Рабочая программа кружка «ЮИДД» социально-педагогической направленности
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕ УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_________ Антоненкова Т. В. Протокол №1 от 01.09.20г _______М.М. Егоренкова «01» сентября 2020г. «01» сентября 2020г.
Рабочая программа кружка
«ЮИДД»
социально-педагогической направленности
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель:
Тимошенко Оксана Владимировна,
преподаватель - организатор ОБЖ
г. Рославль – 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБОУ «Средняя школа № 6»
Общеобразовательная программа «ЮИДД» имеет социально-педагогическую направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД» социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Уровень освоения программы базовый.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Обучение детей школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.1995 года, №198-ФЗ. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах.
Решение проблемы снижения роста ДТП возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Образовательная деятельность по программе направлена на разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, развитие сенсорики, наблюдательности, логического мышления, произвольности. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие у обучающихся эмоциональной сферы, творческих способностей, навыков коллективной деятельности.
Адресат программы: программа «ЮИД» ориентирована на детей 10-12 лет.
Количество часов по программе в год: 36 часов.
По продолжительности реализации – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут
Форма организации образовательного процесса – групповая.
По содержанию деятельности –адаптированная
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования – общеразвивающая
Формы занятий: групповые
Виды обучения: используемые при организации занятий:
-словесные методы; устное изложение, беседа.
-наглядные методы; показ педагогом исполнения; показ видеоматериала.
-практические методы: учебно-тренировочные упражнения.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения о пожарной безопасности, истории развития и традициях, которые дополняются презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, включают чередование различных видов деятельности: просмотр видеороликов, тренировочные занятия.
Участие в соревнованиях, проводятся ежегодно.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
ЗАДАЧИ:
развивающая:
- вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- программа предусматривает развитие у обучающихся эмоциональной сферы, творческих способностей, навыков коллективной деятельности.
обучающая:
- освоение знаниями по безопосности дорожного движения, овладение умениями и практического их применения в повседневной жизни;
- учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации.
Воспитательная:
- формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
непрерывность образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «ЮИД»;
- способность к самооценке.
Предметные результатами
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Метапредметные результаты:
- устойчивый интерес к занятиям;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем занятий | Общее количество часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | |
2 | История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности движения. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Правила дорожного движения в нашей стране. | 1 | 1 | - | Беседа |
3 | Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон. торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя | 1 | 1 | - | Беседа |
4 | Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов. | 1 | 1 | - | текущий устный опрос |
5 | Правила дорожного движения. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. |
6 | Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Права и обязанности пешеходов. | 1 | 1 | - | Беседа, лекция, дидактические игры |
7 | Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке | 1 | - | 1 | Практическое занятие. |
8 | Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. | 1 | - | 1 | Лекция, практикум |
9 | Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Применение аварийной сигнализации. | 1 | 1 | - | Беседа, лекция |
10 | Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков. | 1 | 1 | - | Лекция, дидактические игры |
11 | Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах. | 1 | 1 | - | Лекция, практикум, дидактические игры |
12 | Автомагистраль. Железная дорога. Движение по автомагистралям и железным дорогам. | 1 | 1 | - | Беседа |
13 | День памяти жертв ДТП. Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов. Движение транспортных средств. | 1 | 1 | - | Практическое занятие. |
14 | Буксировка транспортных средств. | 1 | 1 | - | Лекция |
15 | Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств | 1 | 1 | - | Беседа, лекция |
16 | Горизонтальная и вертикальная разметки. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов. | 1 | 1 | - | Экскурсия |
17 | Учебная езда. Перевозка людей и грузов. | 12 | - | 1 | Беседа, практика |
18 | Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения Правил дорожного движения. | 1 | 1 | - | Беседа |
19 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | - | 1 | индивидуальная работа, практическая, дидактические игры |
20 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. |
21 | История ГАИ – дорожной полиции. Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | 1 | - | Беседа, лекция |
22 | Проведение игр по безопасности движения в 1-х классах. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. |
23-24 | Решение тестов и дорожных задач | 2 | 2 | - | Коллективная, индивидуальная работа |
25 | Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности | 1 | 1 | - | Лекция |
26 | Просмотр видеофильма по ПДД | 1 | 1 | - | Коллективная |
27 | Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения. | 1 | 1 | - | Беседа, лекция |
28-29 | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 2 | - | 2 | Практикум |
30 | ДТП: причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | 1 | - | Лекция, практикум |
31 | Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи. | 1 | - | 1 | Практикум |
32 | Правила дорожного движения для велосипедистов. | 1 | - | 1 | Беседа, лекция |
33 | Практическое занятие по ПДД «Велосипедист – водитель транспортного средства» | 1 | - | 1 | Практикум |
34 | Итоговое занятие: подведение итогов работы за год | 1 | 1 | - | Практикум |
