интереса к иностранным языкам, культуре, обычаям и традициям зарубежных стран, совершенствование навыка устной речи.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Проверка знаний, умений и навыков
Одна из актуальнейших задач современной методики – организация постоянного учета знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся и более успешного его использования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Проверка осуществляется с помощью тестовых заданий в пять этапов:
- первичная диагностика интеллектуальных умений на основе электронного теста;
-экспресс- диагностика уровня развития творческого воображения, мыслительных способностей: памяти, воображения, анализа, синтеза на соответствующих тренингах;
- самооценка после каждого вида деятельности и в конце тренинга;
- итоговая диагностика интеллектуальных умений.
Самым важным этапом проверки знаний обучающихся является презентация авторских творческих проектов: лингвистических задач, грамматических игр, сказок и т. д., то есть творческое применение полученных знаний.
Используемые виды контроля позволяют обеспечивать его целенаправленность, систематичность, объективность. Тестовая форма осуществляет всесторонний контроль знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих, определение уровня усвоения знаний, оперативность и своевременность контроля знаний. Проверка знаний в форме творческих презентаций даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому переосмыслению приобретённых знаний.
Работа с родителями
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития.
На индивидуальном уровне - беседа, выбор образовательного маршрута для ребенка.
На уровне творческого объединения - создание родительского актива, привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, благотворительная деятельность.
На уровне школы – демонстрация родителям практических умений воспитанников в выбранной ими деятельности (выставки, конкурсы, соревнования, концерты).
Задачи взаимодействия педагогического коллектива с родителями на учебный год определялись так:
Использовать эффективные формы сотрудничества с родителями, вовлечь их в совместную с детьми творческую, социально – значимую деятельность, направленную на повышение их активности;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает 4 основных модуля организации:
Первый модуль «Способы мышления» диагностика уровня интеллектуальных умений. | |||
Количество часов | Тема | форма, виды занятий | Практика |
1 | Первичная диагностика уровня интеллектуальных умений. | - Тестирование. - Использование Интернет- ресурсов. | |
2 | Память. | Лекция. Приёмы запоминания, основанные на мнемотехнике. | |
3 | Анализ и синтез. | Использование навыков аналитико- синтетической деятельности при решении и составлении лингвистических задач, игр. | |
4 | Воображение. | Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Использование различных видов воображения при решении и составлении лингвистических задач, игр. | |
5-10 | Творчество для всех | ||
Второй модуль «Волшебный мир эмоций» включает знакомство детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых, игры, этюды. | |||
11 | Работа с картинками «Эмоции для всех» | Игра «Шэдитэ шүхэр» | Артикуляционные упражнения |
12 | «Узнай по голосу» | Игра «Испорченный телефон» | Пантомимические упражнения, этюд «Изобразите танец журавля, пеликана, страуса, пингвина» |
13 | Знакомство с эмоциями: страх, радость, удивление и т.д | Этюд «За стеклом» | Дыхательная гимнастика Упражнение «Вырасти большой» Артикуляционные упражнения Пантомимические упражнения «удивление» |
14 | Виртуальная экскурсия (ГБАТД им. Хоца Намсараева, Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева) | Актерский тренинг «Люблю своего героя» | |
15-20 | Творчество для всех(практические и творческие занятия(репетиции, подготовка к конкурсам, конференциям и т.д) | ||
Третий модуль «Юный переводчик»- дать знания о тексте как синтаксической единице и дидактической единице в работе над связной речью учащихся, сравнить различные точки зрения на понятие текста в современной лингвистике; обобщить, систематизировать, углубить знания по развитию связной речи. | |||
21 | Обучение переводу подстрочному | ||
22 | Обучение художественному переводу | ||
23 | Эстетическая функция текстов, анализируемых на уроках иностранного языка | ||
24 | Текстовые ошибки и работа над их исправлениями. | ||
25-30 | Творчество для всех. Практические занятия, творческие работы (репетиции, подготовка к конкурсам, конференциям и т.д) | ||
31-34 | Презентация творческих проектов, творческих работ, зачеты и т.д | ||
Итого | 34 часа |
Критерии оценки эффективности программы
- Установка на развитие творческих способностей обучающихся в целях самоактуализации, социализации конкурентоспособной личности.
- Овладение основными способами мыслительной деятельности: способностью к сравнению, анализу, синтезу, классификации явлений.
- Развитие памяти, внимания, воссоздающего и творческого воображения.
- Работа над совершенствованием качества логического мышления: его гибкостью, креативностью.
5. Использование средств предметов «бурятский язык» и «русский язык» для формирования функциональной грамотности школьников- билингвов.
- Применение инновационных технологий обучения: игровых, проектных, информационно- коммуникационных.
- Развитие навыков самооценки творческой деятельности.
- Обучение методам создания творческих проектов.
- Общественная оценка результатов деятельности обучающихся в форме презентации творческих проектов.
- Обучение сотрудничеству: умению работать в команде, группе, паре, индивидуально.
ЛИТЕРАТУРА
- Генинов Ш-Н.Г. «О красоте речи», У-У,:1963.
- Гарибян С.А. Школа памяти. -М.: 1992.
- В. Леви. Искусство быть собой. -М.: 1977.
- Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения.- Новосибирск: 1975.
- С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург: 1992.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.: 1996
7. Интернет - сайты: http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.superidea.ru/tm.htm/
http://www.koob.ru/superlearning/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"
Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...
Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"
Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...
исследовательская работа «Хоймор нютагайм арадай дуунууд»
Дуун гээшэ манай ажабайдалые шэмэглэдэг, зΥрхэ сэдьхэлыемнай баясуулдаг, эди шэдидэл хΥнэй бэеые hэргээдэг, дэбжээдэг. Дуунтай нΥхэсэhэн хΥн хододоо жаргалтай, эрмэлзэл эршэтэй, омог дорюун, залуу яба...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
"Сэдьхэлэйм дуунууд" Малзурова Елизавета
Малхзурова Елизавета- очень активная, креативная девочка. Стихи пишет с начальных классов. В школе выпущен сборник ее стихов "Сэдьхэлэйм дуунууд"...
Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны
Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулиза...
Түнхэнэй еохорой дуунууд
Проект...