Проект "Мама-первое слово"
проект (6 класс)
Методическая разработка проекта по внеклассной работе ко Дню Матери для обучающихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_6v_klassa_mama-pervoe_slovo.docx | 523.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
_______________________________________________________________
Коллективный проект
Мама – первое слово
Выполнили учащиеся 6 «В» класса
Руководитель проекта:
Смирнова Елена Илларионовна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2019
Оглавление
Введение 2
Заключение 16
Список литературы и информационных источников 17
Приложение 18
Введение
Первый человек, которого мы любим в жизни, - конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты, писатели, художники и музыканты обращались в своем творчестве к этой теме. Одни – трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие – с юмором вспоминая детские проделки. Но во всех этих произведениях есть общее настроение: мама - это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов – слово «мама». Слово, которое ребенок говорит чаще всего, - это слово «мама». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнется, - это тоже слово «мама». Потому что это слово несет в себе тепло – тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека?
В последнее воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Готовясь к этому празднику, стали задавать себе вопросы: Многие ли из нас говорят теплые слова своим мамам? И как часто мы их говорим? А всегда ли мы можем попросить прощение у мамы? Замечаем ли мы у мамы в глазах вдруг появившуюся грусть, тревогу? А как часто мы помогаем маме по дому? Больше радуем или огорчаем самого близкого человека? Вообще, легко ли быть матерью? И сами себе ответили: «Нет». Труд мамы - самый ответственный труд. Ведь мама отвечает не только за физическое состояние своего ребенка, но и за его душу.
Цель проекта
Духовно – нравственное воспитание всех участников проекта, воспитание доброго и уважительного отношения к матери.
Задачи
- Изучить историю и традиции празднования Дня матери в разных странах
- Рассмотреть образ Матери в живописи и музыке
- Познакомиться с поэтическими произведениями о маме
- Воспитывать уважительное отношение к матери
- Развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу
- Содействовать сплочению классного коллектива
Гипотеза
Реализовав проект «Мама – первое слово», обучающиеся осознают важность уважительного отношения к своей маме и любви к ней.
Актуальность проекта.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи и матери в жизни каждого человека, об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них. В процессе совместной работы мы хотели помочь нашим ребятам осознать главные ценности жизни. Предлагая родителям совместный проект, мы способствуем возможности выстроить доверительные взаимоотношения матери с ребенком на основе сотрудничества в творчестве.
Продукт проекта:
Устный журнал для основной школы (5-6 классы)
План:
- Установить наличие имеющихся ресурсов (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
- Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
- Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
- Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
- Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект
2.Планирование деятельности по реализации проекта (планирующе -подготовительный)
3.Осуществление деятельности по решению проблемы и структурирование информации.
4. Оформление и презентация результатов.
Сроки проведения: сентябрь 2019 - февраль 2020 года.
Консультанты и помощники:
- заместитель директора по воспитательной работе Пескова Татьяна Геннадьевна
- классный руководитель Смирнова Елена Илларионовна,
- художественный руководитель Литвина Наталья Юрьевна
- педагог-организатор Воронова Наталья Александровна
- звукорежиссёр Ложкин Сергей Сергеевич
- родители 6 «В» класса
В ходе подготовки проекта были проведена работа с разными источниками информации: справочной и художественной литературой, с интернет ресурсами.
Содержание
Название проекта
Название этапа | Цель, задачи, сроки | Содержание деятельности учащихся |
1.Погружение в проект (мотивационный) | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности Задачи: определение проблемы, темы и целей, создание групп учащихся для работы над проектом Сентябрь 2019 г. | Обсуждение темы проекта, актуальности, цели, задачи, продукта с учителем. Получение дополнительной информации. Определение своих потребностей. Деление на группы, определение подтем и аргументация своего выбора. |
Результаты, выводы
В ходе погружения в проект мы:
- узнали историю создания и празднования Дня матери в разных странах;
- познакомились с картинами русских и зарубежных художников, изображающих образ Матери;
- прочитали и выучили наизусть стихотворения поэтов о маме;
- изучили и исполнили песни, посвященные маме;
- написали сочинения «Мама - первое слово»;
- приняли участие в общешкольном флешмобе «Мама, я тебя люблю!»
