учитель года -2022. Эссе "Год культурного наследия народов России"
материал
Год культурного наследия народов России.
Культура объединяет все стороны
человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой.
Уважение к разным сторонам культуры,
к разным ее формам —
вот черта истинно культурного человека.
Д.С. Лихачев
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой» - писал Лихачёв Дмитрий Сергеевич. И, действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Что же значит «культурное наследие»?
Наверное, это самый актуальный вопрос, над которым необходимо глубоко задуматься каждому человеку, так как жизнь наша сегодня безгранично усложнена человеческой безнравственностью и бездушием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Год культурного наследия народов России.
Культура объединяет все стороны
человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой.
Уважение к разным сторонам культуры,
к разным ее формам —
вот черта истинно культурного человека.
Д.С. Лихачев
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой» - писал Лихачёв Дмитрий Сергеевич. И, действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Что же значит «культурное наследие»?
Наверное, это самый актуальный вопрос, над которым необходимо глубоко задуматься каждому человеку, так как жизнь наша сегодня безгранично усложнена человеческой безнравственностью и бездушием.
Я считаю, что прежде всего это выражение образа жизни, выработанного сообществом и передаваемого из поколения в поколение, включая обычаи, места, объекты, художественное самовыражение и ценности. Культурное наследие часто выражается как нематериальное или материальное наследие. И оба этих понятия рассматриваются, как единая целостная культура. Культурное наследие рассматривает: искусственную среду - здания, городские пейзажи, археологические раскопки; природную среду - сельские пейзажи, побережья и береговые линии, сельскохозяйственное наследие; артефакты - книги и документы, предметы, изображения. На протяжении многих тысячелетий складывалась культура нашей страны. Она вобрала в себя и уникальные особенности стиля древнерусского периода, и изысканность позднего средневековья, и тенденции современного мира и многое, многое другое. Культура – это понятие всеобъемлющее, поэтому всё перечислить невозможно, оно охватывает все стороны жизни: язык, речь, мифы, легенды, сказки, музыку, песни, архитектуру, ремесла, рукоделие, живопись, скульптуру, кино, театр, литературу…
Я живу в республике, про которую говорят «таёжная, озёрная, степная…», в солнечной Бурятии. Это прекрасная и неповторимая земля, где переплетаются различные культуры, религии и традиции. И всё это находит своё отражение в культурном пространстве региона, и создаёт этим очарование духовного величия и впечатлений. Человек, который хоть раз побывал в нашей республике и соприкоснувшийся с ее культурой и испытавший бурю положительных эмоций, познакомившийся с новым и интересным, никогда не сможет забыть этот изумительный край, это неповторимое величие байкальских волн, этот волнующий запах багульника. Каждый район республики уникален по-своему, имеет свою «изюминку».
В своём эссе я хотела бы затронуть культуру Тарбагатайского района. В этом районе есть немало мест, которые очень привлекают туристов. Среди них есть и природные объекты, но самый большой интерес вызывает культура и быт «семейских». Например, в сёлах Саратовка, Десятниково, Тарбагатай, Большой Куналей, Куйтун ещё сохранились старинные дома, отличающиеся своим колоритным и нарядным внешним видом, ярчайшей росписью стен и ворот. Эта семейская традиция сохранилась с дедовских времён и передаётся из поколения в поколение. Тарбагатайский район возрождает культуру русских старообрядцев, которая неизменно вызывает большой интерес посетителей.
У многих возникает вопрос «Важно ли сохранять всё это наследие и самобытность семейских?» . Я считаю, что несомненно надо, и сама принимаю участие в сохранении традиций нашего района и на своих уроках прививаю детям интерес к культуре района, к самобытности семейских и достопримечательным местам. Всем известно, что любой человек уже с рождения становится причастным к той или иной национальной культуре, а культура, являясь хранительницей народной памяти, уникальной в своем роде и характере, может послужить воспитанию здорового поколения и в современных условиях. Вот так постепенно становясь носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа, человек имеет возможность опереться на ее богатейший духовный опыт для успешного взаимодействия с культурой других народов.
Культура семейских Забайкалья несёт в себе все те исторические сведения о прошлой жизни нашего народа и его культуре, так как и до сего времени сохранили они в своем быту многие элементы культуры в чистом, неискаженном виде. Это является благодатным, богатейшим материалом для приобщения детей к культуре семейских.
В своей внеклассной работе с детьми по разделу фольклорное творчество семейских мы стараемся раскрыть особенность, неповторимость этого жанра, который присущ только семейским Забайкалья, и именно это представляет собой большой интерес детей к восприятию данного материала. Приобщая ребёнка к наследию, к культурным традиция, формируется и его личностная культура, а это неразрывно связано с воспитанием любви к малой Родине, а любовь к малой Родине является основой любви к Отечеству. Конечно, чтобы воспитать любовь к своим традициям и родине немаловажна и роль семьи, поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации поставленных мною задач по приобщению детей к фольклору и традициям семейских, поскольку именно семья дает первый опыт по знакомству детей с потешками, прибаутками и т.д., показывает пример отношения к ценностям традиций.
Наряду с культурой семейских мы также рассматриваем и природные памятники и достопримечательные места. Известно, что с ранних лет у ребёнка формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона и родного края. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям малой родины. Сохранение и возрождение культурного наследия
начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств
мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании
собственной личностной культуры.
Как говорил Д.С. Лихачёв «Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний», - эти слова являются девизом моей работы с детьми. Они помогают мне воспитывать и развивать у детей интерес к родной стране, к родному селу, природе, достопримечательностям, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям народов с помощью чтения книг, экскурсий, просмотра познавательных фильмов. Мы принимаем участие в проведении таких праздников, как Рождественские колядки, Масленица, изучаем народный костюм, народные игры и т.д. Таким образом приобщение детей к культуре своего народа, формирует в них высокую нравственность, личностную культуру.
Подводя итоги своего сочинения, хочу ещё раз подтвердить важность слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва, что человеку очень важно сохранить свой нравственный авторитет, и поэтому считаю, что каждый человек должен принимать непосредственное участие в поддержании культура и дальнейшем ее развитии. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного
существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. С моей точки зрения, чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
Как было показано выше, много – укладов, а уровень деятельности, который мы определяем, как культура – един для всего человечества. Человек создает культуру, а культура создает человека. И пока жива культура – будет живо и человечество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2022 год - Год культурного наследия народов России
2022 год - Год культурного наследия народов России...
Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"
Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"...
Викторина "Культурное наследие народов России"
Данная викторина позволит расширить знания детей о традициях, обычаях, народных промыслах народов нашей многонациональной страны....
Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России»
Друзья, приглашаем на Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России» для детей и подростков от 5 до 19 лет. Прислать заявку можно до 31 августа. Участие бе...
Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"
Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истори...
Сценарий музыкальной гостиной "Культурное наследие народов России"
Сценарий музыкальной гостиной "Культурное наследие народов России", проводимое для учащихся " ДШИ им. Г. Струве"...