Мои сверстники и друзья.
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Мои сверстники и друзья.
Цель: сформировать первоначальное представление о друге как о верном товарище, содействовать становлению толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей; способствовать формированию умения договариваться; развивать аналитико-синтетическое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_sverstniki_i_druzya.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои сверстники и друзья.
Цель: сформировать первоначальное представление о друге как о верном товарище, содействовать становлению толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей; способствовать формированию умения договариваться; развивать аналитико-синтетическое восприятие.
Оборудование:
цветные карандаши,
маска гнева,
рисунок пчелки,
грязный носовой платок,
карточка с большой буквой «Я»,
листы бумаги,
аудиозапись песни «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева),
маленькие зеркальца,
рабочие листы,
карточки-опоры для вопросов соседу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята! Сегодня на уроке мы будем знакомиться с качествами, которые есть у настоящего друга; узнаем, что нужно делать, чтобы дружба сложилась.
^ 2. Повторение изученного материала.
- На прошлом уроке мы говорили о правилах поведения среди других людей. Вспомнить их вам помогут опоры. Попытайтесь построить ваш ответ по образцу:
«Нельзя (что-то делать), а нужно (что-то делать)». (Психолог показывает маску гнева).
- О чем вам напоминает эта опора? (Нельзя кричать на других; говорить плохие слова, слишком громко говорить, раздражаясь, а нужно вежливо общаться, уважая друг друга.) (Психолог показывает рисунок пчелки.)
- О чем вам напоминает эта опора? (Нельзя лениться, а нужно изо всех сил трудиться и учиться.) (Психолог показывает грязный носовой платок.)
- О чем вам напоминает эта опора? (^ Нельзя быть грязнулей, нужно всегда быть аккуратным и опрятным.) ( Психолог показывает большую букву «Я».)
- О чем вам напоминает эта опора? (Нельзя зазнаваться и любить только себя, а нужно уважать других людей и считаться с их мнением.)
- А сейчас рассмотрите рисунок в рабочих листах . О каком правиле поведения среди других людей он вам напоминает?
- Так же на прошлом уроке мы говорили, что как нет двух одинаковых людей, так и нет человека, который бы не имел недостатков. Но это не значит, что мы не можем общаться и дружить. Важно воспринимать каждого таким, какой он есть, и помогать друг другу, исправлять свои недостатки.
^ 3. Изучение нового материала.
Продолжим наш урок стихотворением, которое подготовили ваши товарищи. (Психолог заранее разучивает с шести детьми стихотворение Л. Моргулиной «Я рисую человечка». Дети также заранее рисуют своего персонажа и по ходу чтения своего отрывка демонстрируют свой рисунок. Выступление проходит в форме монтажа.)
1-й ученик.
Я рисую человечка,
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
2-й ученик.
А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши -
Круглый, добрый и веселый,
Очень сильный и здоровый.
3-й ученик
Петин мальчик – великан.
У Алеши – атаман.
У Сергея же худой,
4-й ученик.
А у Славика – девчонка,
Словно Быхова Аленка,
5-й ученик.
Паша негра рисовал -
Сам от краски черным стал.
6-й ученик.
Люди разные на свете,
Словно человечки эти.
Итак, о чем это стихотворение? (^ О том, что все люди разные.)
Совершенно верно, а теперь выполним практическое задание. Выполните следующие практические действия:
возьмите лист бумаги и согните его пополам;
оторвите кусочек на месте сгиба;
сложите листок еще раз пополам;
вновь оторвите кусочек бумаги;
повторите эти действия несколько раз;
теперь полностью разверните ваши листочки бумаги и сравните их.
-Есть ли среди них одинаковые?
-Точно также и среди людей нет двух абсолютно одинаковых.
Есть люди с широкими глазами, а есть – с узкими. Есть люди с длинными, а есть с курносыми носами. Есть низкорослые и широкоплечие, высокие и худощавые. Есть блондины, рыжие, брюнеты. Есть кареглазые, голубоглазые, сероглазые, зеленоглазые. Есть люди с белым, желтым, коричневым, черным цветом кожи. Давайте посмотрим друг на друга. При всем многообразии внешних черт, на какие две большие группы мы можем разделить всех детей вашего класса? (На мальчиков и девочек.)
- Можете ли вы привести пример того, чем любят заниматься девочки, а мальчики не любят? (^ Играть в куклы, шить наряды, рисовать принцесс и т.д.)
- А теперь скажите, что любят делать мальчики, но не любят девочки? (Играть в машинки, собирать конструктор и т.д.)
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
- Поднимите карандаш того цвета, который является любимым. (Дети выбирают карандаши и поднимают их.)
- Объясните, как вы понимаете поговорку: «На вкус и цвет товарищей нет».
- Несмотря на то, что все мы такие разные, мы можем работать в группах, парах, а поэтому должны научиться договариваться.
- А сейчас возьмите один на двоих карандаш и попробуйте нарисовать, молча домик. (Дети рисуют.)
- А теперь подумайте, кто из вас двоих был главным, то есть лидером в паре?
- Второй человек в паре, скорее всего, соглашался, уступал и именно поэтому рисунок получился. Иначе говоря, вы поняли друг друга без слов. Но легче было бы договориться, объясняя на словах свое желание.
- Послушайте последние лесные новости.
1. Уникальный случай в лесу! Леса и заяц помирились! Как им это удалось? Просто они сумели договориться! Заяц за лето построит лисе такую же лубяную избушку, как у него. Лиса же в свою очередь, все лето будет приносить зайцу морковку и капусту.
^ 2. Сенсация! Медведь и пчелы теперь живут дружно! Они договорились о том, что медведь отремонтирует пчелам улей, а они ему все лето будут любезно предоставлять мед.
3. Лучшим трудовым коллективом лесной речки признана бригада бобров. Любую работу мастера выполняют быстро и качественно. Это им удается потому, что каждый из них работает на совесть, делая то, что у него лучше всего получается.
-Расскажите, как удалось договориться между собой некоторым лесным жителям.
-В жизни не просто найти друга. Народная мудрость выразила это в пословицах:
«Друг - великое дело: не скоро добудешь»;
«Друг денег дороже»;
«Друга на деньги не купишь».
Чтобы дружба сложилась нужно хорошо знать друг друга. Где живет сверстник? В какой семье? Каковы его желания, увлечения? Есть ли у него домашние животные? Давайте лучше узнаем друг друга. Для этого выполним следующее задание.
Задайте с помощью картинок вопросы своему соседу.
Что на ваш взгляд, укрепляет дружбу? Что способствует дружеским отношениям?
Проверить ваши предположения поможет игра «Да – Нет – Да».
По условиям игры, отвечая на вопросы, вы можете произносить только «да» или «нет». Итак, начнем.
Способствует ли дружбе проживание в одном дворе? (Да.)
Укрепляет ли дружбу жадность одного из приятелей? (Нет.)
Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных? (Да.)
Укрепляет ли дружбу вранье?(Нет.)
Способствует ли дружбе хвастовство и зазнайство? (Нет.)
Помогают ли дружбе одинаковые увлечения: рыбалка, компьютерные игры, коллекционирование наклеек? (Да.)
- А теперь выполним следующее задание №3.. Опираясь на схему, изображенную в рабочих листах, решите задачу. У Даши есть щенок, но она не любит разводить цветы. Маша, наоборот, занимается разведением комнатных цветов, но не любит плавать. Катя любит играть в компьютерные игры и разводит комнатные цветы.
Итак, кто с кем дружит? (Маша с Катей.)
Какие общие интересы подружили девочек? (Разведение цветов.)
- Итак, для дружбы очень важно заниматься одним делом, другим словом сотрудничать. Для настоящей, крепкой дружбы также важны и другие качества. Выберите, какое качество в друге особо значимо, ценно для каждого из вас?
Верность, преданность.
Непричинение другу зла ни словом, ни делом.
Искренность, честность.
Терпимость.
На одном из уроков мы с вами познакомились с былью Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Каким качеством друга обладал лев? (^ Верность, преданность.)
