Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»
план-конспект

Бадмаева Дарима Михайловна

Ожидаемые результаты

предметные образовательные:

  •   знание базовых понятий: налог, налогоплательщик налоговый орган,  ИНН; виды налогов, уплачиваемых физическими лицами; ставка налога; пеня

личностные:

  • понимание необходимости уплаты налогов;
  • понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;
  • понимание различий налогов, пошлин и сборов;
  • понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве;
  •  формирование умения получать на сайте налоговой службы актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности

 

метапредметные:

  • развитие творческих коммуникативных навыков;
  • умение беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере
  • умения производить расчёты сумм налогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Ни одно государство в мире не сможет обойтись без них. 2. Это основная форма доходов государства. 3. На территории РФ они подразделяются на 3 вида – федеральные, региональные и местные 4 . Это периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке 5. Каждому гражданину в России присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — уникальный код для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах

Слайд 4

ВИД НАЛОГА СТАВКА НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОДОХОДНЫЙ) 13% НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО 0,3% ТРАНСПОРТНЫЙ Зависит от категории ТС и мощности двигателя ЗЕМЕЛЬНЫЙ 0,1%

Слайд 5

КУДА ИДУТ НАЛОГИ? https://www.youtube.com/watch?v=f7q9tZtdjaY

Слайд 6

Задание 1. Соотнесите термины и определения 1. Налоговый орган А. Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог 2. Налог Б. Участки земли на территории муниципальных образований 3. Налогоплательщик В. Документ, который применяется для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах 4. Объект налогообложения по транспортному налогу Г. Личные доходы, которые получает человек в виде денежных средств, в натуральной форме, в виде материальной выгоды 5. Объект налогообложения по земельному налогу Д. Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством 6. Ставка Е. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, яхты, моторные лодки и другие средства водного и воздушного транспорта 7. Налоговое уведомление Ж. Сумма, которую должен заплатить налогоплательщик в случае нарушения сроков уплаты налога 8. Пеня З. Документ, содержащий информацию о расчёте суммы налога к уплате, отправляемый налоговым органом налогоплательщику 9. ИНН И. Обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства 10. Объект налогообложения по подоходному налогу К. Норма обложения с единицы налоговой базы

Слайд 7

1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц. 2. Сэсэг с 30 октября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей. 3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с. 4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.

Слайд 8

1 . Налоги взимаются только с физических лиц 2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства 3. НДС – налог на добавленную стоимость 4. Акцизами облагаются товары первой необходимости 5. Налоги идут на создание общественных благ 6. Налоги – основной источник формирования бюджета 7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика 8. Транспортный налог – это региональный налог

Слайд 9

Сегодня на уроке я: Открыл …………………. Почувствовал ……………………. Помог ……………………………. Выстроил ……………………………. Создал ……………………………………. Задумался …………………………………. У меня получилось ……………………………………..

Слайд 10

Задание 1. Соотнесите термины и определения 1. Налоговый орган Д. Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством 2. Налог И. Обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства 3. Налогоплательщик А. Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог 4. Объект налогообложения по транспортному налогу Е. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, яхты, моторные лодки и другие средства водного и воздушного транспорта 5. Объект налогообложения по земельному налогу Б. Участки земли на территории муниципальных образований 6. Ставка К. Норма обложения с единицы налоговой базы 7. Налоговое уведомление Ж. Сумма, которую должен заплатить налогоплательщик в случае нарушения сроков уплаты налога 8. Пеня З. Документ, содержащий информацию о расчёте суммы налога к уплате, отправляемый налоговым органом налогоплательщику 9. ИНН В. Документ, который применяется для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах 10. Объект налогообложения по подоходному налогу Г. Личные доходы, которые получает человек в виде денежных средств, в натуральной форме, в виде материальной выгоды

Слайд 11

Гражданин Вид налога Расчёты Цырен Подоходный (20000х2+25х8)х13% = 31200 руб Сэсэг Земельный 100000х0,3%х2:12 = 50 руб НДФЛ (выигрыш) (5000 - 4000 )х35% = 350 руб Зоригто Транспортный 250 • 75 • 8 : 12 = 12500 руб Нима НДФЛ 0 руб, т.к стипендия налогом не облагается

Слайд 12

1 . Налоги взимаются только с физических лиц (-) 2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (+) 3. НДС – налог на добавленную стоимость (+) 4. Акцизами облагаются товары первой необходимости (-) 5. Налоги идут на создание общественных благ (+) 6. Налоги – основной источник формирования бюджета (+) 7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика (-) 8. Транспортный налог – это региональный налог (+)



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему                   «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»                              

для учеников 10-11 классов

Разработчики:

  1. Бадмаева Дарима Михайловна, учитель математики;
  2. Бадмаева Долгорма Цырендоржиевна, учитель математики;
  3. Будаева Туяна Владимировна, учитель биологии и химии;
  4. Гомбожапова Дарима Сергеевна, учитель математики

