«Джаз, как явление музыкальной культуры 20 столетия».
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз” и историей возникновения этого музыкального направления. Расширить представление о характерных особенностях стиля. Послушать знаменитых исполнителями джазовой музыки и выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов. Пояснить значение понятий «симфоджаз» и закрепить понятия « блюз», «регтайм», «спиричуэл».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl.dzhaz_kak_yavlenie_muzykalnoy_kultury_20_stoletiya.docx | 488.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Джаз, как явление музыкальной культуры 20 столетия».
Цели и задачи:
1) познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов.
2) формировать у учащихся представления о джазовой культуре;
3) обучать культуре слушания;
4) учиться высказывать собственные мысли относительно музыкальной формы, звучания и образного содержания музыкальных произведений;
5) пояснить значение понятий «симфоджаз» и закрепить понятия «джаз», « блюз», «регтайм», «спиричуэлс»;
6) формировать вокально – хоровые навыки и уметь выделять главное в содержании и звучании музыкального произведения;
5) воспитывать эстетический вкус учащихся;
Методы и формы работы :
Коллективно – групповая, индивидуальная, проблемно – поисковые + диалог.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, диски с записью джаза, компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал( картинки с музыкальными джазовыми инструментами).
Тип урока: комбинированный, развивающий (формирование новых знаний).
Ход урока:
1.Орг. момент
Эпиграф:
Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.
Д. Эллингтон.
Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.
Дж. Гершвин.
Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.
Луи Армстронг.
Мотивация
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе( слайд №1)
Учитель -
Давайте, ребята, сейчас вместе поразмышляем о музыке.
Жизнь движется, идет своим чередом, и музыка не стоит на месте – она развивается вместе со временем. Бесспорно, Музыка – важная часть жизни любого человека. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве, является: «А какую музыку ты слушаешь?» Действительно, самое типичное разделение для нашего и вашего поколения – разделение по музыкальным пристрастиям. А какую роль в твоей жизни играет музыка?
( Ответы учащихся)
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В наше время музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Но так же, как вы не станете пить любую воду, вы не должны окунаться бездумно в мир музыки. Я хочу помочь вам не захлебнуться в этом многообразии современных стилей и направлений, а понять их лучше, чтобы каждый мог сделать выбор для себя.
( Слушание и определение современных стилей в музыке)
3.Основной этап ( слайд № 2)
Учитель: Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя.
Первая буква – руководитель оркестра (дирижёр) Д
Вторая буква - понятие, обозначающее разновидность музыкального произведения по различным признакам ( жанр) Ж
Третья буква – сольный номер оперы ( ария) А
Четвёртая буква – певец – солист, исполняющий запев З
( запевала)
Наш урок я хочу провести в виде передачи «Музыкальный калейдоскоп». Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Итак, мы начинаем…( слайд№ 3)
«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия ( пример шоу икс – фактор: Яков Головко)
Слушаем Луи Армстронга «Go down mouses»
Родился джаз на юге США в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему мир. Родиной джаза - город Новый Орлеан, где великая река Миссисипи впадает в океан .( слайд № 4)
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору? ( Бичер Стоун « Хижина Дяди Тома»)
- ( слайд № 5)
Джаз возник в США среди угнетённого, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. Невольники находили утешение в музыке, негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. Шли годы. В памяти стирались воспоминания о музыке страны предков, на слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали их петь. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс.
- Небольшие оркестры джаз – бенды разъезжали на грузовиках и телегах, и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик или телегу к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш джаз.
( слайд № 6)
Слово «jazz», первоначально «jazz-band», стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано (Обратите внимание на инструменты)
- Сорванец с улицы подрос, и лет в 15 отправился из родного города (какого?) на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. ( слайд № 7) Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
-А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного Спиричуэла, грустного Блюза, весёлого Регтайма.
Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры привозили туда и свои обычаи. Музыка – одна из них.
Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.
Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в музыке .
1) Спиричуэлс (щелчки пальцами)
2)Блюз
3)Регтайм
Работа в терминологических словарях( слайд № 8 )
Спиричуэл – повлиял на развитие джазового стиля, песни американских негров религиозного содержания.( слушание музыки спиричуэлса)
Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. (слайд № 9) ( слушание музыки блюза)
Блюз вошел в мировую культуру одновременно с ранним джазом, и как казалось в те годы, в неразрывной связи с ним. Во – первых, что такое блюз вообще. Это светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения спиричуэла. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. Негритянский поэт Хьюс писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэл. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот ожесточена смехом, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться».
За диким, отчаявшимся весельем блюзов скрывается трагедия всего народа.
Регтайм – танцевальная музыка особого, ритмического склада . (слайд № 10)
Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Почему же из всех возможных инструментов, известных в Америке, проводником регтайма стало фортепиано?
- А как вы думаете, ребята?
(Ответы учащихся)
Суть дела в том, что фортепиано было самым распространенным, самым «домашним», доступным в исполнительском смысле инструментом Америки той эпохи.( слушание музыки регтайма)
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.( Пример нашей филармонии)
Побывал он и в нашей стране, и даже в нашем городе существует (Молодежный джаз-бенд Fusion Band в программе: "Джаз-рок-фанк-соул Оркестр консерватории )
Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений.( на листочках узнаете)
Учитель: Для закрепления материала предлагаю тесты.
Попробуем нарисовать психологический портрет Джаза:
1) учтивость, религиозность, важность – от( спиричуэлса);
2) нежность, романтичность, мечтательность – от( блюза);
3) веселый нрав, жизнерадостность, живость характера – от (регтайма).
С этим направлением в музыке вы встречались в 6 классе, вспомните прекрасную колыбельную песню из оперы Дж. Гершвина « Порги и Бесс».
( слайд № 11)
Джордж Гершвин - известный американский композитор первой половины 20 столетия. В своём творчестве он сумел объединить казалось бы несовместимое: музыку европейского позднего романтизма, джаза и эстрады.( слайд № 6)
Композитор родился в бедном районе Нью – Йорка – Бруклине и со временем не раз называл себя « воспитанником бруклинских негров.»
Чем же он так прославился?
Ведь в ту пору (первая половина 20 века) в Америке были и другие композиторы.
Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.
Так возник стиль музыки, получивший название «симфоджаз».
- Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?
-( Это слияние симфонической музыки и джаза.)
Слушание отрывок из « Порги и Бес»
Что лежит в основе джазовой музыки? ( слайд № 12)
Импровизация. Джазовый музыкант выступает и автором того, что играет.
Джазовый импровизатор это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по – ансамблю, поэтому импровизация -это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки.
Ритм
Характерный сбивчивый (синкопированный) , акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
Роль ритма в джазе – это главное. Существование ритм. – группы принципиально для джаза. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики.
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
- А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
- Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.
Разбор песни Исидора Бейлина( родился в 1888 году), выходца из России, который в 14 лет оказался с родителями в США и стол одним из самых известных во всём мире композиторов американской популярной музыки.
Песня « Самый лучший в мире – джаз» - разбор, исполнение.
( песня с текстом находится на парте у каждого ученика)
Учитель: Джаз – уникальное явление 20 века, музыкальный феномен. Он представляет широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими.
Рефлексия:
Подводя итог, постараемся вспомнить всё, о чём говорилось на этом уроке.
1. Как же появился джаз? Откуда берутся его истоки?
2. Какие направления джаза вы сегодня услышали? (регтайм, блюз).
3. Американский композитор xx века.
4. Сочинение музыки во время её исполнения.
5. Жанр негритянской песни, повлиявший на развитие джазового стиля. Негритянская религиозная песня.
Домашнее задание
Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание по группам: 1-я группа подготовит информацию о Луи Армстронге, 2-я группа – о Дж. Гершвине.
Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.
Выставление оценок за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.
Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства!
Под музыку дети выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"
Игра включает конкурсные задания по творчеству С.Рахманинова. Для педагогов музыкальной литературы ДМШ и ДШИ....
Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста
Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка? [[...
Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...
Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"
Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО Дворец твор...
Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.
Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает п...
урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...