Сценарий музыкальной гостиной "Культурное наследие народов России"
методическая разработка по музыке

Ольга Викторовна Шевцова
Сценарий музыкальной гостиной "Культурное наследие народов России", проводимое для учащихся " ДШИ им. Г. Струве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnoe_nasledie_narodov_rossii.docx33.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 слайд

2022 год в России объявлен годом народного искусства и культурного наследия. Народное искусство является неотъемлемой частью культуры нашей страны.

Издавна ее населяет множество народов, каждый из которых привнес свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины. Это касается и музыки — самого понятного и доступного способа общения, своеобразного интернационального языка. Нашу страну по праву можно назвать «многомузыкальной».

Музыкальная культура народов России имеет богатую и древнюю историю. Исторические памятники, наскальные рисунки, музыкальные инструменты, найдены при раскопках, свидетельствуют о том, что музыка являлась неотъемлемой частью жизни народов нашей Родины еще в глубокой древности. Творцом и бережливым хранителем музыкальных ценностей был народ. Он донес до наших дней древнейшие образы песен, танцев инструментальных пьес. В жанрах народной музыки отражена история народа, его характер, впечатления от окружающей природы, особенности быта.

2 слайд

Россия-удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. При этом большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру.  (Разное вероисповедание: православие, мусульманство)

На Крайнем Севере проживают народы :ненцы, чукчи, эвенки.

Народы Сибири и Дальнего Востока: ханты, буряты, якуты.

На Северном Кавказе живут кабардинцы ,черкесы, буряты, чеченцы.

В европейской части России проживают: русские, карелы, удмурты, коми, чуваши, башкиры, калмыки. Самый многочисленный народ РОСИИ-РУССКИЙ. Русские живут на всей территории страны. Родной язык русский.

Каждый из этих народов оставил большое культурное наследие! Теперь мы с вами поговорим о каждом их этих народов, начнем мы с русской национальности.

3 слайд

Русская народная музыка всегда оставалась больше песенной, чем инструментальной, и на то есть свои причины. В храмах запрещалось приносить музыкальные инструменты. Строгие религиозные каноны не допускали и развлекательных песенок , исполняемых на улице скоморохами.

4 слайд

Музыкальные инструменты, которые принято считать исконно русскими, те, которые использовались пастухами и прочими жителями деревень- это гудки, дудки, рожки, гусли, а так же военными, это трубы, бубны. А инструменты гармонь, балалайка, гитара, они пришли к нам из западной культуры уже в 19 веке.

5 слайд

По большому счету, в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров. Детские песни-предающиеся от поколения в поколение, которые пелись над колыбелью, чтобы защитить от злых духов и помолиться о счастье и здравии.

Обрядовые песни- песни, сопровождающие календарные праздники славян (на Ивана Купалу, на Масленицу) Также эти песни смешиваются и с песни христианскими, например- Колядки.

Песни-плачи- особая часть русской культуры, создаваемая специалистами специальной профессии- плакальщицами. Воинские плачи, на похороны, выдавая невесту замуж.

7 слайд

Народы Европейского Севера и Северо-Запада России

Коренные народы Европейского Севера и Северо-Запада России относятся к финно-угорской (саамы, карелы, вепсы, водь, ижора, финны-ингерманландцы, эстонцы-сету, коми и коми-пермяки) и самодийской (ненцы) группам.

К древнейшим фольклорным жанрам прибалтийских финнов относятся карельские импровизации йойку и одноголосные рунические песни (эпические, свадебные, лирические); наиболее архаичны водские руны. Основные жанры фольклора саамов – лирические и шуточно-сатирические песни-импровизации (ёйги), личные песни, песни-легенды, колыбельные. Особые песни поются пастухами оленей, охотниками, рыбаками.

Наиболее устойчивая часть фольклора народов коми и коми-пермяков включает причитания . Архаический пласт представляют редкие образцы заклинаний (зырянские «Изгнание репейника-татарника с поля», «Изгнание Клопа Клоповича из избы»), скотоводческих заговоров. ТРЕК 1

8 слайд

Народы Поволжья и Приуралья

Коренное население Поволжья и Приуралья составляют народы финно-угорской (мордва, марийцы, удмурты, бесермяне) и тюркской (чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры) групп; позднее тут появились русские и говорящие на одном из монгольских языков калмыки.

