Рабочая программа ОСНОВЫ 3D - МОДЕЛИРОВАНИЯ
рабочая программа (8 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы 3D - моделирования»
Направленность: инженерная
Возраст учащихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 1 год (35 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3d-modelirovanie.docx | 300.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза
К.С. Заслонова»
«Принята» На заседании педагогического совета Протокол № ____ от ________ 2021г | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №131 _________________И.С. Теплякова Приказ № _____ от ________ 2021г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ 3D - МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Направленность: инженерная
Возраст учащихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 1 год (35 часов)
Автор-составитель:
Коротина Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Карталы
2021/2022 год
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Сроки реализации программы | 4 |
3. | Уровень освоения программы | 4 |
4. | Цель программы | 4 |
5. | Задачи программы | 5 |
6. | Категория обучающихся | 5 |
7. | Формы организации образовательной деятельности | 6 |
8. | Режим занятий | 6 |
9. | Планируемые результаты | 6-8 |
10. | Календарный учебный график | 9 |
11. | Учебный план | 9 |
12. | Содержание учебного плана | 10 |
13. | Формы контроля | 10 |
14. | Оценочные материалы | 11-13 |
15. | Методические материалы | 14 |
16 | Материально-технические условия реализации программы | 15 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы 3Д-моделирования» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года);
При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программа) учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определённые способности к 3D моделированию, на формирование у обучающихся ряда компетенций: информационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых необходимых для дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной сфере информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта при работе в графических средах. Данная программа представляет собой дополнительную, общеобразовательную программу инженерной направленности и предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 7-8 классов основной школы, ориентированных на проявление интересов и склонностей в области информатики, математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В курсе решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью специализированного редактора трехмерной графики SketchUp.
Планируемые данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов. Программа является модульной и состоит из 8 модулей. Каждый из модулей предусматривает организацию определённого вида внеурочной деятельности подростков и направлен на решение определенных задач. Преобладающей формой текущего контроля выступает самостоятельные практические работы в виде проектов.
Актуальность курса обусловлена его направленностью на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в различных сферах деятельности и становятся все более значимыми для полноценного развития личности. Данный курс развивает творческое воображение, конструкторские, изобретательские, научно-технические компетенции школьников и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий, таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Новизна программы состоит в том, что создание и реализация в образовательных учреждениях программ дополнительного образования в области 3D моделирования обеспечивает современного российского школьника определенным уровнем владения компьютерными технологиями, а также социально-экономической потребностью в обучении. Дает дополнительные возможности для профессиональной ориентации школьников и их готовности к профессиональному самоопределению в области технических профессий. Занятия по 3D моделированию формируют знания в области технических наук, дают практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие и дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Полученные знания, учащиеся могут применить при разработке мультимедийных презентаций в образовательном процессе. Трехмерное моделирование является основой для изучения систем виртуальной реальности.
В качестве программной среды для курса выбран продукт, представляющий собой бесплатную и простую в использовании в области создания трехмерной графики программы SketchUp. SketchUp — программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов. Ее главное достоинство –уникальный по простоте, логичности и удобству интерфейс.
2. Сроки реализации программы.
Программа адресована ученикам -1 - 11 класса, рассчитана на 1 год, 35 часов, 1 час в неделю.
3.Уровень усвоения программы: базовый уровень
4. Цель программы:
Формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и овладение навыками работы в программе SketchUp.
5. Задачи программы:
1. Образовательные:
- дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении, промышленном и бытовом применении, перспективах развития;
- познакомить с основными инструментами и возможностями создания и обработки изображения в программе SketchUp;
- научить ориентироваться в трехмерном пространстве сцены;
- научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;
- научить создавать простые трехмерные модели;
2. Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D моделирования;
- развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза пространственных объектов;
- способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными технологиями;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса;
3. Воспитательные:
- способствовать формированию потребности к осознанному использованию компьютерных технологий при обучении в школе и в повседневной жизни;
- воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;
- воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых социальных условиях;
- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека.
6. Категория обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся, не имеющих опыта работы в современных компьютерных программах 3D-моделирования и 3D-печати. Основным условием привлечения детей в объединение является их личная заинтересованность и желание работать в данном направлении.
Программа «3D-моделирования» целесообразна также для детей с ограниченными возможностями здоровья для адаптации их в социуме, способствует совершенствованию умения обучающихся свободно владеть техническими средствами, создавать модели различных объектов и понимать практическую направленность данных занятий.