35 | Утверждение плана работы на следующий год | 1 | 1 | - | Коллективная работа |
36 | Резерв | 1 | 1 | - | |
Итого | 36 |
Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | |
По плану | Факт. | ||||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи, обязанности и права | 1 | 4.09.20 | ||
2. | История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности движения. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Правила дорожного движения в нашей стране. | 1 | 11.09.20 | ||
3. | Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон. торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя | 1 | 18.09.10 | ||
4. 5. | Правила дорожного движения. Обязанности водителей и пешеходов. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды. | 2 | 25.09.20 | ||
6. | Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Права и обязанности пешеходов. | 1 | 02.10.20 | ||
7. | Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке | 1 | 09.10.20 | ||
8 | Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. | 1 | 16.10.20 | ||
9 | Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Применение аварийной сигнализации. | 1 | 23.10.20 | ||
10. | Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков. | 1 | 30.10.20 | ||
11. | Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах. | 1 | 13.11.20 | ||
12. | Автомагистраль. Железная дорога. Движение по автомагистралям и железным дорогам. | 1 | 20.11.20 | ||
13. | День памяти жертв ДТП. Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов. Движение транспортных средств. | 1 | 27.11.20 | ||
14. | Буксировка транспортных средств. | 1 | 04.12.20 | ||
15. | Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств | 1 | 11.12.20 | ||
16. | Горизонтальная и вертикальная разметки. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов. | 1 | 18.12.20 | ||
17. | Учебная езда. Перевозка людей и грузов. | 1 | 25.12.20 | ||
18. | Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения Правил дорожного движения. | 1 | 15.10.21 | ||
19. | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | 22.01.21 | ||
20. | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | 29.01.21 | ||
21. | История ГАИ – дорожной полиции. Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | 05.02.21 | ||
22. | Проведение игр по безопасности движения в 1-х классах. | 1 | 12.02.21 | ||
23. | Решение тестов и дорожных задач | 1 | 19.02.21 | ||
24. | Решение тестов и дорожных задач | 1 | 26.02.21 | ||
25. | Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности | 1 | 05.03.21 | ||
26. | Просмотр видеофильма по ПДД | 1 | 12.03.21 | ||
27. | Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения. | 1 | 20.03.21 | ||
28. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 1 | 02.04.21 | ||
29. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | 1 | 09.04.21 | ||
30. | ДТП: причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | 16.04.21 | ||
31. | Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи. | 1 | 23.04.21 | ||
32. | Правила дорожного движения для велосипедистов. | 1 | 30.04.21 | ||
33. | Практическое занятие по ПДД «Велосипедист – водитель транспортного средства» | 1 | 07.05.21 | ||
34. | Итоговое занятие: подведение итогов работы за год | 1 | 14.05.21 | ||
35. | Утверждение плана работы на следующий год | 1 | 21.05.21 | ||
36. | Резерв | 1 | 28.05.21 | ||
Итого за год: 36ч. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№п/п №п/п | Наименование | |
1. | Методы, формы, | В качестве главных методов программы избраны методы: словесный, наглядный. Формы работы: показ, устный анализ увиденного разучивание. |
2. | Дидактические материалы. | Наличие фонотеки и, видеотеки с записями различных учебно-тренировочных занятий. Методические пособия по пожарной безопасности. Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы. |
3. | Наглядные материалы. | Видео, презентации. |
4. | Раздаточные материалы. | Для каждого практического занятия необходимое оборудование. |
5. | Материально- техническое обеспечение. | Наличие специально оборудованного кабинета. Стенды. Ноутбук. Проектор. экран. Наличие спортивного зала. Стадион. Записи формата МР3. Записи выступлений на соревнованиях. |
6. | Диагностический инструментарий к программе. | Начальная и итоговая диагностика теоретических и практических основ каждого года. |
Методические пособия для учителя:
- Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. -- Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.
- Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. : Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
- Воробцова Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. / Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
- Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.
- Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
- Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.
- CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
Литература для детей и родителей
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.
Ресурсы интернета
Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46
http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7
http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23
Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. – http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка проектной деятельности социальной направленности "Диалог"
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 классов. Срок реализации 1 год....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-608737-1426499011.jpg)
Рабочая программа кружка ЮИДД
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 64 часа на 2015-2016 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по физкультурно-оздоровительному направлению «Ритмическая гимнастика»
Рабочая программа по ритмической гимнастике разработана на основе программы дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» (авторы И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д.Цыган...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-468853-1407903814.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Сам себе редактор" редакции школьной газеты "Диалог"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-468853-1407903814.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/06/picture-465163-1502028402.jpg)
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-1347809-1632078243.jpg)
Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.
Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....