Примером верности могут служить лебеди. Считается, что если один лебедь в паре погибает, то другой взлетает высоко в небо и камнем падает вниз.
Итак, продолжим знакомиться с качествами настоящего друга. (Далее психолог называет имя ученика, выбравшего такое качество друга, как непричинение другу зла ни словом, ни делом.)
…(имя ученика) же считает, что для дружбы наиболее значимо умение не причинить другу зла ни словом, ни делом. Чтобы лучше понять важность этого качества, представьте себе, что вы обидели друга. Изобразите это, скомкав лист бумаги. (Дети выполняют данное действие.)
Позднее вы поняли, что сделали ему больно и, раскаявшись в своих словах и поступке, попросили у друга прощения. То же самое сделайте и с листочком, старательно разгладив его. (Дети выполняют данное действие.)
- Удалось ли вам сделать листочек таким же гладким, каким он был в самом начале? (Нет.)
- Точно так же и в дружбе: помирились, а след от боли остался. Об этом же рассказывается и в следующей притче. Притча - это маленький рассказ -урок, который обязательно чему-то учит человека. Вот послушайте.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда то потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
^ В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.
В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день. Понял, что проще контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение.
Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах». Никогда они не будут уже такими, как раньше. Когда ты с кем- то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
- Только в одном случае нам нечего бояться обидеть друга, это когда речь идет о том, чтобы высказать ему правду, спокойно, и таким образом доказать ему свою искренность и честность. Лучше понять важность этих качеств нам поможет обыкновенное зеркальце. (На партах у детей лежат маленькие зеркальца.)
- Помните слова из сказки: « Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи»? Зеркало лгать не умеет. Оно говорит о нас искренне. (Дети смотрят на себя в зеркало.)
Действительно, настоящий друг всегда скажет другу правду, если тот в чем-то ошибается или поступает неправильно по отношению к другим.
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала
- Продолжим наш урок… (имя ученика) важнейшим для дружбы качеством посчитал(а) терпимость. Вы узнаете, обладаете ли этим качеством, выполнив следующее задание. Выберите, что вы ответите однокласснику, который сказал о вашем друге следующее: «Он же заика, как ты можешь с ним дружить?»
Да я сам едва терплю, когда он заикается.
Мне так интересно с ним вместе, что я и не замечаю, что он заикается.
- Вы правы, настоящий друг терпим к внешним особенностям и физическим недостаткам.
^ 8. Подведение итогов.
Значимость друга в жизни понимают все. Давайте послушаем отрывок из песенки «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева).
Рассмотрите в рабочих листах рисунки (задание №5.), помогающие вспомнить содержание урока.
Выберите, какая картинка символизирует сотрудничество, укрепляющее дружбу? (Два буйвола, везущие одну телегу.)
Какая из картинок символизирует верность? (Два лебедя.)
Какая из картинок вам напоминает, что нельзя причинять другу зла ни словом, ни делом. (Дырки в заборе.)
О каких качествах настоящего друга напоминает нам зеркало? (Об искренности и честности.).
Какая картинка напоминает нам о том, что надо терпимо относиться к внешним особенностям друга(Человек в инвалидной коляске.)
Спросите у взрослых про их лучших друзей детства. Подготовьтесь рассказать об одном из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одноклассники, сверстники, друзья.
Презентация к уроку по учебнику Боголюбова, Ивановой....
Одноклассники, сверстники, друзья.
конспект урока обществознания в 6 классе....
Одноклассники, сверстники, друзья. Конфликты в межличностных отношениях
Данные материалы содержат презентацию для урока обществознания в 6 классе по темам: "Одноклассники, сверстники, друзья" и "Конфликты в межличностных отношениях"...
конспект урока по обществознанию по теме: Одноклассники, сверстники, друзья.
конспект урока по обществознанию для 6 класса Одноклассники, сверстники, друзья...
Одноклассники, сверстники, друзья
В презентации отражены вопросы: 1. Ты и другие ребята. 2. Слово не воробей. 3. Какой ты друг.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать...
Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»
Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья.
Урок составлен в соответствии с ФГОС....