рабочая программа вокального кружка Школьные годы
рабочая программа на тему
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ansamblya_shkolnye_gody.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
«Школьные годы»
Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.
Программа ориентирована на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей деятельность.
В основу обучения положен синтез трех начал:
- игровой метод обучения
- эмоционально- насыщенное общение
- предметно-творческая деятельность (создание художественного образа).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Срок реализации 3 года.
Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни.
Основные задачи:
- Формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.)
- Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения классической, народной, современной отечественной и зарубежной, эстрадной и джазовой вокальной музыки.
- Обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата, знакомство детей с образцами мировой вокальной музыки).
- Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)
- Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы.
- Организация творческой деятельности, самообразования.
- Развитие пластической выразительности.
- Развитие чувства ритма и координации движений.
- Создание базы для творческого мышления детей.
- Развитие их активности и самостоятельности обучения.
- Формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
- Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а так, же совершенствованию здоровья детей.
- Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
- Развитие и совершенствование тонкой артикуляционной моторики и четких кинестетических движений.
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учеников осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена учеников проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
- МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
- Особенности программы
- Ориентация на сформированную мотивацию детей заниматься вокалом.
- Принцип построения учебного процесса предусматривает проведение конкурсного отбора и работу с детьми, обладающими высокими музыкальными и вокальными способностями.
- Программа включает в себя 3 уровня обучения: подготовительный, начальный, углубленный..
- Программа учитывает индивидуальные возможности детей и позволяет прокладывать индивидуальную трассу ее прохождения.
- Преобладающими методами обучения являются индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий сохранить и развить его собственные голосовые особенности (тембр, манера звукоизвлечения, подачи музыкального материала)
- Программа помогает ребенку научиться управлять собой, добиться выразительной пластики жестов и интонации.
- Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции.
Содержание программы, репертуарный план.
1 - 4 классы
- Знакомство с голосовым аппаратом, работа над дыханием, дикцией, развитие слуха, интонации, диапазона.
- Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением.
- Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Развитие чувства ритма и координации движений.
- Калейдоскоп – Л. Скрягина
- Эльфы - А. Ципляускас
- Три Желания А. Ермолов
- Росиночка – Россия Е. Зарицкая
- Русские сапожки Рус.нар.песня
- Песенка пиратки В. Тюлькапов
- Белоснежка А. Ципляускас
- Мама мамонтенка Шаинский
- Заводная обезьянка А.Ципляускас
- Круглая песня из. реп. Непоседы
- Ручеёк журчалочка А. Ермолов
- Раз ладошка Е. Зарицкая
- Песенка на хрустальной лесенке О. Полякова
- Котенок мурлыка О. Полякова
- Рыжее чудо В. Тюльканов
- Ябеда Р. Васильев
- Нон стоп К. Ситник
- Стану звездой А. Ермолов
- Крутой Ф. Клибанов
- Потолок ледяной Э. Ханок
- Осторожно добрая собака А. Ермолов
- Не отнимайте солнце у детей Е. Лучников
- Детская дружба В. Тюльканов
- Барбарики Любаша
- Журавлик О. Полякова
- Веночек Укр.нар.песня
- Лебеди А. Ципляускас
- Осени не будет Я. Старикова
- Россия С. Шумова
- Старинный дом А. Ципляускас
- Выше солнца К. Ситник
- Карнавальная В. Сажин
- Зимний вечер И. Манкееев
- Тили-тесто А. Ципляускас
- Отчий дом Ю. Вержиников
- Яблонька И. Манкееев
5-8класс
- Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции.
- Чистое интонирование, воспроизведение джазового ритма, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции.
- Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата) выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Углубленный подход к навыкам сценического движения.
- Веселая песенка укр.нар.песня
- Я взрослая О. Полякова
- Брусничный гном А. Видова
- Алые паруса А. Ермолов
- Счастливого пути Ю. Верижников
- Снег А. Ципляускас
- Приметы весны А. Стариков
- Иван да Марья Д. Базин
- Секрет В. Тюльканов
- Бабушка В. Тюльканов
- Солнышко зернышко Т. Шилова
- Ветераны И. Манкеев
- Загадай желание из реп. Магомаев
- Истина (Вам и не снилось)
- Баллада о трех сыновьях Т. Шилова
- Стала звездой И. Тришина
- Старый рояль Минков М.
- Гармошечка В. Сажин
- Мелодия дождя В. Сажин
- Мама В. Началов
- Здравствуй это я Ю. Савичева
- Потанцуем-пошалим В. Началов
- Пилигрим В. Сажин
- Песенка о медведях А. Зацепин
- Черный кот Саульский Ю.
