Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии "12 апреля-День космонавтики".
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)

Евгения Васильевна Лукьянова

Мероприятие приурочено к 60-й годовщине первого полета человека в космос. Форма проведения - квест-игра. Аудитория: обучающиеся коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14» с. Усть-Цильма

Методическая разработка открытого

внеклассного мероприятия

«12 апреля – День космонавтики»

Выполнила: учитель географии,

истории и обществознания

Лукьянова Е. В.

2021 г.

Пояснительная записка

Тип занятия: комбинированное.

Аудитория: внеклассное мероприятие предназначено для обучащихся 6-9 классов коррекционной школы. В данных классах обучаются как дети с легкой степенью умственной отсталости, так и с более сложными нарушениями.

Формой занятия была выбрана квест-игра, потому что обучающимся нравится участвовать в таких мероприятиях, при выполнении заданий квеста формируются предметные умения и умения работать в команде, развиваются творческие способности, повышается мотивация к изучению предмета. И при этом в основу занятия положен деятельностный подход, на котором строится обучение по ФГОС.

Актуальность: тема мероприятия приурочена к 60-летнему юбилею со дня первого полета человека в космос.

Продолжительность: 1 час.

Методы и приемы: деятельностный подход, метод проектов, проблемный метод.

Цель: расширение представлений детей о космонавтике, развитие у обучающихся интереса к космосу.

Задачи:

  • прививать любовь к родине;
  • создавать условия для организации конструктивного диалога со сверстниками, педагогами;
  • учить уважать других людей, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • расширить представления о космосе и космонавтике.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать историю праздника День космонавтики;

-знать основные события в становлении космонавтики;

-уметь разгадывать ребусы, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины;

-уметь подбирать из слов названия планет солнечной системы.

Личностные УУД:

  • знакомство с историей страны;
  • формирование любови к родной стране, чувства гордости за свою родину;
  • формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательного отношения к окружающим;
  • умение распознавать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • высказывать свое предположение (версию).

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и жизненный опыт;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Правила игры: участники заранее разделены организатором на 3 команды. Каждая команда получает маршрутный лист, по которому передвигается от станции к станции. Время нахождения на станции – 7 минут, время перехода – 1 минута (по сигнальному звонку). На каждой станции участников ждет инструктор, который дает информацию по теме мероприятия, потом предлагает выполнить задание, принимает, комментирует ответы. На последней станции обучающиеся получают ватман с названием темы их плаката, подбирают подходящую информацию из готовых шаблонов, оформляют проект, готовятся и защищают его.

Оборудование и материалы: компьютеры, проекторы, маршрутный лист для каждой команды, материалы для плакатов, сладкие призы, презентация, фильм о космосе.

Технологическая карта мероприятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный.

Цель: настроить детей на работу.

Организует участников на работу. Создает положительный настрой.

-Всем-всем добрый день!

Сегодня на мероприятии у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся друг другу!

Здороваются.

Настраиваются на продуктивную работу.

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества    учитель-ученик, ученик-ученик.

Познавательные УУД - учебно- познавательный интерес.

Личностные УУД - самооценка готовности к уроку.

  1. Определение темы мероприятия, целеполагание, постановка задач.

Цель: подведение детей к формулированию цели на основе темы. Определение путей ее достижения.

Помогает сформулировать тему мероприятия.

Приглашает гостя, который ставит проблему.

Помогает сформулировать цель.

-Ребята, сегодня мы с вами собрались на мероприятие, посвященное празднику, который скоро будет праздноваться в нашей стране. Что это за праздник?

-Значит, какой будет тема мероприятия?

 -Тема нашего мероприятия: 12 апреля - День космонавтики.

 СЛАЙД 1.

Тема была выбрана неслучайно.

СЛАЙД 2.

 12 апреля исполнится 60 лет со дня первого полета человека в космос. Вся страна отмечает это событие. И мы с вами не останемся в стороне. Мы отправимся в космическое путешествие, где узнаем новое и покажем свои знания о космосе.  

-Но в начале мероприятия перед вами хочет выступить заместитель директора Зинаида Евгеньевна.

Выступает З. Е., поздравляет с наступающим праздником, ставит задачу – не все обучающиеся много знают про День космонавтики и про космос. Просит команды подготовить информационные плакаты на данную тему, выступить со своей информацией перед присутствующими, вывесить их на стенд в коридоре для знакомства с ними младшеклассников. Показывает ватманы с названиями: «Первые в космосе», «Планеты солнечной системы», «День космонавтики».

-Что же вам нужно будет сегодня сделать?

-Вам нужно оформить к празднику плакаты и представить информацию другим командам, а потом повесить их в коридоре, чтобы другие дети и сотрудники школы могла знакомиться с информацией.

-Ребята, чем же вы будете заполнять ватманы?

-Информацию на какую тему вам надо получить?

-Какая цель стоит перед вами на сегодняшнем мероприятии?

Ответы детей.

Формулируют тему мероприятия с помощью учителя.

Ответы детей.

Затрудняются ответить.

- «Первые в космосе», «Планеты солнечной системы», «День космонавтики».

Формулируют

 цель и задачи мероприятия с помощью учителя:

-Познакомиться с историей праздника – Дня космонавтики, узнать о первых полетах в космос, поговорить о планетах, изготовить плакаты, рассказать другим обучающимся.

Познавательные УУД - анализ объектов с целью, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД -  выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности.

Коммуникативные УУД - монологические и диалогические высказывания детей.

Личностные УУД—формирование интереса к географии и истории.

  1. Планирование.

Цель: создать условия для планирования работы на мероприятии и защиты проекта.

Проводит инструктаж. Организует работу по планированию создания проекта и его защиты.

-Ребята, во время игры вы посетите несколько станций. На каждой из станций вам нужно будет внимательно слушать информацию и выполнить задания. На последней станции вам будут выданы ватманы, у каждой команды будет своя тема плаката. Ваша задача – подобрать нужную информацию, оформить ее на плакат, подготовиться и защитить свой проект перед присутствующими.

Раздает маршрутные листы.

Выполняют роль активных учеников.

Исходя из данных маршрутного листа, планируют, в какой последовательности будут посещать станции.

Познавательные УУД -структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД - планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коммуникативные УУД- умение слушать и слышать друг друга, готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. Осуществление деятельности по решению проблемы.

Цель: создать условия для работы над групповыми проектами, развивать умение работать с источниками информации.

Организует работу по созданию условий для работы над поиском информации для проектов, оказывает помощь группам при оформлении и защите.

  1. Станция «Планетологи».

СЛАЙД 3.

Инструктор показывает видео про планеты.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13941138484966194727&from_type=vast&parent-reqid=1648652306201313-2020362030791924077-sas3-0632-00e-sas-l7-balancer-8080-BAL-634&path=yandex_search&text=видео+про+планеты+для+детей 

СЛАЙД 4.

Задание: на слайде даны слова с названиями планет солнечной системы, но среди них есть и названия выдуманных планет. Игрокам нужно найти верные названия.

МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА, ЗЕМЛЯ, МАРС, ЮПИТЕР, САТУРН, УРАН, НЕПТУН, КРОКУС, АВУРАН, САРИНТ, МОНИФЕР, СКРИПТОН, ГЕЛИЙ.

Проверка: СЛАЙД 5.

  1. Станция «Первые космонавты».

СЛАЙДЫ 6-12.

Особая профессия «космонавт».

Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Интерес к космосу

Первыми «космонавтами» -разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.

Собаки в космосе

Первой собакой, отправленной в космос, была Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.

19 августа 1960 г. с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Обезьяны в космосе

В 1969 г. американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти её не удалось.

Юрий Гагарин

Первый космонавт.

12 апреля 1961 г. космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур.

Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.

Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

Покорение космоса

После Гагарина в космос летали сотни людей.

В 1965 г. советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос.

В 1969 г. американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.

Американцы высаживались на Луну еще пять раз, они сделали много ценных наблюдений.

Наш земляк Герман Титов провёл на орбите сутки.

Первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова.

Орбитальная станция «МИР»

Построена в 1986 г.

Орбитальная – это значит летающая вокруг Земли.

Станция использовалась в течение 15 лет. В 2001 г. была затоплена в Тихом океане.

Сергей Павлович Королёв

Российский ученый-конструктор.

Под его руководством созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт и выход человека в космос.

Космическая викторина

Когда в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли? (1957)

Имя первой женщины – космонавта? (Валентина Терешкова)

Сколько времени продолжался первый полет человека в космос? (108 минут)

Как звали собачек, которые первыми побывали в космосе? (Белка и Стрелка)

Имя космонавта, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

Имя талантливого русского конструктора ракет? (С. П. Королев)

Как называют своих космонавтов американцы? (Астронавт)

Имя человека, впервые ступившего на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

Какие живые существа были в космосе? (Мыши, крысы, тараканы, обезьяны, собаки, пчелы, микроорганизмы)

  1. Станция «Знатоки космоса».

СЛАЙД 13-27.

На слайдах-информация про космос.

Задание: найти в таблице 8 слов, связанных с космосом.

Проверка: космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна.

  1. Станция «Финишная».

Составление проектов, их защита.

Каждой команде раздается плакат.

-Итак, ребята. На каждой станции вы внимательно слушали информацию про космос. Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. На столе лежат карточки. ваша задача – выбрать подходящий материал и разместить его на ватмане, подготовиться. А потом выйти и представить свой проект.

Спасибо, ребята! Плакаты мы повесим в коридоре для того, чтобы обучающиеся и работники школы в преддверии праздника получили полезную информацию.

Работают в группах над поиском информации для проектов (выполняют задания на станциях), оформляют работы, защищают. Оказывают помощь консультанты.

Создают проект. Распределяют роли для защиты проекта. Представляют.

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие.

Регулятивные УУД - удержание целей и задач урока.

Коммуникативные УУД - умение слушать и слышать друг друга, умение представлять информацию,

готовность спрашивать, интересоваться, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении.

  1. Рефлексивно-оценочный.

Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Организует работу по определению выполненных задач, достижения цели, оценки своей деятельности.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли?

- Что вызвало затруднение?

- Какой результат получили?

Рефлексия.

СЛАЙД 28.

На ваших столах есть звездочки. Я предлагаю приклеить на доску звезду, соответствующую вашему состоянию.

Участвуя в квест-игре, вы зарядились хорошим настроением, учились дружно работать в командах и помогать другим. И в преддверии праздника хочется пожелать, чтобы вы все оставались такими же активными и любознательными, всегда добивались поставленных целей и верили в мечту!

И в завершение мероприятия я предлагаю посмотреть вам видеопоздравление от наших космонавтов, которые сейчас находятся в космосе.

Видеопоздравление.mp4 

Спасибо за участие!

Отвечают на вопросы. Определяют результат.

Оценивают свои достижения.

Регулятивные УУД-целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, определение качества и уровня усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Конкурс - Викторина" ко Дню Космонавтики 12 апреля 1961 года

Вопросы викторины, задания командам по теме: "Знаки Зодиака", задания по теме: "Карта Звёздного неба", Презентация по теме: "История развития Космонавтики"...