- активно участвовали в съемках видеоролика «Мама- это…»
- разработали буклет проекта;
- подготовили устный журнал «Мама- первое слово» для 5-6 кл.
Для реализации проекта мы разделились на группы:
1 группа: Ульянова Полина, Шубенок Екатерина, Потапов Артемий.
2 группа: Балашова Алена, Павелионес Константин, Исакова Эвелина, Орлов Тимофей, Дунаева Дарья.
3 группа: Платонов Иван, Макаганюк Анастасия, Шехмаметьева Дарина.
4 группа: Козлова Вероника, Туманов Михаил.
5 группа: Кузнецова Елизавета, Куклина Лия.
6 группа: Капитонова Татьяна, Шубенок Екатерина.
Название этапа | Цель, задачи, сроки | Содержание деятельности учащихся |
2.Планирова- ние деятельности по реализации проекта. (планирующе-подготови- тельный) | Цель: разработка проекта Задачи: определение источников информации, способов сбора информации, презентации результатов проекта, сроков презентации. Октябрь 2019 г. | Распределение ролей в группе и составление плана для подробного изучения выбранной подтемы. Осуществление поиска, сбора, систематизации информации. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов в группах. Подбор продукта коллективной деятельности. |
Результаты, выводы
Мы выяснили, что День матери издавна отмечается во многих странах мира и уходит своими корнями в глубину веков. Еще древние греки, римляне кельты поклонялись матери всех богов.
Оказывается, в 17-19-х веках в Великобритании праздновали Материнское воскресенье, в этот день работникам предоставляли день отдыха, чтобы они могли навестить своих матерей и провести с ними этот день.
Мы узнали, что одной из основательниц Дня матери считается американка Джулия Уорд Хоу, а американская учительница Энн Джарвис в Западной Вирджинии организовала торжественную церемонию в память о своей скончавшейся матери.
В 20-м веке День матери праздновался в Америке, Мексике, Канаде, Китае, Японии, Южной Америке и Африке. 12 декабря 1912 года была создана Международная ассоциация Дня матери.
В 1914 году президент США Вудро Вилсон узаконил национальный праздник День матери.
Второе воскресенье мая является также Днем матери в таких странах, как Германия и Швейцария.
День Матери отмечается в Грузии с 1991 года, это теплый семейный праздник.
В Эстонии и Финляндии в этот день вывешиваются государственные флаги с 1992 года. В этот день мама из эстонской семьи чувствует себя настоящей королевой. Утром в День Матери все домочадцы просыпаются очень рано и готовят для мамы праздничный завтрак из ее любимых блюд.
Инициатива создания праздника Дня матери в Российской Федерации исходила от Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. С предложением учредить День матери выступила председатель Комитета — Алевтина Викторовна Апарина. Приказ об учреждении в России Дня матери был подписан 30 января 1998 года Президентом Борисом Николаевичем Ельциным. Дата празднования была назначена на последнее воскресенье ноября.
В ходе знакомства с картинами русских и зарубежных художников мы поняли, что образ Владимирской Божией Матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Она была создана во второй половине XII века. Эту икону называют “древнейшей песнью материнства”, ведь икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю Санти в 16 веке году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Художник изобразил Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, соединив черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.
На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена Богоматерь, идущая прямо вперёд с младенцем на руках.
Художнику удалось создать такую картину, которую зритель воспринимает как естественную: глаза Богоматери проникнуты печалью, но в них в то же время выражена любовь к своему сыну.
На картине А.Г.Венецианов «На пашне. Весна» движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Младенец на первом плане воспринимается символом материнства и плодородия.
В центре картины французского живописца Пьера Огюста Ренуара видим мадам Шарпантье, но наибольшее очарование на картине вызывают двое маленьких Шарпантье. Мальчик Поль с длинными белокурыми вьющимися волосами смотрит на свою старшую сестру Жоржетту. Дети похожи друг на друга, прелестны и чисты.
