Методическая разработка для учителя "Образовательное путешествие" "Путешествие по "Лесному"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Бузилова Ольга Николаевна

Методическая разработка к серии уроков - путешествий для изучения архитектуры района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_lesnomu_2.pptx1.64 МБ
Файл puteshestvie_po_lesnomu.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 174 Центрального района Санкт-Петербурга МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Направление: «Образовательное путешествие» Тема: «Путешествие по «Лесному» Дисциплина: «История» автор: Бузилова Ольга Николаевна преподаватель истории Санкт-Петербург 2018

Слайд 2

«Дача Головина» (Выборгская наб . 63) архитектор – Шарлемань Л.И . (1823-1824гг)

Слайд 3

Главный корпус Лесотехнического Института (Институтский пер. 5) архитекторы – Неллингер А.Д. 1826-1833 гг. постройки, Тон К.А. 1836-1837 гг. перестройки, Першке Р.Л. 1884-1886 гг. перестройки, архитектурный стиль смешанный с элементами классицизма.

Слайд 4

Большой деревянный профессорский флигель (Институтский пер. 5 к.9, парк Лесотехнической академии) архитектор - Неллингер А.Д., архитектурный стиль не определён 1832-1834 гг. постройки. Малый корпус (Институтский пер. 5 к.10, парк Лесотехнической академии) архитектор - Неллингер А.Д., архитектурный стиль не определён 1832-1834 гг. постройки.

Слайд 5

Корпус Орлово-Новосильцевской мужской богадельни (Энгельса пр. 1, Новосильцевский пер. 2) архитектор - Шарлемань И.И., архитектурный стиль - классицизм 1834-1842 гг. постройки.

Слайд 6

Комплекс казарм Московского лейб-гвардии полка (Б. Сампсониевский пр., 59, 61-а, 63) архитекторы Штауберт Александр Егорович, Беретти Викентий Иванович, архитектурный стиль - классицизм 1833-1836 гг. постройки.

Слайд 7

Бумагопрядильная мануфактура " Невка " после революции была национализирована и появился Прядильно-ниточный комбинат "Красная нить" ( Гельсингфорская 3, Выборская набережная 49 ).

Слайд 8

Дача Бенуа ( Тихорецкий 17А) архитекторы - Бенуа Ю.Ю., Владовский А.И., архитектурный стиль не выявлен, есть элементы деревянного декора. 1890-1899 гг. постройки.

Слайд 9

Комплекс зданий приюта-лечебницы для хронически больных детей - Лесотехническая академия. Учебный корпус № 3, 5 объектов (Институтский пер. 5 В, парк Лесотехнической Академии) архитектор – Жибер Э.И. , архитектурный стиль – кирпичный 1894 г. постройки.

Слайд 10

Политехнический Университет императора Петра Великого. Главный корпус (Политехническая ул. 29П) архитекторы – Виррих Э.Ф., Падлевский И.В., архитектурный стиль – эклектика 1899-1903 гг. постройки.

Слайд 11

Политехнический Университет императора Петра Великого. Химический корпус (Политехническая ул. 29К 4) архитекторы – Виррих Э.Ф., архитектурный стиль неоклассицизм 1899-1902 гг. постройки.

Слайд 12

Политехнический институт. Общежития 1-е и 2-е с корпусом столовых - 1-й и 2-й учебные корпуса (Политехническая ул. 29Б) архитекторы – Виррих Э.Ф., Падлевский И.В., Тавлинов В.П. архитектурный стиль –кирпичный с элементами декора 1900-1902 гг. постройки.

Слайд 13

Политехнический институт. 2-й Профессорский корпус (Политехническая ул. 29 2Д) архитекторы – Виррих Э.Ф., архитектурный стиль – кирпичный с элементами декора 1899-1907 гг. постройки.

Слайд 14

Выборгская бумагопрядильная мануфактура акционерного общества "Воронин, Лютш и Чешер " - Комбинат технич . тканей "(Выборгская наб . 53-55) архитекторы – Косяков В.А. 1899 г. постройки, Капелинский М.Ю. 1907, 1913 гг. достройки, архитектурный стиль – кирпичный с декором.

