Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов «В мире книг»
рабочая программа (7, 8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов " В мире книг" составлена на основе программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,М.:
Просвещение, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie7-8.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов «В мире книг» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вороновой, М.: Просвещение, 2014г.
К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.
Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели прогаммы:
- Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- Расширение литературно-образовательного пространства учащихся
- Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место в учебном плане
Внеурочное занятие проводится один раз в неделю по четвергам с октября месяца, запланировано провести 31 ч .
Формы организации
- Литературные игры
- Конкурсы-кроссворды
- Библиотечные уроки
- Путешествия по страницам книг
- Встречи с библиотекарем
Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Занятия проводятся в следующих формах:
- групповые формы работы;
- индивидуальные формы работы;
- познавательно-развлекательные викторины;
- подготовка и участие в конкурсах .
Результативность
- Умение работать с художественным текстом.
- Формирование читательской самостоятельности учеников.
- Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.
- Воспитание коммуникативной культуры школьников.
- Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.
Требования к учащимся
Посещать внеурочные занятия систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.
Мониторинг
Тематика занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения викторины «По страницам любимых книг», конкурс на самого лучшего чтеца. Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают наблюдательность, самостоятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие
предметные умения:
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома .
Тематическое планирование внеурочных занятий « В мире книг»
№ | Тема занятия | К. ч. | Дата |
1 | Знакомство с планом работы кружка, правилами поведения. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. | 1 | |
2 | Книги Древней Руси. Первая печатная книга на Руси. | 1 | |
3 | Библия. Библейские предания. | 1 | |
4 | Героические песни о героях России. | 1 | |
5 | Русь великая в произведениях фольклора. | 1 | |
6 | День народного единства. Книги о героях России. | 1 | |
7 | Мифы народов мира. Мифологические герои. | 1 | |
8 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | 1 | |
9 | Жизнь и творчество А. С. Пушкина. | 1 | |
10 | Сказки А. С. Пушкина. | 1 | |
11 | М. Ю. Лермонтов. Биография поэта, его творчество. М. Ю. Лермонтов. Бородино. | 1 | |
12 | И. А. Крылов. Биография баснописца. Басни И. А. Крылова. | 1 | |
13 | Книга. Элементы книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | 1 | |
14 | Хранители слов — словари. Выставка словарей. Игра — конкурс « Объясни слово». | 1 | |
15 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | 1 | |
16 | Игра « 100 вопросов Почемучки»- практическая работа со справочной литературой. | 1 | |
17 | В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Чтение отрывков, просмотр кинофильма. | 2 | |
18 | В. А. Каверин « Два капитана». Чтение отрывков, просмотр кинофильма. | 2 | |
19 | К. Г. Паустовский « Телеграмма». Чтение рассказа, просмотр короткометражного фильма. | 2 | |
20 | В. Г. Короленко « Слепой музыкант». Чтение глав из повести. Просмотр кинофильма. | 2 | |
21 | Р. И. Фраерман « Дикая собака Динго или повесть о первой любви. Чтение отрывков из повести, просмотр фильма. | 2 | |
22 | Книги о детях войны. Вадим Трунин « Это было в разведке». Просмотр кинофильма. Выставка рисунков «Читай и рисуй с чувством». | 3 | |
23 | Детские газеты и журналы . | 1 | |
24 | Викторина « По страницам любимых книг». Конкурс на самого лучшего чтеца. | 1 | |
Всего: | 31 |
Универсальные учебные действия:
- Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- Пользоваться аппаратом книги;
- Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Литература
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вороновой, М.: Просвещение, 2014г.
2. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель», 2007
3. Интернет сайт: « Первое сентября».
4. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» , 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах
Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса "В мире математики"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возмож...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....