Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цели:
· Обучающая: открыть своеобразие Гоголя как писателя ;
· Познавательная: дать понятие хронотопа ( слитность образа пространственных и временных характеристик; в литературе – ведущее начало – время);
· Практическая: формировать умение анализировать художественное произведение;
· Развивающая: развитие устной монологической речи, выразительного чтения художественного произведения, развитие логического мышления;
· Воспитывающая: воспитание морально-нравственных качеств обучающихся.
Приёмы: презентации учителя и обучающихся, лекция, беседа, словарная работа, анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_povesti_n.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 класс
Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).
Презентация к уроку.
Учитель: Мальцева Татьяна Владимировна
г. Новомосковск 2013 г.
Дата: 11 ноября 2013 года
Класс: 10
Технологии: мультимедийные.
Краткая аннотация: данный урок является наглядной иллюстрацией писательского метода. «Все мы вышли из гоголевской шинели» - скажет один из классиков. Таким образом, изучение творчества Гоголя является «мостиком» к изучению творчества русских писателей второй половины 19 века. Использование презентации позволяет расширить рамки урока за счёт элементов заочной экскурсии, осуществления межпредметных связей.
Цели:
- Обучающая: открыть своеобразие Гоголя как писателя ;
- Познавательная: дать понятие хронотопа ( слитность образа пространственных и временных характеристик; в литературе – ведущее начало – время);
- Практическая: формировать умение анализировать художественное произведение;
- Развивающая: развитие устной монологической речи, выразительного чтения художественного произведения, развитие логического мышления;
- Воспитывающая: воспитание морально-нравственных качеств обучающихся.
Приёмы: презентации учителя и обучающихся, лекция, беседа, словарная работа, анализ текста.
ТЕМА: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).
Ход урока.
1. (слайд 1) Вступительное слово учителя.
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы? Я знаю, что ни один из бледных и чиновных её жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта.
Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.
- Узнали? Назовите произведение. Да, это отрывок из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект», которую вы должны были прочитать к уроку.
(слайд 2). Тема нашего сегодняшнего урока «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»). Запишите.
Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию по Петербургу; вспомним литературных героев, проживавших или бывавших в Петербурге, в том числе и на Невском проспекте; проанализируем повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» и ответим на вопрос: почему писатель, восхищаясь Невским проспектом в начале повести, восклицает «О, не верьте этому Невскому проспекту!»
(слайд 3). Прочитаем эпиграфы к уроку.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъездной бродит Достоевский…
С.Я.Маршак
Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.
Н.В.Гоголь
Люблю тебя, Петра творенье…
А.С.Пушкин
2. Беседа с классом.
- Как вы понимаете слова Маршака?
Удивило ли вас, что город на Неве настолько стал городом Гоголя, что подобен…
гоголевской странице, во всяком случае, Невский проспект? А что вы знаете о
Петербурге, о его достопримечательностях?
( слайд 4) Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург со времени своего основания играет важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки.
(слайд 5) В самом имени города соединились три языка: Санкт (Santa – святой) – слово латинское; Пётр (Peter, в голландской или немецкой огласовке от Petros –камень, скала) – слово по происхождению греческое; бург (Burg – замок, крепость) – слово немецкое.
- Скажите, а как ещё называют Петербург? (город на Неве, Северная Венеция, Северная Пальмира).
(слайд 6) Как называется это средство выразительности?
Перифраз и перифраза (спец.) - выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова, например «пишущий эти строки» вместо «я» в авторской речи. ( Толковый словарь С.И.Ожегова).
(слайд 7) - Северной Венецией называли Амстердам за множество каналов и мостов. (В 1859 году «Северной Венецией» назвал Петербург французский писатель и путешественник Теофиль Готье).
Екатерине II принадлежит определение «Северная Пальмира».( это название раскрывает значение новой столицы: связь российской культуры с эллинистической традицией – это античное искусство). Пальмира (город пальм)- древний город в Сирии, расположенный посреди пустыни в оазисе.
3. Заочная экскурсия по Невскому проспекту.
Сообщение и презентация 1 группы обучающихся : «Архитектурные памятники Невского проспекта» (презентация 8-25 слайды).
- В создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды участвовали писатели. Но у них было особое дело в этом непрерывном процессе градостроительства: их искусство создавало духовный облик города, воздействовавший на всех, кто его строил и кто в нём жил.
Вопросы к классу ( слайд 26):
- Какому известному полководцу установлен памятник на Невском проспекте?
- Какой великой императрице установлен памятник перед Александринским театром?
- Почему Аничков мост так назван?
- А вот герои каких произведений проживали или бывали в Петербурге, в том числе и на Невском проспекте, мы сейчас узнаем.
Презентация 2 группы (28-53 слайды): «Какие литературные герои жили в Петербурге или бывали там».
Задание классу: дополните список литературных героев (слайд 55)
- Левша – герой одноимённого сказа Н.С.Лескова (в Петербург к государю Николаю Павловичу его привозит атаман Платов)
- Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
- Родион Раскольников – герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание, - - Илья Ильич Обломов – герой романа И.А.Гончарова «Обломов».
4. Слово учителя:
(слайд 56 ). С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.
В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.
( слайд 57 с памятником Гоголю ) «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…» Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством»
( слайд 58 )Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее».
5. Беседа с классом и работа с текстом произведения.
- Почему Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему
целый цикл «Петербургских повестей»?
Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»?
Ребята, обратимся к повести. Начнём с истории её создания. (презентация)
(работа с текстом произведения)
- Назовите героев повести (Пискарёв и Пирогов). Да, но есть ещё один герой. Вспомните, каким описанием начинается и заканчивается произведение? ( Невского проспекта).
(слайд 1-3 ) Значит, Невский проспект – это ещё один герой повести и герой самый главный, который соединяет все части повести. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев.
Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту.
- Как называет автор Невский проспект? Вы должны были выписать определения: ( ребята зачитывают определения).
(слайд 4 ) красавица нашей столицы, всеобщая коммуникация Петербурга, главная выставка всех лучших произведений человека.
- Все эти «вывески» связаны с изображением человека. Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня: Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только дня!
- Что такое фантасмагория?
Вы выписали определения из словаря.
Ученик зачитывает:
Словарь Ожегова: причудливое бредовое видение.
Словарь В.И.Даля: искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредством зеркального отражения. Большой энциклопедический словарь: нечто нереально, причудливые видения, бредовые фантазии.
Безусловно, что все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.
- Итак, каков же он, человек, в изображении Гоголя?
- Дома вы должны были найти группу слов с лексическим значением “человек”, “люди”.
“Начнём с самого раннего утра” — как предлагает автор. (читают записи).
(слайд 5 ) Человек Мужик
Житель Мальчики
Народ Гувернёры
Чиновник
— Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? (Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол.)
— Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты? (нет)
Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте.
«…Ближе к двум часам» (зачитывают)
(слайд 6 ) …Все, окончившие довольно важные домашние задания
…Поговорившие со своим доктором
…Узнавшие о здоровье лошадей
…Прочитавшие афишу
…Те, которые служат в иностранных коллегиях
…Встретите разговаривающих о концерте или о погоде
Для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, сложноподчинённые предложения. Какова их роль?
Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.
«В три часа»…(читают)
(слайд 7 ) …Титулярные, надворные и прочие советники
…Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари.
Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!
(слайд 8 ) «С четырёх часов…»
Какая-нибудь швея
Какая-нибудь жалкая добыча
Какой-нибудь заезжий чудак
Какая-нибудь длинная высокая англичанка
Какой-нибудь артельщик
Повтор неопределённых местоимений — пренебрежение, неважность означенных персон.
«Больше никого не встретите вы на Невском проспекте».
Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек = вещь, абстрактное понятие.
Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь? (ответы обучающихся)
И, наконец, сумерки. (слайд 9 )
Невский проспект оживает и начинает шевелиться.
Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.
В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное.
Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю.
А люди превращаются в длинные тени. Кого здесь можно встретить (зачитайте):
Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…
- Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.
6. Подведение итогов.
- Давайте подведём итог нашим наблюдениям.
В первой части происходит разоблачение Невского проспекта? (да)
— Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести?
Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.
(слайд 10 ) · Красота? Что, связанное с понятием красоты, увидели мы на Невском проспекте?
· Коммуникация? Явились ли мы свидетелями общения людей друг с другом, взаимообогащения личностей?
· Выставка? А что показано как лучшее произведение человека?
- Сделайте вывод из всего вышесказанного (Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!).
7. Самостоятельная письменная работа ( просмотр презентации «Мой Петербург» под музыку «Под небом голубым…»).
Почему Гоголь заклинает читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»?
(слайд 11)
Примерные ответы:
1) Гоголь разворачивает перед читателем удивительную картину города-мифа. Петербург – это место, где всё почему-то предстаёт в искажённом виде. Жители тоже призрачны. Здесь возможны необыкновенные происшествия.
2) С одной стороны в повести рассказывается о достопримечательностях Петербурга, ведь Невский проспект – это лицо города. С другой стороны – о мелких происшествиях на проспекте. Он обманчивый, лживый.
3) Гоголь показывает, что Невский проспект не главная улица столицы, не место для отдыха, а всего лишь выставка, место для показа внешнего вида, нарядов. Писатель высмеивает людей, имеющих прекрасные должности, но не имеющих внутреннего мира. Поэтому так обманчиво первое впечатление о людях. Поэтому автор заклинает не верить Невскому проспекту.
8. Домашнее задание: пересказ истории Пискарёва и Пирогова. Составить сравнительную характеристику героев по плану (слайд 12).
План характеристики у каждого на столе.
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
Пискарев 1. Портрет Пирогов
|
|
Что мы узнаем о героях из характеристики среды?
2. Характер
Пискарев а) преследование Пирогов
|
|
Какие черты характера героев раскрываются?
б) СОН
Что такое сны для самого художника?
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
Вывод: Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
- раскрыть …
- показать разлад …
- объяснить причину …
в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
|
|
3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
Каков язык и стиль повествования о героях?
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
9. Рефлексия: Что нового открыли вы для себя на уроке? Заставило ли вас произведение по-новому взглянуть на какие-нибудь явления жизни? Захотелось ли вам побывать в Петербурге?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.
Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....
Образ Петербурга в литературе и искусстве (по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект"
Интегрированный урок литературы в 10 классе...
Урок литературы в 8 классе «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» ( по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Петербург - город контрастов и социальной несправедливости....
Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...
Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект". Конспект урока.
В разработке представлен конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", а также презентация к этому урока. В ходе урока учащиеся с помощью анализа образа Невского проспекта в разн...