Волонтерское движение в школе как один из путей профилактики злоупотреблений в молодежной среде
материал по теме
Предварительный просмотр:
Касьянова Лидия Александровна, педагог-организатор МБОУ СОШ № 34 г.Мурманска
Волонтерское движение в школе как один из путей профилактики злоупотреблений в молодежной среде.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении еще не сформировавшейся личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Первую группу составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы.
К тому же, в Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики, как в школах, так и по месту жительства, в создание детских клубов социальной направленности.
Волонтерскую деятельность в нашей школе реализует клуб «ПОЗИТИВ», благодаря которому с одной стороны происходит личностное становление молодых людей, они получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества, с другой стороны осуществляют социально значимую деятельность.
Школьный волонтерский клуб «Позитив» создан в 2015 году. В его состав входит 15 учащихся из 7-9 классов. За этот, казалось бы, небольшой промежуток времени у нас сложилась великолепная команда волонтеров, которая всегда готова проявить себя и оказать помощь в организации и проведении мероприятий разного уровня.
Волонтерский клуб «Позитив» работает в соответствии с утвержденным планом по основным направлениям:
- помощь в организации и проведении массовых школьных мероприятий (волонтеры помогают с проведением школьных концертов, спортивных мероприятий, различных праздников);
- шефская работа над ветеранами (традицией нашей школы стала благотворительная акция «Новый год в шоколаде» - поздравление ветеранов войны и труда в канун Нового года. Волонтеры переодеваются в сказочных героев и разносят вкусные подарки по домам, где их радушно встречают наши подшефные ветераны);
- шефская работа над младшими школьниками (для младших школьников волонтеры проводят фитнес-перемены, мастер-классы по изготовлению подарков и познавательные беседы);
- участие в конкурсах различного уровня (волонтерский клуб «Позитив» активно принимает участие в различных городских и областных конкурсах. За 3 года, у нас есть победы, которыми мы действительно гордимся).
Волонтерское движение в нашей школе стало неотъемлемой частью. С ним жизнь школы становится интереснее и насыщеннее. Ребята не только раскрывают себя, но и оказывают бесценную помощь тем, кто в ней нуждается.
Традиционные мероприятия, проводимые волонтерами:
- Станционная игра «Мы – мурманчане», «По следам здоровья»
- Праздник «День новогоднего костюма»
- Традиционные акции «Новый год в шоколаде», «Подарок ветерану»
- Организация и проведение школьных фитнес-перемен
- Акции по ПДД
- Школьные праздники «День Знаний», «Посвящение в 5-классники» и «Посвящение в 1-классники»,
- Спортивные соревнования
- Эко-акции и субботники
- Беседы и мастер-классы для младших школьников, выступление агитбригады
- Городские конкурсы и акции («Живые картинки» на 9 мая, День города, спортивный фестиваль Гольфстрим, конкурс агитбригад и др.).
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве свое...
Доклад "Пути профилактики злоупотребления ПАВ"
Подросток, с которым ведется работа, живет в реальном мире, с его сложностями и противоречиями. Он зависит от мнения окружающих о нем, ему важно получать поддержку и одобрение от значимых для него люд...
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...
Отчет в Центр молодежных инициатив по реализации волонтерского движения в школе
отчет в рамках акции "Территория добра"...
Повышение эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся
Отчёт классного руководителя о проведённой работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами...
«Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов»
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соедин...