«31 ИЮНЯ» – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ СКВОЗЬ СТОЛЕТИЯ ВОПРЕКИ ПОЛИТИКЕ
методическая разработка
информационно-музыкальная программа «Достояние республики» в форме дискуссии и концертных номеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_31_iyunya.docx | 622.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Название работы: «31 ИЮНЯ» – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ СКВОЗЬ СТОЛЕТИЯ ВОПРЕКИ ПОЛИТИКЕ…
Форма проведения мероприятия: информационно-музыкальная программа «Достояние республики» в форме дискуссии и концертных номеров.
Класс: 7
2. Ф.И.О.: Сухоставская Светлана Анатольевна
Должность: учитель музыки
ОО: МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя
3. Методический комментарий
Методическая разработка внеурочного занятия по музыке в 7 классе по теме «Роль музыки в кино и на телевидении» c применением дистанционных образовательных технологий, интерактивных форм обучения и электронных ресурсов. Методическая разработка может быть полезна учителям музыки, студентам педагогических колледжей и ВУЗов. Тема «Роль музыки в кино и на телевидении» изучается в разделе «Особенности драматургии сценической музыки» 16 урок 2 четверти 7 класса. К этому времени обучающиеся уже владеют основными знаниями по жанровому многообразию музыкальных произведений, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленное занятие направлено на развитие творческих способностей детей, эмоционального исполнения песен; формирование навыков участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Материал занятия рекомендован для преподавания в группах с высоким темпом обучения.
4. Описание планируемых результатов
Цель урока: Планируемые результаты: | Способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса посредством изучения связи музыкального искусства и кинематографа через групповую и индивидуальную работу. ПРЕДМЕТНЫЕ: -Развитие у учащихся музыкального слуха, музыкального вкуса, речи, дикции. -Повышение интереса к русской музыкальной культуре, киноискусству, музыке. –Расширение музыкального кругозора. Осознание роли музыки в киноискусстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Регулятивные: -Формирование умения высказывать своё предположение на основе диалога; Познавательные: -Формирование умения извлекать информацию из интернета. Самостоятельно проводить исследования, на основе применения методов наблюдения- видеоряд, сравнительный анализ музыкального произведения, слушания музыки. Коммуникативные: -Формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Научить сотрудничать в группе, навыкам самостоятельной, индивидуальной работы, самопроверке знаний, умению слушать и оценивать других, навыкам коммуникативной рефлексии. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: - Формирование умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции, делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
5. Описание оснащения мероприятия
2 линии парт со стульями напротив друг к другу, экран, компьютер, колонки, треки и видеоролики из фильма, микрофоны.
6. Список действующих лиц
Ведущие, журналисты, историки, кинокритики, политики, композиторы, певцы, танцоры.
7. План мероприятия
1.Организационный момент.
2. Этап мотивации к учебной деятельности.
3. Этап актуализации знаний
4. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов
8. Сценарий
Ведущие | Прекрасный лунный день… Есть даты, которых в календарях не существует. Но о них знают практически все, даже если толком не помнят их происхождение. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен», поставленный Марком Захаровым по сценарию Григория Горина, рассказал о 32 мая, который ввел главный герой (в исполнении блистательного Олега Янковского). По задумке Мюнхгаузена при исчислении дат в расчеты вкралась ошибка, которую и призван исправить лишний майский день. В фильме это приводит к отречению барона от самого себя и его исчезновению на несколько лет. При этом он стал местной знаменитостью, а 32 мая — официальным днем его памяти. Каким остался и поныне. Примерно за год до выхода фильма Захарова (он был показан по ЦТ 1 января 1979 года) то же самое случилось с 31 июня. Несуществующий день оказался ключевым в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе о любви художника из XXI века и средневековой принцессы из королевства Перадор. В картине 31 июня описывали как «прекрасный лунный день», в который указанная принцесса в наказание должна была «сидеть в замке, размышлять о будущем и блюсти королевскую честь». В каком-то смысле она все это выполнила, но не совсем так, как задумывал ее отец. | |
Ведущие | Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим о музыке кино, а точнее о судьбе песен из музыкального фильма «31 июня», фильма, который стал достоянием нашей культуры, страны. Песни из которого являются золотыми хитами и остаются популярными в течение уже сорока лет. В нашей студии собрались журналисты, которые сидят по левую сторону от ведущих. Они будут задавать вопросы, а отвечать на них, комментировать, петь и танцевать будут знатоки фильма, сидящие по правую сторону. Надеемся, что сегодняшняя программа «Достояние республики» станет подарком для всех. Итак, мы начинаем! Для вас звучит песня из кинофильма. | |
Певцы | Звучит песня «Звёздный мост» | |
Журналисты | Какова основа создания фильма, кто автор сюжета? | |
Историки | Двухсерийный фильм-мюзикл «31 июня» снят в жанре фэнтези в 1978 году по мотивам одноименной повести английского романиста, драматурга и театрального режиссёра Джона Бойнтона Пристли с подзаголовком «История настоящей любви, предприимчивости и прогресса в век короля Артура и атомно-рекламный век». Используя только завязку сюжета о художнике из недалекого ХXI века, полюбившего девушку из XII века, сценаристы придумали совершенно новую, свою историю. В советские времена так часто поступали авторы, которые по тем или иным причинам не могли рассчитывать на публикацию и успех своих оригинальных творений. Сценарист фильма Нина Ильина позже признавалась: «Я легла спать в полной уверенности, что никто не заставит меня экранизировать эту скучную вещь, а утром в голову пришла крамольная мысль: не буду я ничего переписывать, а сама под именем Пристли сочиню новую сказку. Перенесу действие в первый год ХХI века. С классика Пристли взятки гладки, а оригинал пьесы в худсовете все равно не читали». | Родился: 13 сентября 1894г., Брадфорд, Западный Йоркшир, Англия Умер: 14 августа 1984 г. (89 лет) |
Журналисты | Как изменился сюжет фильма «31 июня»? Какова эта новая история? | |
Кинокритики | Действие происходит в Великобритании параллельно в двух мирах – вымышленном XII веке, где изучается драконография, все должно вязаться с королевской честью, вечность принадлежит королям, а сердце дамы можно завоевать только убив дракона, и «реальном» XXI веке. Здесь люди уже забыли как выглядит настоящее мясо, и «съесть» курицу с горошком можно просто запив пилюлю стаканом воды. Мелиот, король Перадора, ищет жениха для своей дочери Мелисенты. Претенденты, живущие с ними в одно время, принцессе не подходят. В это же время житель XXI века, художник Сэм Пенти, ищет образ девушки для рекламы чулок. Увидев Мелисенту в зеркале, он понимает, что нашел ту единственную. Магистр белой и черной магии, злой волшебник Мальгрим, устроил недолгую встречу Мелисенты и Сэма на звездном мосту. Они полюбили друг друга с первого взгляда, но за воссоединение нужно заплатить слишком высокую цену – Мальгрим просит волшебную брошь Великого Мерлина, принадлежащую Мелисенте. Есть ли надежда у влюбленных? Оказывается, да. С брошью пришлось расстаться, но не в пользу злого волшебника. Сэм и Мелисента обрели друг друга. Лунный день 31 июня закончился, и участники истории забыли все, что с ними случилось. Только любовь Сэма и Мелисенты остается. | |
Ведущие | А теперь послушаем песню из кинофильма. | |
Певцы | Звучит песня «Он пришел…» | |
Журналисты | Расскажите об истории создания и создателях | |
Кинокритики | Фильм сняли летом 1978 года всего за полтора месяца, подстраиваясь под отпуск танцоров в театре. Всю картину снимали в две смены в одном павильоне, за исключением сцены поездки Мелисенты и Сэма в машине. Премьера музыкального фильма «31 июня» прошла 31 декабря того же 1978 года на Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР, после чего картину на семь долгих лет положили на полку…Сценарий к фильму написала Нина Фомина при участии режиссера картины Леонида Квинихидзе. Замечательные стихи сочинили Леонид Дербенёв, Римма Казакова и Юрий Энтин. | |
Журналисты | Расскажите о музыке фильма и жизни песен вне его, а также об авторах и исполнителях | |
Композиторы | Композитором стал Александр Зацепин, а звукорежиссером его друг, Виктор Бабушкин. Вокальные партии в фильме исполнили Татьяна Анциферова, Жанна Рождественская, Яак Йола и Сергей Беликов при участии ансамблей «Аракс» и «Мелодия», а также Симфонического оркестра Госкино СССР под руководством дирижеров Д. Запольского и Г. Кемлина. Все композиции в «31 июня» записаны и аранжированы в оборудованной под звукозаписывающую студию квартире Александра Зацепина, так как в «Мосфильме» не было условий для реализации всех замыслов композитора. Мелисенту озвучила солистка ансамбля «Музыка» из Ужгорода Татьяна Анциферова, приглашенная в Москву на пробную запись. Все прошло настолько удачно, что даже не понадобились дубли. Позже песню «Мир без любимого» Анциферовой запретили включить в свой репертуар. Дело было в начале 1980-х, когда режиссер Юрий Любимов остался в Париже. Худсовет боялся, что слова композиции будут звучать сожалением об оставшемся на Западе. На фирме «Мелодия» в 1980 году был записан LP-диск «Песни из кинофильма «31 июня», куда вошли композиции из картины. Все песни записали те же исполнители, кроме заглавной «Ищу тебя». Ее перезаписали в исполнении Ксении Георгиади, голос Татьяны Анциферовой по каким-то причинам не устроил худсовет студии. Именно в исполнении Георгиади «Ищу тебя» стала одним из самых популярных шлягеров СССР. Новую версию композиции в 1997 году исполнила Лариса Долина в фильме «Старые песни о главном-3». | |
Ведущие | Послушаем песню из кинофильма | |
Певцы | Звучит песня «Ищу тебя» | |
Журналисты | Расскажите о судьбе фильма | |
Историки | Сегодня сложно представить причины, по которым безобидный фильм-мюзикл о любви «31 июня» мог бы показаться «неблагонадежным», однако почти сразу после премьеры в декабре 1978 г. его отправили «на полку», где он оставался на протяжении 7 лет. Мало того, даже прекрасные песни, написанные одним из самых популярных советских композиторов Александром Зацепиным, попали в опалу из-за ненужных ассоциаций, которые вызывали слова «Мир без любимого»…После снятия запрета лента снова нашла своих почитателей. Кинозрителей привлекают в фильме интересное смешение жанров мюзикла и фантастики, прекрасная игра актеров, танцы и мелодии, поэтому не удивительно, что «31 июня» был издан в начале 1990-х годов на видеокассетах, затем переиздан в начале 2000-х. В 2005 году картину отреставрировали и выпустили на DVD. Для проб на главные роли приглашались ведущие исполнители страны: Ирина Понаровская, Алла Пугачёва, Андрей Миронов, Ирина Алфёрова и Елена Шанина. Но Квинихидзе пошел на риск и взял на ведущие роли артистов с хореографическим образованием. | |
Журналисты | Почему фильм отправили «на полку», а песню «Мир без любимого» запретили исполнять на сцене? | |
Политики | Несмотря на неодобрение руководства киностудии, на роли утвердили солистов Большого театра Александра Годунова и Людмилу Власову, а также артистку балета из труппы Музыкального театра имени Станиславского Наталию Трубникову. У артистов балета была худшая репутация в СССР, так как многие становились невозвращенцами. После премьеры о фильме заставили забыть. Причиной нелюбви стал артист балета Александр Годунов, сыгравший в «31 июня» придворного музыканта Лемисона в XII веке и Боба Тейлора в XXI веке. Он попросил политического убежища во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке. По несчастливому стечению обстоятельств это случилось в августе 1979 года, через восемь месяцев после премьеры музыкальной картины. К сожалению, за границей у беглеца все сложилось не так, как он предполагал. | |
Кинокритики | Наталия Трубникова рассказывала: «После того как он уехал в Америку, на «Мосфильме» было негласное распоряжение не утверждать на главные роли балетных артистов… Мы как-то летели на гастроли в Америку, Годунов об этом узнал. И попросил привезти ему кассету с фильмом, но найти ее оказалось невозможно. Фотографии тоже все изъяли. Просила продать мне мой портрет, который Еременко рисовал в фильме. Не продали. Неизвестно, куда он делся. В итоге я смогла привезти в Штаты только магнитофонную запись, но так и не смогла передать. Мы увиделись во время банкета на Пятой авеню. Там было много людей искусства. Саша стоял такой красивый, в темно-синем бархатном пиджаке. Но между нами было, наверное, человек 300. Пробиться к нему мне не удалось». | |
Композиторы | Фильм не показывали и по той причине, что в начале 1980-х гг. из СССР во Францию уехал и композитор Александр Зацепин, после чего даже песни из мюзикла оказались под запретом. Самым абсурдным стал запрет исполнять на сцене песню «Мир без любимого» – эта фраза кому-то показалась намеком на эмиграцию режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова, который после гастролей за границей в 1982 г. не вернулся в СССР. На худсовете вынесли вердикт: «Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе!» А в строчках песни «Звездный мост» увидели пропаганду американской программы космических вооружений, условно названной журналистами «Звездные войны». | |
Композиторы | Сложности возникли и с музыкой, автором которой был популярный советский композитор Александр Зацепин. В аранжировки ему пришлось внести более 30 поправок, так как руководство киностудии высказывало претензии: «Мне говорили, что моя музыка – это зады капитализма, что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить». Недовольство вызывали и слишком откровенные наряды танцоров. Фильм все-таки вышел на экраны, но почти сразу же попал в опалу. | |
Ведущие | Давайте насладимся музыкой и танцем из этого замечательного мюзикла | |
Танцоры | Исполняется танец «Чарльстон» | |
Ведущие | Смотрите и обратите внимание: мюзикл «31 июня» о любви, но влюбленные так ни разу и не поцеловались. Приятного просмотра! | |
Просмотр фильма |
9. Указания на используемые источники
1. Судьба кинофильма «31 июня» https://kulturologia.ru/blogs/221117/36759/
2. История развития киномузыки.ru.wikipedia.org/wiki/ Категория: Композиторы
XX века
3. Композиторы-кино.ru.wikipedia.org/wiki/кинематограф
4. Музыка из кинофильмов.http://biografix.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое воспитательное мероприятие "Сквозь столетия с верой в чудо"
Целью данной разработки является приобщение детей к народным традициям и православной культуре через ознакомление с историей празднования Пасхи; развитие уважения, милосердия и сочувствия; привл...
Литературно-музыкальная гостиная "Поэзия любви в творчестве Ф. Петрарки, Ф. И. Тютчева, В. С. Высоцкого"
Поэзия – прекрасный материал для духовного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Стихи Петрарки, Тютчева, Высоцкого о любви позволяют ученикам понять, что любовь – всеобъемлющее, многоли...
Сценарий митинга и Литературно-музыкальной композиции, посвященных Дню Памяти и Скорби (22 июня).
Сценарий траурного митинга и литературно-музыкальной композиции "22 июня - День памяти и скорби." На этих мероприятиях присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженники тыла, "дети войны...
Многообразие музыкальных жанров XX в. сквозь призму лирики С.А.Есенина.
Интегрированный урок МХК и литературы, на котором рассматриваются музыкальные жанры 20 века сквозь призму творчества Сергея Есенина. Задания к уроку размещены на листах исследователя. В процессе работ...
«Джаз, как явление музыкальной культуры 20 столетия».
Познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз” и историей возникновения этого музыкального направления. Расширить представление о характерных особенностях стиля. Послушать ...
« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/
Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...
Сценарий тематического родительского собрания-концерта в классе фортепиано "От барокко до джаза. Взгляд сквозь столетия"
Участие в концертах является одним из приоритетных видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. Зак...