Творчество сохраняет связь с календарной и семейной обрядностью: приуроченные жанры составляют ядро вокальной традиции удмуртов (песни молений, проводов талой воды, проводов льна. Гостевые и застольные песни широко распространены у чувашей, и удмуртов. Разнообразны трудовые песни чувашей (песни валяльщиков сукна, песни при тканье рогожи). У удмуртов сохранились песни-импровизации на случай (охотничьи, бортничьи, заклинания пчёл, личные песни).

Характерные муз. инструменты: продольная флейта курай у башкир и татар; инструмент типа гуслей – крезь у удмуртов; щипковые домбра у калмыков и думбыра у башкир;  различные ударные, трещотки. С кон. 19 в. бытует завезённая русскими гармоника. ТРЕК 2

9 слайд

Народы Западной Сибири

Коренные народы Западной Сибири говорят на языках уральской (к финно-угорской группе относятся обские угры – ханты и манси, к самодийской – ненцы, энцы, нганасаны и селькупы) и енисейской (кеты и юги) семей; сибирские татары и чулымцы относятся к тюркской группе алтайской семьи.

В фольклоре народов Западной Сибири прослеживаются взаимовлияния и связи как друг с другом (между кетами и селькупами; хантами и манси; ненцами, энцами и нганасанами), так и с народами др. регионов (саамы, эвенки, долганы, юкагиры); юж. происхождение предков самодийцев, угров и кетов объясняет наличие в их фольклоре следов иранской и тюркской мифологии. Под русским влиянием в мифологии получили распространение библейские сюжеты (мотив Всемирного потопа, изготовление из глины человека и вдувание в него души, создание женщины из ребра мужчины и др.) и христианские персонажи (Христос, Николай Чудотворец).

Эпос представлен гл. обр. мифологическими, героическими  или жизнеописательными  сказаниями. Характерны сюжеты о героическом сватовстве и добывании жены, о сражениях с великанами-людоедами, борьбе за оленьи стада. У хантов  сказания о божественном происхождении медведя. Обычно эпос исполняется в речитативной форме.

Особую область обрядового фольклора представляет шаманское пение. Созывание шаманом духов-помощников, обращения к духам, их ответные реплики, описания путешествий шамана в иные миры и т. д. сопровождались ударами бубна и звоном костяных или металлических подвесок-погремушек на костюме, бубне или посохе шамана. Мелодии шаманских песен считались голосами духов, от имени которых камлает шаман .

Основные муз. инструменты: смычковые лютни, цитры, шаманские бубны, варганы, охотничьи манки, звуковые игрушки и др. Повсеместно распространены заимствованные гармоника и (кроме сибирских татар) балалайка.

(КОРОЛЕВА Ольга Алексеевна) «Ты неси меня олень»

10 слайд

Народы Южной Сибири

Коренные народы Южной Сибири, проживающие от Алтае-Саянского нагорья до Забайкалья, говорят на языках алтайской языковой семьи: тюркских (алтайцы, теленгиты, телеуты, тубалары, кумандинцы, челканцы, тувинцы, хакасы, шорцы, тофалары; в прошлом к ним относились сойоты), монгольских (буряты) и тунгусских (забайкальские эвенки).

К обрядовому фольклору относятся шаманское пение, скотоводческие заговоры, обрядовые песни. У тувинцев, бурят и сойотов распространено ламаистское молитвенное пение.

Эпические сказания либо только поются (юж. алтайцы, зап. буряты), либо представляют собой чередование речи и пения, иногда хорового (буряты); допускается инструментальное .

Широко распространены типовые и индивидуальные напевы, на которые сочиняются новые тексты; встречаются импровизации (напр., в заговорах) и напевы, закреплённые за текстами. ТРЕК 3

11 слайд

Народы Восточной Сибири

По-видимому, к древнейшему пласту населения Восточной Сибири относятся юкагиры .На крайнем северо-западе Восточной Сибири (п-ов Таймыр) живут ненцы, энцы и нганасаны, говорящие на самодийских языках. Большинство коренных народов Восточной Сибири говорит на языках алтайской семьи: тунгусо-маньчжурские (эвенки, эвены) и тюркские (якуты и генетически близкие к ним долганы) народы.

Творчество народов Восточной Сибири включает мифы, богатырский эпос, исторические предания, сказки (о животных, волшебные и бытовые; сильно влияние русского сказочного фольклора), песни, жанры обрядовой поэзии.

