Рабочая программа кружка «моделирование» на 2016-2017 учебный год
рабочая программа на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_555itog.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Перхляйская основная общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем образова-
Методического объединения тельного учреждения
Председатель МО______________ ________________________________
«____» ____________2016г. «____» ____________________2016г
_____________________________ ________________ЧумаеваС.Н.
Рабочая программа кружка
«моделирование»
на 2016-2017 учебный год
Составитель :Толстякова Р.Х.
2016год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Программа по курсу “ моделирование” состоит из 6 разделов:
- Введение;
- Плоскостные композиции ;
- Объёмное моделирование ;
- Оригами;
- Аппликации;
- Заключение.
Цели данной программы:
1. Личностная.
По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
восприятия (целостности и структурности образа);
внимания (концентрации и устойчивости);
памяти (зрительной и кинестетической);
мышления (пространственного, креативного).
Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
2. Профессиональная
Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.
3. Общекультурная.
Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.
2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).
4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.
5. Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).
,
.
Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
* учебные занятия групповые ,по 1 часу 1 раз в неделю.
* учебные группы формируются по возрасту;
* учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
* в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).
* знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
* обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
* знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.
* обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;
* объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.
Воспитательный процесс организован путём:
* совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);
* поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.
* выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений сложить из подручных материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Годовая учебная программа рассчитана на 34ъ часа. В состав программы входят следующие части:
* теория техники моделирования;
* практические задания;
* знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
* умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;
* техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.
* наглядные пособия и оборудование;
* межпредметные связи.
На год:
N |
| ||
п/п | Разделы | всего | |
|
| (S) | |
I | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
II | Плоскостные композиции: | 11 | |
А. | Моделировании из бумаги. | ||
3 | Объёмное моделирование | 10 | |
А | Моделирование новогодних игрушек. | ||
Б | Объёмные геометрические фигуры. | ||
4 | Оригами. | 3 | |
5 | Аппликации | 7 | |
6 | Заключение | 2 | |
Всего | 34ч. |
.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по курсу « моделирование” необходимы следующие условия:
* материально-технические условия:
- Наборы бумаги для занятий.
- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования
могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.
* методические условия
- Набор моделей по основным темам курса
- Шаблоны
- Выкройки-развёртки
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)
* кадровые условия
- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.
* внешние условия
- наличие тематического учебно-методического журнала
- проведение тематических выставок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.
8. Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.
21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.
Примерное календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Вид занятия | Дата проведения По плану | Фактическая дата | |
1. | 1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | лекция | 4(сентябрь) | |
2 | Плоскостные композиции | |||||
А) | Моделирование из бумаги | |||||
2. | 2.1 | Экскурсия в школьный сад. Осенний пейзаж: формы, очертания, окрас… | 1 | Экскурсия, наблюдения | 11 | |
3 | 2.2 | Ветви деревьев( берёзовые и кленовые) Изготовление деталей по шаблону | 1 | практ | 18 | |
4 | 2.3 | Итоговое оформление композиции «Ветви». | 1 | Практ. | 25 | |
5. | 2.4 | Солнышко. Анализ. Изготовление деталей модели. | 1 | Исследование, практ. | 2(октябрь) | |
6. | 2.5 | Солнышко. Итоговое оформление модели. | 1 | Практ. | 9 | |
7. | 2.6 | В мире животных. Животный мир нашего края. | 1 | Лекц. | 16 | |
8. | 2.7 | Модель « Лисица». Приёмы и технологии изготовления модели. | 1 | Практ. | 23 | |
9. | 2.8 | Модель « Лисица». Работа по шаблону. | 1 | Практ. | 30 | |
10. | 2.9 | Итоговое оформление модели « Лисица». | 1 | Практ. | (Ноябрь)14 | |
11. | 2.10 | День Матери. Изготовление поздравительной открытки. | 1 | Практ. | 21 | |
12. | 2.11 | Итоговое оформление открытки. | 1 | практ | 28 | |
3 | Объёмное моделирование | |||||
А) | Моделирование новогодних игрушек | |||||
13. | 3.1 | Модель «Конфета» Приёмы и способы изготовления. | 1 | Практ. | Декабрь) 2 | |
14. | 3.2 | Модель «Конфета» Украшение. Итоговое оформление. | 1 | Практ. | 9 | |
15. | 3.3 | Модели «Ёлка», «Шар». Изготовление модулей | 1 | Практ. | 16 | |
16. | 3.4 | Изготовление моделей «Ёлка», «Шар». | 1 | Практ. | 23 | |
17. | 3.5 | Итоговое оформление, украшение моделей. | 1 | Практ. | ||
Б) | Объёмные геометрические фигуры | |||||
18. | 3.6 | Какие бывают фигуры. Различие между плоскостными и объёмными фигурами. | 1 | Лекц. | ||
19. | 3.7 | Квадрат. Куб. Изготовление развёртки куба. | 1 | Практ. | ||
20. | 3.8 | Куб. Приёмы склеивания. | 1 | Прак. | ||
21. | 3.9 | Пирамида. Изготовление развёртки. | 1 | Практ. | ||
22. | 3.10 | Итоговое оформление модели «Пирамида». | 1 | Практ. | ||
4 | Оригами | |||||
23. | 4.1 | Оригами. История оригами. Техника выполнения. | 1 | Беседа, практ. | ||
24. | 4.2 | « Собака» | 1 | Практ. | ||
25. | 4.3 | «Тюльпан» | 1 | практ | ||
5 | Аппликация | |||||
26 | 5.1 | Аппликация. Техника выполнения. Какие бывают аппликации. | 1 | Лекция с использ . интернета. | ||
27. | 5.2 | Аппликация из полосок. | 1 | Практ. | ||
28. | 5.3 | Аппликация из скрученных салфеток. | 1 | Практ. | ||
29. | 5.4 | Аппликация из скрученных салфеток. | 1 | Практ. | ||
30 | 5.5 | Проект «Весна» Составление плана | 1 | Лекция,практ. | ||
31. | 5.6 | Проект « Весна». Изготовление деталей. | 1 | Пркакт. | ||
32. | 5.7 | Проект « Весна» итоговое оформление. | 1 | Практ. | ||
| 6 | Заключение. | ||||
33. | 6.1 | Подготовка к выставке «Очумелые ручки» | 1 | Практ. | ||
34. | 6.2 | Выставка « Очумелые ручки. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа для 5 класса история на 2016-2017 уч год...
Рабочая программа Starlight 2 на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа Starlight 2 на 2016-2017 учебный год. Надеюсь кому-то поможет...
Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017
Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017. Учебник "География России. Население и хозяйство". Авторы учебника В.П. Дронов, В.Я. Ром...
Рабочие программы по информатике на 2016-2017 учебный год
Материал будет интересен учителям общеобразовательных учреждений...
Программа кружка " Квант" на 2016-2017 учебный год.
Актуальность программы: данная программа дополнительного образования построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться математикой и подготовиться для участия в олимпиадах различного ...
АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 8 класса по программе КРО VII вида
Настоящая программа по математике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...
Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет
Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет...