Экологический патруль
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Конспект урока в рамках экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
форсайт-сессия "Экологический патруль" | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Форсайт-сессия «Экологический патруль»
Добрый день! Рада приветствовать вас на очередном занятии, тема сегодняшней встречи экологическое волонтерство.
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет, есть животным и человеку...
Мы потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн. тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…
Экологические проблемы были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоили наших предков еще тысячу лет назад.
Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра от 1719 г. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...»
Строго? Но в некоторых странах Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку пойманному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Но вот наступил век научно - технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...
Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе сегодня….
Загрязнение мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. А весной и осенью наш город и его окрестности находятся в дыму от сжигания мусора, листьев.
Ребята поднимите руку у кого в семье есть автомобиль, а у кого два, три?
Автотранспорт – также загрязнитель воздуха. Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензпирена. Все эти вещества ядовиты.
Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка, чего нет не только в нашем городе, но и в других городах нашей области. Я призываю всех самим начать с того, чтобы отправлять: Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения, прикапывать в саду или на клумбу во дворе! Стеклянные сосуды - на повторное использование или переработку! Пластиковые бутылки –на переработку. Не выбрасывайте в мусор использованные батарейки, стеклянные градусники и люминесцентные лампы, мобильные телефоны (они дают колоссальное химическое загрязнение), флаконы из- под лаков, аэрозолей (они нагреваются от солнечных лучей и взрываются).
Специалисты подсчитали, что почти каждая семья в год выбрасывает от 100 гр. до килограмма использованных элементов питания.
А у вас в семье ведется сбор батареек? Что конкретно вы делаете для этого? Стоит ли емкость для сбора батареек в вашем подъезде?
Я предлагаю начать с малого. Прежде всего, объясните своим родным и знакомым, почему использованные батарейки выбрасывать нельзя, а нужно сдавать. Если вы используете их в больших количествах, то стоит перейти на подзаряжаемые аккумуляторы. Вы можете поставить коробку для сбора у себя в подъезде, а потом принести нам или в школу, где стоят большие коробки для сбора батареек. Если вы уже поняли всю важность того, что батарейки нельзя выбрасывать, почему бы вам не сделать эти маленькие шаги на пути к сохранению природы и улучшению качества жизни?
Мобильные телефоны, а также планшеты и прочие гаджеты, компьютерные комплектующие. В них содержатся такие опасные вещества, как ртуть, мышьяк и свинец. Хорошо, что многие продавцы принимают морально устаревшие модели на переработку и даже дают за такую сознательность скидку на последующие покупки. Старую мобилку можно даже продать на запчасти.
Впрочем, вам решать, но, так или иначе, будущее планеты зависит от всех и каждого.
Сейчас весна тает снег и нашему глазу открывается ужасная картина: разнообразный мусор и отходы валяются на обочинах и клумбах везде.
Что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему?
Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки, маски, бахилы, не швырял ли бутылки, всегда ли доносил мусорный пакет до контейнера? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо –то не напрасно затеяли этот разговор.
Давайте попробуем пройти обучающие локации и посмотрим, насколько вы экологически подкованы.
Начнем практическую часть нашей форсайт -сессии «Экологический патруль»
Каждая команда (делим на команды по секторам) отправляется на свою локацию, выполняя там задания (можно пользоваться интернетом), затем вам необходимо полученную информацию донести остальным командам в интересной форме и сжато, тезисно выделив основную суть заданий. Каждая команда побывает на 1 обучающий локации, а в конце занятия каждый из вас получит информацию целиком. Время на выполнение (изучения) обучающих локаций 15 мин., работать нужно быстро и слажено.
1.Локация «В гармонии с природой» (зеленый)
1-задание «Решаем экологические проблемы» ГУГЛ-ФОРМА
Участники зачитывают проблему, и выбирают правильный, по их мнению, ответ из предложенных.
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
2- задание «Как долго разлагается мусор»
Задание необходимо правильно заполнить таблицу «Как долго разлагается мусор» (скотч, ножницы)
(Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей (с вами или близкими случалось, что вы порезались в воде? Приятного мало в этом, не так ли?) А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар. Пустые и полупустые флаконы из-под освежителей воздуха и лака для волос имеют скверную привычку взрываться при перегреве. Чтобы избежать этого, сдавайте пустые аэрозоли все в тот же центр переработки отходов (в пункт приема металлолома), а в будущем покупайте средства в спреях)
3-задание «Знаки природы»
(карандаши, листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры, цветная бумага)
Нарисовать три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача: нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
2.Локация «Мусор - угроза или вторая жизнь» (желтый)
1-задание «Продолжи фразу» ГУГЛ -ФОРМА
Напишите продолжение фразы
1.Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (сдать в магазин, чтобы они использовались много раз).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).
8. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся чаще … (общественным транспортом).
2-задание «Что мы выбрасываем»
Выбрать правильный ответ (карточка)
1) Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
2) Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
3) Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
4) Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
5) Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
6) Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
7) Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
8) Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
9) Поступление в среду обитания вредных веществ, приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
10) Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
11) Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
12) Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).
3-задание «Сортировка мусора»
(коробки с надписями, ведро с мусором, стол)
Необходимо рассортировать мусор на сырье для производства:
1-Бумага
2- Метал
3- Стекло
4- Пластмасса
5-Общее ведро
3. Локация «Химические загрязнители» (синие) (Стол + стенд)
1) задание дайте развернутый ответ ГУГЛ -ФОРМА
1.Какое воздействие на атмосферу оказывает автомобильный транспорт?
Ответ: С выхлопными газами в воздух попадают: угарный газ, оксиды азота и серы. Также, продукты, содержащие: хлор, бром, фосфор, свинец. (Транспорт, работающий на тепловых двигателях).
2. Назовите источники загрязнения атмосферы.
Ответ: Топливо, транспорт, промышленные предприятия, сельское хозяйство, естественные источники.
3.Чем объясняют образование озоновой дыры?
Ответ: Наличием в атмосфере оксидов азота, хлора, брома, фреона (используют в холодильных установках и аэрозолях).
4. Какие источники загрязнения почвы химическими веществами вам известны?
Ответ: ядохимикаты (пестициды, инсектициды, гербициды). Неправильно использованные химические удобрения - отходы промышленных предприятий, воды шахт, отходы нефтепромыслов -реактивные элементы (в результате выпадения осадков).
5. Какие вы знаете источники загрязнения гидросферы?
Ответ: Сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и с/хозяйственными предприятиями.
6. Какими путями яды могут попасть в организм?
Ответ: Через кожу, ротовую полость, через легкие.
7. Чем опасны нитраты для организма человека?
Ответ: Сами нитриты не имеют высокой токсичности. В кишечнике идет их восстановление в нитриты. Нитриты во много раз токсичнее. Они взаимодействуют с гемоглобином крови, лишая его возможности транспортировать кислород. Избыточные нитриты в организме образуют канцерогенные вещества.
8.Какие меры можно предпринять для уменьшения поступления нитратов в организм человека?
Ответ: овощи надо отваривать - в отвар переходят до 50% нитратов - вымачивание с периодической заменой воды - квашение, консервирование, бланширование.
9.Как уменьшить загрязнение атмосферы автомобильным транспортом?
Ответ: перевести автомобили на сжиженный газ. Использовать в качестве топлива – водород - световые батареи, электричество.
2-задание
Подготовьте небольшой доклад на тему: «Почему нельзя выкидывать батарейки и зарядные устройства в мусорное ведро. Как решается этот вопрос в стране и в мире. Предложите свой вариант решения этой проблемы»
Например, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет около 20 м2 земли, 400 л. воды, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Вопрос об утилизации батареек по-разному решается в разных странах мира. Так, в Японии батарейки старательно собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена оптимальная перерабатывающая технология.
В России есть возможность сдать батарейки во многих магазинах и не только в крупных городах. А в Европе в некоторых городах выбрасывание батареек в мусорные контейнеры преследуется по закону. И если соответствующие магазины не организовали прием батареек, их ждет крупный штраф.
3-задание «Буклет»
(карандаши, листы бумаги, клей, старые журналы, рекламные буклеты, ножницы, фломастеры, цветная бумага, стол)
Нарисовать буклет (макет плаката, инфостенда) на природоохранную тематику.
Заключение:
Участники садятся на свои места. Приглашаю представителей команды «Зеленых» с коротким докладом о полученной информации, они научат нас жить в гармонии с природой…
А теперь мы готовы услышать информацию как превратить мусор в экономически выгодный продукт, об этом нам поведают представители команды «Желтых» ….
Настало время поговорить о самом вредном и опасном загрязнении окружающей среды – химическом, смелые и решительные люди из команды «Синих» сейчас откроют нам секрет как спасти планету…
Спасибо за выступления! Надеюсь что информация, которую вы сами отыскали и донесли до сверстников останется у вас в памяти.
Призываю вас повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности беречь и охранять природу. Территория вашей школы не большая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в ваших школах, в ваших подъездах был порядок. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Всего доброго, спасибо за участие, до новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экологический патруль 2012
http://www.youtube.com/watch?v=4-rbTAPA_10&feature=youtu.behttp://youtu.be/4-rbTAPA_10...
Сценарий выступления агитбригады "Экологический патруль"
Сценарий выступления агитбригады "Экологический патруль" в муниципальном конкурсе "Экологическая тропа"...
Социально-экологический проект «Экологический патруль»
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...
Волонтерский проект "Экологический патруль"
Социальный проект «Экологический патруль как средство формирования экологической культуры и социализации учащихся»...
Работа экологического патруля «Чистый берег – чистая совесть»
Работа экологического отряда "Экоша" ....
Работа экологического патруля «Чистый берег – чистая совесть»
Работа экологического отряда "Экоша" ....
Сценарий спортивно-экологического развлечения: «Экологический патруль»
Сценарий спортивно-экологического развлечения: «Экологический патруль»Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, учить бережному отношению к окружающему миру ...