Волонтерское движение в школе и его роль в воспитании молодежи
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Дагужиева Фатимат Руслановна

Детство и юность – время активного социального «развертывания» взрослеющего человека, освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Важно понимать, какие бы дисциплины молодой человек ни изучал в школе, он не сможет стать личностью самостоятельной, активной в общественно и политической жизни, обладающей разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, пока не станет активным участником мероприятий, организуемых социальными институтами на разных этапах его взросления. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дагужиева Ф. Р.,

педагог-организатор МБОУ СОШ №3 им.

Первого Президента Республики Адыгея

Джаримова А. А.

 а.Егерухай Кошехабльского района

Волонтерское движение в школе и его роль в воспитании молодежи

       Детство и юность – время активного социального «развертывания» взрослеющего человека, освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Важно понимать, какие бы дисциплины молодой человек ни изучал в школе, он не сможет стать личностью самостоятельной, активной в общественно и политической жизни, обладающей разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, пока не станет активным участником мероприятий, организуемых социальными институтами на разных этапах его взросления. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

      Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Волевой, способный преодолевать препятствия на пути к цели. Настойчивый, умеет разумно рисковать. Терпеливый, готовый долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативный, предпочитает работать без мелочной опеки. Независимый, психически устойчивый, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичный, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требовательный к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичный, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежный, держит слово, можно положиться; выносливый, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчивый к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчивый, не теряет самообладание и работоспособность в экстремальной ситуации; оптимист, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решительный, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может потребовать , и подбодрить.

      Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставили общество перед решением многих важных проблем. Одной их них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

    Для полноценного развития молодого поколения нужна системная работа во всех сферах жизни и деятельности детей и молодых людей: профориентация и вторичная занятость, культура, спорт, досуг и образование. К приоритетным направлениям можно отнести социальную поддержку проблемных групп детей, пропаганду здорового образа жизни, гражданское и патриотическое воспитание. Но самое главное – это волонтерская организация, объединяющая подростков и молодежь с активной социальной позицией, таких, которые хотят быть полезными своей стране, людям, неравнодушных к проблемам свих сверстников и взрослых.

    Россия в наше нелегкое время нуждается в новом поколении активистов, людей, обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирования их организаторской деятельности.

     В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности и вовлечения в общественную жизнь, которая направлена на организацию добровольческого труда молодежи.

      Волонтерство-это мощный инструмент социальных перемен. Это стремление молодежи принимать активное участие в глобальных процессах, трудиться на благо общества, бескорыстно помогать другим, также проявлять инициативу.

     Волонтерство для школьника- это возможность быть вовлеченным в общество и влиять на это общество, общение и возможность самореализации в помощи другим,

      Добровольчество дает возможность реализации таких потребностей как внутренняя психологическая потребность быть нужным, развитие лидерских способностей, способ поделиться своим опытом, а также возможность жить яркой и интересной жизнью. Хочется назвать 4 основные направления, которые включает в себя волонтерство для школьников. Это здоровье, милосердие, гражданское право и экология. Волонтерская деятельность в школе является важным звеном в реализации программы воспитания и социализации обучающихся. Формировать чувство доброты и взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Создавать среду для возможности помочь нуждающимся особенно важно для школьников.  Распространение добровольческих практик в школе даст возможность сформировать позитивное отношение к волонтерству с юных лет, и в дальнейшем расширить ресурс для взрослого волонтерства.

    Волонтерская деятельность существует во многих странах мира, а добровольцы считаются уважаемыми и важными людьми.

          С 2018 года в нашей школе действует волонтерский отряд «Радуга добра», куда входят обучающиеся школы, достигшие возраста 14 лет, с разрешения родителей (законных представителей). Цель волонтерской деятельности: оказать позитивное влияние на обучающихся школы при выборе ими жизненных ценностей, развить активную жизненную позицию. Имеется свой устав и положение работы. Основные направления волонтерской деятельности:

- пропаганда здорового образа жизни;

- экологическая защита;

- трудовая помощь;

- благотворительные акции;

- работа в школьном музее;

- работа школы лидера.

     У ребят есть возможность из множества вариантов направления выбрать именно то, которое придется по душе.  Девиз нашего волонтерского отряда: «Хочешь почувствовать себя человеком-помоги другому».

     Мотивацию участия в волонтёрской деятельности у школьников формируем также через организацию досуга, участие в акциях, проектах, в конкурсах и мероприятиях, которые помогают ученику разнопланово и интересно проводить время, осуществлять различную деятельность в новой сфере, а часто и в новом месте.  Процесс формирования мотивации можно осуществлять через дружбу и взаимодействие с единомышленниками. Наши волонтеры принимает активное участие в фестивалях волонтерских отрядов, в акциях «Зеленая планета», «Мы чистим мир», «Открытка ветерану», «Подари детям добро», «Бессмертный полк» и т.д.  Такие мероприятия способствуют сплочению ребят, расширению круга знакомств и друзей.  Мотивируем ребёнка тем, что он приобретёт полезные знакомства. В данном случае имеются в виду знакомства, необходимые для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. Включаясь в социальные практики, ученик знакомится с представителями различных профессий: спортсменами, общественными деятелями, деятелями культуры и искусства, госслужащими. Часто эти люди играют значительную роль в дальнейшей судьбе молодежи.  

     

        Литература

1.  Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.

2.  Матвиенко И. Волонтёрство - перспективное направление.  2002. - № 1 - С. 34-36.