Образовательные путешествия и экскурсии
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Актуальность курса внеурочной деятельности «Обучающие путешествия и экскурсии» определяется его новизной и инновационной формой учебной и внеучебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствующих повышению интереса не только к предмету, но и к культурному наследию, что, в свою очередь, развивает чувство патриотизма, формирующее основы национальной идеи России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_puteshestviya_i_ekskursii.docx54.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Образовательные путешествия и экскурсии»

Направление: общекультурное

Уровень образования: основное общее

Количество часов: 170

Срок реализации 5 лет (5 – 9 классы)

Составители: Захарченко О.А.

2022

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Образовательные путешествия и экскурсии» для обучающихся 5-9 классов (основной школы) составлена на основе требований ФГОС ООО (ФГОС основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки от 31.05.2021 №287) и Примерной программы воспитания (проект).

Цель курса – стимулирование познавательной активности учащихся в изучении предметов школьного цикла через экскурсионную деятельность.

Задачи – интеграция обучения и путешествия (экскурсии) для решения задач, определяемых учебными программами; становление личностно-значимых качеств в процессе формирования универсальных (метапредметных) компетентностей; воспитание социальной ответственности через приобщение к культурному наследию. 

Актуальность курса внеурочной деятельности «Обучающие путешествия и экскурсии» определяется его новизной и инновационной формой учебной и внеучебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствующих повышению интереса не только к предмету, но и к культурному наследию, что, в свою очередь, развивает чувство патриотизма, формирующее основы национальной идеи России.

Таким образом, образовательная экскурсия как форма образовательной деятельности позволяет выйти за рамки традиционных занятий классно-урочной системы, устанавливает новые субъектные отношения между учеником и учителем, где учитель выступает в роли тьютора ученика в его самообразовании; она расширяет границы образовательной среды через освоение обучающимися нового пространства, знакомство с новыми объектами и предметами, непосредственное наблюдение за процессами.

Ожидаемые результаты

Базовые

  • Осознание учащимся открытости образовательного
  • пространства.
  • Готовность ученика к самообразованию через осознание своих
  • образовательных потребностей, интересов; через мотивацию.
  • Освоение методики исследовательской и проектной
  • деятельности, работы с различными источниками знаний.
  • Освоение различных форм оформления и презентации
  • результатов своей работы.

Сопутствующие

  • Приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:
  • Управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением.
  • Управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде.
  • Социальная ответственность.

Структура курса

Технология образовательного путешествия основана на положении:

знание человечества становится твоим, если ты:

1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос.

2. Сам ищешь ответ.

3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям.

Основные положения данной технологии одновременно являются этапами работы:

первый этап – кабинетный (подготовительный);

второй этап – экспедиционный (практический);

третий этап – знание – образ (презентационный).

Программа реализуется в рамках 5 направлений (основных тем): экология, история, наука, литература и искусство, мир профессий.

Место курса в учебном плане

Учебным планом ГБОУ Школа №_____ на изучение курса отводится     170 часов: по 34 часа в каждом классе с 5 по 9.

Результаты освоения курса «Образовательные путешествия и экскурсии»

Личностные

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

4.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Содержание курса внеурочной деятельности

5класс

Тема 1. Введение (4ч)

Что такое экскурсия? Виды экскурсий. Как готовиться к экскурсии? Проект: первые шаги. Экскурсия в библиотеку «Словари – наши друзья и помощники»

Практика: учимся задавать вопросы (вопросы «тонкие» и «толстые»); как «работает» библиотека (знакомство с библиотечной картотекой)?  Обучение приёмам работы по поиску информации. Творческая книжка (диагностика личностного роста)

Тема 2. Мир вокруг нас (9ч)

«Знакомые с детства названия» (топонимы родного края). Однодневный пеший поход по местам родного края (парк, усадьба, храм, памятник).