Тему материнства мы увидели в творчестве художника К. С. Петрова-Водкина. На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда. Это простая петроградская работница, но её главная забота – это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Смысл изображения состоял в том, что образ Родины -матери зовет своих сыновей встать на защиту родной земли.
Картину «Мать партизана» художник Сергей Герасимов писал семь лет. Он хотел в образе простой крестьянки — матери партизана, показать всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей. Мать своим телом словно защищает Отчизну, за которую гибнут её дети.
На картине Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка» видны отношения между людьми, в особенности внутрисемейные.
Ученик снова принёс из школы двойку. В портфеле вместе с тетрадями и учебниками у него – коньки: видно не очень – то старался он над уроками. На катке ему куда интереснее, чем в классе. Мать глядит на него печально, старшая сестра смотрит строго, младшему братишке смешно. Только собака ласкается к своему любимцу. А главному виновнику истории стыдно: только вчера дал слово – на тебе… Знакомая ситуация…
Современная российская художница из Благовещенска отображает детское восприятие матери. «Когда становишься матерью, то начинаешь ценить очень простые вещи», — говорит Анна Тюрина. Ее мамы сидят на лавочке, гуляют с коляской или купают ребенка. Они делают то, что любая из матерей совершает каждый день, и пребывают в гармоничном состоянии духа.
Узнали о том, что композитор Петр Ильич Чайковский посвятил своей матери романс «Мой гений, мой ангел, мой друг» и оживил светлые воспоминания о ней в пьесе «Мама» «Детского альбома».
Для изучения подтем в группах составили план:
- Теоретическая часть.
- Особенности данной темы.
- Представление изученного в виде презентации или иллюстрированного рассказа.
- Список литературы и информационных источников.
- Решили создать коллективный продукт устный журнал для учеников основной школы (5-6 классы).
Название этапа | Цель, задачи, сроки | Содержание деятельности учащихся |
3.Осуществление деятельности по решению проблемы и структурирова- ние информации | Цель – разработка проекта. Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам проекта. Ноябрь 2019 г. | Выполнение запланированных действий самостоятельно и в группе. Осуществление отбора и анализа собранного материала по плану. Представление результатов. Выполнение работы по созданию устного журнала (разработка сценария, распределение ролей, репетиции выступлений). Обсуждение промежуточных результатов в группах. |
Результаты, выводы.
Каждая группа, изучая выбранную подтему, придерживалась разработанного плана. Особенно интересны были представления результатов.
Например,1группа предоставила теоретический материал об истории празднования Дня матери в разных странах. Отсюда мы узнали, когда появился данный праздник, и как его отмечали в разное время и в разных странах.
2 группа представила презентацию, сопровождаемую устным рассказом о том, какие художники создавали картины с образами Матери.
3 группа писала сочинения «Мама- первое слово».
4 группа проявила свои артистические способности в подготовке устного журнала.
В результате этого мы все без исключения приняли участие в подготовке коллективного проекта.
Для подготовки устного журнала все группы объединились и вместе придумали сценарий выступления. Решено было создать буклет по теме проекта и пригласить мам всех ребят нашего класса на представление продукта. Для создания устного журнала был придуман сценарий, распределены роли.
Название этапа, | Цель, задачи, сроки | Содержание деятельности учащихся |
4.Оформление и презентация результатов | Цель: представление результатов. Задачи: презентация проекта. Январь-февраль 2020 г. | Оформление проекта для презентации. Изготовление продукта: странички устного журнала.
Оформление материалов в портфолио. Защита проекта. |
Результаты, выводы
Было принято решение выбирать форму для презентации проекта - устный журнал для учеников 5-6 классов основной школы. В разработке сценария, на репетициях активное участие принимали ребята нашего класса, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, художественный руководитель, педагог – организатор, звукорежиссёр, наши родители.
В результате мы создали устный журнал, в котором получились следующие странички:
- «Историческая»
- «Художественная»
- «Поэтическая»
- «Театральная»
- «Музыкальная»
- «Танцевальная»
- «Творческая»
- «Я и моя мама»
Мы принимали участи в съемках видеоролика «Мама - это…», где рассказывали о том, что значит мама, чем ребята могут ее обидеть или порадовать.