С. Гурульба,  2020 год

Технологическая карта занятия

Тема

Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или Почему надо платить налоги

Класс

10 - 11 классы

Форма занятия

Внеклассное мероприятие

Цель урока

Повышение финансовой грамотности обучающихся в области налогообложения

Планируемые результаты

предметные образовательные: 

  •   знание базовых понятий: налог, налогоплательщик налоговый орган,  ИНН; виды налогов, уплачиваемых физическими лицами; ставка налога; пеня

личностные:

  • понимание необходимости уплаты налогов;
  • понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;
  • понимание различий налогов, пошлин и сборов;
  • понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве;
  •  формирование умения получать на сайте налоговой службы актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности

метапредметные:

  • развитие творческих коммуникативных навыков;
  • умение беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере
  • умения производить расчёты сумм налогов

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук/компьютер, подключенный к сети Интернет

Расстановка парт и стульев

-

Расходные материалы

Распечатки заданий (Приложения 1 - 4), листы формата А4, фломастеры

Дидактический материал

Презентация к уроку, видеоролик

Технологическая карта мероприятия

Описание хода занятия по этапам

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный эффект

Шаг 1. Постановка цели урока (3 минуты)

1

Слайд 1

Приветствие учащихся, психологический настрой. Для подведения к теме урока задаются 5 подсказок:

1.  Ни одно государство в мире не сможет обойтись без них.

2.  Это основная форма доходов государства.

3. На территории РФ они подразделяются на 3 вида – федеральные, региональные и местные

4 .  Это периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке

5. Каждому гражданину в России присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — уникальный код для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Интерес к теме, формулировка цели.

Шаг 2. Формирование новых знаний (10 минут)

2

Слайд 2-5

Да, действительно, сегодня на занятии речь пойдет о налогах. Налог — законодательно установленный обязательный платёж, который периодически взимается в денежной форме с юридических и физических лиц для финансирования деятельности государства. Основным законодательным документом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс Российской Федерации. Он определяет основы налоговой системы в нашей стране. У всех вас наверняка уже есть документ  - ИНН, который выдается в налоговом органе. Налоговые органы представляет Федеральная налоговая служба России, задачей которой является контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой налоговых платежей в бюджет государства. Всю информацию о начисленных налогах и задолженности можно увидеть на сайте ФНС https://www.nalog.ru/, в личном кабинете налогоплательщика. В случае нарушения сроков уплаты налога гражданин должен заплатить пени.

 К основным видам налогов, которые платят граждане России, можно отнести: 1) налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который ещё называют подоходным налогом; 2) транспортный налог; 3) земельный налог; 4) налог на имущество физических лиц. Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%; ставка земельного налога и налога на имущество ФЛ — 0,3%; ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя и категории транспортного средства

Далее учитель включает видео https://www.youtube.com/watch?v=f7q9tZtdjaY

Ученики смотрят слайды, одновременно слушая учителя. Во время просмотра видео записывают определения понятий.

После просмотра видео ученики могут задавать вопросы.

Формирование знаний о налогах, налоговой системе

Шаг 3. Практическая часть (25 минут). Работа в группах

3

Слайд 6

Задание 1. Установить соответствие между термином и определением.

Термины: налог, налоговый орган, налогоплательщик, объекты налогообложения по транспортному, земельному, подоходному налогам, пеня, ставка, ИНН, налоговое уведомление (Приложение 1)

Ученики выполняют задание -  соотносят термины и определения

Закрепление базовых понятий по теме

Слайд 7

Задание 2.  Определить, какую величину налога за истекший год должны заплатить граждане   в каждом случае.

 1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц.

2. Сэсэг с 30 октября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров  г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей.  

3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с.

4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%; ставка земельного налога — 0,3%; ставка транспортного налога установлена на уровне 75 руб. за 1 л. с.; ставка налога на доходы физических лиц в виде выигрыша — 35%.

Решают задачи, решения оформляют в виде таблицы (Приложения 2 и 3)

Пользуясь образцом расчётов – Приложение 3, выполняют расчёты

Формирование умений рассчитывать величину налогов на доходы физических лиц с учётом ставок и сроков

Слайд 8

Задание 3. Определить, верны ли суждения о налогах

«Верно/неверно»

1. Налоги взимаются только с физических лиц (неверно);

2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (верно);

3. НДС – налог на добавленную стоимость (верно)

4. Акцизами облагаются товары первой необходимости (неверно)

5. Налоги идут на создание общественных благ (верно)

6. Налоги – основной источник формирования бюджета (верно)

7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика (неверно)

8. Транспортный налог – это региональный налог (верно)

На листах с заданием (Приложение 4) делают отметки «верно» или «неверно»

Закрепление базовых понятий

Шаг 4. Рефлексия (7 минут) 

4

Слайд 7-11

Организует рефлексию, чтобы закрепить понимание, знания, освоенные на занятии.