Практика: подготовка похода: деление на группы «историки», «искусствоведы», «географы», «биологи» в соответствии с интересами; поиск материалов для изучения (описания) объекта, планируемого для посещения; постановка целей и задач образовательного путешествия; отчёт групп (наблюдение объекта, сопоставление с найденными материалами, выводы и предложения для дальнейшего изучения объекта) (круглый стол); стенгазета (фотоматериалы, наблюдения, впечатления, находки каждой из групп)

Тема 3. С чего начинается родина? (5ч)

История поселения. Экскурсия в школьный музей (музей поселения) (пешая).

«Расскажи, как хорош дом, в котором ты живёшь»

Практика: составление экскурсионного маршрута; рассказ об экспонате (на основе впечатлений; заполнение творческой книжки); мини-проект «История моей семьи (села, улицы)»

Тема 4. Хочу всё знать (5ч)

Игра «Что? Где? Когда?» Экскурсия (планетарий, Палеонтологический музей – очно или виртуально)

Практика: подготовка вопросов к викторине (работа с информацией); составление маршрута экскурсии; «Копилка знаний» (что нового я узнал на экскурсии?); заполнение творческой книжки

Тема 5. Литературными тропами (4ч)

Поэты и писатели родного края («Строка, рожденная поэтом (писателем), нашим земляком»). Литературные места родного края. Виртуальные экскурсии (литературная карта Москвы).

Практика: составление вопросов квеста по одной из экскурсий; рисуем литературную карту Москвы (заполнение творческой книжки), школьная литературная газета (мини-проекты)

Тема 6. Мир профессий (4ч)

«Кем быть?» (анкетирование: «Какие профессии ты знаешь?»). Мини-проект «Профессии будущего в рисунках». Экскурсия в «Город мастеров».

Практика: творческий отчёт (рисунки, отзывы, репортаж с места события)

Тема 7. Подведём итоги. Защита проектов, творческих работ. (3ч)

Анкетирование (тестирование) по итогам года (личностный рост). Творческий отчёт (выставка работ, награды, фотографии с экскурсий); выступления с мини-проектами, выполненными в рамках разных тем. Задание на лето (самопрезентация)

6класс

Тема 1. Введение (3ч)

Анкетирование «Что я хочу узнать о родном городе и с чем могу познакомить своих друзей?» (определение индивидуальных маршрутов).

«Удивительное лето» (отчёт по летнему заданию: фото-и киноматериалы, материальные объекты, устный рассказ о впечатлениях)

Практика: объединение в творческие группы по интересам (на основе индивидуальных маршрутов). Творческая книжка (диагностика личностного роста)

Тема 2. Мир вокруг нас (6ч)

«Я - и мир» (определение круга интересов). Встреча со школьным психологом (когда «интересно» и почему «неинтересно»?) «Выпрямила» (встреча с картиной): экскурсия в Третьяковскую галерею (или виртуальная экскурсия в сопровождении работника музея: рассказ о картине)

Практика: составление диаграммы «Круг моих интересов» (самодиагностика); отзыв о посещении галереи (о встрече с картиной) – заполнение творческой книжки

Тема 3. С чего начинается родина? (9ч)

«Я убит подо Ржевом…» (рассказ о герое-члене семьи: творческая работа, проект). Работа с поисковыми сайтами. Встреча с работником музея (архива): организация поисковой работы. Пешая экскурсия к памятнику героям Вов. Литературный монтаж. Круглый стол «Вехи памяти»

Практика: получение навыков поисковой работы: поиск сведений на сайтах, в домашних архивах; этапы работа над проектом (целеполагание, задачи, пути реализации, методы); групповая работа: составление сценария литературного монтажа «Минута памяти и скорби» (к пешей экскурсии); анализ проделанной работы (заполнение творческой книжки: впечатление, степень реализации).

