Воспитательная беседа"Вредные и полезные растения"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Кенина Вера Викторовна

Цель: формирование у детей знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

Задачи:

узнать о свойствах лекарственных и ядовитых  растений.

научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_mtkicrosoft_office_word_4.docx20.57 КБ
Файл dokument_mtkicrosoft_office_word_4.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Вредные и полезные растения»

Цель: формирование у детей знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

Задачи:

узнать о свойствах лекарственных и ядовитых  растений.

научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Воспитатель:

Нашу беседу я хочу начать с загадки

Они бывают разные

Полезные, опасные,

Красивые ,пахучие,

С листьями  ,колючие

Лекарство заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят

И даже дом построят.

Земли они творенья

Зовем мы их …(растения)

На ваших столах лежат фотографии растений, что вы можете сказать об этих растениях? На какие две группы их можно разделить и почему?

Воспитатель:

В лесу, на лугу много самых разных растений. Некоторые из них приносят пользу человеку, а есть и те которые могут нанести вред. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

Лекарственные растения

Какие растения называются лекарственными?  

( Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными.).

Какие органы растений используются человеком в лечебных целях?

(корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

 Каково  значение лекарственных растений в жизни человека?

( лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой  промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители,  корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения)

        Какие лекарственные растения  вы знаете? 

( ромашка, малина, подорожник, мать – мачеха, шиповник, брусника, тысячелистник, медуница, зверобой, черника, валериана, мята, можжевельник, одуванчик, крапива, красавка).

 Что общего у всех этих растений и чем они отличаются?

 ( общее – их используют для лечения заболеваний, отличаются – малина – кустарник, остальные – травы)

  Что важно знать:

  • Необходимо заготавливать и использовать только те растения, которые вам хорошо известны.
  • Наряду с полезными свойствами растений следует знать и отрицательные качества некоторых из них.
  • Нельзя покупать у случайных людей лекарственные растения в измельчённом состоянии, особенно корни.
  • Нельзя покупать лекарственные растения, потерявшие товарный вид.
  • Запрещается заготавливать растительное лекарственное сырье в черте крупных городов, вблизи железных и шоссейных дорог, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепловых электростанций, свалок. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными. Поэтому лучше самому собирать лекарственные растения в лесу и на лугу, чем покупать их
  • Лекарственные растения необходимо собирать там, где чисто и красиво.
  • Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
  • Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется;

Ядовитые растения

-  Какие растения называются ядовитыми?

Ядовитыми называют растения, которые вырабатывают токсические вещества (фитотоксины)

- Как можно отравиться  растениями?

  (С пищей, при дыхании, через кожу. )

Где можно встретить  ядовитые растения?

 (В хвойных лесах, на болотах и в топких местах, по берегам рек, на лугах, полях, вблизи жилья)

Какие ядовитые растения вы знаете?

 ( Ландыш, Вороний глаз, Волчье лыко, Белена черная, Белладонна, Дурман, Картофель, Чистотел большой, Лютик ядовитыйбелладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.)

Что нужно знать при встрече с незнакомым растением?

(Нельзяпробовать незнакомое растение; Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок, сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик), собирать растения вдоль дорог, в городах, рядом с заводами; ядовитые растения трогать руками).

Какие признаки отравления:

  • Головная боль
  • Шум в ушах
  • Головокружение
  • Рвота
  • Расстройство кишечника
  • Редкий пульс
  • Сужение зрачков
  • Отек слизистой оболочки языка, губ, гортани
  • Затрудненное дыхание
  • В тяжелых случаях развиваются судороги

Как оказать первую помощь при отравлении ядовитым растением?

  • Нельзя поддаваться панике
  • Действовать быстро и решительно
  • Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок
  • Надо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан  1 – 2 чайные ложки соли
  • Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка
  • Повторить несколько раз процедуру до появления воды

.

Давайте попробуем угадать растение по его основным признакам, приносящим пользу или вред человеку.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

На полянке, у реки

 Гордо держат стебельки,

 Как фарфоровые чашки,

 Белоснежные… (Ромашки)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи — ягода

Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

На зеленом шнурочке

Желтые звоночки. (ландыш)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

На палочке – горшок,

 А в нём – сонный порошок. (Мак)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (шиповник)

Ягоды бешеные На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет. (Волчья ягода - крушина)

 

«Кошачья травка» –

 Больным поправка:

 Корешок в аптечку,

 Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

У тропы стоит неряха –

 На ней липкая рубаха,

 На плече кувшин узорный

 До краёв с отравой чёрной. (Белена)

Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

 Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания

Поэтому мы с вами должны быть более любознательными ,знать о растениях ,как  можно больше.



Предварительный просмотр:

Беседа «Вредные и полезные растения»

Цель: формирование у детей знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

Задачи:

узнать о свойствах лекарственных и ядовитых  растений.

научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Воспитатель:

Нашу беседу я хочу начать с загадки

Они бывают разные

Полезные, опасные,

Красивые ,пахучие,

С листьями  ,колючие

Лекарство заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят

И даже дом построят.

