Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»
план-конспект
Ожидаемые результаты
предметные образовательные:
- знание базовых понятий: налог, налогоплательщик налоговый орган, ИНН; виды налогов, уплачиваемых физическими лицами; ставка налога; пеня
личностные:
- понимание необходимости уплаты налогов;
- понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;
- понимание различий налогов, пошлин и сборов;
- понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве;
- формирование умения получать на сайте налоговой службы актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности
метапредметные:
- развитие творческих коммуникативных навыков;
- умение беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере
- умения производить расчёты сумм налогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_urok-_igra_po_teme_nalogi.ppt | 2.47 МБ |
urok_-_igra_po_finansovoy_gramotnosti_na_temu_nalogi.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИД НАЛОГА СТАВКА НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОДОХОДНЫЙ) 13% НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО 0,3% ТРАНСПОРТНЫЙ Зависит от категории ТС и мощности двигателя ЗЕМЕЛЬНЫЙ 0,1%
КУДА ИДУТ НАЛОГИ? https://www.youtube.com/watch?v=f7q9tZtdjaY
Задание 1. Соотнесите термины и определения 1. Налоговый орган А. Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог 2. Налог Б. Участки земли на территории муниципальных образований 3. Налогоплательщик В. Документ, который применяется для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах 4. Объект налогообложения по транспортному налогу Г. Личные доходы, которые получает человек в виде денежных средств, в натуральной форме, в виде материальной выгоды 5. Объект налогообложения по земельному налогу Д. Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством 6. Ставка Е. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, яхты, моторные лодки и другие средства водного и воздушного транспорта 7. Налоговое уведомление Ж. Сумма, которую должен заплатить налогоплательщик в случае нарушения сроков уплаты налога 8. Пеня З. Документ, содержащий информацию о расчёте суммы налога к уплате, отправляемый налоговым органом налогоплательщику 9. ИНН И. Обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства 10. Объект налогообложения по подоходному налогу К. Норма обложения с единицы налоговой базы
1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц. 2. Сэсэг с 30 октября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей. 3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с. 4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.
1 . Налоги взимаются только с физических лиц 2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства 3. НДС – налог на добавленную стоимость 4. Акцизами облагаются товары первой необходимости 5. Налоги идут на создание общественных благ 6. Налоги – основной источник формирования бюджета 7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика 8. Транспортный налог – это региональный налог
Сегодня на уроке я: Открыл …………………. Почувствовал ……………………. Помог ……………………………. Выстроил ……………………………. Создал ……………………………………. Задумался …………………………………. У меня получилось ……………………………………..
Задание 1. Соотнесите термины и определения 1. Налоговый орган Д. Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством 2. Налог И. Обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства 3. Налогоплательщик А. Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог 4. Объект налогообложения по транспортному налогу Е. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, яхты, моторные лодки и другие средства водного и воздушного транспорта 5. Объект налогообложения по земельному налогу Б. Участки земли на территории муниципальных образований 6. Ставка К. Норма обложения с единицы налоговой базы 7. Налоговое уведомление Ж. Сумма, которую должен заплатить налогоплательщик в случае нарушения сроков уплаты налога 8. Пеня З. Документ, содержащий информацию о расчёте суммы налога к уплате, отправляемый налоговым органом налогоплательщику 9. ИНН В. Документ, который применяется для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах 10. Объект налогообложения по подоходному налогу Г. Личные доходы, которые получает человек в виде денежных средств, в натуральной форме, в виде материальной выгоды
Гражданин Вид налога Расчёты Цырен Подоходный (20000х2+25х8)х13% = 31200 руб Сэсэг Земельный 100000х0,3%х2:12 = 50 руб НДФЛ (выигрыш) (5000 - 4000 )х35% = 350 руб Зоригто Транспортный 250 • 75 • 8 : 12 = 12500 руб Нима НДФЛ 0 руб, т.к стипендия налогом не облагается
1 . Налоги взимаются только с физических лиц (-) 2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (+) 3. НДС – налог на добавленную стоимость (+) 4. Акцизами облагаются товары первой необходимости (-) 5. Налоги идут на создание общественных благ (+) 6. Налоги – основной источник формирования бюджета (+) 7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика (-) 8. Транспортный налог – это региональный налог (+)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»
для учеников 10-11 классов
Разработчики:
- Бадмаева Дарима Михайловна, учитель математики;
- Бадмаева Долгорма Цырендоржиевна, учитель математики;
- Будаева Туяна Владимировна, учитель биологии и химии;
- Гомбожапова Дарима Сергеевна, учитель математики
С. Гурульба, 2020 год
Технологическая карта занятия
Тема | Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или Почему надо платить налоги |
Класс | 10 - 11 классы |
