Экологический патруль
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Конспект урока в рамках экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Форсайт-сессия «Экологический патруль»
Добрый день! Рада приветствовать вас на очередном занятии, тема сегодняшней встречи экологическое волонтерство.
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет, есть животным и человеку...
Мы потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн. тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…
Экологические проблемы были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоили наших предков еще тысячу лет назад.
Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра от 1719 г. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...»
Строго? Но в некоторых странах Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку пойманному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Но вот наступил век научно - технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...
Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе сегодня….
Загрязнение мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. А весной и осенью наш город и его окрестности находятся в дыму от сжигания мусора, листьев.
Ребята поднимите руку у кого в семье есть автомобиль, а у кого два, три?
Автотранспорт – также загрязнитель воздуха. Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензпирена. Все эти вещества ядовиты.
Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка, чего нет не только в нашем городе, но и в других городах нашей области. Я призываю всех самим начать с того, чтобы отправлять: Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения, прикапывать в саду или на клумбу во дворе! Стеклянные сосуды - на повторное использование или переработку! Пластиковые бутылки –на переработку. Не выбрасывайте в мусор использованные батарейки, стеклянные градусники и люминесцентные лампы, мобильные телефоны (они дают колоссальное химическое загрязнение), флаконы из- под лаков, аэрозолей (они нагреваются от солнечных лучей и взрываются).
Специалисты подсчитали, что почти каждая семья в год выбрасывает от 100 гр. до килограмма использованных элементов питания.
А у вас в семье ведется сбор батареек? Что конкретно вы делаете для этого? Стоит ли емкость для сбора батареек в вашем подъезде?
Я предлагаю начать с малого. Прежде всего, объясните своим родным и знакомым, почему использованные батарейки выбрасывать нельзя, а нужно сдавать. Если вы используете их в больших количествах, то стоит перейти на подзаряжаемые аккумуляторы. Вы можете поставить коробку для сбора у себя в подъезде, а потом принести нам или в школу, где стоят большие коробки для сбора батареек. Если вы уже поняли всю важность того, что батарейки нельзя выбрасывать, почему бы вам не сделать эти маленькие шаги на пути к сохранению природы и улучшению качества жизни?
Мобильные телефоны, а также планшеты и прочие гаджеты, компьютерные комплектующие. В них содержатся такие опасные вещества, как ртуть, мышьяк и свинец. Хорошо, что многие продавцы принимают морально устаревшие модели на переработку и даже дают за такую сознательность скидку на последующие покупки. Старую мобилку можно даже продать на запчасти.
Впрочем, вам решать, но, так или иначе, будущее планеты зависит от всех и каждого.
Сейчас весна тает снег и нашему глазу открывается ужасная картина: разнообразный мусор и отходы валяются на обочинах и клумбах везде.
Что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему?
Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки, маски, бахилы, не швырял ли бутылки, всегда ли доносил мусорный пакет до контейнера? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо –то не напрасно затеяли этот разговор.
Давайте попробуем пройти обучающие локации и посмотрим, насколько вы экологически подкованы.
Начнем практическую часть нашей форсайт -сессии «Экологический патруль»
Каждая команда (делим на команды по секторам) отправляется на свою локацию, выполняя там задания (можно пользоваться интернетом), затем вам необходимо полученную информацию донести остальным командам в интересной форме и сжато, тезисно выделив основную суть заданий. Каждая команда побывает на 1 обучающий локации, а в конце занятия каждый из вас получит информацию целиком. Время на выполнение (изучения) обучающих локаций 15 мин., работать нужно быстро и слажено.
1.Локация «В гармонии с природой» (зеленый)
1-задание «Решаем экологические проблемы» ГУГЛ-ФОРМА
Участники зачитывают проблему, и выбирают правильный, по их мнению, ответ из предложенных.
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
2- задание «Как долго разлагается мусор»
Задание необходимо правильно заполнить таблицу «Как долго разлагается мусор» (скотч, ножницы)
(Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей (с вами или близкими случалось, что вы порезались в воде? Приятного мало в этом, не так ли?) А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар. Пустые и полупустые флаконы из-под освежителей воздуха и лака для волос имеют скверную привычку взрываться при перегреве. Чтобы избежать этого, сдавайте пустые аэрозоли все в тот же центр переработки отходов (в пункт приема металлолома), а в будущем покупайте средства в спреях)
3-задание «Знаки природы»
(карандаши, листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры, цветная бумага)
Нарисовать три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача: нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
2.Локация «Мусор - угроза или вторая жизнь» (желтый)
1-задание «Продолжи фразу» ГУГЛ -ФОРМА
Напишите продолжение фразы
1.Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (сдать в магазин, чтобы они использовались много раз).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).
8. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся чаще … (общественным транспортом).
2-задание «Что мы выбрасываем»
Выбрать правильный ответ (карточка)
1) Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
2) Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
3) Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
4) Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
5) Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
6) Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
7) Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
8) Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
9) Поступление в среду обитания вредных веществ, приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
10) Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
11) Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
12) Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).
