Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"
план-конспект занятия (6 класс)
Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_povyashchennaya_respublike_buryatiya.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие,
посвященная Году культурного наследия народов России
« Бурятия – Родина моя!»
среди учащихся 5-6 классов.
Предшествующая работа: изготовление наглядного материала
(подбор музыки для игры, видеоклип про Бурятию, подбор пословиц в пазле, подготовительная работа учащихся (проект по родословной Цыренова Б.), театрализованный сюжет Аюра, Вадима, Чингиса, подготовка ведущих Саран Ж. и Саша Ц., видеобзор про малую родину Оюны Д., конвертики от учителей).
Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация по мероприятию, цветные стикеры ( белый, синий , желтый), указка, песочные часы, ватманы, маркеры.
Цель данного мероприятия популяризация историко-культурного наследия, уважительное отношение к памятникам истории и культуры, укрепление патриотизма.
Образовательные:
- Популяризация народного искусства и сохранения культурных традиций памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей.
- Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.
- Привлечь внимание учащихся к культурному, природному и
историческому наследию малой Родины.
- Показать значение Родины в жизни каждого человека
Развивающие:
- Расширять кругозор, изучая исторический материал о своей
малой Родине.
- Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся таких качеств как уважение к культурному наследию своей страны, любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к культуре народов проживающих на территории РК.
- Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего
города, республики.
- Способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своей республике.
Ход занятия: (Учащиеся делятся на 3 группы по флажкам (синий, белый, желтый)
- - Сайн байна! Игра – приветствие. (воспитатель задает вопросы. Ребята отвечают громкими овациями.)
-Ребята, скажите, правда, что вы:
-учитесь хорошо- бэрхээр hурадаг
-добрые - hайнууд
-дружные - эбтэйнууд
-смелые и спортивные -зоригтойнууд
-отзывчивые –урид hанаатайнууд
- Молодцы! Я надеюсь, что сегодня мы плодотворно поработаем.
Слово воспитателя:
- Ребята, сегодня мы проведём необычные мероприятие, но очень важный для каждого из нас. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Как будет звучать тема нашего занятия?». Я вам прочитаю стихи нашего поэта Дондок Улзытуева, послушайте внимательно. ( на заднем фоне идет ролик про Бурятию)
« Я слышал однажды
в бурятской степи
песню не песню,
стихи не стихи.
Тихо качаясь
на белом коне,
старый бурят
напевал мне:
«Этой земли высока трава,
над этой травой высока синева.
Но ты, мой друг,
не забудь одного:
народ – он вечно превыше всего!» ( пауза)
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей - гордость, восхищение….)
- Чем восхищаетесь? Гордость за что?( ответы детей)
- Тема нашего сегодняшнего занятия: «Бурятия – Родина моя!».
Мне сегодня помогают ведущие – Сарана Ж, Саша Ц.
2. Ведущий 1: По указу президента РФ В.В. Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия. По словарю Ожегова НАСЛЕДИЕ – явление культуры, быта и т.п., унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.
То есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия…
Каждый человек является наследником. У своих предков мы унаследовали умение трудиться, думать, развиваться. Являясь детьми своих родителей, мы родились похожими на них: цвет глаз, волос, манеры поведения, особенности характера.
Ведущий 2: Представляя свой народ, нам через века достались язык, сложившиеся обычаи и традиции, природу, земные богатства, которые мы чтим, храним и передаем от поколения к поколению. Так и у страны есть свое наследие, которое говорит об истории, жизни народа о его терниях и лаврах, о его культуре и развитии – это памятники культуры и архитектуры, археологические находки, музыка, литература, обычаи и традиции народов проживающих в этой стране и оно никогда не устареет и не исчезнет. Без прошлого нет будущего.
3. Ведущий 1: Конечно, основным носителем наследия является человек, его семья, его предки, ведь не даром говорят, что нужно знать своих предков до 7 колена.
Выступление Батоочира по проекту Родословная семьи Цыреновых ( 3 мин)
- Молодец Батоочир!
4. Ведущий 2: Ни один праздник не обходиться без возрождения традиций и обычаев: сватовство, свадьба, Милан, Сагаалган, и, конечно же, неотъемлемой частью любого действия является музыка. Музыка звучит всегда и везде.
