Литературная гостиная "Проба пера"
методическая разработка по литературе по теме

 

Мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proba_pera_4.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная "Пробa перa"

Тема: "Пробуем перо"

Цель: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.

Форма проведения: литературная гостиная

Участники: 5, 7, 9 классы

Оборудование: оформление доски рисунками, репродукциями картин "В мастерской поэта", музыкальное сопровождение, раздаточный материал (пословицы, стихи),

Ход мероприятия:

- Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить.

Разминка "Погружение в мир поэзии"

1. Закончите стихотворение В. Я. Брюсова:

Божественный пастух! Среди тиши и мрака

Ты слышал имена, ты видел горный свет.

Ты первый начертал пути своих планет,

Нашел названия … … … (для знаков Зодиака)

2.Докажите, что Н. С. Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой:

Аддис-Абеба - город грез

На берегу ручьев прозрачных.

Небесный див тебя принес

Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих)

3.Согласно преданию, в XVI - XVII вв. некий поэт утратил рукопись на создание которой ушел немалый труд. Горемыку спасли друзья, попросив его вспомнить хотя бы рифмы. Какой жанр родился в результате их коллективного взаимодействия?

4.Попробуйте завершить стихотворение О. Григорьева:

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки,

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки…

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По матроски разбежался

И … … … (солдатиком нырнул)

5. Строки из М. В. Ломоносова:

Там влажный флота путь белеет

И море тщится уступить.

Колумб Российский через воды

Спешит в неведомы народы.

Кого М. В. Ломоносов называл российским Колумбом? (Витуса Беринга)

6. У С. Я. Маршака есть стихотворение:

Лошадь захромала - командир убит.

Конница разбита, армия бежит,

Враг вступает в город, пленных не щадя

Оттого, что в кузнице … … … (… не было гвоздя)

Укажите эту роковую причину.

7. Закончите простое детское стихотворение:

Говорит барану волк:

"Ну какой от дружбы толк?

Если мы с тобой друзья,

Значит … … …. (съесть тебя нельзя)

8. Русскому поэту XIX в. Мятлеву принадлежат следующие строки:

………………………………

Как я молил осенние морозы

Не трогать их осеннею рукой. (Как хороши, как свежи были розы)

Восстановите первую строку.

9. Под аккомпанемент какого инструмента, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндрана, Есенина? (лиры)

10. В русской классической поэзии существуют пять основных стихотворных размеров, а в арабской их 27. исследователи обнаружили интересную связь между этим и их традиционными видами транспорта. Попробуйте и вы объяснить ее. (У коня - 5 аллюров, а у верблюда - 27. очевидно, стихи слагались и читались в такт езде.)

- Эрудированный, начитанный человек всегда сможет определить в той или иной мере авторство текста или литературного направления. Нахождение в тексте важных признаков стиля, жанра, жизненных и исторических фактов называется атрибутированием текста. Проверьте свою эрудированность в литературе.

Определение авторства текста

Из каких произведений взяты отрывки? Назовите авторов и жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения.

1."Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе".

("Песнь о вещем Олеге", А. С. Пушкин, баллада)

 

2.В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

("Полтава", А. С. Пушкин, поэма)

 

3. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело всё погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

("Щука и Кот", И. С. Крылов, басня)

 

4.Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

("Тучи", М. Ю. Лермонтов, стихотворение)

 

5. Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож.

("Я покинул родимый дом…", С. А. Есенин, стихотворение)

6. Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зелёном берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;

Он сказал царице так:

"Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь твою печаль;

Понесёшь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь".

("Спящая царевна", В. А. Жуковский, сказка)

 

7. Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять.

("Лесной царь", В. А. Жуковский, баллада)

8. Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий. ("Хорошее отношение к лошадям", В. В. Маяковский, стихотворение)

- Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики.

Наука стихосложения

1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).

3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола).