3-задание «Сортировка мусора»
(коробки с надписями, ведро с мусором, стол)
Необходимо рассортировать мусор на сырье для производства:
1-Бумага
2- Метал
3- Стекло
4- Пластмасса
5-Общее ведро
3. Локация «Химические загрязнители» (синие) (Стол + стенд)
1) задание дайте развернутый ответ ГУГЛ -ФОРМА
1.Какое воздействие на атмосферу оказывает автомобильный транспорт?
Ответ: С выхлопными газами в воздух попадают: угарный газ, оксиды азота и серы. Также, продукты, содержащие: хлор, бром, фосфор, свинец. (Транспорт, работающий на тепловых двигателях).
2. Назовите источники загрязнения атмосферы.
Ответ: Топливо, транспорт, промышленные предприятия, сельское хозяйство, естественные источники.
3.Чем объясняют образование озоновой дыры?
Ответ: Наличием в атмосфере оксидов азота, хлора, брома, фреона (используют в холодильных установках и аэрозолях).
4. Какие источники загрязнения почвы химическими веществами вам известны?
Ответ: ядохимикаты (пестициды, инсектициды, гербициды). Неправильно использованные химические удобрения - отходы промышленных предприятий, воды шахт, отходы нефтепромыслов -реактивные элементы (в результате выпадения осадков).
5. Какие вы знаете источники загрязнения гидросферы?
Ответ: Сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и с/хозяйственными предприятиями.
6. Какими путями яды могут попасть в организм?
Ответ: Через кожу, ротовую полость, через легкие.
7. Чем опасны нитраты для организма человека?
Ответ: Сами нитриты не имеют высокой токсичности. В кишечнике идет их восстановление в нитриты. Нитриты во много раз токсичнее. Они взаимодействуют с гемоглобином крови, лишая его возможности транспортировать кислород. Избыточные нитриты в организме образуют канцерогенные вещества.
8.Какие меры можно предпринять для уменьшения поступления нитратов в организм человека?
Ответ: овощи надо отваривать - в отвар переходят до 50% нитратов - вымачивание с периодической заменой воды - квашение, консервирование, бланширование.
9.Как уменьшить загрязнение атмосферы автомобильным транспортом?
Ответ: перевести автомобили на сжиженный газ. Использовать в качестве топлива – водород - световые батареи, электричество.
2-задание
Подготовьте небольшой доклад на тему: «Почему нельзя выкидывать батарейки и зарядные устройства в мусорное ведро. Как решается этот вопрос в стране и в мире. Предложите свой вариант решения этой проблемы»
Например, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет около 20 м2 земли, 400 л. воды, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Вопрос об утилизации батареек по-разному решается в разных странах мира. Так, в Японии батарейки старательно собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена оптимальная перерабатывающая технология.
В России есть возможность сдать батарейки во многих магазинах и не только в крупных городах. А в Европе в некоторых городах выбрасывание батареек в мусорные контейнеры преследуется по закону. И если соответствующие магазины не организовали прием батареек, их ждет крупный штраф.
3-задание «Буклет»
(карандаши, листы бумаги, клей, старые журналы, рекламные буклеты, ножницы, фломастеры, цветная бумага, стол)
Нарисовать буклет (макет плаката, инфостенда) на природоохранную тематику.
Заключение:
Участники садятся на свои места. Приглашаю представителей команды «Зеленых» с коротким докладом о полученной информации, они научат нас жить в гармонии с природой…
А теперь мы готовы услышать информацию как превратить мусор в экономически выгодный продукт, об этом нам поведают представители команды «Желтых» ….
Настало время поговорить о самом вредном и опасном загрязнении окружающей среды – химическом, смелые и решительные люди из команды «Синих» сейчас откроют нам секрет как спасти планету…
Спасибо за выступления! Надеюсь что информация, которую вы сами отыскали и донесли до сверстников останется у вас в памяти.
Призываю вас повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности беречь и охранять природу. Территория вашей школы не большая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в ваших школах, в ваших подъездах был порядок. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Всего доброго, спасибо за участие, до новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экологический патруль 2012
http://www.youtube.com/watch?v=4-rbTAPA_10&feature=youtu.behttp://youtu.be/4-rbTAPA_10...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-548792-1418285886.jpg)
Сценарий выступления агитбригады "Экологический патруль"
Сценарий выступления агитбригады "Экологический патруль" в муниципальном конкурсе "Экологическая тропа"...
Социально-экологический проект «Экологический патруль»
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-954734-1567004000.jpg)
Волонтерский проект "Экологический патруль"
Социальный проект «Экологический патруль как средство формирования экологической культуры и социализации учащихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1325701-1617101111.jpg)
Работа экологического патруля «Чистый берег – чистая совесть»
Работа экологического отряда "Экоша" ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1325701-1617101111.jpg)
Работа экологического патруля «Чистый берег – чистая совесть»
Работа экологического отряда "Экоша" ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329873-1618816627.jpg)
Сценарий спортивно-экологического развлечения: «Экологический патруль»
Сценарий спортивно-экологического развлечения: «Экологический патруль»Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, учить бережному отношению к окружающему миру ...