Всем классом приняли участие в общешкольном флешмобе «Мама, я тебя люблю!»
Вместе с родителями разработали буклет нашего проекта и презентацию «Я и моя мама».
4 декабря состоялась презентация проекта .
Название этапа, | Цель, задачи, сроки | Содержание деятельности учащихся |
5. Подведение итогов, выступление в детских аудиториях | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта. Февраль - март 2020 г. | Участие в коллективном анализе проекта, оценке своей роли в выполнении проекта. Выяснение причин успехов, неудач. Представление проектной работы на учебно-практической конференции «Александринские чтения». |
Результаты, выводы
После презентации проекта в классе прошло коллективное обсуждение его результатов. В целом класс остался доволен работой. Каждый сформулировал свои личные достижения в работе над проектом.
Описание продукта, полученного в ходе реализации проекта
Устный журнал «Мама- первое слово»
1. Вначале ребята определили темы и отправились искать материал. | 1. День матери: история и традиции празднования в разных странах 2. Образ матери в живописи и музыке 3. Стихи о маме. 4. Песни о маме. 5. Пословицы и поговорки о маме. 6. Высказывания о маме писателей. |
2. Потом разделились на группы, обсуждали изученную информацию | 1 группа: Ульянова Полина, Шубенок Екатерина, Потапов Артемий. 2 группа: Балашова Алена, Павелионес Константин, Исакова Эвелина, Орлов Тимофей, Дунаева Дарья. 3 группа: Платонов Иван, Макаганюк Анастасия, Шехмаматьева Дарина. 4 группа: Козлова Вероника, Туманов Михаил. 5 группа: Кузнецова Елизавета, Куклина Лия. 6 группа: Капитонова Татьяна, Шубенок Екатерина 7 группа: весь класс |
3. Первая страничка «Историческая». Ребята рассказали о том, когда возник День матери и какие существуют традиции празднования этого дня в разных странах. | |
4. Вторая страница – «Художественная» , в которой говорили о том, кто из художников обращался к Образу Матери и какие чувства писал с помощью красок . |
|
5. Третья страничка «Поэтическая». Мы познакомились с разными стихотворениями о маме. Но решено было читать только стихотворение «Я маму мою обидел», чтобы ребята, услышав его, поняли, что обижать маму не надо. | |
6. Четвертая страничка «Театральная». Попробовали себя в роли актеров: как сын помогал маме в сценке «Помощник». |
|
7. Пятая страничка «Музыкальная». Слово «мама» звучит на всех языках одинаково. И как доказательство тому – песня на украинском языке «Плакала». | |
| |
| |
А еще мы решили исполнить всем классом песню для наших мам | |
| |
| |
| |
| |
|
Заключение
Таким образом, мы познакомились с историей праздника День матери, когда, где и как он появился в древности, узнали, как отмечают этот праздник в наши дни в разных странах.
А еще у нас получился видеоролик о том, что значит для некоторых из нам мама, чем мы можем ее огорчить или порадовать.
Проект позволил нам продолжить обучение по планированию своей деятельности, поиску, отбору, анализу материала.
Мы учились оформлять свою работу, применяя современные информационные технологии. В ходе устного журнала смогли показать свои артистические умения, учились уверенно держать себя на сцене во время выступления.
В ходе работы мы старались развивать свои творческие и интеллектуальные способности, этому способствовали теоретические и практические занятия. В ходе работы мы смогли проявить свои организаторские способности, формировали умение работать в группе, коллективе, владеть культурой общения.
Таким образом, выполнив данный проект, мы узнали много нового и интересного, поделились своими знаниями с пятиклассниками и шестиклассниками. Надеемся, что теперь они будут больше заботиться и проявлять любовь к своим мамам.
Список литературы и информационных источников:
https://malyshlandiya.ru/obychenie-detei/literature/stikhi/stikhi-pro-mamu/stikhi-russkikh-klassikov-o-mame/
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....