Мифологическая структура мира эвенков и эвенов представляла трёхчастную вертикальную и горизонтальную схему (где три мира связывала «шаманская река»). Среди героев мифов о животных-прародителях выделяются медведь, орёл, ворон.

Героический эпос, повествующий о подвигах богатырей и знатных родоначальников, исполнялся сказителями. Исполнение эпоса происходило либо в семейном кругу, либо при значительном стечении народа, на собраниях и праздниках. Начиналось исполнение в вечернее или ночное время и длилось неск. дней подряд. Считалось, что песни со счастливым исходом могли изменить несчастливый ход событий.

Шаманское интонирование сопровождается игрой на бубне , олицетворяющем у якутов коня, у эвенков и юкагиров – оленя шамана. Якутский ритуал основан на чередовании монолога шамана с изображением «вселяющихся» в него духов-покровителей; во время камлания шаман использует широкий диапазон интонационных приёмов –  подражаний голосам зверей и птиц.

Музыкальные инструменты: металлические варганы, костяные варганы ,колокольчики, бубенцы, трещотки, щелевой барабан. ТРЕК 4

Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина

12 слайд

Схоже с Народами Восточной Сибири

(Савельева Марина )

(Виола)

13 слайд

Народы Северо-Востока

Коренные народы крайнего Северо-Востока России говорят на языках чукотско-камчатской (чукчи, коряки, кереки, ительмены, камчадалы) и эскимосско-алеутской (эскимосы, алеуты) семей; юкагиры говорят на изолированном языке, чуванцы и камчадалы – ныне по-русски.

Эскимосы, ительмены и др. устраивали песенно-танцевальные состязания. Сохранилась традиция личных песен, а также обычай «дарить песню», напр. колыбельную, своему ребёнку. На основе звукоподражаний голосам животных и птиц возник особый вид пения – горлохрипение, исполняемое обычно женщинами, оно часто сопровождает танцы.

Из музыкальных инструментов повсеместно распространён бубен; известен как сольный и аккомпанирующий инструмент, применяется в бытовом музицировании, при проведении обрядов, праздников, в магии и в народной обрядовой психотерапии. ТРЕК 5

14 слайд

Народы Северного Кавказа

Большая часть коренных народов Северного Кавказа говорит на языках северокавказской семьи: абхазо-адыгские (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, абазины, абхазы) и нахско-дагестанские народы (вайнахи: чеченцы и ингуши; аварцы и близкие к ним народы: андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, багулалы, гунзибцы, цезы, или дидойцы, хваршины, бежтинцы, гинухцы, объединяемые в группу андо-цезских народов, а также арчинцы; лакцы, даргинцы, а также ранее включавшиеся в их число кубачинцы и кайтагцы; лезгинские народы: лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры, агулы, удины

Система песенных жанров отличается разнообразием и дифференцированностью трудовых и обрядовых песен. Специфические для локальных стилей жанровые разновидности: адыгские и осетинские песни пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, пасечников, песни при чесании шерсти, изготовлении бурки, прополке кукурузы; балкарские и карачаевские песни при обмолоте зерна и сбивании масла; песни горских евреев, сопровождающие ритуал окрашивания ногтей невесты перед свадьбой ; чеченские и ингушские застольные песни и т. д. До недавнего прошлого сохранялись охотничьи песни-гимны с обращением к владыке леса (у осетин, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев), вызывания дождя.

Характерные муз. инструменты: архаические, смычковые, щипковые типа лютни, пастушеские продольные флейты, трещотки. Для чеченцев и ингушей характерны духовой язычковый инструмент зурна и ударные – разновидности бубнов, барабанов, литавр. ТРЕК 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2022 год - Год культурного наследия народов России

2022 год - Год культурного наследия народов России...

Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"

Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"...

Викторина "Культурное наследие народов России"

Данная викторина  позволит расширить знания детей о традициях, обычаях, народных промыслах народов нашей многонациональной страны....

учитель года -2022. Эссе "Год культурного наследия народов России"

Год культурного наследия народов России. Культура объединяет все стороны...

Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России»

Друзья, приглашаем на Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России» для детей и подростков от 5 до 19 лет. Прислать заявку можно до 31 августа. Участие бе...

Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"

Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истори...