"Проба пера"
рабочая программа (5 класс)
Литературное, словесное творчество является характерным школьного возраста.
Оно помогает ученику оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности школьник учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Карпова»
«Согласовано » «Согласовано» Утверждаю
Руководитель ШМО Директор школы_________
Протокол №1 от «___» ________20___г. от «___» ________20___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Проба пера»
для 5 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: учитель русского
языка и литературы
Кайдаракова О.Г.
Пояснительная записка
Цель: создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеурочную деятельность по предмету;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к литературному творчеству и потребность в нем;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
создание условий благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение загадок; написание сказок, стихов, сочинений, рассказов и т.д.
Задачи:
• развивать творческие литературные способности школьников
• воспитывать и развивать у школьников качества, служащих предпосылками для творческой деятельности – развитие наблюдательности, общительности, воображения, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
• освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественное творчество;
• развивать умения общаться в устной форме, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к произведениям мировой литературы для детей, стремление совершенствовать свою речь.
• формировать умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.
структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию
• формировать регулятивные действия: при организации своей деятельности ,прогнозировании результатов, коррекции: внесение необходимых дополнений, изменений в свой продукт, при оценке своей деятельности.
Общая характеристика курса
Литературное, словесное творчество является характерным школьного возраста.
Оно помогает ученику оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности школьник учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
- воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование сознательного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей,
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- использовать умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сферах.
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
- Выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
- Использовать средства художественной выразительности в своей речи;
- Воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
- понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств, в создании художественных образов литературных произведений.
Система оценки достижений планируемых результатов
В результате обучения учащиеся готовятся к литературным конкурсам в очной и заочной форме; к публикации загадок, сказок и рассказов собственного сочинения в школьной и районной газете.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273от 29.12.2012;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Содержание учебного материала
Литература и фольклор.
Общие представления о фольклоре. Малые жанры фольклора: потешка, прибаутка, считалка, пословица, поговорка, скороговорка, загадка. Загадка - как жанр литературы. Классификация загадок. Приемы создания образов загадки. Жанры литературы.
Жанры литературы
Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Ознакомление с ритмом стиха и рифмой. Сказки народные и авторские. Сказки бытовые, волшебные, о животных. Особенности рассказывания и чтения сказок. Традиционные герои русских сказок.
Рассказ. Сюжет, завязка, кульминация, развязка событий.
Средства художественной выразительности.
Поэтические приемы создания художественного образа: сравнение, отрицательное сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, звукопись (звуковая подсказка), контраст, гипербола.
Самостоятельный подбор и использование поэтических приемов для характеристики предметов, явлений и создания художественного образа.
Самовыражение личности через различные виды творческой деятельности.
Сочинение рифмовок, четверостиший, стихов, загадок.
Создание «Словаря собственных рифм», записной книжки «Словесная шкатулка».
Оригинальное творческое преобразование ходы повествования в сказках, введение непредвиденных ситуаций, смешивание несколько сюжетов в один (коллаж) и т.д. Написание собственных сказок. Иллюстрирование собственных сказок.
Издание литературных сборников стихов, сказок, загадок.
Написание сочинений, рассказов из личных жизненных наблюдений, по картинам, фантастических, приключенческих, вымышленных.
Учебно-методическое обеспечение
- Хуторской А.В. «Развитие одаренных школьников».М; Владос,2000г
- Леонтьев А.А. «Поэтический язык как способ общения с искусством» Вопросы литературы,№6,1973г
- Глоцер В. «Дети пишут стихи».с,98-108
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М; Просвещение,1998г
- Григорьева М.Н. «Учимся сочинять загадки», Начальная школа №3 2003г,
- Н.К.Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся» М. Образовательный центр «Педагогический поиск» 1999 г.
- Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
- Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
- В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
- Д. Д. Воронцов, А. П. Маслов. Любителям российской словесности.
- Е. Эткинд. Разговор о стихах.
- Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"
- Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по внеурочной деятельности «Проба пера» для 5 класса
на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды неурочной деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечание |
1 | Малые фольклорные жанры | 1 | Консультация | ||
2 | Загадка – как жанр литературы, ее языковые и художественные средства | 1 | Семинар | Проанализировать загадки | |
3 | Ритмический строй загадок | 1 | Консультация | Подобрать рифмы | |
4 | Приемы создания образа в загадке – сравнение, отрицательное сравнение | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить загадку | |
5 | Литературный прием – олицетворение в загадке | 1 | Экскурсия на природу | Сочинить загадку | |
6 | Эпитет в загадке | 1 | |||
7 | Метафора в загадке | 1 | Экскурсия на природу | Сочинить загадку | |
8 | Сочинение загадок, используя литературные приемы создания образа | 1 | Конкурс | Проиллюстрировать загадку | |
9 | Выпуск альбома «Мои загадки» | 1 | Издание альбома | ||
10 | Сказка. Бином фантазии | 1 | Заочная экскурсия по сказкам | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
11 | Эксперименты в сказках | 1 | Исследование | ||
12 | Коллаж из сказок | 1 | Соревнование | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
13 | Сказки с новым концом | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
14 | Сказки от странных историй | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
15 | Сказки от фантастических явлений | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
16 | Эксперименты в сказках | 1 | Конкурс | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
17 | Сказки с продолжением | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
18 | Случайные сказки | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
19 | Изменение ситуаций в знакомых сказках | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
20 | Сказки о бытовых предметах | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку | ||
21 | Сказки о путешествиях | 1 | Индивидуальное занятие | Проиллюстрировать сказку | |
22 | Создание альбома сказок | 1 | Конкурс | Сценарий мультфильма или нарисовать комикс | |
23 | Я придумываю комикс по любимой сказке | 1 | Конкурс | ||
24 | Рассказ. Сюжет, завязка, кульминация, развязка событий | 1 | Семинар | Подобрать материал для «Словесной шкатулки» | |
25 | Создание записной книжки «Шкатулка наблюдений» | 1 | Экскурсия на природу | План и материалы рассказа о природе | |
26 | Рассказы о природе по живым наблюдениям и воспоминаниям | 1 | Экскурсия на природу | План и материалы рассказа по наблюдениям и воспоминаниям | |
27 | Рассказ по живым наблюдениям и воспоминаниям | 1 | Индивидуальное занятие | Придумать рассказ | |
28 | Фантастика, приключения, вымысел | 1 | Индивидуальное занятие | Написать рассказ о вымышленных событиях | |
29 | Пишем рассказ в газету | 1 | Конкурс | ||
30 | Сочинение четверостиший по заданным рифмам | 1 | Индивидуальное занятие | буриме | |
31 | Сочинение четверостиший по собственным рифмам. | 1 | Турнир | Подобрать материал для «Словаря собственных рифм» | |
32 | Стихи по данному началу | 1 | Консультация | Сочинить стихотворение | |
33 | Сочинение стихотворений на свободную тему | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить стихотворение | |
34 | Издание сборника «Стихослов» | 1 | Издание сборника | Сочинить стихотворение | |
35 | Литературно-творческий журнал | 1 | Конкурс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-26008-1385124472.jpg)
Литературная гостиная "Пробуем перо"
Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/28/picture-37606.jpg)
Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»
Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-41329-1355317229.jpg)
Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо"
"Я хочу жить здорово!" Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо", посвящённый пропаганде здорового образа жизни....
"Проба пера"
Несколько графических рисунков, выполненные учащимися в программе CORELDRAW на кружке "Компьютерная графика"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-41329-1355317229.jpg)
Рождественская презентация поэтического клуба "Мы пробуем перо".
В презентацию включены стихотворения собственного сочинения членов поэтического клуба "Мы пробуем перо"....
Литературная гостиная "Проба пера"
Мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184180-1358838612.jpg)
Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)
Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...