Программа рассчитана на возраст детей 7-17 лет
7. Формы организации образовательной деятельности
Организация деятельности обучающихся на занятиях объединения «3D-моделирования» осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.
На занятиях объединения применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, для лучшего восприятия информации. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения относятся тренинги, игры, сбор информации, печать 3д моделей. Данные методы способствуют развитию творческих и инженерных способностей, а также мышлению. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Формы подведения итогов:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
8. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Количество учебных часов: 35 часов в год.
9. Планируемые результаты
В результате обучения:
Учащиеся должны знать:
- Термины 3D моделирования;
- Основы графической среды SketchUp, структуру инструментальной оболочки данного графического редактора;
- Основные приемы построения 3D моделей.
-Способы и приемы редактирования моделей.
Уметь:
- ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены;
- эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- объединять созданные объекты в функциональные группы;
- создавать простые трёхмерные модели реальных объектов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознание ценности пространственного моделирования;
- осознание ценности инженерного образования;
- формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;
- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение ставить учебные цели;
- умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- умение сличать результат действий с эталоном (целью);
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
- умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
Предметные результаты:
- умение использовать терминологию моделирования;
- умение работать в среде графических 3D редакторов;
- приобрести навыки работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы выполнения проектов трехмерного моделирования;
- освоить элементы технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
- Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Начало учебного года | 01.09.20. | 01.09.20. | 01.09.20. |
Продолжительность учебного года | 35 недели | 35 недель | 35 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней | 5 дней | 5 дней |
Распределение объединений по сменам: | 1 смена – 1-11 классы | 1 смена – 1-11 классы | 1 смена – 1-11 классы |
Продолжительность занятий | 45 минут. | 45 минут | 45 минут |
Входная диагностика | 16.09.-20.09.20г. | 16.09.-20.09.20г. | 16.09.-20.09.20г. |
Текущий контроль | 7.11.20- 27.12.20;10.03-20.03 | 7.11.20-27.12; 10.0320.03 | 7.11.20-27.12;10.03- 20.03 |
Промежуточная аттестация | 05.09.20-30.05.21г. | 28.04.-30.05.21г. | 28.04.-30.05.21г. |
Окончание учебного года | 25.05.21г. | 31.05.21г. | 31.05.21г. |
Каникулы (осенние) | 26.10.20 01.11.20г. | 26.10.20-01.11.20г. | 26.10.20-01.11.20г. |
Зимние | 28.12.20.-10.01.21г. | 28.12.20.-10.01.21г. | 28.12.20.-10.01.21г. |
Весенние | 22.03.21.-30.03.21г. | 22.03.21.-30.03.21г. | 22.03.21.-30.03.21г. |
Дополнительные для 1 класса | 15.02.21-21.02.21г. |
- Учебный план
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. Основные принципы моделирования в SketchUp | 1 | 1 |
|
2 | Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов | 2 | 1 | 1 |
3 | Базовые инструменты рисования | 3 | 1 | 2 |
4 | Инструменты модификаций | 3 | 1 | 2 |
5 | Инструменты камеры и прогулки | 2 | 1 | 1 |
6 | Менеджер материалов | 3 | 1 | 2 |
7 | Построение моделей различных объектов | 15 | 5 | 10 |
8 | Творческий проект | 6 | 1 | 5 |
| ВСЕГО: | 35 | 12 | 23 |
12.Содержание курса
Введение. Основные понятия 3D графики в программе SketchUp (1 час)
Инструктаж по технике безопасности.
Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с инструментами.
Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов. (2 часа)
Интерфейс Google SketchUp. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера, рисование, инструменты, окно, помощь.
Практическая работа: изучение текстового меню.
Базовые инструменты рисования (3 часа)
Выбор, линия, дуга, кривая, полилиния, окружность, многоугольник, от руки, ластик, палитра, группа, компонент.
Практическая работа: рисование объекта с помощью базовых инструментов.
Инструменты модификаций (3 часа)
Перемещение, вращение, масштабирование, тяни-толкай, следуй за мной, контур.
Практическая работа: рисование объекта с применением опций модификации.
Инструменты камеры (2 часа)
Стандартные виды, вращение, панорамирование, лупа, окно увеличения, показать все, предыдущий вид, следующий вид.
Практическая работа: использование инструментов камеры для навигации в сцене созданных объектов.
