Рабочая программа "Чтение с увлечением"
рабочая программа (6 класс)
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своего отечества и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-
читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Приобретает культуру чтения.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития школьника, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание, и самообразование.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с основами информационной культуры, с навыками чтения, с авторами детских книг; обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
Общекультурное направление личности
6 класс
Составитель: педагог-библиотекарь высшей категории
Вальчук Марина Константиновна
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка.
Преподавание в 2021–2022 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
-Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) (далее - ФБУП-2004);
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) (далее - ФГОС среднего общего образования);
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019);
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Инструктивно-методического письма от 21.04.2020 № 1011-р/20 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»
- Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 №03-20-2257/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»
Актуальность.
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема формирования информационной культуры чтения школьника. Из различных СМИ дети получают огромное количество информации, в том числе неточной, негативной, агрессивной. Задача библиотекаря научить ориентироваться в этом информационном потоке.
Суть концепции информационной культуры личности в том, что массовое повышение уровня информационной грамотности общества возможно лишь при организации специального обучения учащихся.
Программа внеурочной деятельности - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: читать, размышлять, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своего отечества и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-
читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Приобретает культуру чтения.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития школьника, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание, и самообразование.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с основами информационной культуры, с навыками чтения, с авторами детских книг; обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Главные цели
- создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся;
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
-активизация познавательных интересов;
-раскрытие творческих способностей;
-развитие образного и логического мышления;
-развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- развитие в детях потребности в постоянном общении с книгой путем знакомства с творчеством детских писателей и поэтов;
- формирование представлений об информационной культуре как жизненно важной в информационном обществе;
Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 6-х классов . Продолжительность одного занятия- 40 минут
Всего 34часа
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование интеллектуальных умений;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование умения рассуждать;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД.
Занятия формируют следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки;
- находить по каталогу нужную книгу;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- пользоваться словарями, справочниками;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
- строить рассуждения.
личностные:
у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
- осознание значимости чтения для личностного развития;
- потребность в систематическом чтении;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности поэтической речи;
- осознание роли речи в общении людей;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на примере героев книг).
регулятивные:
учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Структура курса
1.Роль книги в жизни человека (1ч.)
Форма занятий: эвристическая беседа
УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении
2. Мои любимые книги. Презентация(1ч.)
Форма занятий: презентация
УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении
3. Структура книги. Справочный аппарат книги. Как работать с книгой.» По страницам любимых книг» презентация(1ч.)
Форма занятий: Практическое занятие. Презентация
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
4. Игра «Мои любимые герои книг» (1ч.)
Форма занятий: Практическое занятие. Презентация
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
5. Художники-иллюстраторы книг. Техника оформления обложки.(1 ч.)
Форма занятий: урок-творчество
УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями
6. Библиотеки Санкт-Петербурга. Экскурсия в ЦГДБ им.А.Пушкина(2ч.)
Форма занятий: экскурсия
УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; научатся строить рассуждения; формирование учебно-познавательной мотивации учения, интереса к чтению
7. Мини-проект «Золотая полка моей семьи» (1 ч.)
Форма занятий: практическое занятие
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
8. Лучшие книги о детстве.(1 ч.)
Форма занятий: беседа
УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению;
9. Представление любимых книг (1ч.)
Форма занятий: практическое занятие
УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; пользоваться
словарями, справочниками; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
10. Книги о животных. Обзор.(1ч.)
Форма занятий: беседа
УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;
11.Представление любимых книг о животных (1ч.)
Форма занятий: обсуждение
УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;
12. Лучшие экранизации книг о животных. Просмотр фильма.(2ч.)
Форма занятий: обсуждение
УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;
13. Дневник читателя. Виды читательских дневников(2ч)
Форма занятий: беседа
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
14.Методика ведения читательских дневников. (1ч)
Форма занятий: беседа
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
15.Методика критического мышления в работе с текстом.(1ч)
Форма занятий: практическое занятие
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
16. Кластер. Практическая работа(1ч)
Форма занятий: практическая работа
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
17. Составление цитатного плана (1ч.)
Форма занятий: творческая работа
УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития
18. Неделя детской книги. Международный День детской книги .(1ч)
Форма занятий: беседа
УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
19. Встреча с писателем( 1ч)
Форма занятий: беседа
УУД: учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.
20. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Игра (1ч.)
Форма занятий: игра
УУД: участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития;
потребность в систематическом чтении;
21. Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Конкурс чтецов (1ч)
Форма занятий: практическая работа, урок-творчество
УУД: учащиеся научатся вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); выделять существенную информацию из
небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития; потребность в систематическом чтении;
22.История страны в зеркале детской литературы. (1ч.)
Форма занятий: беседа
УУД: учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное); выделять существенную информацию из
небольших читаемых текстов; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.
23. А.Бруштейн и ее книги.
Форма занятий: беседа
УУД: учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное); выделять существенную информацию из
небольших читаемых текстов; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.
24. Д.Бродская Марийкино детство.
Форма занятий: беседа
УУД: учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное); выделять существенную информацию из
небольших читаемых текстов; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.
25. Читательская конференция «Автографы победы»(2ч)
Форма занятий: обсуждение, презентация
УУД: научатся участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития;
потребность в систематическом чтении;
26. Международная акция «Читаем книги о войне»(1ч)
Форма занятий: обсуждение, презентация
УУД: научатся участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная мотивация учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития;
потребность в систематическом чтении;
27. Итоговая викторина «В мире книг».(1ч)
Форма занятий: игра, анкетирование
УУД: научатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме с
учетом речевых ситуаций; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма занятий | ||
теория | практика | ||||
1 | Роль книги в жизни человека | 1ч | беседа | ||
2 | Мои любимые книги. Презентация | 1ч | презентация | ||
3 | Структура книги. Справочный аппарат книги. Как работать с книгой. » По страницам любимых книг» презентация | 1ч | презентация | ||
4 | Игра «Мои любимые герои книг» | 1ч | игра | ||
5 | Художники-иллюстраторы книг.Техника оформления обложки. | 1ч | беседа | ||
6 | Библиотеки Санкт-Петербурга.Экскурсия в ЦГДБ им.А.Пушкина(он-лайн) | 1ч | экскурсия | ||
7 | Мини- проект «Золотая полка моей семьи» | 2ч. | проект | ||
8. | Лучшие детские книги о детстве | 2ч | беседа | ||
9. | Представление любимых книг. | 1ч | презентация | ||
10. | Книги о животных.Обзор | 1ч | беседа | ||
11. | Представление любимых книг о животных | 1ч | презентация | ||
12. | Лучшие экранизации книг о животных.Просмотр фильма. | 2ч | обсуждение | ||
13. | Дневник читателя. Виды читательских дневников. | 1ч | 1ч | беседа | |
14. | Методика ведения дневника читателя. | 1ч | беседа | ||
15. | Методика критического мышления в работе с текстом. | 1ч | беседа | ||
16. | Кластер. Практическая работа | 1ч | Практическая работа | ||
17. | Составление цитатного плана. | 1ч | Практическая работа | ||
18. | Неделя детской книги. Международный День детской книги. История праздника. | 1ч | беседа | ||
19 | Встреча с писателем. | 1ч | беседа | ||
20 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Игра. | 1ч | игра | ||
21 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Конкурс чтецов | 2ч | Урок-творчество | ||
22 | История страны в зеркале детской литературы. | 2ч | беседа | ||
23 | А.Бруштейн и ее книги. | 1ч | беседа | ||
24 | Д.Бродская Марийкино детство. | 1ч. | беседа | ||
25 | Читательская конференция «Автографы победы» | 2ч | Читательская конференция | ||
26 | Международная акция «Читаем книги о войне» | 1ч. | Читательская конференция | ||
27 | Итоговая викторина «В мире книг». | 1ч | игра | ||
ИТОГО: | 34ч |
|
Планируемые результаты
- Создание читательского дневника
- Участие в конкурсах
Прогнозируемый результат реализации программы.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с текстом книги.
Умение работать со справочным аппаратом книги, элементы аннотирования книги.
Умение работать над отзывом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию
познавательных способностей у своих детей.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам
следующих показателей:
1. Проверка читательского кругозора.
2. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Информационно-методическое обеспечение
- Антипова В. Б. Библиотечные уроки. Формирование информационной
- грамотности учащихся в школьной библиотеке. Выпуск 3: методическое пособие / В.Б. Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336 с. – (Уроки мастерства).
- Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга. – М.: Школьная библиотека, 2006 . -104 с.
- Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей: Учебное пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.
- Крук Н. В., Котомцева И. В. Библиотечные уроки по чтению Ч.1. 1-4 кл. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 289 с.
- Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя: Сб. статей: в 2-х ч. Ч.1/ Чтение как творчество/ Ч. 2. Растим читателя творца / И. И. Тихомирова. — М.: РШБА. — 2009. — 287 с.
- Тихомирова И. И. Школа чтения: Опыт, Теории, Размышления. Хрестоматия М.: Школьная библиотека. — 2006. — 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по английскому языку в 1 классе "Английский с увлечением"
Программа, тематическое планирование, содержание учебного материала и формы контроля для кружка по английскому языку в 1 классе....

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Английский с увлечением" (на основе УМК "Starlight")
Рабочая программа будет полезна тем, кто работает по учебнику "Starlight 4"...

Рабочая программа для дополнительного образования "Математика для увлеченных"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" английский язык
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, це...

Классный час "Мир моих увлечений" "Увлечения"
Презентация к классному часу "Мир моих увлечений". Вторая часть - "Увлечения"...

План-конспект урока по английскому языку «Досуг и увлечения/хобби. Увлечения моих друзей», 5 класс
Chores and Hobbyссылка на видео к урокуhttps://disk.yandex.ru/i/FFDwnsrwLu93tQ...