Борисова Варвара Сергеевна

"Сайт воспитателя коррекционной школы"

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Коррекционная педагогика

Увлечения: декоративно - прикладное творчество

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: город Купино

Место работы: МБОУ Купинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат №2"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/borisova-Varvara-Sergeevna
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов

Жизненные позиции заразительны... А ваша может кого-нибудь увлечь?

Общение с педагогами  оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий!

О себе

23 года работаю воспитателем в Купинской специальной (коррекционной) школе -интернат. Закончила Куйбышевский педагогический колледж и Новосибирский государственный педагогический университет. Имею высшую квалификационную категорию. Работаю по теме самообразования "Формирование нравственных норм у детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья через систему внеклассных мероприятий ". В свободное время занимаюсь декоративно -прикладным творчеством.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Радость воспитания.Как воспитывать детей без наказания." Кэтрин Кволс.

Мой взгляд на мир

«Это невозможно!» — сказала Причина.
«Это безрассудство!» — заметил Опыт.
«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.
«Попробуй…» — шепнула Мечта.

Мои достижения

   В 2018 году получила благодарность от временно исполняющего обязанности Губернатора Носвосибирской области А.А.Травникова

за вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, многолетний добросовстный труд.

   В течение 1 полугодия 2021-2022 учебного года участвовала  и заняла:

-  I место в региональной викторине «Педагогическая шкатулка»,

-  I место во всероссийском конкурсе «Педагогическое мастерство»

- успешно прошла тестирование «Воспитательная работа» на сайте Завуч.ру. 

    В 2020-2021 учебного год прошла курсы повышения по теме:

 - «Осуществление работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС» объёмом 72 часа,

 - «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» объёмом 16 часов,

 - «Современный урок (занятие) для детей с ОВЗ как одна из форм реализации ФГОС» объёмом 108 часов,

 - «Активные методы обучения»,

 - «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях»,

 - «Основы обеспечения информационной безопасности детей»,

 - «Цифровая грамотность педагогического работника».

  На сайте Международного сообщества "Я - Учитель!"   получила сертификат за прохождение диагностики педагогических компетенций «Цифровые компетенции педагога» и «Компетенции современного и успешного учителя».

   Участвовала  и заняла:

- I место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года -2020»,

- I место во Всероссийском конкурсе «Методическая копилка»,

- I место во Всероссийском конкурсе посвящённому Дню космонавтики «Шаг во вселенную».

  Приняла участие в конкурсе социально-значимых проектов «Я хочу! Я могу!» и получила грант на реализацию проекта «Юный парикмахер».       

   

  В течение2019-2020 учебного года участвовала  и заняла:

  - I место во Всероссийском  педагогическом конкурсе для педагогов «Педагогические вопросы»;

  - 1 место в Международном  конкурсе педагогического мастерства «Педагогическое мероприятие»;

  - Мастер-класс «Патриотическое воспитание школьников в условиях современного образования»;

   - заняла I место в Международном конкурсе «Оформление помещений, территории, участка»

   - получила диплом I степени за участие в региональной викторине «Методическая копилка».

  Приняла активное участие:

   - в вебинаре «Общее представление о категориях детей с ОВЗ. Рекомендации по организации образовательной деятельности»;

   - в  районном фестивале педагогических идей.

    В декабре 2019г. прошла курсы по повышению квалификации  "Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства".  

 В 2016 году приняла участие в конкурсе социально-значимых проектов при поддержке Министерства региональной политики НСО, получила денежный грант  и реализовала проект "Радуга детства", направленный на социализацию и интеграцию детей с ОВЗ с среду обычных сверстников.

    В 2017 г. получила диплом I степени за участие в Областном творческом конкурсе "Рождественнский фейерверк" в номинации для педагогов.

    В 2016 г. заняла II место в 23 районном  конкурсе молодёжных и школьных СМИ.

   В 2016 году заняла I место в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

    В 2016 году приняла участие в Областном творческом конкурсе  «Гражданин Вселенной» при поддержке Министерства образования, нуаки и инновационной политики НСО в номинации «Методическая разработка» и получила диплом II степени.

