План-конспект интерактивной беседы "Дружба, мнимая и настоящая"
план-конспект занятия (8 класс)
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
- Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_beseda_druzhba.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная беседа «Дружба»
Тема: «Дружба»
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
- Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Ход занятия.
Ведущий: Добрый вечер, ребята! В прошлый раз мы таким небольшим кругом собирались для того, чтобы обсудить одну из серьезных и актуальных проблем нашего времени – травлю. Беседа проходила в комфортной и доверительной атмосфере, каждый из вас принял в ней участие, без страха и смущения высказывал свое мнение, приводил аргументы, а также делился своим опытом и эмоциями, что очень важно. Именно поэтому мне захотелось провести еще одно такое занятие, но уже на другую тему. Стоит сказать, что тема эта не менее важна, чем предыдущая. Для начала мне хотелось бы рассказать одну небольшую притчу. Кстати, что такое притча?
(ответы воспитанников)
В: Обобщая ваши ответы, можно сказать, что притча – это краткий поучительный рассказ. Итак, вот и сама притча:
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в 1 ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще 1 день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо в несколько раз 62 больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
В: Скажите мне, о чем же эта притча?
(ответы детей)
В: Правильно, это – дружба. Итак, тема нашего занятия – Дружба. Прежде, чем мы пойдем с вами дальше, мне хотелось бы услышать ваше мнение о ситуации, описанной в притче. Тронула ли вас она, какие чувства и эмоции вызвала?
(ответы детей)
В: Может, кто-нибудь вспомнит, какая пословица о дружбе подойдет к этой притче?
(ответы детей - не имей сто рублей, а имей сто друзей)
В: Вы – большие молодцы. Раз уж мы заговорили о пословицах и поговорках, неплохо было бы привести еще несколько. Предлагаю вам назвать пословицы или поговорки на тему «дружба» и объяснить нам всем, как вы их понимаете. Кто хочет начать?
(ответы детей)
В: Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы знаете так много пословиц и поговорок русского народа. А я же для вас подготовила пословицы и поговорки других народов. Послушайте их и попробуйте объяснить.
1) На Алтае говорят - Человек, у которого много друзей, широк, как степь; человек, у которого нет друзей, узок, как ладонь.
2) В Узбекистане считают - В хороший день и подружиться хорошо. И службу не нарушай, и дружбу не разрушай. Тело украшает одежда, а душу украшает дружба.
3) В Азербайджане можно услышать - В дружбе или равным быть, или вовсе не дружить. Настоящая дружба беспристрастна.
4) Туркменистан - Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом.
5) В Бурятии говорят - Дружные сороки съедят и коршуна, скрученная бечевка разрежет и камень.
6) В Республике Башкортостан - Хлеб из лебеды что горчица, а кто дружбу мутит, в друзья не годится. Дружба народов — богатство народное.
7) Киргизы говорят - Без дружбы дело на лад не пойдет. Залог счастья — в дружбе.
8) В Удмуртии - В дружбе легче жить. (удм)
9) В Татарстане Подружишься с дурным — опозоришься, подружишься с хорошим — достигнешь цели.
10) Казахстан - В дружбе единство. (казах)
11) Лакцы (лакск. лак) — один из коренных народов Северного Кавказа говорят - Дружба братьев крепче каменной стены.
12) Тюркский народ – Тувинцы – говорят - Одежду не бережешь — скоро порвется, дружбу не бережешь — скоро разойдешься.
(ответы детей)
В: Когда слышишь ваши рассуждения, понимаешь, насколько вы мудры и рассудительны, несмотря на юный возраст. Продолжаем наше занятие. У меня для вас есть смысловой ряд слов:
Товарищ, друг, приятель. Я хочу вам предложить сейчас эти слова поставить в порядке возрастания значимости. Для начала разобраться со значением каждого слова. Кто попробует?
(ответы детей – приятель, товарищ, друг)
В: Все верно, ребята. Если приятелей у каждого из нас достаточно много, товарищей - чуть меньше, то, как вы считаете, сколько должно быть друзей? Кто может предположить?
