Программа"Творческая фантазия"
учебно-методический материал
Рабочая программа "Творческая фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_fantaziya_1_klass_1.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия: игрушки, сувениры и т. д. стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила природа. Природа - это богатая кладовая, от нее исходит камень, бумага, дерево и т. д.
Подручный материал люди использовали для изготовления и украшения различных изделий не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху развития науки и техники, человек охотно использует подручный материал – шишки, камни, лоскуты, нитки, картон, бумагу для изготовления различных вещей. В процессе обучения дети учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты.
Занятия ручным трудом не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка. Развитие младшего школьника находится на кончиках его пальцев. Механический труд формирует высокий интеллект ребенка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Творческая фантазия» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» «Курсы внеурочной деятельности».
Цель курса – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой и природным материалом, а также новыми искусственными материалами в рамках художественного конструирования из них. Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся. Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности.
Содержание курса нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание расширяет представления обучающихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети смогут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ. Обучающиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой
Актуальность.
Программа является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
В руках детей с душой изобретателя и художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи, используемые в быту, сувениры, подарки.
Задачи программы:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами.
- Обучать различным приемам работы с разными материалами
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, обьёмной аппликации и др.
- Воспитывать интерес к созданию разных панно, используя разный материал.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Практическая значимость.
Детское творчество это чудесная и загадочная страна. Делая что – либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивость и терпению.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно младших школьников, а так же для детей, нарушениями и дефектами речи.
Принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Программа курса рассчитана на 1 года обучения. Участники программы: обучающиеся 1 класса ОГКОУ «Санаторной школы - интернат».
Количество занятий – 1 раз в неделю.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные, комбинированные и практические занятия;
- праздники, конкурсы и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты.
Результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
• использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
• расширит знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомится с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
• новым технологическим приемам обработки различных материалов;
• использовать новые инструменты для обработки материалов и новые функции уже известных инструментов;
• общаться со сверстниками и со старшими, оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
• работать с информацией.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку воспитателя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера.
Познавательные
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• высказываться в устной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте;
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• проводить наблюдения и эксперименты с различными материалами, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Личностные результаты.
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности;
• внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженная познавательная мотивация;
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов программы.
1. Проведение выставок работ обучающихся:
– в классе,
– в школе,
2. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
3. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
Содержание курса
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, темы. | Кол-во часов |
Раздел 1. Поделки из природного материала (ч.). | ||
1.1 | Вводное занятие. Поделки из природного материала. Сбор природного материала. | |
1.2 | Поделка из природного материала: «Неразлучные друзья» | |
1.3 | Поделка из природного материала «Букет» | |
Раздел 2: Традиционное рисование (ч.). | ||
2.1 | Рисование на тему: «Удивительный мир животных» | |
2.2 | «Удивительный Мир животных» | |
2.3 | Рисование на конкурс: «Краски осени» | |
2.4 | Рисование на конкурс «Удивительный мир животных» | |
2.5 | Рисование на конкурс «Удивительный мир животных» | |
Раздел 3. Подарки к праздникам (ч.). | ||
3.1 | Подготовка видео - поздравления на День матери | |
3.2 | Поделка – подарок мамам и бабушкам «Цветы» | |
3.3 | Поделка - подарок «Цветы» | |
Раздел 4. Поделки к Новому году (ч.) | ||
4.1 | Поделка « Снеговик» | |
4.2 | Поделка «Снеговик» | |
4.3 | Открытка-поздравление на Новый год | |
4.4 | Изготовление снежинок и гирлянд | |
Раздел 5. Нетрадиционные способы рисования (ч.) | ||
5.1 | Рисование «Зимние фантазии» | |
5.2 | Встреча с художниками ДХШ Кляксография – способ рисования каплями краски. Рисунок «Бабочка» | |
5.3 | Рисование ватными палочками. | |
5.4 | Рисование ладошками, губками, накладывание трафаретов. | |
Раздел 6. Открытки-поздравления к праздникам (ч.) | ||
6.1 | Изготовление открытки к празднику «23 февраля» | |
6.2 | Изготовление открытки к празднику « 23 февраля» | |
6.3 | Открытка – поздравление к празднику 8 Марта | |
Раздел 7. Флористика для детей (ч.) | ||
7.1 | Знакомство с флористикой. | |
7.2 | Панно из засушенных листьев и цветов | |
7.3 | Панно из засушенных листьев и цветов | |
Раздел 8. Аппликации (ч.) | ||
8.1 | Аппликация. Тема: «Звездное небо» | |
8.2 | Аппликация. Тема: «Пасхальный звон» | |
8.3 | Аппликация. Тема: «Пасхальный звон» | |
8.4 | Аппликация. Открытка-поздравление к празднику 9 Мая | |
Раздел 9. Пластинография (ч.) | ||
9.1 | Пластинография по ПДД | |
9.2 | Пластинография по ПДД | |
9.3 | Пластинография на тему : «Здравствуй,лето!» |
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
• цветную бумагу,
• картон белый и цветной,
• клей (наилучшим является густой клей ПВА)
• Засушенные листья, природный материал.
• Искусственный материал - фоамиран.
• Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Литература
1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань /
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
3. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек /
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
5. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги .Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004
6. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», «Учебная литература», 2004.
7. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
8.. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
9. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
10. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
11. Сайт Всё для детей
12. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
13. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
14. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
15. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
16. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006. дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
17.Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/
Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться ...
Творческие фантазии из ткани
Материал содержит разработку урока и презентацию. Практические советы по дизайну изделий. Экологические ткани современного мира....
Разработка урока "Творческие фантазии из ткани"
Урок расчитан на учащихся 7 классов. Развитие творческих способностей в дизайне изделий. Познавательный материал об "экоодежде"....
Творческие фантазии
Разработка урока творческие фантазии...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ФАНТАЗИЯ"
Программа художественно-эстетической направленности...
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ-КОНСТРУКТОРЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ
Музыкально-компьютерные технологии. Игра с пользой))...