Земли они творенья

Зовем мы их …(растения)

На ваших столах лежат фотографии растений, что вы можете сказать об этих растениях? На какие две группы их можно разделить и почему?

Воспитатель:

В лесу, на лугу много самых разных растений. Некоторые из них приносят пользу человеку, а есть и те которые могут нанести вред. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

Лекарственные растения

Какие растения называются лекарственными?  

( Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными.).

Какие органы растений используются человеком в лечебных целях?

(корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

 Каково  значение лекарственных растений в жизни человека?

( лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой  промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители,  корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения)

        Какие лекарственные растения  вы знаете? 

( ромашка, малина, подорожник, мать – мачеха, шиповник, брусника, тысячелистник, медуница, зверобой, черника, валериана, мята, можжевельник, одуванчик, крапива, красавка).

 Что общего у всех этих растений и чем они отличаются?

 ( общее – их используют для лечения заболеваний, отличаются – малина – кустарник, остальные – травы)

  Что важно знать:

  • Необходимо заготавливать и использовать только те растения, которые вам хорошо известны.
  • Наряду с полезными свойствами растений следует знать и отрицательные качества некоторых из них.
  • Нельзя покупать у случайных людей лекарственные растения в измельчённом состоянии, особенно корни.
  • Нельзя покупать лекарственные растения, потерявшие товарный вид.
  • Запрещается заготавливать растительное лекарственное сырье в черте крупных городов, вблизи железных и шоссейных дорог, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепловых электростанций, свалок. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными. Поэтому лучше самому собирать лекарственные растения в лесу и на лугу, чем покупать их
  • Лекарственные растения необходимо собирать там, где чисто и красиво.
  • Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
  • Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется;

Ядовитые растения

-  Какие растения называются ядовитыми?

Ядовитыми называют растения, которые вырабатывают токсические вещества (фитотоксины)

- Как можно отравиться  растениями?

  (С пищей, при дыхании, через кожу. )

Где можно встретить  ядовитые растения?

 (В хвойных лесах, на болотах и в топких местах, по берегам рек, на лугах, полях, вблизи жилья)

Какие ядовитые растения вы знаете?

 ( Ландыш, Вороний глаз, Волчье лыко, Белена черная, Белладонна, Дурман, Картофель, Чистотел большой, Лютик ядовитыйбелладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.)

Что нужно знать при встрече с незнакомым растением?

(Нельзяпробовать незнакомое растение; Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок, сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик), собирать растения вдоль дорог, в городах, рядом с заводами; ядовитые растения трогать руками).

Какие признаки отравления:

  • Головная боль
  • Шум в ушах
  • Головокружение
  • Рвота
  • Расстройство кишечника
  • Редкий пульс
  • Сужение зрачков
  • Отек слизистой оболочки языка, губ, гортани
  • Затрудненное дыхание
  • В тяжелых случаях развиваются судороги

Как оказать первую помощь при отравлении ядовитым растением?

  • Нельзя поддаваться панике
  • Действовать быстро и решительно
  • Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок
  • Надо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан  1 – 2 чайные ложки соли
  • Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка
  • Повторить несколько раз процедуру до появления воды

.

Давайте попробуем угадать растение по его основным признакам, приносящим пользу или вред человеку.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

На полянке, у реки

 Гордо держат стебельки,

 Как фарфоровые чашки,

 Белоснежные… (Ромашки)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи — ягода

Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

На зеленом шнурочке

Желтые звоночки. (ландыш)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

На палочке – горшок,

 А в нём – сонный порошок. (Мак)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (шиповник)

Ягоды бешеные На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет. (Волчья ягода - крушина)

 

«Кошачья травка» –

 Больным поправка:

 Корешок в аптечку,

 Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

У тропы стоит неряха –

 На ней липкая рубаха,

 На плече кувшин узорный

 До краёв с отравой чёрной. (Белена)

Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

 Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания

Поэтому мы с вами должны быть более любознательными ,знать о растениях ,как  можно больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Вредные и полезные продукты".

Классный час по теме: "Вредные и полезные продукты" можно проводить для школьников 5-8 классов. Перед проведением мероприятия ученики заполняют анкеты, которые анализируются при проведении классного ч...

урок в 9-м классе по теме "Вредные и полезные привычки"

Этот урок разработан по УМК В.П.Кузовлева "English-9"по теме Good and bad habbits/...

Внеклассное мероприятие "Привычки вредные и полезные"

Цель занятия: сформировать у учащихся четкие представления о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации.Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проекторСредства о...

Разработка учебного проекта "вредна или полезна жевательная резинка для школьника"

Представлен материал проведённых исследований о пользе и вреде жевательной резинки на организм школьника....

Беседа "Вредные и полезные привычки".

Данная беседа проведена с целью закрепления знаний воспитанниц о полезных привычках и искоренения вредных привычек....

Беседа на тему "Полезные и вредные привычки"

Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы.Следует различать полезные привычки ...

Беседа "Вредные и полезные растения".

Цель беседы :формирование у воспитанниц знаний о разнообразии растительного мира....