1. Нарисовать плакаты (можно индивидуально) по тематике занятия: что такое налог, виды налогов, почему надо платить

2. Закончить предложения:

Сегодня на занятии я:

Открыл   ………………….

Почувствовал   …………………….

Помог …………………………….

Выстроил …………………………….

Создал …………………………………….

Задумался ………………………………….

У меня получилось ………………………

                                                                                                                         

Рисуют плакаты, отвечают на вопросы, высказывают свои мысли по пройденному мероприятию

Закрепление ценностных  установок, модели грамотного поведения налогоплательщика

Приложение 1.

Задание 1. Соотнесите понятие и его содержание.

1. Налоговый орган

А. Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог

2. Налог

Б. Участки земли на территории муниципальных образований

3. Налогоплательщик

В. Документ, который применяется для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах

4. Объект налогообложения по транспортному налогу

Г. Личные доходы, которые получает человек в виде денежных средств, в натуральной форме, в виде материальной выгоды

5. Объект налогообложения по земельному налогу

Д. Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством

6. Ставка

Е. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, яхты, моторные лодки и другие средства водного и воздушного транспорта

7. Налоговое уведомление

Ж. Сумма, которую должен заплатить налогоплательщик в случае нарушения сроков уплаты налога

8. Пеня

З. Документ, содержащий информацию о расчёте суммы налога к уплате, отправляемый налоговым органом налогоплательщику

9. ИНН

И. Обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства

10. Объект налогообложения по подоходному налогу

К. Норма обложения с единицы налоговой базы

Приложение 2.

Задание 2.   Определить, какую величину налога за истекший год должны заплатить граждане   в каждом случае. 

.

 

1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц.

2. Сэсэг с 30 ноября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров  г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей.  

3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с.

4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.

Решения и ответы  оформить в  виде таблицы!

Гражданин

Вид налога

Расчет налога

Величина налога за год

Цырен

Сэсэг

Зоригто

Нима

Приложение 3.

Образец выполнения задания 2.  

Расчёт суммы налогов гражданина за год

О гражданине Бато известен ряд фактов.

1. Начисленная заработная плата Бато составляла с января по июнь включительно 23 тыс. руб. в месяц, с июля по декабрь — 25 тыс. руб. в месяц.

 2. В августе Бато, участвуя в поэтическом конкурсе, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 тыс. руб.

3.  Бато приобрёл с рук автомобиль 2010 г. выпуска стоимостью 90 тыс. руб. с мощностью двигателя 150 л. с. и поставил на учёт 5 января. 31 августа того же года гражданин продал свой автомобиль

4. С 1 августа владеет земельным участком с кадастровой стоимостью 200 000 руб.

Условия: ставка налога на доходы физических лиц в виде зарплаты составляет 13%; ставка налога на доходы физических лиц в виде выигрыша — 35%; ставка транспортного налога установлена на уровне 35 руб. за 1 л. с.; ставка налога на имущество — 0,1%

Ключ к заданию

Вид налога

Расчёт

Величина налога

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ с зарплаты = = (23 000 • 6 + 25 000 • 6) • 13% = = 37 440 руб.

(37 440 + 2100) = 39 540 руб.

НДФЛ с выигрыша = = (10 000 – 4000) • 35% = 2100 руб.

2100 руб

Транспортный налог

Транспортный налог = = 150 • 35 • 8 : 12 = 3500

3500 руб

 Земельный налог

200 000 • 0,3% • 5 : 12 = 250 руб.

250 руб

Всего сумма налогов за год:

45390 руб

 

Приложение 4.

Задание 3.   Определить, верны ли суждения о налогах

Запишите рядом «Верно/неверно»  или поставьте «+» и «-»

1. Налоги взимаются только с физических лиц

2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства 3. НДС – налог на добавленную стоимость

4. Акцизами облагаются товары первой необходимости

5. Налоги идут на создание общественных благ

6. Налоги – основной источник формирования бюджета

7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика

8. Транспортный налог – это региональный налог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы

внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы с применеием обущающих структур по сингапурской методике обучения...

Внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности".

мероприятие, посвящённое финансовому просвещению...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности для учащихся 5 класса. Игра «Крестики - нолики»

Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.Задачи: содействовать развитию познавательного интере...

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности 5-6 класс "Как стать миллиардером?"

Внекласное мероприятие "Как стать миллиардером?" расчитано на учащихся 5-6 классов.Форма проведение - конференция. Мероприятие построено на биографии Джона Рокфеллера - первого долларовый ми...

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности

Внеклассное мероприятие в 8 классе "«Копейка кругла, смотри, чтоб не укатилась»". Полезное дополнение к урокам по финансовой грамотности....

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности в 5 классе " Своя игра"

ИГра предназначена для закрепления пройденного материала по финансовой грамотности в 5 классе....

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика»

Это занятие даёт ученикам представление о семейном бюджете и рациональном его использовании, на основе игровых ситуаций, близких к реальной жизни. Мы все хотим, чтобы в будущем наши дети стали уверенн...