Роль волонтерского движения в воспитании молодежи.
статья на тему
Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslova_v.v.-razrabotka.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Маслова Валентина Викторовна, воспитатель
ГБПОУ Государственный агротехнический колледж
356132 СК с. Московское, ул. Полушина, 2
Роль волонтерского движения в воспитании молодежи.
Руководить духовно-нравственным воспитанием –
это значит создавать тот моральный тонус школьной
жизни, который выражается в том, что каждый
воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.
В. Сухомлинский
В системе воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования одно из важнейших мест на современном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация - это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления Исходя из этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация в воспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя, классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Таким образом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитанию разносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития и достижения успеха.
К инновациям в воспитании относятся: - игровые: - обучающие (дебаты) - интеллектуальные (Что? Где? Когда?) - коммуникативные (ток-шоу, брейн -ринг с приглашением специалистов); - социальное проектирование; - интернет сайты и форумы; - тематические акции; - волонтерское движение; - проведение выборов в органы студенческого самоуправления; - газеты, печатные издания; - конкурсы, соревнования с применением интерактивных форм проведения. В нашем учебном заведении в последнее время активно развиваются все эти формы, но я бы хотела остановиться на роли волонтерского движения в воспитании молодежи на примере нашего учебного заведения – Красногвардейского филиала Государственного агротехнического колледжа села Московского.
Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Участие подростка в работе молодежного движения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почему в период взросления важно приобщить подростков к социально – значимой деятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающую роль в формировании личности.
Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.
Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить нужно по христианским заповедям.
Наша волонтёрская группа не имеет названия, но входит в районное объединение «Союз молодежи Ставрополья». В группе всего 15 человек - это обучающиеся первых – третьих курсов. Возрастной состав – 15-18 лет.
Наш отряд образовался в 2010 году, а толчком для его создания стало мое участие в краевой инновационной площадке «Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения». В рамках данного вида профессионально-педагогической деятельности я работала над темой «Формирование эмпатийных способностей обучающихся», которая требовала конкретных действий. А так эмпатия - это одно из важнейших свойств личности, сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его, значит, и работа волонтерского отряда была направлена на развитие личностных качеств студентов, формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.
Отряду в этом году исполнилось шесть лет – это сравнительно небольшой срок, но о нем уже знают и местные жители, и ребята из школ района. В 2014 году отряд занял 2-е место в Красногвардейском районе и награжден Грамотой за развитие волонтерского движения.
Особой популярностью среди членов волонтерского отряда пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.
Среди мероприятий особо выделяются: ежегодные акции «Вахта памяти. Вечный огонь»; «Никто не забыт. Ничто не забыто»; «Экологический патруль», акция «Дорогие мои старики» - посещаем одиноких пожилых людей на дому, делаем генеральные уборки, совершаем необходимые покупки, ухаживаем за приусадебными участками и многое-многое другое. Мы приходим к ветеранам войны и труда нашего села, дарим подарки, общаемся, помогаем в домашних делах.
Акция «Никто не забыт. Ничто не забыто» не ограничивается только уборкой памятников павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, ребята вместе с педагогами приводят в порядок могилы ветеранов на сельском кладбище.
Акция «Экологический патруль» проводится с целью облагородить не только территорию учебного заведения, но сделать краше и чище родное село. Ребята высаживают кустарники, деревья, помогают обустраивать территорию пляжа.
Членами волонтерского отряда проводится большая информационно-разъяснительная работа с молодежью и местным населением. Ребята приняли активное участие в акциях «Белая лента», «Здоровье – наша главная забота», «Суд над наркотиками» и другие. Оформляли и распространяли буклеты и листовки среди жителей посёлка.
Наши волонтеры проводят исследовательскую работу и принимают участие в различных конференциях, рассказывая о своих достижениях. В апреле прошлого 2015 года мы побывали на студенческой научно-практической конференции «Никто не забыт, и ничто не забыто», где рассказывали о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.
Волонтеры участвуют в организации и проведении районных и местных праздников, встреч, трудовых десантах, концертах, мероприятиях, посвящённых православным праздникам.
В волонтерскую группу мы принимали не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличались хорошим поведением в момент вовлечения их в эту деятельность. В ходе реализации разных акций их поведение изменилось в лучшую сторону.
Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:
- оценивать эмоциональные переживания и состояния другого;
- воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;
- умение принимать решения;
- оказывать действенную помощь в преодолении возникших трудностей;
- умение вести за собой;
- умение расположить к себе собеседника;
- умение слышать и слушать собеседника;
Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
Выпускники нашего филиала, имеющие опыт работы в волонтерском движении реализуют себя в общественной работе, их поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.
Таким образом, деятельность нашего волонтерского отряда доказала, что волонтерское движение положительно влияет на нравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, подняло общий уровень эрудиции, помогло приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.
Список литературы
1.Адольф, В.А., Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А, Адольф, Н.Ф. Ильина.- Красноярск: Поликом, 2007. - [с.190]
2.Принципы разработки концепции развития УУД. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://schooloz25.ucoz.ru/kopilka/vystuplenie_toporovoj_s.a..pdf.
3. Сластенин, В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. - М., 2002. - [с.576]
4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов, 2008. -[с.114]
5. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy
6. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: учебно-методическое пособие / С.А. Шаронова. - М.: РУДН, 2001. -[с.87] - ISBN
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме "Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи "
Открытый урок по данной теме. Все этапы урока соблюдены, присутствует индивидуальная, групповая работа, изложение нового материала, этап закрепления....
Роль волонтерского движения в формировании патриотических ценностей.
Роль волонтерского движения в формировании патриотических ценностей....
Становление духовно-нравственного воспитания на основе эколого-краеведческого волонтерского движения
Статья была представлена на международной конференции "Наука, образование, бизнес: проблемы, перспективы, интеграция" (М.: АР-Консалт, 2013)....
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Статья о волонтерском движении, которое способствует героико-патриотическому воспитанию молодежи...
Волонтерское движение в школе и его роль в воспитании молодежи
Детство и юность – время активного социального «развертывания» взрослеющего человека, освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно ра...
Волонтерское движение как средство нравственного воспитания личности учащихся
Описание опыта работы волонтерского объединения "Движение - наша сила!"...
Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.
Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...