"Проба пера"
рабочая программа (5 класс)
Литературное, словесное творчество является характерным школьного возраста.
Оно помогает ученику оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности школьник учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proba_pera.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Карпова»
«Согласовано » «Согласовано» Утверждаю
Руководитель ШМО Директор школы_________
Протокол №1 от «___» ________20___г. от «___» ________20___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Проба пера»
для 5 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: учитель русского
языка и литературы
Кайдаракова О.Г.
Пояснительная записка
Цель: создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеурочную деятельность по предмету;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к литературному творчеству и потребность в нем;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
создание условий благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение загадок; написание сказок, стихов, сочинений, рассказов и т.д.
Задачи:
• развивать творческие литературные способности школьников
• воспитывать и развивать у школьников качества, служащих предпосылками для творческой деятельности – развитие наблюдательности, общительности, воображения, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
• освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественное творчество;
• развивать умения общаться в устной форме, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к произведениям мировой литературы для детей, стремление совершенствовать свою речь.
• формировать умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.
структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию
• формировать регулятивные действия: при организации своей деятельности ,прогнозировании результатов, коррекции: внесение необходимых дополнений, изменений в свой продукт, при оценке своей деятельности.
Общая характеристика курса
Литературное, словесное творчество является характерным школьного возраста.
Оно помогает ученику оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности школьник учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
- воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование сознательного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей,
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- использовать умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сферах.
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
- Выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
- Использовать средства художественной выразительности в своей речи;
- Воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
- понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств, в создании художественных образов литературных произведений.
Система оценки достижений планируемых результатов
В результате обучения учащиеся готовятся к литературным конкурсам в очной и заочной форме; к публикации загадок, сказок и рассказов собственного сочинения в школьной и районной газете.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273от 29.12.2012;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Содержание учебного материала
Литература и фольклор.
Общие представления о фольклоре. Малые жанры фольклора: потешка, прибаутка, считалка, пословица, поговорка, скороговорка, загадка. Загадка - как жанр литературы. Классификация загадок. Приемы создания образов загадки. Жанры литературы.
Жанры литературы
Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Ознакомление с ритмом стиха и рифмой. Сказки народные и авторские. Сказки бытовые, волшебные, о животных. Особенности рассказывания и чтения сказок. Традиционные герои русских сказок.
Рассказ. Сюжет, завязка, кульминация, развязка событий.
Средства художественной выразительности.
Поэтические приемы создания художественного образа: сравнение, отрицательное сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, звукопись (звуковая подсказка), контраст, гипербола.
Самостоятельный подбор и использование поэтических приемов для характеристики предметов, явлений и создания художественного образа.
Самовыражение личности через различные виды творческой деятельности.
Сочинение рифмовок, четверостиший, стихов, загадок.
Создание «Словаря собственных рифм», записной книжки «Словесная шкатулка».
Оригинальное творческое преобразование ходы повествования в сказках, введение непредвиденных ситуаций, смешивание несколько сюжетов в один (коллаж) и т.д. Написание собственных сказок. Иллюстрирование собственных сказок.
Издание литературных сборников стихов, сказок, загадок.
Написание сочинений, рассказов из личных жизненных наблюдений, по картинам, фантастических, приключенческих, вымышленных.
Учебно-методическое обеспечение
- Хуторской А.В. «Развитие одаренных школьников».М; Владос,2000г
- Леонтьев А.А. «Поэтический язык как способ общения с искусством» Вопросы литературы,№6,1973г
- Глоцер В. «Дети пишут стихи».с,98-108
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М; Просвещение,1998г
- Григорьева М.Н. «Учимся сочинять загадки», Начальная школа №3 2003г,
- Н.К.Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся» М. Образовательный центр «Педагогический поиск» 1999 г.
- Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
- Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
- В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
- Д. Д. Воронцов, А. П. Маслов. Любителям российской словесности.