Тема 4. Хочу всё знать (5ч)

Экскурсия в «Музей Занимательных Наук (Экспериментариум)». По страницам киножурнала «Хочу всё знать» (обзор). Конкурс знатоков: решение занимательных задач (Г.Остер).

Практика: прохождение квеста; «Копилка знаний» (что нового я узнал на экскурсии?); составление задач; заполнение творческой книжки

Тема 5. Литературными тропами (4ч)

По следам литературных героев. Литературные герои до встречи с писателем (прототипы литературных героев). Памятники литературным героям (групповая работа по указанным направлениям, мини-проекты). Виртуальные экскурсии.

Практика: формирование навыков работы с поисковыми сайтами, библиотечным фондом, отбора информации в соответствии с темой, целью и задачей презентации; представление результатов (презентация, литературная газета, буклет, вопросы викторины); взаимооценка работ

Тема 6. Мир профессий (4ч)

«Профессии моей семьи» (составление «карточки профессии» на основе опроса, мини-проект); игра «Угадай профессию» (с использованием подготовленных карточек). Квест «Сколько профессий «трудится» в школе?» (с посещением рабочих мест)

Практика: обсуждение круга вопросов для «карточки профессии», составление опросника (групповая работа); проведение опроса, подготовка карточки с ответами (индивидуальное задание)

Тема 7. Подведём итоги. Защита проектов, творческих работ. (3ч)

Анкетирование (тестирование) по итогам года (личностный рост). Творческий отчёт (выставка работ, награды, фотографии с экскурсий); выступления с мини-проектами, выполненными в рамках разных тем. Задание на лето (самопрезентация)

7класс

Тема 1. Введение (3ч)

Анкетирование «Что я хочу узнать о стране и мире?» (определение индивидуальных маршрутов).

«Лето, ах, лето!» (отчёт по летнему заданию: фото- и киноматериалы, материальные объекты, устный рассказ о впечатлениях)

Практика: объединение в творческие группы по интересам (на основе индивидуальных маршрутов). Повторение: приёмы поисковой работы, этапы работы над проектом. Творческая книжка (диагностика личностного роста)

Тема 2. Мир вокруг нас (6ч)

Знание и вера (диспут). Православие как нравственный фундамент русской культуры. Как устроен православный храм? Русская иконография. Памятники древнерусской литературы. Экскурсия в православный храм (пешая)

Практика: подготовка к диспуту: кейсы команд (вопросы, аргументы и факты, подтверждающие позицию); знакомство с правилами ведения дискуссии (формирование регулятивных умений); описание памятника архитектуры (местного храма); рисунки; составление «Поучения» (отражение нравственных заповедей) - заполнение творческой книжки

Тема 3. С чего начинается родина? (4ч)

Внедрение алгоритмов написания эссе, проведения репортажа. Экскурсия «Бородинская панорама» (очная или виртуальная). Конкурс репортажей с места событий по теме «Поле воинской славы» или Конкурс чтеца-декламатора по теме «Да, были люди в наше время...» (Бородинское сражение в творчестве поэтов и писателей).

Практика: создание письменных «клишированных» и оригинальных текстов с использованием необходимых речевых средств (эссе); выразительное чтение текста

Тема 4. Хочу всё знать (9ч)

Земля - наш общий дом. Экологические проблемы Земли. Пути решения экологических проблем: круглый стол по теме «Мои предложения в копилку идей». Наука на страже здоровья Земли. Диспут «Путешествие в будущее: Земля через тысячу лет». Конкурс фантастических проектов (рисунки, модели, описание городов, транспорта, флоры и фауны будущего) Внедрение алгоритма подготовки интервью. Интервью на экологическую тему. Виртуальная экскурсия (Палеонтологический музей)

Практика: формулировка идей (прогнозирование, анализ) к круглому столу; подготовка вопросов к интервью (определение круга проблем, цели и задач интервью); подготовка к диспуту: кейсы команд (вопросы, аргументы и факты, подтверждающие позицию); выставка работ; «Копилка знаний» (что нового я узнал из интервью, экскурсии?) – заполнение творческой книжки

Тема 5. Литературными тропами (4ч)

Создание маршрута экскурсии «Адреса литературной Москвы» (А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов) (групповые задания) с использованием ИКТ. Работа над точками маршрута экскурсии.  Составление экскурсии (на основе материалов групп) под руководством учителя. Пешая экскурсия по одному из маршрутов.