Менеджер материалов (3 часа)
Выбор, редактирование, текстура, непрозрачность.
Практическая работа: использование средств менеджера материалов для визуализации созданных объектов.
Построение моделей (14 часов)
Творческий проект (6 часа)
Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики SketchUp.
13.Формы контроля
Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы контроля, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»: практическая работа, выполнение и презентация творческого проекта, защита индивидуального проекта, игра, выставка работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»: итоговая работа, журнал посещаемости, напечатанные на 3Д-принтере изделия, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»: демонстрация и защита творческих работ, диагностическая карта, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.
14.Оценочные материалы
Предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»
Код результата обучения | Наименование |
Л1 | ─ готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Л2 | готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
Л3 | готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений |
Л4 | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
М1 | умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах |
М2 | умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов) |
М3 | умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему |
М4 | умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат |
М5 | умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели |
М6 | умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата |
П1 | владение основными понятиями курса |
П2 | выявление и формулирование проблемы |
П3 | планировать этапы выполнения работ, осуществлять контроль за ходом и результатами выполнения проекта |
Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых в процессе изучения
Код результата обучения | Содержание учебного материала (темы) | Вид оценочного средства | Количество вариантов |
Л1, Л4, М1, М2, П1 | Тема 1.1 Введение | Интеллект-карта | 1 |
Л1, Л2, Л3, М2, М3, М4, П1, П2 | Тема 1.2 Выбор и формулирование проблемы, постановка цели, задач. | Кейс-задача | 2 |
Л3, Л4, М1, М5, М6, П1, П3 | Тема 1.3 Этапы работы над проектом | Кейс-задача | 15 |
Л1, М2, М6, П1, П3 | Защита проекта | Доклад | По количеству проектных групп |
Примерный перечень контрольно-оценочных средств
№ п/п | Наименование | Краткая характеристика | Представление |
1 | Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебноисследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды | Темы рефератов |
2 | Проект | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления | Темы групповых и/или индивидуальных проектов |
3 | Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессионально ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы | Задания для решения кейс-задачи |
4 | Деловая игра | Совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать проблемы | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре |
15. Методическое обеспечение.
Для осуществления программы используются следующие методы обучения и воспитания:
- По источнику знаний: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный
- По уровню познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый (эвристический), исследовательский.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Для поддержания интереса у учащихся к занятиям используются различные формы организации занятий: встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый стол, праздник, презентация, творческая мастерская, тренинг.
Образовательный процесс – организуется в очной форме, частично дистанционно для передачи информации между руководителем и учащимися.
Литература и информационные источники
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Учебно-методическое обеспечение курса
2. Петелин А. SketchUp. Базовый учебный курс. Электронное издание. 2015
Руководство пользователя программой Google SketchUp.
3. Тозик В. Т. Самоучитель SketchUp / Тозик В. Т., Ушакова О. Б. – СПб: БХВ-
Петербург, 2013. – 192с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php обзор программы !!!
2. SketchUp – видеоуроки. http://rutube.ru/video/person/250762/
3. Сайт «Просто SketchUp». http://prosketchup.narod.ru/
4. Уроки по SketchUp 8. Для начинающих https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I
5. Уроки по SketchUp на русском https://www.youtube.com/user/starketchup
6. https://informatikaexpert.ru/3d-modelirovanie/sketchup/page/2/ уроки по
16. Материально-технические условия реализации программы
Оборудование: Светлый и тёплый кабинет с хорошим освещением и удобными рабочими столами и стульями
Техническое оснащение:
- Персональный компьютер для учителя, ноутбуки для учащихся
- Подключение к Интернет
- Мультимедийное оборудование (интерактивная доска)
- кабель HDMI
- 3Д-принтер, пластик цветной PLA 1900- 2200 (9 катушек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет
У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...
Тема урока: "Особенности моделирования рабочей одежды, простейшие способы моделирования".
Цель:Формировать знания о простейших способах моделирования и умения моделирования фартука(отделка,карманы,изменение формы низа, и др.)Воспитывать творческий подход, ...
Рабочая программа кружка «моделирование» на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий пот...
рабочая программа Объёмное моделирование 3D ручкой
Программа разбита на 2 модуля. имеет оценочные материалы....
Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет
Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет...
Рабочая программа "Техническое моделирование "Юный конструктор"
Рабочая программа "Техническое моделирование "Юный конструктор"...