Программа работы с родителями «Мир, в котором я живу»
рабочая программа (9 класс)
Вашему вниманию представлена программа работы с родителями "Мир, в котором я живу", целью которой является создание условий, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9b_programma_raboty_s_roditelyami.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Курзякова А.П.
9Б класс
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться
многими поколениями.
Кант
г. Нижневартовск
2018 год
Программа работы с родителями
«Мир, в котором я живу»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников. Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Идеальная цель – это полноценный человек, культурная, высоконравственная, творческая личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений.
С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребенка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребенок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребенке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.
Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
МБОУ «СШ №40» работает по программе воспитания и социализации обучающихся «Мир, в котором я живу», целью которой является создание условий, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с целями и задачами школьной программы воспитания разработана программа работы с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями обучающихся класса.
Цель Программы
Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка в системе единой образовательной и воспитательной среды школы и семьи.
Задачи Программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения родителей в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики противоправных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2018-2019 годы.
1 этап реализации Программы – информационный (2018-2019уч.г.)
На данном этапе будет производиться сбор информации, анализ и изучение социально-бытовых условий семей обучающихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – продуктивный (2019-2020 уч.г.)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество с родительской общественностью по организации воспитательной работы в классе.
3 этап - рефлексивный (2020-2021г.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся за период сотрудничества.
Нормативно-правовая и методологическая основа программы
Нормативно-правовой и методологической основой программы воспитания и социализации школьников «Мир, в котором я живу» является «Всеобщая декларация прав человека», Международная Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ (ст. 28, ст. 29 «О свободе совести и о свободе информации»), Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), , Гражданский кодекс РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС общего образования), Федеральная программа «Патриотическое воспитание», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устав образовательной организации и другие законодательные акты и нормативные документы, касающимися сфер образования и культуры
Информационная справка
МБОУ «СШ №40» создаёт условия для реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «Мир, в котором я живу», обеспечивая приобщение обучающихся к ценностям семьи, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Активная роль в реализации Программы отводится родительской общественности: родители обучающихся; члены классных и общешкольного родительского комитета, члены Управляющего совета школы.
Педагогическая культура родителей – один из действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основывается на следующих принципах:
–совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
–педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
–поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
–содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
–опора на положительный опыт семейного воспитания.
В плане повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, деловая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинги.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни школьника.
Очень важно, чтобы семья и школа консолидировали свои усилия и выработали единый подход к воспитанию обучающихся. Такой подход обеспечит гарантированный успех в деле воспитания и социализации ребенка в обществе.
Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый коллектив имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.
Коллектив 9Б класса состоит из 25 человек – 8 мальчиков и 17 девочек. Все дети воспитываются в полных семьях. Все семьи относятся к благополучным и обеспеченным. Подтверждением тому являются те факты, что все дети полностью обеспечены необходимыми школьными принадлежностями, соответствующей школьной одеждой, более 50% класса получают полное питание (с родительской доплатой), кроме детей льготной категории. 78% обучающихся класса посещают учреждения дополнительного образования – различные спортивные секции, образовательные курсы.
Со стороны родителей следует отметить их ответственность за своих детей и требовательность к ним. Этот факт подтверждает регулярное посещение общешкольных и классных родительских собраний, постоянный контроль дневников и наличие подписей родителей в них, индивидуальное обращение к классному руководителю по частным ситуациям. Стоит отметить и активность некоторых родителей в делах класса. Ежегодно родители принимают участие в школьной осенней ярмарке «Дары осени», где делают красочный фоторепортаж мероприятия, оказывает помощь в организации внеклассных мероприятий. Шесть родителей являются членами классного родительского коллектива и один – школьного родительского комитета. Активность родителей вносит весомый вклад в сплочение детей в единый дружный коллектив. Многие другие родители по просьбе классного руководителя оказывают посильную помощь классу.
В классе по итогам 8 класса 2 отличника, 12 хорошистов. Учебная мотивация у обучающихся соответствует среднему и высокому уровню. Задача классного руководителя совместно с родителями поддерживать этот уровень, чтобы не допустить снижения качества успеваемости и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации через дополнительные внеклассные мероприятия.
Что касается межличностных отношений обучающихся, то в классе они представлены многогранно. По результатам проведенного опроса обучающихся по методике О.И. Моткова и на основании карт показателей личностного роста школьников можно сделать следующие выводы.
- В качестве настоящих друзей были названы почти все обучающиеся классного коллектива. Следует отметить двух явных лидеров.
- Альтруистическими лидерами коллектива признаны еще два ученика.
- Данная методика помогла выявить и делового лидера в классе, это отличница класса.
- Эмоциональными лидерами класса признаны три ученицы класса.
Учитывая все возрастные психоэмоциональные качества этих обучающихся, а также организуя сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом и родителями, возникает возможность рационально распределить ответственных лиц в системе классного самоуправления.
Что касается критериев уровня развития классного коллектива, то по результатам опроса обучающихся схематично это выглядит следующим образом.
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми (родительские лектории, классные часы, мастер-классы).
- Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
2. Совместная деятельность родителей и обучающихся:
- умственное развитие
- воспитание нравственной культуры
- воспитание эстетической культуры
- воспитание физической культуры и здорового образа жизни
- воспитание трудолюбия и профориентация
3. Мониторинг
- анкетирование
- изучение межличностных отношений в классе с использованием методик Л.М.Фридмана, М.И. Рожкова, О.И. Моткова
Критерии:
- Качество успеваемости.
- Межличностные взаимоотношения в классе.
- Улучшение взаимоотношений ученик-родитель, ученик-учитель, ученик-ученик
- Повышение уровня воспитанности обучающихся.
- Удовлетворенность родителей совместной деятельностью.
Условия успешной реализации программы:
- равноправное участие родителей в процессе развития и воспитания детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
- переход школы от доминирующих форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе;
- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
- установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Ожидаемые результаты:
Реализация основных направлений данной программы позволит
- Укрепить связь и обеспечить сотрудничество с родительской общественностью;
- Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
- Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;
- Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся;
- Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся и непосредственный вклад родителей в эти достижения;
- Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.
Содержание программы
Направления и содержание деятельности | Формы проведения | сроки | ответственные |
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей | |||
Физические проблемы взросления детей | педагогический треугольник | 9 класс | Врач, классный руководитель |
Физиология подросткового возраста, здоровье, личная гигиена. | дискуссионный клуб | 9 класс | Классный руководитель, родители |
Психологические и психофизические особенности подростка | родительский лекторий | 9 класс | Психолог |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. | ролевая игра | 9 класс | Психолог, классный руководитель |
Психологические и возрастные особенности развития подростка | Лекция + психологический практикум | 9 класс | Психолог, классный руководитель |
Искусство воспитания | Педагогическая мастерская | 9 класс | Классный руководитель |
Профориентация: «Выбор дальнейшего пути: за и против» | родительская конференция | 10 класс | Родители, классный руководитель, психолог |
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? | консультации индивидуальные и групповые | 10 класс | Классный руководитель |
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании | интерактив | 10 класс | Психолог, классный руководитель |
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения | дискуссионный клуб | 10 класс | Классный руководитель. Родители |
Результативность школьного урока. От чего она зависит? | беседа | 10 класс | Классный руководитель |
Педагогический такт родителей | Родительский ринг | 11 класс | Классный руководитель |
Школа – второй дом. Какой мы ее хотим видеть? | организационно-деятельностная игра. | 11 класс | Классный руководитель |
Человек, которому я доверяю. | родительские чтения | 11 класс | классный руководитель |
Информационное окно | Интернет форум | 11 класс | Классный руководитель, родители |
Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой. | собрание-диалог, вечер вопросов и ответов | 11 класс | Классный руководитель, учителя предметники |
2. Совместная деятельность родителей обучающихся и школы | |||
Давайте познакомимся | тренинг | 9 класс | Классный руководитель |
Страна «Семь Я» | Конкурс, выпуск газеты | 9 класс | Классный руководитель, родители |
Дети глазами родителей, родители глазами детей | Совместное с детьми родительское собрание | 9 класс, начало года | Классный руководитель, актив класса |
Моя семья – моя радость | Совместное с детьми родительское собрание | 9 класс, конец года | Классный руководитель, актив класса |
Алло, мы ищем таланты | Совместное с детьми родительское собрание | 9 класс, конец года | Классный руководитель, совет класса, родители |
Семья года | Совместное с детьми родительское собрание | 9 класс, конец года | Классный руководитель, совет класса, родители |
Путешествие в осенний и зимний лес | Туристические походы | ежегодно | Классный руководитель, родительский комитет |
«Улицы нашего города», | экскурсии | 1 раз в четверть | Родительский комитет |
«Югра – мой край родной», «Памятник героям Самотлора» | путешествия | ежегодно | Родительский комитет |
Мисс и миссис Весна. Рыцарь 21 века | праздник | ежегодно | Классный руководитель, совет класса, родители |
Встреча поколений | праздник | 10класс | Классный руководитель, совет класса, родители |
Спорт, семья и я. | Спортивная эстафета | ежегодно | Классный руководитель, учитель физической культуры, род.комитет |
Профессии, которые мы выбираем. | Круглый стол | 11 класс | Классный руководитель, родительский актив |
Мы и наше время | Дискуссионный клуб | 11 класс | Классный руководитель, совет класса |
Что, где, когда? | Интеллектуальная игра | 11 класс | Классный руководитель, совет класса |
Мы и наши дети | Проект | 11 класс | Классный руководитель, родительский актив |
Семейный альбом | Проект | 11 класс | Классный руководитель, инициативная группа |
3. Мониторинг | |||
Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
Изучение межличностных отношений в классе. | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
Изучение уровня воспитанности обучающихся, усвоение воспитательных понятий | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель |
Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок. | Анкетирование, тестирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»
Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...
Программа по дополнительному образованию: «Дом, в котором мы живем»
Рамки школьной программы не позволяют подробно рассмотреть вопросы краеведения своего города и округа. Для реализации городской программы развития образования «Столичное образование – 5», ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...
Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»
Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:· Сформировать экологическ...
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...
Домашняя исследовательская работа из цикла: «Дом, в котором я живу».
В 10 классе учащиеся успешнее и охотнее выполняют домашние задания, в которых им предлагаются не только учебные задачи, а задачи практического характера, формирующего экологическое мышление. Для учащи...