   Серебряная медаль за эффективную практику расширения инструментальной базы педагогического процесса и оригинальную программу «Родничок» духовно-нравственного воспитания и развития, обучающихся во всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим…» 2016год

    В 2014г. Получила благодарность Главы Купинского района за высокие профессиональные достижения, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

   В 2013г. была награждена грамотой  МКУ «Управления образования»  за добросовестный труд, значительные результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.

   В 2010г. была награждена грамотой  МБУ «Управления образования» за добросовестный труд, значительные результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником Днём учителя.Принимала участие в конкурсах педагогического мастерства и декоративно- прикладного творчества:

    Диплом  победителя III степени во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Из методической копилки воспитателя» (родительское собрание)

    - I место в Фестивале творчества педагогов в номинации «Декоративно- прикладное творчество» (нетрадиционные материалы)

    - получила сертификат участника в районном конкурсе антинаркотической направленности «Я выбираю жизнь»;

    - Под моим руководством дети заняли I место в районе и области в конкурсе «Полицейский дядя Стёпа»

Под моим руководством воспитанники участвовали и стали лауреатами в международном фестивале детского творчества «Звёзды нового века»;

стали победителями в VI Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»;

являлись участниками I Международного творческого конкурса «С Днём Победы» в номинации «плакат» в категории «младшие классы»;

получили грамоту за активное участие в областном туре Всероссийского конкурса детского творчества «Зеркало природы» в номинации «Природа и творчество»;

в районном конкурсе рисунков «Моя мама»;

заняли I место в школьном конкурсе  «Осенний серпантин»;

получили место победителя в школьном конкурсе «Мисс Золотая осень»

Моё портфолио

                       Индивидуальный план по самообразованию на2017-2022г.

Борисовой Варвары Сергеевны

воспитателя МБОУ Купинского района С (К) школы-интернат №2.

   

Индивидуальная тема самообразования:

«Формирование нравственных норм у детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья через систему внеклассных мероприятий»

  1 Диагностический этап

Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у детей с ОВЗ старшего школьного возраста.

 

Методы исследования:

 - наблюдение;

- социометрические исследования,

 - беседы;

 - проведение диагностических методик:

    определение уровня нравственной воспитанности:

          - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

           воспитанности;

    определение уровня нравственной мотивации:

          - методика «Диагностика нравственной мотивации» С. Ф. Сироткина

    определение уровня воспитанности:       

          - методика  Н.П. Капустиной для определения уровня воспитанности;

    определение уровня самооценки:

          - методика  Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн;

    определение уровня общественной активности учащихся:

          - методика Е.Н.Степановой «Определение общественной активности учащихся»;

          - методика Л. В. Байбородовой «Акт добровольцев».

 

Проблема: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения- эти особенности характерны детям с нарушением интеллекта.

Изучение литературы по проблеме:

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология - Москва, 2004.- 471с.
  2. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками - Москва, 2007.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.
  4. Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991.
  5. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998.
  6. Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития» - СПб. 2002.
  7.  Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» -М.,2007.
  8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.-213с.
  9. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика  обучения и развития школьников в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. – М.: 1990.
  10. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии -М.,2002.
  11. Немов Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов - Москва, 2000.-691с.
  12. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности- СПб. 2008-169с.
  13. Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001.
  14. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения - Минск, 2006.-190с.
  15. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника - СПб. 2007. -266с.
  16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»-     М.: ВЛАДОС, 1995.
  17.  Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника - Москва, 2003.-382с.
  18. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.
  19. Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка – инвалида правилам поведения. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
  20. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с.
  21. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - Москва, 2001.-257с.

Сроки: первый год работы по теме самообразования.                                       Результат: собеседование с руководителем МО и заместителем директора.

2 Прогностический этап

   Цель работы над темой: выявить эффективность внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта в старшего школьного возраста.

   Задачи: 

- формирование устойчивых нравственных свойств личности обучающегося;

- развитие навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;

- оформирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

 Система мер направленная на решение проблемы:

 -коррекционно-развивающие упражнения, ролевые игры, сюжетные игры, беседы, викторины, беседы-диалоги;

 -инсценировка ситуаций, рассказов;

 -индивидуально-групповые коррекционно-развивающие занятия;

 -классные часы;

- воспитательные занятия, состоящие из бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы;

 -рассказы, разъяснения, этические беседы;

 -целевые прогулки, экскурсии;

 -воспитательные, спортивные мероприятия;

 - трудовые десанты.

