Волонтерское движение в школе как один из путей профилактики злоупотреблений в молодежной среде
материал по теме

Из опыта работы волонтерского клуба "Позитив"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Касьянова Лидия Александровна, педагог-организатор МБОУ СОШ № 34 г.Мурманска

Волонтерское движение в школе как один из путей профилактики злоупотреблений в молодежной среде.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в  школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении еще не сформировавшейся личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

 «Стратегия модернизации содержания общего образования»  определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции  модернизации российского  образования  на  период  до 2010 года  указывается, что «Общеобразовательная  школа  должна  формировать  целостную  систему  универсальных  знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то  есть ключевые  компетенции, определяющее  современное  качество  содержания  образования».

Первую  группу  составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение  которыми  позволит  молодым  людям  брать  на  себя ответственность, участвовать  в  совместном принятии решений, регулировать конфликты  ненасильственным  путём, участвовать  в  функционировании  и  улучшении  демократических  институтов.

Быть социально активным значит не  только понимать  и  осознавать свою  ответственность  за  свою  жизнь и здоровье, но защищать  и  пропагандировать  свою  социальную  и  политическую позицию, помогать  другим  и  поддерживать в  сложных  жизненных ситуациях. Как и всякая иная  компетенция, социальная  компетенция базируется и основывается  на  опыте  и  деятельности  самих обучающихся. Нельзя  научиться быть социально активным, не  участвуя  в  самой  деятельности. Приобретение  компетенций  напрямую зависит от  активности  самих учащихся. А формирование  компетенции  связано с педагогическими новациями  содержания, формы  и  технологии  воспитания.

В отечественной  педагогике  накоплен  большой  опыт  социализации подростков. Пионерские дружины и  комсомольские  активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный  перечень  разных  форм, направленных на формирование и  развитие  социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот  только  лишены  они  были  одного, и  самого  главного - собственного  желания  и  возможности  выбора. Ушедшие в прошлое  старые  формы организации  досуга  учащихся  и  изменившаяся социально-экономическая  обстановка в стране, требовало появления новых  подходов  и  методов  активизации  подростков. Именно  поэтому  появления новых  форм  вовлечения подростков  в  социальную активность, призвано  способствовать формированию  и  совершенствованию  политической  и  социальной  компетентности подрастающего  поколения.

Волонтёрское  движение, на  наш  взгляд, может  стать  одной  из  таких форм  работы.

К тому же, в Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики, как в школах, так и по месту жительства, в создание детских клубов социальной направленности.

Волонтерскую деятельность в нашей школе реализует клуб «ПОЗИТИВ», благодаря которому с одной стороны происходит личностное становление молодых людей, они получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества, с другой стороны осуществляют социально значимую деятельность.

Школьный волонтерский клуб «Позитив» создан в 2015 году. В его состав входит 15 учащихся из 7-9 классов. За этот, казалось бы, небольшой промежуток времени у нас сложилась великолепная команда волонтеров, которая всегда готова проявить себя и оказать помощь в организации и проведении мероприятий разного уровня.

Волонтерский клуб «Позитив» работает в соответствии с утвержденным  планом по основным направлениям:

  • помощь в организации и проведении массовых школьных мероприятий (волонтеры помогают с проведением школьных концертов, спортивных мероприятий, различных праздников);
  • шефская работа над ветеранами (традицией нашей школы стала благотворительная акция «Новый год в шоколаде» - поздравление ветеранов войны и труда в канун Нового года. Волонтеры переодеваются в сказочных героев и разносят вкусные подарки по домам, где их радушно встречают наши подшефные ветераны);
  • шефская работа над младшими школьниками (для младших школьников волонтеры проводят фитнес-перемены, мастер-классы по изготовлению подарков и познавательные беседы);
  • участие в конкурсах различного уровня (волонтерский клуб «Позитив» активно принимает участие в различных городских и областных конкурсах. За 3 года, у нас есть победы, которыми мы действительно гордимся).

Волонтерское движение в нашей школе стало неотъемлемой частью.  С ним жизнь школы становится интереснее и насыщеннее. Ребята не только раскрывают себя, но и оказывают бесценную помощь тем, кто в ней нуждается.

     

Традиционные мероприятия, проводимые волонтерами:

  • Станционная игра «Мы – мурманчане», «По следам здоровья»
  • Праздник «День новогоднего костюма»
  • Традиционные акции «Новый год в шоколаде», «Подарок ветерану»
  • Организация и проведение школьных фитнес-перемен
  • Акции по ПДД
  • Школьные праздники «День Знаний», «Посвящение в 5-классники» и «Посвящение в 1-классники»,
  • Спортивные соревнования
  • Эко-акции и субботники
  • Беседы и мастер-классы для младших школьников, выступление агитбригады
  • Городские конкурсы и акции («Живые картинки» на 9 мая, День города, спортивный фестиваль Гольфстрим, конкурс агитбригад и др.).

Мы понимаем, что невозможно  заставить  человека  жить  здоровой  и  гармоничной  жизнью, если  он  этого  не  хочет. Но  мы  можем  помочь  ему  осознать  ответственность  за  свою  жизнь  и  поставить  его  в  ситуацию  свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную  компетенцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве свое...

Доклад "Пути профилактики злоупотребления ПАВ"

Подросток, с которым ведется работа, живет в реальном мире, с его сложностями и противоречиями. Он зависит от мнения окружающих о нем, ему важно получать поддержку и одобрение от значимых для него люд...

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

Повышение эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся

Отчёт классного руководителя о проведённой работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами...

«Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов»

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соедин...