Слайд 15

Бумагопрядильная мануфактура К. В. Гергарда – Петронить (Выборгская наб . 39-41) архитекторы – Пирвиц фон Ф.К. 1880 г. и 1888г. постройки, Шмидт К.К. 1904г. надстройки и расширения, архитектурный стиль – кирпичный с декором.

Слайд 16

Список литературы. 1. https://info.wikireading.ru/42582 2. http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1529 3. http://temples.ru/architect.php?ID=191 4. http://www.citywalls.ru/search_cat-2-0.html



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 174 Центрального района

Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Направление: «Образовательное путешествие»

Тема: «Путешествие по «Лесному»

Дисциплина: «История»

 

             

                                                           

автор: Бузилова Ольга Николаевна

преподаватель истории

 

Санкт-Петербург

2018

Тема: «Путешествие по «Лесному».

Количество часов: 1 час.

Тип занятия: комбинированный урок, урок развития умений.

Цели занятия: 

1. Учебные:

- ученики должны узнать новые термины;

- ученики должны  уметь употреблять в речи новые понятия;

- ученики должны уметь определять архитектурные стили;

- ученики должны уметь ориентироваться в исторических периодах.

2. Развивающие:

- развить у учеников внимание, логическое мышление;

- развить умение распознавать редкие и необычные строения;

- развить любознательность;

- развить воображение;

- развить умение пространственного моделирования.

3. Воспитательные:

 - сформировать положительное отношение к изучению архитектурной истории своего района и истории архитектуры Санкт-Петербурга;

- сформировать навыки поиска нового материала;

- расширить словарный запас учеников;

- воспитать интерес  к архитектуре, истории и вспомогательным историческим дисциплинам;

- воспитать интерес к самостоятельному поиску архитектурных сооружений.

Задачи:

1. Выявить архитектурные стили сооружений в «Лесном».

2. Показать в контексте различных исторических эпох взаимосвязь архитектурных стилей.

3. Проанализировать те изменения, которые  произошли в градостроении на протяжении  19 века.

4. Уяснить роль и место архитектурных сооружений прошлого в современной действительности.

5. Сконцентрировать внимание учеников на сохранении архитектурного наследия исторических эпох их правильного использования.

После изучения материала по данной теме ученик должен обладать следующими компетенциями;

- способностью различать архитектурные стили в пределах курса;

- способностью анализировать новый материал;

- способности к самоорганизации и самообразованию;

 - способностью использовать базовые знания курса.

        Учебно-методическая разработка по дисциплине «История» по теме «Путешествие по «Лесному» дополнит курс предмета «Культура Санкт-Петербурга». Он адресован учащимся с 6 по 11 класс. Включает в себя теоретический блок и задания для самостоятельного изучения тем  по данному курсу.

        

Пояснительная записка.

        Уважаемый Учитель, данная методическая разработка предназначена для того, чтобы сделать Вашу работу  по освоению данной темы, и тем близких по смыслу оптимально удобной и максимально понятной. Данная разработка рассчитана на проведение одного занятия в рамках академического часа. Она может идти дополнительным элективом, либо быть встроенной в курс «Истории», либо в курс «Культуры  Санкт-Петербурга».

 

Теоретическая часть.

 План.

1. Краткая история «Лесного».

2. Здания постройки начала 19 века.

3. Здания постройки середины 19 века.

4. Здания постройки конца 19 века.

1. Краткая история «Лесного».

        Лесной  - это исторический район на севере Санкт-Петербурга.

Географические границы: на севере — Манчестерская улица, на востоке — улица Карбышева, на юге — Новороссийская улица, на западе — проспект Энгельса.

        В начале 19 в. из Царского Села сюда  была переведена Лесотехническая Академия (современное название). Изначально, Практическое лесное училище, разместили в  старых постройках бывшей фермы, так как Лесной тогда был далёкой окраиной Санкт-Петербурга и являлся сельскохозяйственным районом. И получил своё название «Лесной» только после перевода училища.