Форма занятия | Внеклассное мероприятие |
Цель урока | Повышение финансовой грамотности обучающихся в области налогообложения |
Планируемые результаты | предметные образовательные:
личностные:
метапредметные:
|
Оборудование | Интерактивная доска, ноутбук/компьютер, подключенный к сети Интернет |
Расстановка парт и стульев | - |
Расходные материалы | Распечатки заданий (Приложения 1 - 4), листы формата А4, фломастеры |
Дидактический материал | Презентация к уроку, видеоролик |
Технологическая карта мероприятия
Описание хода занятия по этапам
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный эффект | |
Шаг 1. Постановка цели урока (3 минуты) | ||||
1 | Слайд 1 | Приветствие учащихся, психологический настрой. Для подведения к теме урока задаются 5 подсказок: 1. Ни одно государство в мире не сможет обойтись без них. 2. Это основная форма доходов государства. 3. На территории РФ они подразделяются на 3 вида – федеральные, региональные и местные 4 . Это периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке 5. Каждому гражданину в России присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — уникальный код для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. | Интерес к теме, формулировка цели. |
Шаг 2. Формирование новых знаний (10 минут) | ||||
2 | Слайд 2-5 | Да, действительно, сегодня на занятии речь пойдет о налогах. Налог — законодательно установленный обязательный платёж, который периодически взимается в денежной форме с юридических и физических лиц для финансирования деятельности государства. Основным законодательным документом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс Российской Федерации. Он определяет основы налоговой системы в нашей стране. У всех вас наверняка уже есть документ - ИНН, который выдается в налоговом органе. Налоговые органы представляет Федеральная налоговая служба России, задачей которой является контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой налоговых платежей в бюджет государства. Всю информацию о начисленных налогах и задолженности можно увидеть на сайте ФНС https://www.nalog.ru/, в личном кабинете налогоплательщика. В случае нарушения сроков уплаты налога гражданин должен заплатить пени. К основным видам налогов, которые платят граждане России, можно отнести: 1) налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который ещё называют подоходным налогом; 2) транспортный налог; 3) земельный налог; 4) налог на имущество физических лиц. Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%; ставка земельного налога и налога на имущество ФЛ — 0,3%; ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя и категории транспортного средства Далее учитель включает видео https://www.youtube.com/watch?v=f7q9tZtdjaY | Ученики смотрят слайды, одновременно слушая учителя. Во время просмотра видео записывают определения понятий. После просмотра видео ученики могут задавать вопросы. | Формирование знаний о налогах, налоговой системе |
Шаг 3. Практическая часть (25 минут). Работа в группах | ||||
3 | Слайд 6 | Задание 1. Установить соответствие между термином и определением. Термины: налог, налоговый орган, налогоплательщик, объекты налогообложения по транспортному, земельному, подоходному налогам, пеня, ставка, ИНН, налоговое уведомление (Приложение 1) | Ученики выполняют задание - соотносят термины и определения | Закрепление базовых понятий по теме |
Слайд 7 | Задание 2. Определить, какую величину налога за истекший год должны заплатить граждане в каждом случае. 1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц. 2. Сэсэг с 30 октября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей. 3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с. 4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц. Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%; ставка земельного налога — 0,3%; ставка транспортного налога установлена на уровне 75 руб. за 1 л. с.; ставка налога на доходы физических лиц в виде выигрыша — 35%. | Решают задачи, решения оформляют в виде таблицы (Приложения 2 и 3) Пользуясь образцом расчётов – Приложение 3, выполняют расчёты | Формирование умений рассчитывать величину налогов на доходы физических лиц с учётом ставок и сроков | |
Слайд 8 | Задание 3. Определить, верны ли суждения о налогах «Верно/неверно» 1. Налоги взимаются только с физических лиц (неверно); 2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (верно); 3. НДС – налог на добавленную стоимость (верно) 4. Акцизами облагаются товары первой необходимости (неверно) 5. Налоги идут на создание общественных благ (верно) 6. Налоги – основной источник формирования бюджета (верно) 7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика (неверно) 8. Транспортный налог – это региональный налог (верно) | На листах с заданием (Приложение 4) делают отметки «верно» или «неверно» | Закрепление базовых понятий | |
Шаг 4. Рефлексия (7 минут) | ||||
4 | Слайд 7-11 | Организует рефлексию, чтобы закрепить понимание, знания, освоенные на занятии. 1. Нарисовать плакаты (можно индивидуально) по тематике занятия: что такое налог, виды налогов, почему надо платить 2. Закончить предложения: Сегодня на занятии я: Открыл …………………. Почувствовал ……………………. Помог ……………………………. Выстроил ……………………………. Создал ……………………………………. Задумался …………………………………. У меня получилось ………………………
| Рисуют плакаты, отвечают на вопросы, высказывают свои мысли по пройденному мероприятию | Закрепление ценностных установок, модели грамотного поведения налогоплательщика |
Приложение 1.