Методы и приёмы формирования нравственного сознания:

1.Информационные методы (беседа, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.

2.Практически – действенные методы  (воспитывающие ситуации, ручной труд, декоративно-прикладное творчество). Эти и другие практически-действенные методы применяла в сочетании с различными информационными методами.

3.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

 

Методы и приёмы формирования нравственного поведения:

1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

 - прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

- требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

- требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»;

- требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»;

- показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»;

- контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).

2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

3. Общественно- полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения): поручения, организация конкретной помощи, одобрение со стороны педагога, организация соревнований.

 

 Ожидаемый результат: появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств, формирование воли, характера, отношения к окружающему, активная жизненная позиция.

Сроки:  второй год работы по теме самообразования.

Результат: выступление на педсовете, на заседании МО.

 

 3 Практический этап

 1  Внедрение системы мер направленных на решение проблемы по теме самообразования.

 Формирование методического комплекса по теме самообразования:

   -изучение и использование в коррекционно - развивающей работе средств  

    педагогической диагностики для оценки индивидуальных результатов 

    учащихся;

   -разработка сценариев внеклассных мероприятий, игровых занятий;

   -проведение открытых занятий;

   -накопление дидактического материала по теме самообразования.

Отслеживание промежуточных результатов:

  - участие в благоустройстве школы;

  - проведение совместных праздников и мероприятий с родителями, с детьми  

    из других классов ;

   -подготовка и организация творческих выставок,

   -участие в школьных, городских, районных, областных, всероссийских и 

    международных творческих фестивалях и конкурсах.

   -участие в общешкольных, городских и областных акциях;

   -проведение диагностических методик:

    определение уровня нравственной воспитанности:

          - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

           воспитанности;

    определение уровня нравственной мотивации:

          - методика «Диагностика нравственной мотивации» С. Ф. Сироткина

    определение уровня воспитанности:       

          - методика  Н.П. Капустиной для определения уровня воспитанности;

    определение уровня самооценки:

          - методика  Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн;

    определение уровня общественной активности учащихся:

          - методика Е.Н.Степановой «Определение общественной активности учащихся»;

          - методика Л. В. Байбородовой «Акт добровольцев».

   

Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в  личности школьника. Повышение  уровня воспитанности детей.

Результат: открытое мероприятие. Выступление на заседании МО.

Сроки:  второй, третий, четвёртый  год работы по теме самообразования.

 

4 Обобщающий этап

 Проведение диагностических методик:

    -проведение диагностических методик:

    определение уровня нравственной воспитанности:

          - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной  

           воспитанности;

    определение уровня нравственной мотивации:

          - методика «Диагностика нравственной мотивации» С. Ф. Сироткина

    определение уровня воспитанности:       

          - методика  Н.П. Капустиной для определения уровня воспитанности;

    определение уровня самооценки:

          - методика  Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн;

    определение уровня общественной активности учащихся:

          - методика Е.Н.Степановой «Определение общественной активности учащихся»;

          - методика Л. В. Байбородовой «Акт добровольцев».

    изучение проявлений отзывчивости у детей в семье:

       - методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»        

          Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»-    

          М.: ВЛАДОС, 1995.

 

 

 Оформление результатов работы по теме самообразования

   написание творческой работы по теме самообразования,

   составление таблиц, диаграмм по результатам  проведённых исследований.

 Представление материалов наработанных по теме самообразования:

   проведение открытых занятий, участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, выступление на МО, педсоветах, создание персонального сайта, размещение электронного портфолио и публикация статей в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сроки: четвёртый, пятый  год  работы по теме.

 

5 Внедренческий этап работы по теме самообразования

   Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

   Обмен наработками и новыми технологиями.

   Распространение педагогического опыта: написание рефератов,

создание индивидуально творческих проектов, публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов.

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Коррекционная педагогика
Материалы для родителей
Материалы к аттестации
Основы безопасности жизнедеятельности
Сценарии праздников
Театральное искусство
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: