Рабочая программа кружка «ЮИДД» социально-педагогической направленности
рабочая программа

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuid.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное     бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»

 СОГЛАСОВАНО                                      РАССМОТРЕ                                                 УТВЕРЖДАЮ

 Зам. директора по ВР                                на педагогическом совете                            Директор школы

  _________ Антоненкова  Т. В.                Протокол №1 от 01.09.20г                            _______М.М. Егоренкова       «01»  сентября  2020г.                                                                                                        «01»  сентября  2020г.

Рабочая программа кружка

«ЮИДД»

социально-педагогической направленности

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 10-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор - составитель:

Тимошенко Оксана Владимировна,

преподаватель -  организатор ОБЖ

г. Рославль – 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы образовательных организаций дополнительного  образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Уставом МБОУ «Средняя школа № 6»

Общеобразовательная программа «ЮИДД» имеет социально-педагогическую направленность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД» социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Уровень освоения программы базовый.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Обучение детей школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.1995 года, №198-ФЗ. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах.

Решение проблемы снижения роста ДТП возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Образовательная деятельность по программе направлена на разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, развитие сенсорики, наблюдательности, логического мышления, произвольности. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие у обучающихся эмоциональной сферы, творческих способностей, навыков коллективной деятельности.

Адресат программы: программа «ЮИД»  ориентирована на детей 10-12 лет.

Количество часов по программе в год:  36 часов.        

По продолжительности реализации – одногодичная.

Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут

Форма организации образовательного процесса – групповая.

По содержанию деятельности –адаптированная

Уровень сложности – стартовый.

По уровню образования – общеразвивающая

Формы занятий: групповые

Виды обучения: используемые при организации занятий:

-словесные методы; устное изложение, беседа.

-наглядные методы; показ педагогом исполнения; показ видеоматериала.

-практические методы: учебно-тренировочные упражнения.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения о пожарной безопасности, истории развития и традициях, которые дополняются презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, включают чередование различных видов деятельности: просмотр видеороликов, тренировочные занятия.

Участие в соревнованиях, проводятся ежегодно.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах  

ЗАДАЧИ:

развивающая:

- вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- программа предусматривает развитие у обучающихся эмоциональной сферы, творческих способностей, навыков коллективной деятельности.

обучающая:

- освоение знаниями по безопосности дорожного движения, овладение умениями и практического их применения в повседневной жизни;

- учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации.

Воспитательная:

- формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

непрерывность образования и воспитания;

воспитывающего обучения;

приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Планируемые результаты освоения программы:        

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «ЮИД»;
  • способность к самооценке.

Предметные результатами

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Метапредметные результаты:

  • устойчивый интерес к занятиям;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими.

Учебный план

п/п

Наименование разделов, тем занятий

Общее количество часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности движения. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Правила дорожного движения в нашей стране.

1

1

-

Беседа

3

Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон. торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя

1

1

-

Беседа

4

Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.

1

1

-

текущий устный опрос

5

Правила дорожного движения. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.

1

-

1

Практическое занятие.

6

Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Права и обязанности пешеходов.

1

1

-

Беседа, лекция, дидактические игры

7

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

1

-

1

Практическое занятие.

8

Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора.

Сигналы регулировщика.

1

-

1

Лекция,

практикум

9

Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Применение аварийной сигнализации.

1

1

-

Беседа, лекция

10

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

1

1

-

Лекция, дидактические игры

11

Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах.

1

1

-

Лекция,

практикум, дидактические игры

12

Автомагистраль. Железная дорога.

Движение по автомагистралям и железным дорогам.

1

1

-

Беседа

13

День памяти жертв ДТП. Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов.

Движение транспортных средств.

1

1

-

Практическое занятие.

14

Буксировка транспортных средств.

1

1

-

Лекция

15

Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств

1

1

-

Беседа, лекция

16

Горизонтальная и вертикальная разметки. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

1

1

-

Экскурсия

17

Учебная езда. Перевозка людей и грузов.

12

-

1

Беседа, практика

18

Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения Правил дорожного движения.

1

1

-

Беседа

19

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

1

-

1

индивидуальная работа, практическая, дидактические игры

20

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

1

-

1

Практическое занятие.

21

История ГАИ – дорожной полиции. Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.

1

1

-

Беседа, лекция

22

Проведение игр по безопасности движения в 1-х классах.

1

-

1

Практическое занятие.

23-24

Решение тестов и дорожных задач

2

2

-

Коллективная, индивидуальная работа

25

Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности

1

1

-

Лекция

26

Просмотр видеофильма по ПДД

1

1

-

Коллективная

27

Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.

1

1

-

Беседа, лекция

28-29

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»

2

-

2

Практикум

30

ДТП: причины их возникновения и возможные последствия.

1

1

-

Лекция,

практикум

31

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

1

-

1

Практикум

32

Правила дорожного движения для велосипедистов.

1

-

1

Беседа, лекция

33

Практическое занятие по ПДД «Велосипедист – водитель транспортного средства»

1

-

1

Практикум

34

Итоговое занятие: подведение итогов работы за год

1

1

-

Практикум

35

Утверждение плана работы на следующий год

1

1

-

Коллективная работа

36

Резерв

1

1

-

Итого

36

Календарный учебный график

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация изменений

По плану

Факт.

1.

Вводное занятие. Цели и задачи, обязанности и права

1

4.09.20

2.

История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности движения. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Правила дорожного движения в нашей стране.

1

11.09.20

3.

Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон. торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя

1

18.09.10

4.

5.

Правила дорожного движения. Обязанности водителей и пешеходов. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.

2

25.09.20

6.

Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Права и обязанности пешеходов.

1

02.10.20

7.

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

1

09.10.20

8

Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора.

Сигналы регулировщика.

1

16.10.20

9

Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Применение аварийной сигнализации.

1

23.10.20

10.

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

1

30.10.20

11.

Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах.

1

13.11.20

12.

Автомагистраль. Железная дорога.

Движение по автомагистралям и железным дорогам.

1

20.11.20

13.

День памяти жертв ДТП. Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов.

Движение транспортных средств.

1

27.11.20

14.

Буксировка транспортных средств.

1

04.12.20

15.

Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств

1

11.12.20

16.

Горизонтальная и вертикальная разметки. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

1

18.12.20

17.

Учебная езда. Перевозка людей и грузов.

1

25.12.20

18.

Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения Правил дорожного движения.

1

15.10.21

19.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

1

22.01.21

20.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

1

29.01.21

21.

История ГАИ – дорожной полиции. Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.

1

05.02.21

22.

Проведение игр по безопасности движения в 1-х классах.

1

12.02.21

23.

Решение тестов и дорожных задач

1

19.02.21

24.

Решение тестов и дорожных задач

1

26.02.21

25.

Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности

1

05.03.21

26.

Просмотр видеофильма по ПДД

1

12.03.21

27.

Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.

1

20.03.21

28.

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»

1

02.04.21

29.

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»

1

09.04.21

30.

ДТП: причины их возникновения и возможные последствия.

1

16.04.21

31.

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

1

23.04.21

32.

Правила дорожного движения для велосипедистов.

1

30.04.21

33.

Практическое занятие по ПДД «Велосипедист – водитель транспортного средства»

1

07.05.21

34.

Итоговое занятие: подведение итогов работы за год

1

14.05.21

35.

Утверждение плана работы на следующий год

1

21.05.21

36.

Резерв

1

28.05.21

Итого за год:    36ч.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

№п/п №п/п

Наименование

1.

Методы, формы,

В качестве главных методов программы избраны методы: словесный, наглядный.

Формы работы: показ,  устный анализ увиденного разучивание.

2.

Дидактические материалы.

Наличие фонотеки и, видеотеки  с записями различных учебно-тренировочных занятий. Методические пособия по  пожарной безопасности. Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.

3.

Наглядные материалы.

Видео, презентации.

4.

Раздаточные материалы.

Для каждого практического занятия необходимое оборудование.

5.

Материально- техническое обеспечение.

Наличие специально оборудованного кабинета.

Стенды.

 Ноутбук.

Проектор. экран.

Наличие спортивного зала. Стадион.

Записи формата МР3.

Записи выступлений на соревнованиях.

6.

Диагностический инструментарий к программе.

Начальная и итоговая  диагностика теоретических и практических основ каждого года.

Методические пособия для учителя:

  1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. -- Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.
  2. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. : Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  3. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  4. Воробцова Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. / Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
  5. Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.
  6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
  7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  8. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
  9. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.
  10. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».

Литература для детей и родителей

  1. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
  2. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.

Ресурсы интернета

Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm

Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493

http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html

http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46

http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7

http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23

Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-

Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. – http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка проектной деятельности социальной направленности "Диалог"

Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 классов. Срок реализации 1 год....

Рабочая программа кружка ЮИДД

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 64 часа на 2015-2016 учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по физкультурно-оздоровительному направлению «Ритмическая гимнастика»

Рабочая программа по ритмической гимнастике разработана на основе программы дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» (авторы И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д.Цыган...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.

Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....