        Благодаря  своему уединённому положению, и в то же  время близостью к городу, был облюбован дачниками и с середины  19 в. Лесной становиться очень популярным местом у любителей загородного отдыха.

        Соответственно, строения, возникающие в предместь, были в основном деревянные или с первым каменным этажом, а выше дерево. В наши дни мы не можем полюбоваться красотой Петербургского предместья, так как стремительное наступление города,  смело с лица Лесного милые и уютные дворики, засаженные яблоней и вишней с их деревянными и малоэтажными каменными строениями.

2. Строения начала 19 века:

Рассмотрим сохранившиеся строения постройки начала 19 века.

1. «Дача Головина» (Выборгская наб. 63) архитектор – Шарлемань Л.И., архитектурный стиль  - классицизм 1823-1824 гг. постройки.

        В 1809 г. дача Головина почти на 50 лет перешла в ведение Гофф-интендантской конторы и стала резиденцией членов царской семьи и высокопоставленных гостей. На месте обветшавшего здания  Головинской дачи в 1823-1824 гг. арх. Людвиг Иванович Шарлемань (1784-1845) построил двухэтажный деревянный дом с четырехколонным ионическим портиком.  С 1856 г. владельцем дачи стал Опекунский совет Воспитательного дома. Дача Головина принадлежала Петербургскому Воспитательному дому, прежде находившемуся под руководством имп. Марии Федоровны, в 1856-1917 гг. Воспитательный дом стал одним из первых в Петербурге учреждений, подготавливающих специалистов со средним специальным образованием. После революций 1917 г. дача Головина была национализирована, здесь разместился детский дом. Затем и до недавнего времени главное здание дачи занимала Детская кожная больница Выборгского района. Сейчас здание ждёт реконструкции (Слайд 2).

        Соответственно на территории современной Лесотехнической академии сохранились 2 постройки  начала 19 века и несомненное украшение Академии Главный корпус  Лесотехнического Института.

2. Главный корпус Лесотехнического Института (Институтский пер. 5) архитекторы – Неллингер А.Д. 1826-1833 гг. постройки, Тон К.А. 1836-1837 гг. перестройки, Першке Р.Л. 1884-1886 гг. перестройки, архитектурный стиль смешанный с элементами классицизма. Сейчас это учебный корпус №1 Лесотехнической Академии (Слайд 3).

3. Большой деревянный профессорский флигель (Институтский пер. 5 к.9, парк Лесотехнической академии) архитектор  - Неллингер А.Д., архитектурный стиль не определён 1832-1834 гг. постройки. Сейчас выведен в статус жилого дома ( Слайд 4).

4. Там же сохранился и Малый корпус (Институтский пер. 5 к.10, парк Лесотехнической академии) архитектор  - Неллингер А.Д., архитектурный стиль не определён 1832-1834 гг. постройки. Сейчас выведен в статус жилого дома (Слайд 4).

        Как мы видим на территории Лесного сохранилось не так много построек 19 века, и все они в основном сосредоточены в парке Лесотехнической академии. В рамках предложенного урока можно совершить с учениками прогулку по парку и ознакомится со строениями оставшимися нам в наследство. Вход в  парк свободный. Сам парк тоже является объектом культурного наследия, он создавался работниками Лесотехнической Академии на протяжении двух столетий. Там растут редкие виды растений. И что удивительно, и не типично для парков Санкт-Петербурга, прогуливаясь, вы встретите захоронения с памятниками, известных деятелей Лесотехнической Академии.

        Пройдя на Выборгскую набережную, вы увидите «Дачу Гловина». Её создал уже другой архитектор Шарлемань Л.И. Фамилия «Шарлемань» хорошо известна в архитектурном мире Санкт-Петербурга, она дала целую плеяду известных архитекторов 19 века. Чуть позже мы увидим творения ещё одного из них.

3. Строения середины 19 века:

К сохранившимся архитектурным сооружениям относятся стоящие на окраине Лесного строения  Новосильцевской мужской богадельни, ныне это городская стоматологическая поликлиника №4. Церковь, которая входила в комплекс, была взорвана в 30-х гг. 20 века.