4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

- Знать правила и законы стихосложения, конечно, важно для поэта, но ещё необходимо вдохновение, поэтический настрой. Дайте интерпретацию стихотворению русского поэта XX века Д. С. Самойлова "Слова".

Красиво падала листва,

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды,

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет

Затертых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясенный гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Старый стих на новый лад

1.Повторяющаяся рифма.

Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шёл мальчишка с бородой.

Помидор ел голубой.

С ним старик шёл молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой".

Попробуйте сочинить такое же стихотворение, но чтобы все строчки оканчивались рифмой: "…ка", "…ре", "…ил", "…ый" (на выбор).

2.Спрятавшиеся слова.

Подберите слова, чтобы восстановить строчку из известного стихотворения известного автора. Затем сопоставьте с оригиналом.

А) Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как … лежит. (тающий сахар)

Б) Листья поблекнуть ещё не успели -

Жёлты и свежи лежат, как … . (ковёр)

(Н. А. Некрасов "Железная дорога")

В) Еду. … . Слышны звоны (тихо)

Под копытом на снегу.

Только серые …(вороны)

… на лугу. (расшумелись)

(С. А. Есенин "Пороша")

Г) Ласточки …,(пропали)

А вчера зарёй

Всё … летали(грачи)

Да как сеть …(мелькали)

Вон над той горой.

(А. А. Фет "Ласточки пропали…")

Д) Последняя … рассеянной бури!(туча)

Одна ты несёшься по ясной…,(лазури)

… ты наводишь унылую тень,(одна)

Одна ты … ликующий день. (печалишь)

(А. С. Пушкин "Туча")

 

3.Буриме.

Это игра, которой уже сотни лет. Играющий должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Можно рифмы придумывать свои, но мы воспользуемся рифмами известного поэта XIX века.

Золотая - великана - рано - играя, морщине - одиноко - глубоко - пустыне.

"Утёс" М. Ю. Лермонтов

Ночевала тучка золотая,

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

- Теперь вы во всеоружии перед нашей главной битвой. Примените свои знания, проявите фантазию, пригласите вдохновение, дерзайте, пробуйте перо. Помните: все ваши творения интересны, неповторимы, оригинальны, найдут благодарного читателя!

Творческая мастерская

1.Акростих с фамилиями писателей-юбиляров: Тургенев, Толстой, Гоголь, Крылов.

2.Басня с оригинальными героями и названием: "Вирус в компьютере", "Ученик и дневник", "На перемене".

3.Литературная пародия на детский стишок "Муха села на варенье - / Вот и всё стихотворенье" в стиле А. С. Пушкина или В. В. Маяковского.

4.Стихотворная сказка или былина на школьную тематику.

5.Стихотворение-отзыв о сегодняшнем мероприятии.

6.Письмо литературному герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Пробуем перо"

     Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...

Программа литературно-творческой студии "Проба пера"

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....

Литературный конкурс "Проба пера"

Благодарность за качественную подготовку участников к литературному конкурсу....

Семинар « ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПРОБА ПЕРА. ПЕРВЫЕ ШАГИ ЖУРНАЛИСТА».

Темы сочинений, которые я предлагаю ребятам, всегда требуют выработки собственной позиции. В подобных работах постановка проблены и её решение идут от самих ребят. Каков же круг предлагаемых тем?...

Югра литературная «Творим историю пером»

Цели мероприятия:1) познакомить обучающихся с произведениями наиболее известных писателей и поэтов Югры, помочь почувствовать национальную самобытность и оригинальность их творчест...

ПРИКАЗ от 08 февраля 2022 года № 24 - О Об итогах муниципального этапа литературно-художественного конкурса «Проба пера - 2022»

ПРИКАЗ от  08   февраля 2022 года          № 24 - О  Об итогах муниципального этапа  литературно-художественного конкурса   «Проба пер...

Приказ №165-ОД 28.02.2022 Об итогах регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2022"

Приказ №165-ОД  28.02.2022 Об итогах регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2022"...