(ответы детей)
В: Благодарю вас за ваши ответы. Как говорится – сколько людей, столько и мнений, но тем не менее – каждая точка зрения важна. Сейчас я хотела бы предложить вам пофантазировать и составить словесный портрет идеального друга. Какой он, идеальный друг, настоящий друг? Или, может, вы можете описать своего друга, существующего человека?
(ответы детей)
В: Замечательно! Все, что вы назвали, безусловно, правильно. Но гораздо труднее самому стать настоящим другом, верно? Предлагаю вашему вниманию памятку «Правила дружбы». Сейчас я вам зачитаю её пункты, а вы будете говорить, согласны вы с ними или нет.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
1) Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2) Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.
3) Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
4) Не ссорься с друзьями: старайся общаться с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться извиниться и исправиться.
5) Умей принять помощь, советы и замечания других ребят, а также выражать благодарность.
(ответы детей)
В: Спасибо большое за ваши ответы. Однако, вопросы на этом не заканчиваются! Сейчас я предлагаю вам обсудить следующие вопросы:
1. Нужна ли дружба вообще?
(ответы детей)
2.Когда мы можем дружбу назвать настоящей?
(ответы детей, она бескорыстна, держится на на общности интересов, привязанности)
3. Почему люди ценят дружбу? Почему её ищут, дорожат?
(ответы детей)
Истинный друг – это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда не подведёт тебя в трудную минуту и не продаст. Друг первым придёт к тебе на помощь. Ему ты смело можешь открыть свою душу – он тебя поймёт. Твоё горе – его горе, твоя радость – его радость.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде:
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь –он спать не может!
И во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов.
В.Шекспир.
5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?
(ответы детей)
Иметь друга большое счастье. Но ты тоже должен проявлять интерес к проблемам друга, и ты как друг имеешь перед ним свои обязанности, и ты должен не оставлять друга в беде, и ты должен выручать его и помогать в горе, делить ним его радость..а то ведь и так бывает:
Как странно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить.
М.Ю. Лермонтов.
6. Так чем же сильна дружба?
(ответы детей, верностью, взаимной преданностью)
Давайте вспомним эпизод из жизни А.С Пушкина, когда его отправили в глухую деревню за вольнодумство. Нет связи с друзьями. Зима. Снег завалил домик няни. Кругом сугробы. Утро. Вдруг - колокольчик! Кто же осмелился к нему приехать? Пушкин бросился к окну – из саней выбирался его лицейский друг Иван Пущин. Пушкин как был в халате, тапочках, бросился во двор! Его схватил в охапку Иван и понёс на крыльцо «Простудишься, поэт!». Эту неожиданную радость поэт запечатлел в своём стихотворении «И.И.Пущину».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
6. Что несовместимо с понятием дружба?
(ответы детей)
В: Ну что же, вы – большие молодцы. Я очень рада, что мы вновь собрались и пообщались. Надеюсь, что занятие вам понравилось. Скажите, что вам запомнилось? Что понравилось, а что не очень? Какие эмоции остались у вас после беседы?
(ответы детей)
В: Благодарю, что вы пришли сегодня сюда. Надеюсь, вскоре мы встретимся вновь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия»....
План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Конспект урока по программе Критская, Сергеева....
План-конспект урока в 5 классе по теме "Настоящее длительное время"
План-конспект урока в 5 классе по теме "Настоящее длительное время"...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
"Дружба мнимая и настоящая" - тематическое занятие.
Задачи: 1. Развивать умения культуры общения, поведения. 2. Формировать умения адекватно реаги...
План-конспект урока по английскому языку 5 класс. Урок №13 Тема: §1-2 Глагол иметь в настоящем времени. Учебник Happy English.ru, К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман
Тема: §1-2 Глагол "иметь" в настоящем времениЦели и задачи урока:· Повторить употребление глагола have got в утвердительных и отри...
План-конспект урока в 6 классе по теме: «Настоящая еда»
план-конспект урока по английскому языку (6 класс)...