1. Корпусы Орлово-Новосильцевской мужской богадельни (Энгельса пр. 1,3,5) архитектор - Шарлемань И.И., архитектурный стиль  - классицизм 1834-1842 гг. постройки (Слайд 5).

Второй отлично сохранившийся до наших дней комплекс сооружений – это  корпусы Московского лейб-гвардейского полка, сейчас это Военный Институт Физкультуры. Всего сохранилось семь корпусов.

2. Комплекс казарм Московского лейб-гвардии полка (Б. Сампсониевский пр., 59, 61-а, 63) архитекторы Штауберт Александр Егорович, Беретти Викентий Иванович, архитектурный стиль - классицизм 1833-1836 гг. постройки (Слайд 6).

        Эти два комплекса строений сохранились в отличном состоянии, но находятся достаточно далеко друг от друга. Если совершать пешую прогулку с учениками, то изучение комплекса Орлово-Новосильцевской мужской богадельни лучше совместить с прогулкой в Лесотехническом парке.

        Сохранившийся комплекс казарм можно осмотреть, прогуливаясь по Большому Сампсониевскому проспекту. Это истинная жемчужина проспекта, кроме того далее мы изучим  строения  конца 19 века и комплекс «Красная Нить» находится на другой стороне проспекта напротив казарм. И совершая прогулку можно совместить осмотр этих достопримечательностей.

4. Строения конца 19 века:

Соответственно строений конца 19 века сохранилось на выборгской стороне и, в частности, в Лесном гораздо больше.

1. Бумагопрядильная мануфактура "Невка" после революции была национализирована и появился Прядильно-ниточный комбинат "Красная нить" (Гельсингфорская 3, Выборская набережная 49) архитекторы – Роков А.Н. 1849 – 1856 гг. постройки, Аникин Е.Е. 1972г. перестройки, Васильев Н.В. возвёл корпус ниточной фабрики 1911г., архитектурный стиль – строения из красного кирпича с элементами классицизма (Слайд 7).

2. Дача Бенуа (Тихорецкий 17А) архитекторы  - Бенуа Ю.Ю., Владовский А.И., архитектурный стиль не выявлен, есть элементы  деревянного декора. 1890-1899 гг. постройки (Слайд 8).

        Ферма Бенуа как бы замыкала  собой  Лесной, дальше уже шли леса, часть лесов  осталась для нас  в виде парка Сосновка. В 2000-х годах дача сгорела, до этого она долго оставалась бесхозной, как и остальные постройки из красного кирпича на территории бывшей фермы. Местные жители прозвали это место «Помойкой Бенуа».  Но в 2013г. было принято отстроить дачу заново и  все хозяйственные постройки отреставрировать. Сегодня  мы  можем наблюдать как оживилась жизнь в сквере Бенуа. Дача отстроена и там детский обучающий комплекс, так же  большое  творческое пространство разместилось в  одном из отреставрированных домов, в бывшем коровнике открыли прекрасный ресторан. Сквер имеет свой сайт, и в дополнение ко всему в сквере поселились свои креативные жители «бенуарики».

3. Комплекс зданий приюта-лечебницы для хронически больных детей -
Лесотехническая академия. Учебный корпус № 3,  5 объектов (Институтский пер. 5 В, парк Лесотехнической Академии) архитектор – Жибер Э.И. , архитектурный стиль – кирпичный 1894 г. постройки (Слайд 9).

Сейчас принадлежит Лесотехнической Академии.

Конечно для всех жителей Лесного мощный толчок в развитии пригорода дало строительство Политехнического Института, сейчас Политехнический Университет императора Петра Великого.

4. Политехнический Университет императора Петра Великого. Главный корпус (Политехническая ул. 29П) архитекторы – Виррих Э.Ф., Падлевский И.В., архитектурный стиль – эклектика 1899-1903 гг. постройки (Слайд 10).

5. Политехнический Университет императора Петра Великого. Химический корпус (Политехническая ул. 29К 4) архитекторы – Виррих Э.Ф., архитектурный стиль неоклассицизм 1899-1902 гг. постройки (Слайд 11).