- Е. Эткинд. Разговор о стихах.
- Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"
- Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по внеурочной деятельности «Проба пера» для 5 класса
на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды неурочной деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечание |
1 | Малые фольклорные жанры | 1 | Консультация | ||
2 | Загадка – как жанр литературы, ее языковые и художественные средства | 1 | Семинар | Проанализировать загадки | |
3 | Ритмический строй загадок | 1 | Консультация | Подобрать рифмы | |
4 | Приемы создания образа в загадке – сравнение, отрицательное сравнение | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить загадку | |
5 | Литературный прием – олицетворение в загадке | 1 | Экскурсия на природу | Сочинить загадку | |
6 | Эпитет в загадке | 1 | |||
7 | Метафора в загадке | 1 | Экскурсия на природу | Сочинить загадку | |
8 | Сочинение загадок, используя литературные приемы создания образа | 1 | Конкурс | Проиллюстрировать загадку | |
9 | Выпуск альбома «Мои загадки» | 1 | Издание альбома | ||
10 | Сказка. Бином фантазии | 1 | Заочная экскурсия по сказкам | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
11 | Эксперименты в сказках | 1 | Исследование | ||
12 | Коллаж из сказок | 1 | Соревнование | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
13 | Сказки с новым концом | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
14 | Сказки от странных историй | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
15 | Сказки от фантастических явлений | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
16 | Эксперименты в сказках | 1 | Конкурс | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
17 | Сказки с продолжением | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
18 | Случайные сказки | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
19 | Изменение ситуаций в знакомых сказках | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку, используя указанный прием | |
20 | Сказки о бытовых предметах | Индивидуальное занятие | Сочинить сказку | ||
21 | Сказки о путешествиях | 1 | Индивидуальное занятие | Проиллюстрировать сказку | |
22 | Создание альбома сказок | 1 | Конкурс | Сценарий мультфильма или нарисовать комикс | |
23 | Я придумываю комикс по любимой сказке | 1 | Конкурс | ||
24 | Рассказ. Сюжет, завязка, кульминация, развязка событий | 1 | Семинар | Подобрать материал для «Словесной шкатулки» | |
25 | Создание записной книжки «Шкатулка наблюдений» | 1 | Экскурсия на природу | План и материалы рассказа о природе | |
26 | Рассказы о природе по живым наблюдениям и воспоминаниям | 1 | Экскурсия на природу | План и материалы рассказа по наблюдениям и воспоминаниям | |
27 | Рассказ по живым наблюдениям и воспоминаниям | 1 | Индивидуальное занятие | Придумать рассказ | |
28 | Фантастика, приключения, вымысел | 1 | Индивидуальное занятие | Написать рассказ о вымышленных событиях | |
29 | Пишем рассказ в газету | 1 | Конкурс | ||
30 | Сочинение четверостиший по заданным рифмам | 1 | Индивидуальное занятие | буриме | |
31 | Сочинение четверостиший по собственным рифмам. | 1 | Турнир | Подобрать материал для «Словаря собственных рифм» | |
32 | Стихи по данному началу | 1 | Консультация | Сочинить стихотворение | |
33 | Сочинение стихотворений на свободную тему | 1 | Индивидуальное занятие | Сочинить стихотворение | |
34 | Издание сборника «Стихослов» | 1 | Издание сборника | Сочинить стихотворение | |
35 | Литературно-творческий журнал | 1 | Конкурс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Пробуем перо"
Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...
Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»
Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...
Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо"
"Я хочу жить здорово!" Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо", посвящённый пропаганде здорового образа жизни....
"Проба пера"
Несколько графических рисунков, выполненные учащимися в программе CORELDRAW на кружке "Компьютерная графика"...
Рождественская презентация поэтического клуба "Мы пробуем перо".
В презентацию включены стихотворения собственного сочинения членов поэтического клуба "Мы пробуем перо"....
Литературная гостиная "Проба пера"
Мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить....
Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)
Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...