Задание 1. Соотнесите понятие и его содержание.
1. Налоговый орган | А. Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог |
2. Налог | Б. Участки земли на территории муниципальных образований |
3. Налогоплательщик | В. Документ, который применяется для учёта в налоговых органах сведений о каждом налогоплательщике и его обязательствах |
4. Объект налогообложения по транспортному налогу | Г. Личные доходы, которые получает человек в виде денежных средств, в натуральной форме, в виде материальной выгоды |
5. Объект налогообложения по земельному налогу | Д. Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством |
6. Ставка | Е. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, яхты, моторные лодки и другие средства водного и воздушного транспорта |
7. Налоговое уведомление | Ж. Сумма, которую должен заплатить налогоплательщик в случае нарушения сроков уплаты налога |
8. Пеня | З. Документ, содержащий информацию о расчёте суммы налога к уплате, отправляемый налоговым органом налогоплательщику |
9. ИНН | И. Обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства |
10. Объект налогообложения по подоходному налогу | К. Норма обложения с единицы налоговой базы |
Приложение 2.
Задание 2. Определить, какую величину налога за истекший год должны заплатить граждане в каждом случае.
.
1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц.
2. Сэсэг с 30 ноября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей.
3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с.
4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.
Решения и ответы оформить в виде таблицы!
Гражданин | Вид налога | Расчет налога | Величина налога за год |
Цырен | |||
Сэсэг | |||
Зоригто | |||
Нима |
Приложение 3.
Образец выполнения задания 2.
Расчёт суммы налогов гражданина за год
О гражданине Бато известен ряд фактов.
1. Начисленная заработная плата Бато составляла с января по июнь включительно 23 тыс. руб. в месяц, с июля по декабрь — 25 тыс. руб. в месяц.
2. В августе Бато, участвуя в поэтическом конкурсе, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 тыс. руб.
3. Бато приобрёл с рук автомобиль 2010 г. выпуска стоимостью 90 тыс. руб. с мощностью двигателя 150 л. с. и поставил на учёт 5 января. 31 августа того же года гражданин продал свой автомобиль
4. С 1 августа владеет земельным участком с кадастровой стоимостью 200 000 руб.
Условия: ставка налога на доходы физических лиц в виде зарплаты составляет 13%; ставка налога на доходы физических лиц в виде выигрыша — 35%; ставка транспортного налога установлена на уровне 35 руб. за 1 л. с.; ставка налога на имущество — 0,1%
Ключ к заданию
Вид налога | Расчёт | Величина налога |
Налог на доходы физических лиц | НДФЛ с зарплаты = = (23 000 • 6 + 25 000 • 6) • 13% = = 37 440 руб. | (37 440 + 2100) = 39 540 руб. |
НДФЛ с выигрыша = = (10 000 – 4000) • 35% = 2100 руб. | 2100 руб | |
Транспортный налог | Транспортный налог = = 150 • 35 • 8 : 12 = 3500 | 3500 руб |
Земельный налог | 200 000 • 0,3% • 5 : 12 = 250 руб. | 250 руб |
Всего сумма налогов за год: | 45390 руб |
Приложение 4.
Задание 3. Определить, верны ли суждения о налогах
Запишите рядом «Верно/неверно» или поставьте «+» и «-»
1. Налоги взимаются только с физических лиц
2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства 3. НДС – налог на добавленную стоимость
4. Акцизами облагаются товары первой необходимости
5. Налоги идут на создание общественных благ
6. Налоги – основной источник формирования бюджета
7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика
8. Транспортный налог – это региональный налог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы
внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы с применеием обущающих структур по сингапурской методике обучения...
Внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности".
мероприятие, посвящённое финансовому просвещению...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности для учащихся 5 класса. Игра «Крестики - нолики»
Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.Задачи: содействовать развитию познавательного интере...
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности 5-6 класс "Как стать миллиардером?"
Внекласное мероприятие "Как стать миллиардером?" расчитано на учащихся 5-6 классов.Форма проведение - конференция. Мероприятие построено на биографии Джона Рокфеллера - первого долларовый ми...
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности
Внеклассное мероприятие в 8 классе "«Копейка кругла, смотри, чтоб не укатилась»". Полезное дополнение к урокам по финансовой грамотности....
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности в 5 классе " Своя игра"
ИГра предназначена для закрепления пройденного материала по финансовой грамотности в 5 классе....
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика»
Это занятие даёт ученикам представление о семейном бюджете и рациональном его использовании, на основе игровых ситуаций, близких к реальной жизни. Мы все хотим, чтобы в будущем наши дети стали уверенн...