Практика: формирование навыков работы с поисковыми сайтами, отбора информации в соответствии с темой, целью и задачей экскурсии; представление результатов (маршрут экскурсии, сопроводительный текст)

Тема 6. Мир профессий (5ч)

Знакомство с классификацией профессий. Анкетирование «Я выбираю профессию». «Я бы в лётчики пошёл…»: как сделать выбор? (консультация школьного психолога). Виртуальная экскурсия в мир профессий.

Практика: участие в анкетировании; определение индивидуального маршрута: мой путь к профессии (что нужно знать?); заполнение творческой книжки (наблюдения)

Тема 7. Подведём итоги. Защита проектов, творческих работ. (3ч)

Анкетирование (тестирование) по итогам года (личностный рост). Творческий отчёт (выставка работ, награды, фотографии с экскурсий); выступления с мини-проектами, выполненными в рамках разных тем. Задание на лето (самопрезентация)

8класс

Тема 1. Введение (2ч)

Анкетирование «Что я хочу узнать о себе и других?» (определение индивидуальных маршрутов).

«Ах, лето красное!» (отчёт по летнему заданию: выставка творческих работ)

Практика: объединение в творческие группы по интересам (на основе индивидуальных маршрутов). Повторение: приёмы поисковой работы, этапы работы над проектом, алгоритмы эссе, репортажа, интервью. Творческая книжка (диагностика личностного роста)

Тема 2. Мир вокруг нас (4ч)

Этика и этикет. Речевой этикет (в том числе этикет общения в Интернете). Диспут: «Мода – это важно?»; «Я к Вам пишу…» (правила составления письма, в том числе электронного). Лента времени (виртуальное путешествие).

Практика: подготовка к диспуту: кейсы команд (вопросы, аргументы и факты, подтверждающие позицию); закрепление правил ведения дискуссии (формирование регулятивных умений); творческие работа «Письмо себе о себе» (самоанализ), «Лента времени: как было и как стало (мода, нормы поведения, формулы общения) - заполнение творческой книжки

Тема 3. С чего начинается родина? (4ч)

«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…»: экскурсия в Исторический (местный краеведческий) музей (актуальная экспозиция; очная). Круглый стол по теме «Что значит уметь помнить...». Составление текста для монтажа «Все, что было не со мной, помню...» (мини-проект) или коллективное дело («Георгиевская ленточка», уборка территории памятника, помощь ветерану) (волонтёрские акции)

Практика: формулировка вопросов, мнений к круглому столу; предложения в «Копилку идей»; групповая работа: составление сценария литературного монтажа; выразительное чтение (декламация)текста; волонтёрская акция

Тема 4. Хочу всё знать (6ч)

«Академия детских наук» (знания и наблюдения, добытые самостоятельно (проект)). Конкурс занимательных вопросов «Сто тысяч «почему?». Игра «Сто тысяч «почему?» (по примеру «Своя игра»). Ретро-путешествие по страницам журнала «Академия детских наук», «Хочу всё знать»

Практика: сбор, изучение и систематизация материалов к проекту; подготовка демонстрации наблюдений (с популярным объяснением); «Копилка знаний» (мои открытия); заполнение творческой книжки

Тема 5. Литературными тропами (9ч)

Изучение материала сайта «Полка». Составление обзора статей(реферирование). Моя книжная полка (представление любимой книги, автора, жанра; примера собственного творчества). Составление буктрейлера любимой книги (мини-проект). Конкурс буктрейлеров.

