«Проспект Революции: тогда и сейчас»
презентация к уроку (10 класс)

Белоусова Дарья Егоровна

Внеурочное мероприятие, приуроченное к памятным событиям города Воронежа в формате виртуалной экскурсии по одной из центральных и самых красивых улиц - проспекту Революции!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prospekt_revolyutsii.doc55.5 КБ
Office presentation icon prospekt_revolyutsii_wecompress.com_.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

«Проспект Революции: тогда и сейчас»

Класс: 10 «А»

Цель: ознакомление учащихся с центральной улицей города – проспектом революции, воспитание у учащихся любви к родному городу.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории города;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, видеоролик, сообщения учащихся.

План

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Длительность

1.Организационный момент

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Рада снова встретиться с вами!

Приветствуют учителя

1 минута

2. Переход к теме мероприятия

Показ видеоролика

- Посмотрите видео и ответьте на вопросы

  • Какая часть нашего города показана на видеоролике?
  • Узнаёте ли вы эту улицу?

Смотрят видео, отвечают на вопросы

3 минуты

3. Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Действительно, ребята! Сегодня мы отправимся на  онлайн-экскурсию по одной из самых красивых и старейших улиц нашего города – проспекту Революции. Во время путешествия мы окунемся в прошлое и посмотрим, как выглядела центральная улица города много-много лет назад.

Слушают, настраиваются

20 минут

Рассказ учителя

Проспект Революции — центральная улица Воронежа, проходит через Центральный район города. Дореволюционное название, Большая Дворянская улица, также используется в настоящее время. Длина — 2,3 км. Является улицей исторического центра города. Уже почти 230 лет эта магистраль служит главной улицей города.

Сначала была дорога, проложенная в середине XVIII века. Она вела от дома губернатора А.М. Пушкина (стоявшего на участке современной технологической академии) к началу дороги на Москву (к тому месту, где теперь площадь Никитина). Дом А.М. Пушкина – первое здание, сооруженное около линии будущей улицы. Оно уже показано на плане города начала 1750-х годов. Губернаторскую усадьбу устроили на новом месте, на пустом возвышенном плато, после пожара, случившегося в Воронеже в 1748 году.

Позже в соответствии с замыслом архитекторов на месте дороги появилась новая широкая улица. Ее прокладывали после пожара 1773 года по генеральному «регулярному» плану 1774 года, но некоторые ее контуры наметились раньше, в начале 1770-х годов. В квартале же, заключенном ныне между проспектом и улицами К. Маркса, Ф. Энгельса, Комиссаржевской, на плане 1773 года обозначена «площадь сенная и дровяная» с двумя соляными амбарами – главная торговая площадь города, перенесенная сюда из сгоревшего во время пожара центра. (После 1774 года ее вновь перевели на новое место.)

Сегодня почти каждое здание на проспекте чем-либо примечательно, почти каждое – памятник архитектуры или истории.

Нам остается отправиться на экскурсию по проспекту.

Представление каждой из групп мини-проекта о старейших зданиях проспекта

Итак, представим, что мы у самого начала проспекта. И первым зданием, с которого мы начнем нашу экскурсию, будет Дом Бунина.

- 1 группа, приглашаю Вас с рассказом.

Слушают, изучают карту, изображенную на экране

Выступление 1 группы.

Рассказ о Доме Бунина, Доме Земскова, Техническом училище, Клинической больнице №2.

- Прекрасный рассказ. Молодцы!

Приглашаю 2 группу, чтобы продолжить наше путешествие.

Выступление 2 группы.

Рассказ о Мужской гимназии, здании ЮВЖД, Музее им. Крамского.

- Спасибо ребятам за увлекательнейшее представление. А мы отправляемся дальше.

Приглашаю 3 группу.

Выступление 3 группы. Рассказ о Петровском сквере, Доме губернатора, здании казенной палаты, корпусе ВГУ.

- Отлично! Идём дальше.

4 группа, приглашаю вас.

Выступление 4 группы.

Рассказ Площади Победы,  Монтажном техникуме, Доме Офицеров, Домах Связи и Книги.

- Спасибо, молодцы! Идём по улице дальше и передаём слово 5 группе.