Игра Угадай мелодию. Вы должны прослушать мелодию и угадать, какая это песня (ведущие фиксируют на доске цветными стикерами каждый правильный ответ)
- Гимн Бурятии
- Басаганай дуун
- Туруушын дуран
- Адуушанай дуун
- Тоонто нютаг
- Ехор
- Молодцы! Какие вы знатоки бурятских песен, ведь песня - это голос народа, голос Родины, голос матери, голос нашего сердца..
5. Ведущий 1: Самым основным носителем культурного наследия являются книги. Книга - главный источник знаний, сокровищница мудрых идей и фонтан советов. В ней сосредоточены тайны тысячелетий. Благодаря словам, воспроизведённым на бумаге, мы прикасаемся к мыслям предков, перемещаемся в иные эпохи и проживаем множество жизней. С помощью книг люди передают и сохраняют сведения и накопленный опыт потомкам. Это уникальный метод обмена информацией между людьми, народами, поколениями. В Национальной библиотеке нашей республики сформирован уникальный книжный фонд. Фонд документов составляет свыше 1 млн. экземпляров. В конце 90-х гг. она заняла 2-е место в Российской Федерации среди областных, национальных библиотек по комплектованию фондов. Ведущий 2: Гордость библиотеки составляет фонд редких и ценных книг, где хранятся редчайшие издания ХVI-ХVIII веков, представляющие большую историческую и культурную ценность. В качестве выдающихся памятников российской и мировой культуры представлены здесь прижизненные издания, книги с автографами известных русских и бурятских ученых, писателей, поэтов; памятники письменности Востока на старо монгольском языке; книги из собраний декабристов, сосланных на поселение в Бурятию, и многие другие. Деятельность библиотеки направлена на выполнение основной задачи — сбор и хранение полного репертуара краеведческих документов, документов на бурятском языке, создание банка данных краеведческой тематики. Уже сейчас можно говорить о том, что такого собрания документов о Бурятии, о бурятах не имеет ни одна библиотека в мире.
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем. Игра «Собери пословицу». 1 мин.
Сейчас я предлагаю сыграть в игру. Каждая группа получит по 2 пословицы о Родине, но пословицы рассыпались пазлами. Ваша задача их собрать и объяснить их смысл. Каждый верный ответ фиксируем цветными стиками.
1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3.Всякому мила своя сторона.
4.Где родился, там и пригодился.
5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.
6.Кто за Родину горой – тот истинный герой.
- Молодцы!
6. Ведущий 1: Нельзя не сказать и об устном народном творчестве, которое на всех этапах жизни сопровождает человека. Устное народное творчество – душа народа, простого люда в котором он воспевал хорошее и говорил о плохом. Бурятские сказки (онтохонууд) — один из богатейших разделов устно-поэтического наследия народа. К ним вполне применимо общепринятое в фольклористике деление на три основных вида — волшебные, о животных, бытовые или новеллистические. Но больше всего зафиксировано бытовых и волшебных сказок. По своей форме бурятские сказки — произведения в основном прозаические, повествующие о приключениях или богатырских подвигах героев.
Ведущий 2: Наряду с необычными, чисто «сказочными» явлениями в них рисуются вполне реальные картины, которые могли иметь место и в повседневной жизни народа. Бурятские сказители в своих многочисленных сказках отобразили самые различные стороны материальной и духовной жизни народа, начиная с древнейших времен до настоящего времени.
Богатое и самобытное сказочное творчество бурят давно привлекало путешественников, собирателей и любителей фольклора.
Видеоролик сказки «» ( Аюр, Чингис, Вадим) 3мин.
- Какие артисты у нас вырастают! Молодцы!
7. Ведущий 1: Археологические исследования являются важнейшей составляющей изучения, восстановления и сохранения духовных и материальных ценностей культурного наследия. По итогам археологических исследований начиная с середины XVII века, найдено множество поселений и захоронений древних людей, наскальные рисунки, орудия труда и другие разные свидетельства проживания племен и народов. Под охраной в Бурятии находятся более 700 объектов археологического наследия. И с каждым годом их перечень увеличивается, позволяющих глубже понимать и знать нашу историю.
