Рабочая программа вокального кружка
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Занятия проводятся 2 часа в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблвого пения, для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Тематический план
№ | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины | Введение. Ладовое многообразие | 5 |
2 | Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика. | ||
3 | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. | ||
4 | Типы голосов. Типы дыхания. | ||
5 | Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Урок слушания и анализа | ||
6 | Раздел 2 Вокальная работа.
| Формирование певческих навыков. Роль распевки | 15 |
7 | Певческая установка | ||
8 | Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. | ||
9 | Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. | ||
10 | Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. | ||
11 | Дыхания | ||
12 | Единство художественного образа и исполнительства | ||
13 | Работа над тембровой окраской | ||
14 | Звуковедение. Развитие чувства ритма. | ||
15 | Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами | ||
16 | Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. | ||
17 | Пение фальцетом. | ||
18 | Пение речитативом. Дикция | ||
19 | Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. | ||
20 | Работа над музыкальным и сценическим образом. | ||
21 | Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки | Жанровое разнообразие музыки. Роль песни в переломные моменты истории. | 5 |
22 | Песня в жизни человека. История гимнов России. | ||
23 | Песня на войне. Бардовская песня. | ||
24 | Современная музыка – что это? Вокальные жанры в музыке | ||
255 | Творчество современных композиторов-песенников Народное музыкальное творчество | ||
26 | Раздел 4 Работа с солистами | Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 7 |
27 | |||
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. | |||
28 | |||
Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. | |||
29 | |||
Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. | |||
30 | |||
Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. | |||
31 | Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. | ||
32 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. | ||
33 | Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа | Беседа о гигиене певческого голоса Народное творчество | 2 |
34 | Работа исполнителя-вокалиста Урок-концерт | ||
36 | Раздел 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | Пение в ансамбле. | 8 |
37 | Пение двухголосия, трехголосия с аккомпанементом. Пение двухголосных, трехголосных песен без сопровождения. | 8 | |
38 | Сценическая культура. Работа с фонограммой | 3 | |
Итог: 53 часа | |||
Содержание программы
№ | Название раздела, темы | Содержание темы | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | Дата по плану | Дата фактически |
Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины.(5 часов) | |||||||
1 | Введение. . Ладовое многообразие | Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов. Понятие лад. Его значение в музыке. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Урок-путешествие | Фонограммы детских песен Примеры мажорных и минорных произведений | ||
2 | Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика. | Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок | Комбинированный урок. | Беседа | Запись произведений с различными темпами. Запись произведений с яркими динамическими оттенками | ||
3 | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. | Понятие жанр, песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание. Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке. Слушание | Комбинированный урок. . | Беседа | Запись танцевальной, маршевой и песенной музыки Записи. 1,2,3частные музыкальные произведения | ||
4 | Типы голосов. Типы дыхания. | Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных произведений. Анализ- определение типа голоса Дыхание. Дыхательная гимнастика. Вокальная работа | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Вокальные произведения Фонограммы ансамблевых песен | ||
5 | Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Урок слушания и анализа | Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Песни в ансамблевом исполнении. Произведения для интонационного анализа | ||
Раздел 2 Вокальная работа. (15 часов) | |||||||
6 | Формирование певческих навыков. Роль распевки | Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Нотные записи вокальных упражнений для работы. | ||
7 | Певческая установка | Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Схема постановки корпуса и головы вокалиста. Правила пения | ||
8 | Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. | Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха | ||
9 | Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. | Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха | ||
10 | Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. | Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Нотные записи вокальных упражнений для работы над артикуляцией | ||
11 | Дыхания | Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика. | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Нотные записи вокальных упражнений для развития дыхания | ||
12 | Единство художественного образа и исполнительства | Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Запись «+» и «-» для сольного исполнения | ||
13 | Работа над тембровой окраской | Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Запись «+» и «-» для сольного исполнения | ||
14 | Звуковедение. Развитие чувства ритма. | Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Запись «+» и «-» для сольного исполнения | ||
15 | Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами | Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Запись «+» и «-» для сольного исполнения | ||
16 | Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. | Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Запись «+» и «-» для сольного исполнения | ||
17 | Пение фальцетом. | Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | |||
18 | Пение речитативом. Дикция | Ритмические особенности сольного произведения | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | |||
19 | Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. | Понятие придыхательного пения. Практическая отработка. | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | |||