Практика: формирование навыков работы с поисковыми сайтами, отбора информации в соответствии с темой, целью и задачей экскурсии; закрепление этапов работы над проектом; представление результатов (обзор, буктрейлер)

Тема 6. Мир профессий (6ч)

Изучение материалов сайта «Каталог профессий будущего». Составление карточек лото «Профессии будущего» для 5-6 классов (или виртуальной экскурсии по сайту). «Профориентация: кем стать?». Анкетирование (профориентация)

Практика: участие в анкетировании; составление карточек лото (отбор и преобразование информации); «Гостья из будущего» - рассказ о профессии для обучающихся 5-6 классов (или виртуальная экскурсии по сайту); «Копилка знаний» (что нового я узнал о профессиях и профориентации?); заполнение творческой книжки

Тема 7. Подведём итоги. Защита проектов, творческих работ. (3ч)

Анкетирование (тестирование) по итогам года (личностный рост). Творческий отчёт (выставка работ, награды, фотографии с экскурсий); выступления с мини-проектами, выполненными в рамках разных тем. Задание на лето (самопрезентация)

9класс

Тема 1. Введение (2ч)

Анкетирование «Что я могу рассказать о себе и мире?» (определение индивидуальных маршрутов).

«Лето, лето, лето…!» (отчёт по летнему заданию: выставка творческих работ)

Практика: объединение в творческие группы по интересам (на основе индивидуальных маршрутов). Повторение: приёмы поисковой работы, этапы работы над проектом, алгоритмы эссе, репортажа, интервью. Творческая книжка (диагностика личностного роста)

Тема 2. Мир вокруг нас (4ч)

Слово – Музыка – Образ: виртуальное путешествие по музеям и театрам на сайте «Мирмол». Выход в театр

Практика: эссе или отзыв о виртуальной прогулке; заполнение творческой книжки

Тема 3. С чего начинается родина? (4ч)

Экскурсия в «Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе» (очная или виртуальная); «Помните!»: составление карточки-заявки для Стены памяти в музее на Поклонной горе (мини-проект). Участие в акции «Бессмертный полк»

Практика: формулировка вопросов по материалам экскурсии; составление карточки-заявки (работа с поисковыми сайтами, документами); участие в акции

Тема 4. Хочу всё знать (6ч)

Экскурсия в технопарк «Инжинириум» МГТУ им. Баумана (виртуальная). Посещение интернет-площадки «Карьера и компетенции будущего» (виртуально). Круглый стол: обмен мнениями о полученной информации. Дискуссии: «Я знаю, что ничего не знаю… Можно ли всё знать?»

Практика: подготовка к диспуту: кейсы команд (вопросы, аргументы и факты, подтверждающие позицию); закрепление правил ведения дискуссии (формирование регулятивных умений); отбор и систематизация информации к круглому столу (объём, качество, форма представления в связи с темой)

Тема 5. Литературными тропами (6ч)

Путешествие по Москве с Михаилом Жебраком (по страницам передачи «Пешком»: Литературная Москва. Москва Достоевского). Проект путеводителя по теме «Разрешите Вас познакомить…» (по образцу). Внедрение алгоритма написания эссе. Эссе по теме «А я иду, шагаю по Москве»

Практика: формирование навыков работы с поисковыми сайтами, отбора информации в соответствии с темой, целью и задачей экскурсии; закрепление этапов работы над проектом; представление результатов (путеводитель, эссе)

Тема 6. Мир профессий (9ч)

Изучение материалов сайта «Каталог профессий будущего», «Профориентация: кем стать?»; «20 вопросов, которые помогут выбрать профессию». Консультация школьного психолога. Анкетирование (профориентация: что изменилось?). Производственная экскурсия (очно или виртуально). Отзыв об экскурсии (самоанализ)

Практика: участие в анкетировании; написание отзыва в «Копилку знаний» (что нового я узнал о профессиях и производстве, что и почему выбираю?); заполнение творческой книжки.

Тема 7. Подведём итоги. Защита проектов, творческих работ. (3ч)

Анкетирование (тестирование) по итогам года (личностный рост). Творческий отчёт (выставка работ, награды, фотографии с экскурсий); выступления с мини-проектами, выполненными в рамках разных тем.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Классы

Информация об электронных учебно-методических материалах

Воспитательный потенциал

5

6

7

8

9

1

Введение

4

3

3

2

2

https://polka.academy/

http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

Формирование отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

2

Мир вокруг нас (экология и культура).

9

6

4

4

4

https://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/

Формирование отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

3

«С чего начинается родина?»

5

9

4

4

4

https://живаяистория-россии.рф/

https://archives.gov.ru/kinozal.shtml

Формирование отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к миру как главному принципу человеческого общежития

4

Хочу все знать. «О сколько нам открытий чудных…»

5

5

9

6

6

https://www.1tv.ru/shows/hochu-znat

https://tv-80.ru/detskie/hochu-vsyo-znat/

Формирование отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

5

Литературными тропами.  «И вновь я посетил…»

4

4

6

9

6

https://www.culture.ru/museums/institutes/location-russia

https://polka.academy/

https://www.youtube.com/playlist?list=PL66DIGaegedpZljXE6XIyEusIZheJDjbZ

Формирование отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

6

Мир профессий. «Пусть меня научат…»

4

4

5

6

9

http://www.step-into-the-future.ru/

https://bvbinfo.ru/catalog

https://www.youtube.com/channel/UCXDJXutmG6DBuZjftjm1oug

https://rosuchebnik.ru/material/20-voprosov-kotorye-pomogut-vybrat-professiyu-/

Формирование отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

7

Подведение итогов. Защита проектов, творческих работ.

3

3

3

3

3

Формирование отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.

Итого: 170 часов

34

34

34

34

34

Список рекомендуемой литературы

  1. Анчиков А.П. В помощь активистам музея образовательной организации: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных организаций Нижегородской области. Н.Новгород, 2014. 164с.
  2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
  3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
  4. Тимофеева С. В. Детский профориентационный квест «Путешествие в МастерГрад» / С. В. Тимофеева // Совр. дет. сад. – 2017. – № 3. – С. 39-41.
  5. Ю х н е в и ч М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
  6. Экскурсия как форма деятельности детей и подростков. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-140834. Дата доступа: 17.03.2104
  7. Методика подготовки экскурсии- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cdt-kanavino.ru/index.php/ct-menu-item-77/2-uncategorised/223-metodika-podgotovki-ekskursii.
  8. Пример проекта разработанного маршрута экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://shimanovskadm.ru/holiday-by-the-sea/primer-proekta-razrabotannogo-marshruta-ekskursii-sostavlenie.html
  9. Составление технологической карты экскурсии-[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.su/6_43472_tehnologicheskaya-karta-ekskursii.html 
  10. Буктрейлер своими руками: методические рекомендации-[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mbukcbs.ru/kollegam/metod-kopilka/item/buktrejler-svoimi-rukami-metodicheskie-rekomendacii

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Игра-путешествие «Заочная экскурсия в мир природы»

Окружающий нас мир –это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения к природе. Ч...

Образовательное путешествие как образовательное средство

Образовательное путешествие - одна из самых трудоемких форм работы. При этом одна из самых интересных....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Методическая разработка для учителя "Образовательное путешествие" "Путешествие по "Лесному"

Методическая разработка к серии уроков - путешествий для изучения архитектуры района...

Открытый урок английского языка в 9 классе по теме "Путешествие в Австралию" с элементами технологии образовательного путешествия.

Тема занятия: A trip to Australia.Базовый учебник: Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс: Английский в фокусе. 9 класс.- М.: «Просвещение», 2017.Цели:-развивающие: содействие установл...

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».Пояснительная записка.Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в а...