6. Политехнический институт. Общежития 1-е и 2-е с корпусом столовых -
1-й и 2-й учебные корпуса (Политехническая ул. 29Б) архитекторы – Виррих Э.Ф., Падлевский И.В., Тавлинов В.П. архитектурный стиль – кирпичный с элементами декора 1900-1902 гг. постройки (Слайд 12).

Рядом  с этим корпусом появился памятник  студенту и чудесный фонтан.

7. Политехнический институт. 2-й Профессорский корпус (Политехническая ул. 29 2Д) архитекторы – Виррих Э.Ф., архитектурный стиль – кирпичный с элементами декора 1899-1907 гг. постройки(Слайд 13).

8. Выборгская бумагопрядильная мануфактура акционерного общества "Воронин, Лютш и Чешер" - Комбинат технич. тканей "(Выборгская наб. 53-55) архитекторы – Косяков В.А. 1899 г. постройки, Капелинский М.Ю. 1907, 1913 гг. достройки, архитектурный стиль – кирпичный с декором (Слайд 14).

В 1919 г. национализирована и вошла в состав «Петрохлопка».

9. Бумагопрядильная мануфактура К. В. Гергарда – Петронить (Выборгская наб. 39-41) архитекторы – Пирвиц фон Ф.К. 1880 г. и 1888г. постройки, Шмидт К.К. 1904г. надстройки и расширения, архитектурный стиль – кирпичный с декором. Национализирована в 1919г.(Слайд 15)

Как мы видим, основную часть архитектурного наследия Лесного составляют высшие учебные заведения со своими парками, а так же промышленные предприятия, в основном ткацкие мануфактуры и заводы. Недаром на территории Лесного в 20-30 гг. 20 века будет отстроен в новом стиле конструктивизм целый квартал ткачей.  

Если выбирать с учениками прогулку «выходного дня», то для закрепления выше изложенного материала, можно выбрать одно из трёх разных направлений, а можно и все три.

Первое – Выборгская набережная. Что осмотреть: «Дача Головина»,  Комплекс казарм Московского лейб-гвардии полка, Бумагопрядильная мануфактура "Невка", Выборгская бумагопрядильная мануфактура акционерного общества "Воронин, Лютш и Чешер", Бумагопрядильная мануфактура К. В. Гергарда.

Второе – Парк Лесотехнической Академии. Что осмотреть: Главный корпус Лесотехнического Института, Большой деревянный профессорский флигель, Малый корпус, Водонапорную башню (начало 20 века), Корпусы Орлово-Новосильцевской мужской богадельни, Комплекс зданий приюта-лечебницы для хронически больных детей, и сам прекрасный парк.

Третье – Политехнический Университет, его парк и сквер Бенуа. Что осмотреть: Дача Бенуа, Политехнический Университет императора Петра Великого. Главный корпус, Политехнический Университет императора Петра Великого. Химический корпус, Политехнический институт. Общежития 1-е и 2-е с корпусом столовых 1-й и 2-й учебные корпуса, Политехнический институт. 2-й Профессорский корпус, и прекрасную водонапорную башню (начало 20 века).

Анализ пройденного.

Ученикам после изучения материала можно дать заполнить следующую таблицу и по итогам заполнения провести беседу.

+

Я знал

-

Я не знал

!

Удивлён

?

Задаю вопрос

          Самообразование.

Ученики которые будут стремиться узнать дополнительную информацию по представленным материалам могут получить задание и попробовать самостоятельно проанализировать тот или иной архитектурный стиль, или период времени в градостроительстве. Полученные в результате исследования работы можно заслушать на элективах, либо включить в уроки «Истории» или «Культуры Санкт-Петербурга».

Список литературы.

1. https://info.wikireading.ru/42582

2.http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1529

3.http://temples.ru/architect.php?ID=191

4.http://www.citywalls.ru/search_cat-2-0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...

Методическая разработка на тему: урок-путешествие «Путешествие в мир танца»

Разработка адресована организаторам внешкольной работы, хореографам и рассчитана на учащихся начальных и  средних классов.Цель: эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусств...

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».Пояснительная записка.Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в а...