20 | Работа над музыкальным и сценическим образом. | Работа с микрофоном. Сольное исполнениё номера. | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Запись «+» и «-» для сольного исполнения | ||
Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (5 часов) | |||||||
21 | Жанровое разнообразие музыки. Роль песни в переломные моменты истории. | Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях. Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Беседа | Запись различных музыкальных жанров Примеры революционных песен | ||
22 | Песня в жизни человека. История гимнов России. | Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему? | Урок изучения и закрепления новых знаний. . | Беседа | Запись гимнов |
| |
23 | Песня на войне. Бардовская песня. | Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней. Знакомство с творчеством композиторов бардов: Визбор, Высоцкий, Окуджава… | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Беседа | Военные песни. Бардовская песня | ||
24 | Современная музыка – что это? Вокальные жанры в музыке | Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке Знакомство с жанром романса, баллады, оперетты, арии. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Беседа | Образцы современной музыки Баллада, романс, оперетта, ария | ||
25 | Творчество современных композиторов-песенников Народное музыкальное творчество | Творческий путь Владимира Шаинского. Особенности народной музыки. Знакомство с фольклором Кировской области | Урок изучения и закрепления новых знаний. . | Беседа | Песни Шаинского Запись фольклорных произведений | ||
Раздел 4 Работа с солистами (7 часов) | |||||||
26 | Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | Выбор музыкального произведения для сольного исполнения. Разучивание сольных произведений. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Примеры сольных произведений. Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста | ||
27 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. | Понятие манера исполнения. Вокальная работа Пение под минус 1. вокальная работа | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста | ||
28 | Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. | Разучивание распевок и муз произведений для расширения диапазона голоса Знакомство с длительностями нот. Пение по нотам | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста | ||
29 | Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. | Работа над артикуляцией. Вокальная работа Анализ возможностей голоса солиста. | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста | ||
30 | Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. | Разучивание сольных произведений. Понятие импровизация Работа над сценическим образом вокалиста | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста | ||
31 | Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. | Работа над сценическим образом вокалиста | Комбинированный урок. | Занятие-постановка, репетиция | Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста | ||
32 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. | Творчество | Комбинированный урок. | Беседа | Записи вокальных произведений великих певцов современности и прошлого | ||
Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа (2часа) | |||||||
33 | Беседа о гигиене певческого голоса Народное творчество | Как беречь свой голосовой аппарат при простудных заболеваниях. Особенности народной манеры исполнения. Слушание фольклорных произведений | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Беседа | Народные песни | ||
34 | Работа исполнителя-вокалиста Урок-концерт | Закрепление изученного. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Записи разученных песен | ||
Раздел 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (34 часа) | |||||||
35-42 | Пение в ансамбле. | Пение в ансамбле. Особенности ансамблевого пения. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей | Комбинированный урок | Практические занятия. | Народные песни. Разучивание современных песен. | ||
43-50 | Пение двухголосия, трехголосия с аккомпанементом. Пение двухголосных, трехголосных песен без сопровождения | Формирование навыков многоголосного пения. Пение в ансамбле с аккомпанементом и a capella. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Беседа. Практические занятия. | Народные песни. Разучивание современных песен. | ||
51-53 | Сценическая культура. Работа с фонограммой. . | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | Комбинированный урок. | Практическое занятие. | Разучивание песен. Пение под фонограмму. |
Список литературы
1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005г
3. В.В Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз Художников»2003 год
4. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.:ВАКО 2008г (Мастерская учителя)
5. Музыка для преподавателей, воспитателей, кл. руководителей 1-7 классов/ сост В. В Фадин. Волгоград: Учитель 2005
6. Самоучитель по пению ; перевод с английского/ Линда Маркуорт.- МАСТ Артель 2008
7. Мир вокального искусства : программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. Сост Г.А Суязова- Волгоград: Учитель, 2009г
8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина- М.: Глобус 2007
9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль; Академия развития, 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа вокального кружка "Алые погоны"
Программа предназначена для работы в кадетских классах....
Рабочая программа вокального кружка "Развитие и сохранение певческого голоса " для 5-7 классов
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой Министерства общего и профессионального образования РФ. Сост. В.В.Масленникова и программы для внешкольных учреждений и образовательных ш...
рабочая программа вокального кружка
Программа составлена в соответствии с ФГОС и рассчитана на 3 года....
Рабочая программа вокального кружка
Рабочая программа вокального кружка на 2015-2016 у.г....
рабочая программа вокального кружка Школьные годы
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения....
Рабочая программа вокального кружка (внеурочная деятельность).
Программа внеурочной деятельности по музыке будет интересна учителям музыки и начальных классов. Занятия вокального кружка во 2 классе связаны тематически с программой по музыке....
Рабочая программа вокального кружка
Рабочая программа вокального кружка....