- Хорошо Ю. Верижников
- Учитель В. Началов"
- Мама С. Лазарева
- Я пою И. Манкеев
- Ветер весны М. Хлебников
9-11 класс
- Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата) выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Работа в ансамбле.
- Работа над сценической свободой, звуковедением, развитие индивидуальной манеры исполнения, Работа в ансамбле, проявление культуры работы на сцене. Закрепление пройденного материала.
- Прости меня дедушка С. Сухомлин
- Птицы А. Исаев
- Осенний блюз В. Сажин
- Улетай И. Дорофеева
- Россия Ю. Верижников
- Музыка звучит А. Ермолов
- Я вернусь А. Гренечко
- Письмо А. Смехов
- Ветер перемен М. Дунаевский
- Дин – дон Е. Шарова
- Остров белых птиц Ю. Верижников
- Воздушные шары
- Рождение звезд А. Ермолов
- Танец под дождем Е. Зарицкая
- Нарисую лето В. Ударцев
- Буду ждать В. Ударцев
Учебно-тематический план.
Первый год обучения:
№ п/п | Тема | Кол- час | Груп. занятия | Инд занятия |
Т П | ||||
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом, Использование певческих навыков. | 10 | 3 / 7 | |
2 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. | 15 | 3 / 6 | 6 |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 20 | 4 / 10 | 6 |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 25 | 4 / 11 | 10 |
5 | Сценическая хореография. | 15 | 2 / 8 | 5 |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 20 | 2 / 10 | 8 |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 39 | 6 / 20 | 13 |
В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Второй год обучения:
№ п/п | Тема | Кол. час | Групп. занятия | Инд. занятия |
Т П | ||||
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом, Использование певческих навыков. | 10 | 2 / 5 | 3 |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 15 | 2 / 3 | 10 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. | 15 | 2 / 8 | 5 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 10 | 2 / 4 | 4 |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 10 | 2 / 5 | 3 |
6 | Сценическая хореография. | 10 | 2 / 5 | 3 |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 | 2 / 15 | 13 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 44 | 5 / 28 | 11 |
В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Третий год обучения:
№ п/п | Тема | Кол. часов | Групп. занятия | Инд. занятия |
Т П | ||||
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. | 10 | 2 / 5 | 3 |
2 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. | 20 | 4 / 10 | 6 |
3 | Знакомство с произведениями. Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. | 20 | 2 / 10 | 8 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 15 | 2 / 10 | 3 |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 15 | 2 / 5 | 8 |
6 | Сценическая хореография. | 10 | 2 / 5 | 3 |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 20 | 2 / 5 | 3 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 34 | 4 / 15 | 15 |
В году – 36 недели 4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Ожидаемый результат
- чистое интонирование, воспроизведение джазового ритма;
- навыки несложной импровизации,
- умение раскрепощено двигаться по сцене; проявление культуры работы на сцене;
- хорошие вокально-техническими данные;
- знание основ физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы гигиены голоса;
- умение работать на сцене сольно или в ансамбле.
Итогом обучения по программе является;
- активное участие воспитанников в концертной деятельности,
- участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе республиканского и российского.
Первый год обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение, «а капелла» в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы;
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Список литературы
- Анна Симеонова «Учимся петь»
- А. Н. Стрельниковой Дыхательная гимнастика
- В.Емельянов Вокальные упражнения
- В.Емельянов Развитие голоса.
- В. Коробко «Школа вокала»
- Е. Белоброва Техника вокала - развитие голоса
- Крупа-Шушарина С.В. Яворовская И.А. «Сборник песен для детей и юношества»
- Левина Е.А. Вокальные упражнения
- Л.А Марченко «Лучшие детские песни о разном»
- Обухова Е.Э. «С любовью к России: Пособие для музыкального руководителя»
- Техника дыхания железной рубашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа вокального кружка "Алые погоны"
Программа предназначена для работы в кадетских классах....
Рабочая программа вокального кружка "Развитие и сохранение певческого голоса " для 5-7 классов
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой Министерства общего и профессионального образования РФ. Сост. В.В.Масленникова и программы для внешкольных учреждений и образовательных ш...
рабочая программа вокального кружка
Программа составлена в соответствии с ФГОС и рассчитана на 3 года....
Рабочая программа вокального кружка
Рабочая программа вокального кружка на 2015-2016 у.г....
Рабочая программа вокального кружка (внеурочная деятельность).
Программа внеурочной деятельности по музыке будет интересна учителям музыки и начальных классов. Занятия вокального кружка во 2 классе связаны тематически с программой по музыке....
Программа вокального ансамбля "ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ"
Дополнительная общеразвивающая программа вокального объединения...
Рабочая программа вокального кружка на 4 года
Рабочая программа на 4 года по вокальному мастерству...