Выступление 5 группы. Рассказ о Доме Сомова, Музыкальном училище, гостинице «Бристоль».

- Прекрасно! И мы совершили длинное путешествие и подходим к Кольцовскому скверу. Какие же здания встретятся нам на пути? Сейчас с помощью 6 группы узнаем об этом.

Выступление 6 группы. Рассказ о Кукольном театре, Доме купца Михайлова и кинотеатре «Пролетарий».

4. Закрепление полученной информации

Слова учителя.

- Молодцы, ребята! Сегодня мы окунулись с вами в прошлое и прошлись по исторической части нашего города.

Сегодня проспект Революции является сосредоточением светской жизни. Здесь расположены популярные кафе и магазины. Хотя улица и пострадала во время Великой Отечественной войны, серьёзные реставрационные работы позволили сохранить и восстановить значительную часть её старинной застройки.

- А сейчас предлагаю вам пройти небольшую викторину на знание одной из главнейших улиц нашего города.

Вы большие молодцы!

Слушают

Работают по группам, отвечают на вопросы викторины.

10 минут

5. Подведение итогов

Рассказ учителя

Милые сердцу просторы,
Густые леса и поля -
Это родной мой  Воронеж ,
Это родная земля!
Всё здесь до боли знакомо:
Улицы, парки, мосты.
Весенней порою у каждого дома,
Благоухают сирени кусты.
Здесь царь Пётр I когда-то,
Построил свой воинский флот,
Отважно сражались солдаты,
Боролся за волю народ.
Духовно здесь душу наполнишь,
Туристов и кровных жильцов -
Поэтами славен  Воронеж:
Никитин, Платонов, Кольцов.
Здесь много музеев искусных,
И златоглавых церквей.
Уйти от раздумий грустных,
Здесь можно в тени аллей!
Люблю тебя, светлый мой город,
Люблю за весенний рассвет,
Люблю слышать я птичий гомон,
И майский вишнёвый расцвет.

- Итак, сегодня мы узнали немного больше об истории нашего города. Познакомились со многими историческими зданиями и личностями, повлиявшими на судьбу города. Спасибо за занятие!

Слушают, подводят итоги

4 минуты

6. Рефлексия

Ребята выписывают свои впечатления от мероприятия на бумажные здания одного из трёх цветов, затем приклеивают на доску с пустым полем. В итоге получается город.

Обсуждают, высказываются, отвечают на вопросы

2 минуты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проспект Революции: тогда и сейчас

Слайд 2

Проспект Революции — центральная улица Воронежа, проходит через Центральный район города. Дореволюционное название, Большая Дворянская улица , также используется в настоящее время. Длина — 2,3 км. Является улицей исторического центра города. Уже почти 230 лет эта магистраль служит главной улицей города.

Слайд 3

Большая Дворянская. Рис. В. А. Жуковского, 1837 г. История улицы Профиль Б. Дворянской ул. с показанием бульвара и мостовых. Чертеж 1814 г. Самое раннее фото Большой Дворянской. Справа - театр. 1860-е гг.

Слайд 4

История улицы Самая фешенебельная часть Б. Дворянской. Дома Д. Г. Самофалова. Нач. XX в. Б. Дворянская. Открытка 1916 г.

Слайд 5

Дом Бунина Проспект Революции, д. 3 На краю бывшей Б. Дворянской, под номером 3 – дом с мемориальной доской, сообщающей о том, что здесь в 1870 году родился Иван Бунин.

Слайд 6

Дом Земскова Проспект Революции, д.7 Техническое училище – ныне здание военного ведомства (Пр. Революции, д. 8)

Слайд 7

Клиническая больница № 2 имени К. В. Федяевского (Пр. Революции, д. 10-14) До революции здесь размещалась губернская земская больница. Здания построены в 20-х гг. 19 века, фамилия архитектора неизвестна. В больнице в разные годы плодотворно работали крупные врачи и организаторы здравоохранения в губернии К.В. Федяевский (1835-1919), Н.И. Тезяков (1859-1925), А.Х.Сабинин (1850-1907) и А.Г. Русанов (1874-1949).

Слайд 8

Губернская мужская гимназия (Пр. Революции, д. 19) В краснокирпичном здании старинной архитектуры сейчас размещаются несколько факультетов технологической академии, а в дореволюционные годы в нем была мужская гимназия, в которой в разные годы учились видные ученые Н.Г.Славянов (1854-1897) —изобретатель электросварки, С. А. Чаплыгин (1869-1942) — автор выдающихся работ по аэродинамике, писатели и литературоведы П.Е.Щеголев (1877-1931) и Б.М.Эйхенбаум (1886-1959). Здание гимназии построено в 1859 г. по проекту арх. А.А.Тона.

Слайд 9

Управление ЮВЖД (пр. Революции, дом 18)

Слайд 10

«Воронежский дворец» (Пр. Революции, д. 18)

Слайд 11

Петровский сквер Петровский сквер. Фото Е. Доровского, кон. 1930-х гг. От памятника Петру I остался только пьедестал. Фото Н. С. Варламова, 1943 г Дубы, срубавшиеся по воле Петра I, теперь "подыгрывают" бронзовому царю. Фото 1980-х гг.

Слайд 12

Здание казенной палаты (Пр. Революции, д.21) Здание губернских присутственных мест (губернского правления) (Пр. Революции, д. 23)

Слайд 13

Дом Губернатора (Дом молодежи) (Пр. Революции, д. 22)

Слайд 14

Корпус ВГУ (д.24). Памятник А. Платонову. Дом Тулинова (Пр. Революции, д.30) Бывший дом Тулиновых начала XIX в. Открытка нач. XX в.

Слайд 15

Монтажный техникум –бывшая духовная семинария (Пр. Революции, д.29)

Слайд 16

Гарнизонный дом Офицеров (пр. Революции. 32)

Слайд 17

Дом связи (д.35) и Дом Книги (д.33)

Слайд 18

Бывший дом Сомова (д.39)

Слайд 19

Музыкальное училище (д.41)

Слайд 20

Гостиница «Бристоль» (д. 43)

Слайд 21

Воронежский театр кукол «Шут»

Слайд 22

Дом купца Михайлова (д. 45-47)

Слайд 23

Кинотеатр «Пролетарий»

Слайд 24

Викторина

Слайд 26

1 Каково дореволюционное название проспекта Революции? Большая Дворянская

Слайд 27

2 Что располагалось в нынешнем здании Дома Офицеров? Мариинская женская гимназия

Слайд 28

3 Данное здание выполнено в стиле ______? Гостиница «Бристоль» выполнена в стиле модерн

Слайд 29

4 Что располагалось в 1917 году в Доме Губернатора? Военно-революционный комитет

Слайд 30

5 Назовите имя архитектора, занимавшегося восстановлением города после Великой Отечественной войны Н.Ф. Троицкий

Слайд 31

6 У какого здания расположен памятник литературному герою одноименной повести Г. Троепольского Белому Биму Черное Ухо? Театр кукол

Слайд 32

Таков наш лучший проспект, который целиком тянется в Центральном районе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект " Где работать мне тогда?"

Цель:ознакомить обучающихся с основными видами ра­бочих профессий.Задачи:-    создать условия для формирования коммуникативных на­выков, опыта публичных выступлений; уважительного...

конспект урока на тему \' Стиль жизни. Тогда и Сейчас"

Practicing lesson focusing on the use of the past simple tense and "used to"1 listening for lexical items2 talking about past habits and activities3 talking about the advantages and disadvantages of l...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).

Цели: ·         Обучающая: открыть своеобразие Гоголя как писателя ;·         Познавательная: дать понятие хронотопа ( с...

Исследовательская работа "Детство тогда - детство сейчас"

Исследование посвещено изучению жизни детей военного времени и сравнению данных условий с условиями жизни и интересами современных детей!...

Конспект занятия "Невский проспект. Проспект театров"

Информация конспекта расичитана на первичное ознакомление с Невским проспектом и некоторыми театрами, которые находятся на нём...

Классный час "Феминизм: тогда и сейчас"

Классный час в 9 классе в формате дискуссии. Предполагается работа в группе, обсуждение проблемных вопросов. Цель урока: умение сформулировать своё отношение к различным понятиям общества, не опи...