Ведущий 2: Сегодня на территории нашей республики самым важным объектом является Гуннское городище. Государство гуннов в свое время было одним из самых мощных в мире. Оно соперничало с Римской империей. В Бурятии, где зарождалась эта империя, находятся более 100 уникальных памятников этой древней культуры. Это примерно 40 могильников и 10 поселений. Самое крупное Гуннское городище расположено в 15км от центра Улан-Удэ и представляет собой шириной 5-7 км. Город-крепость был возведен в III в. до н.э.
Ведущий 1: Общая протяженность составляла не менее 12 км. Он лежал по берегам Селенги и Уды и доходил до центра современного Улан-Удэ. Гибель Иволгинского городища относится к середине I века. Его жители подверглись внезапному нападению и погибли или были вынуждены бежать, бросая все имущество.
Ведущий 2: Гуннское городище с могильником является уникальным археологическим памятником хунну, привлекает туристов со всего мира и претендует на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с Иволгинским городищем расположен могильник. Иволгинское городище населяли оседлые хунну, китайцы (перебежчики и военнопленные), потомки местного, покоренного хунну населения культуры плиточных могил. Обитатели городища занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и различными ремеслами. Иволгинское городище разорено и сожжено в результате военного нападения.
Воспитатель: - Ребята! Срочное сообщение!!! Поступило предложение от турагенства нашего города срочно сделать, составить рекламу для туристов по самым популярным брендам нашей Республики – Буузы, Аршан, Байкал. Вы должны придумать рекламный слоган. Давайте сделаем подарок тем людям, которые впервые хотят побывать в Бурятии? Ведь реклама – это двигатель прогресса. Для работы у вас на столах есть ватманы, маркеры.
- Итак, время пошло. За хорошую рекламу по стику команде. 5 мин.
– Ну , а теперь выйдите вперед и прорекламируйте бренды нашей Бурятии. ( Выступление детей с рекламами)
8. Ведущий 1: На территории нашей республики много памятников архитектуры и искусства. Каждый уголок нашей необъятной родины таит в себе что-то неизведанное, несет что-то из прошлого. В Бурятии на государственной охране находятся около 1800 объектов культурного наследия федерального и регионального значения. В Улан-Удэ на государственной охране находятся 52 памятника истории, 177 памятников архитектуры и градостроительства, 3 памятника монументального искусства и 1 памятник археологии.
Ведущий 2: Архитектурный облик современного Улан-Удэ складывался более трех сотен лет. Место основания города — «Батарейная гора» —установлены два православных креста и каменная плита, посвященные казакам-основателям. Главными зданиями города стали три православных сооружения: удивительный по своим формам Одигитриевский собор (первое каменное здание Верхнеудинска), Свято-Троицкий и Свято-Вознесенский храмы. К архитектурным доминантам города того времени следует добавить и Гостиный двор, вокруг которого сформировалась Гостинодворская площадь — главная площадь дореволюционного Верхнеудинска, ныне Улан - Удэ.
Ведущий 1: Гостинодворская площадь является несомненным достоянием города. Необыкновенная по архитектурной выразительности, она воплотила смелые, масштабные замыслы своих архитекторов и строителей своего времени. Несколько купеческих домов с торговыми лавками, расположенными по периметру площади, придали ее архитектурному облику законченный характер. Многие из этих домов сохранились и были отреставрированы. Это знаменитые дома купцов Капельмана, Курбатова, Лосева.
Ведущий 2: Сегодня благодаря реконструкции исторической зоны в центре города сформировалось месторасположение дореволюционного Улан-Удэ (Верхнеудинска) — Города торговли. Это территория вокруг Гостиных рядов, Арбат, Триумфальная арка и Александровский сад.
Ведущий 1: Среди всех выделяются такие архитектурные ансамбли советского периода: ансамбль площади Советов с удивительным памятником — «Голова Ленина» и ансамбль Площадь Славы с Дворцом культуры Локомотивовагоноремонтного завода. Также архитектура Театра оперы и балета и Театра бурятской драмы. Фасад и интерьер театров были призваны отразить традиции и особенности бурятской культуры. Также следует выделить проспект Победы, монументальные и обильно декорированные здания, которого до сих пор украшают центральную часть города, открывая вид на долину реки Селенга.
Ведущий 2: В наше время установлены скульптуры «Мэргэн», скульптура «Гэсэр». Скульптура «Гостеприимная Бурятия»- это самый высокий памятник Улан-Удэ встречает гостей города, двигающихся в центр со стороны аэропорта. Эта новая роль сделала ее, как отмечают местные туроператоры, бурятским вариантом нью-йоркской Статуи Свободы.
9. Воспитатель: – А теперь ребята, наши учителя хотели узнать, насколько вы знаете свою родину и прислали вам конвертики с вопросами. Всего 5 конвертиков. Ответы нужно хорошенько в группе обдумать, высказать правильный ответ. За правильный ответ со стику команде.
1. Когда , в каком году был переименован Верхнеудинск в Улан – Удэ ( 27 июля 1934) – Доржиева Т.Д.
2. Назовите имя первооткрывателя озера Байкал ( Курбат Афанасьевич Иванов) – Гармаева С.Л.
3. Почему местность в Улан – Удэ называли « Вшивой Горкой» ( располагалась Тифозная больница по нынешнему Проспекту Победы) – Алексеева И.М.
4. Назовите дату, месяц, год основания Бурят Монгольской Автономной Социалистической Республики ( 30 мая 1923 году) – Федоров Н.П.
5. Что было раньше на месте нынешнего Центрального Рынка ( Сенная площадь, торговали сеном) – Гармаева С.Л.
10. Воспитатель: - Родина… ( пауза) Каждый человек слышит это слово с детства.
- Ребята, а что означает Родина для вас?! Подумайте и продолжите, пожалуйста, фразу: “Для меня Родина – это…” (Ответы ребят.)
Воспитатель: - У каждого человека есть своя малая Родина
– край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.
Это место на земном шаре, которое человек любит безгранично, без которого не может жить, место с которым он неразрывно связан душой, место где родились и жили его предки, в ней говорят родным языком, место о котором хочется писать стихи, музыку, брать в руки кисть и создавать картины, т.е. на бурятском – ТООНТО. Про свою малую родину видеобзор сделает нам Оюна Д. 3 мин.
11. Воспитатель: - Молодцы! Я рада, что вы так много знаете о нашей Республике, то есть о нашей с вами родине.
- А теперь, ребята, внимание на стики, что напоминает? ( флаг Бурятии )
- Что означает цвета флага? (синий – небо, белый – чистота, желтый – вечность) ( ответы детей)
- Чему посвящено было наше мероприятие? ( ответы детей)
- Спасибо, молодцы! Ребята, о том, что, вы хорошо знаете Свою Родину – Любимую Бурятию, вы доказали! Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Вам предстоит преумножать ее богатства, хранить историю и культуру своей малой Родины, быть патриотами своей земли!!!! Хочется еще раз отметить, что сохраняя прошлое мы с вами создаем будущее. Каждый из нас является частью истории, и поэтому давайте будем жить так, чтобы завтра никто не смог нас в чем-то упрекнуть. Уважайте людей, живущих рядом с вами, уважайте их культуру, традиции и обычаи, но никогда не забывайте о своих. Храните и передавайте младшим, то что знаете сами, то что рассказали вам родители. Будьте достойными гражданами своей страны.
- А Теперь, давайте все станем и споем наш гимн. (Ребята поют гимн Бурятии на бур.языке 1 куплет) 3мин.
Итог: –Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2022 год - Год культурного наследия народов России
2022 год - Год культурного наследия народов России...
Викторина "Культурное наследие народов России"
Данная викторина позволит расширить знания детей о традициях, обычаях, народных промыслах народов нашей многонациональной страны....
учитель года -2022. Эссе "Год культурного наследия народов России"
Год культурного наследия народов России. Культура объединяет все стороны...
Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России»
Друзья, приглашаем на Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России» для детей и подростков от 5 до 19 лет. Прислать заявку можно до 31 августа. Участие бе...
Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"
Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истори...
Сценарий музыкальной гостиной "Культурное наследие народов России"
Сценарий музыкальной гостиной "Культурное наследие народов России", проводимое для учащихся " ДШИ им. Г. Струве"...