ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ФАНТАЗИЯ"
рабочая программа на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Программа художественно-эстетической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_ddt_2012.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ФАНТАЗИЯ»

Возраст обучающихся – 11 - 16 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор составитель – Ламбантова Лада Викторовна,

педагог дополнительного образования

Приморский край

Дальнереченский район

с. Сальское

2012 г

Пояснительная записка

Направленность программы

     Программа творческого объединения «Фантазия» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

     Программа  вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, скульптурно-текстильная техника дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

   Программа предназначена для обучающихся в основной школе, а также детей интересующихся декоративно-прикладным искусством, рисованием, одаренных учащихся, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству и художественному труду.  

     Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, знакомит с изобразительными техниками и оформительской деятельностью, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Классификация

По функциональному предназначению - прикладная

По времени реализации - годичная

По форме организации - кружковая

По возрастным особенностям – для детей среднего школьного возраста

Актуальность данной программы обусловлена  ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, учатся делать  открытки, сувениры и поделки, участвовать в конкурсах и выставках проводимых в школе, районе, крае.  Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе: с природными, бросовыми, пластилином, тканью, текстильными материалами, бумагой с практическим закреплением в создании разнообразных работ.

     В основе формирования творческих способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.

Новизна программы  состоит в том, что в процессе обучения воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые шаблоны и выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Основная  цель  программы

создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

Обучающие:

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:
 осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;

формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-16 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства, о разнообразных изобразительных техниках, декоративно-прикладном искусстве.  Группа формируется по желанию учащихся. Набор обучающихся свободный. Все дети с разными способностями к изобразительному творчеству и разными навыками и умениями, что требует индивидуального подхода и разноуровневых заданий и обязательно учитывается при проведении занятий.

Срок реализации программы – 1 год

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата, к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности   данной программы в том, что она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями:

  • формирования  у учащихся эстетического вкуса, понимания актуальности знаний изобразительной грамоты;
  • развития общей способности к творчеству;
  • умение найти свое место в жизни.

     Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и изобразительным техникам. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

     Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности

     Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, умений и навыков у детей развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Основные разделы программы:

  1. Бумагопластика
  2. Лепка
  3. Скульптурно-текстильная техника

       Первый раздел посвящен бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся, познакомятся со следующими техниками:

          Айрис-фолдинг ( Iris Folding ) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике  используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и  ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.

Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей  могут  показать дети.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Модульное оригами.  Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Второй раздел посвящен лепке. Лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из пластилина, делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы. Ребята освоят пластилинографию, новый вид декоративно-прикладного искусства.

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!

  Третий раздел посвящен скульптурно-текстильной технике. Создание куклы интереснейший и увлекательный процесс, который содержит в себе огромный простор для фантазии автора. Причем каждый желающий может сделать куклу, для этого лишь следует иметь желание, необходимые материалы и, конечно же, информацию о технологии. При создании куклы могут применяться самые разнообразные приемы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  • связь с современностью;
  • освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий;
  • выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

    Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1.   эскиз

2.   воплощение в материале

3.   выявление формы с помощью декоративных фактур.

      Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Формы занятий

   Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

   Для качественного развития творческой деятельности ребят программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

   

     Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только,  копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

     Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

     Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, коллективные, практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

     В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, материалы и справочная информация из Интернет-источников, когда педагог вместе с обучающимися выполняет практическую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном искусстве.

Режим занятий

Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа, количество часов в неделю 6 часов, 216 часов в год.

Ожидаемые результаты освоения программы

    Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребенок. Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку.  

Обучаемые  должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, панно, коллаж, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, изобразительные основы декоративных элементов, скульптура, скульптурный текстиль, пластилинография, торцевание, айрис-фолдинг, квиллинг;
  • материалы и технические приемы оформления;
  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности и при создании текстильных кукол;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества: скульптурный текстиль, лепка на стекле, аппликация, коллаж;
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

  • работать в определенной цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов ;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • проявлять творчество в  создании работ.

Способы проверки результатов

  • создание самостоятельных творческих работ (с натуры, по памяти, по воображению) и небольших станковых композиций, на основе теоретических знаний;  
  • подготовка небольших сообщений, устная работа в процессе обсуждения тем, подготовка теоретических материалов, владение терминологией;
  • проявление знаний теории, сведений о разнообразных изобразительных техниках,  из истории изобразительного искусства в импровизированных играх, рассказах о картинах, опросы (проводящиеся в игровых формах: отгадайте кроссворд, задайте вопрос художнику, конкурсы, импровизированные экскурсии).

      Со стороны педагога просматриваются все уровни освоения программы, а так же просматривается рост мастерства самого ребенка. Так как в школе и районе проводятся выставки детских работ, то дети имеют возможность объективно оценить работу свою и других ребят. Подводится общий итог в конце  года обучения: дети выполняют итоговый творческий проект  на любую пройденную тему.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в оформлении интерьера школы, оформление школы к праздникам и тематическим мероприятиям;
  • участие  в акциях, конкурсах, фестивалях детского творчества  различного уровня;
  • участие в школьных, районных, краевых, всероссийских  выставках рисунков и детского творчества.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Бумагопластика

57

11

46

1.1.

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона.

Основы цветоведения.

Основы композиции.

3

1

2

1.2.

Удивительный мир аппликации.

Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике.  Приемы работы.

3

1

2

1.3.

Птицы из «ладошек».

3

-

3

1.4.

Панно «Лебеди».

6

1

5

1.5.

Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.

Айрис-фолдинг из осенних листьев.

6

1

5

1.6.

Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.

Миниатюры на осеннюю тему.

6

1

5

1.7.

Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

Миниатюры на свободную тему.

6

1

5

1.8.

Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

Роллы. Освоение приемов.

Творческая работа

12

2

10

1.9.

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Базовые элементы модульного оригами. Творческая работа.

6

1

5

1.10.

Групповые творческие работы по теме «Бумагопластика».

6

2

4

2

Пластилинография

54

7

47

2.1.

Просмотр работ, выполненных  в технике пластилинография. Последовательность выполнения работ в технике пластилинография.

6

2

4

2.2.

Рисование пластилином.

Веселые клоуны.  

9

2

7

2.3.

Радужные бабочки.

6

-

6

2.4.

Просмотр работ, выполненных  в технике «Обратная аппликация».

Сказочные герои. Обратная аппликация

9

2

7

2.5.

Панно «Сакура»

12

-

12

2.6.

Творческая работа по теме «Пластилинография». Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах

12

1

11

3

Скульптурный текстиль

84

12

72

3.1.

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Техника «Скульптурный текстиль».  Инструменты и материалы для изготовления текстильных кукол.

3

2

1

3.2.

Текстильная кукла – какая она?

Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров (презентация). Последовательность изготовления куклы из текстиля. Материалы и приспособления.

3

2

1

3.3.

Изготовление головы.

6

1

5

3.4.

Изготовление туловища куклы.

6

1

5

3.5.

Основы изготовления костюма.

6

1

5

3.6.

Прическа, макияж. Окончательная обработка.

6

-

6

3.7.

Кукла «Бурёнка».

9

1

8

3.8.

Кукла «Машенька».

9

1

8

3.9.

Цветочные феи.

12

1

11

3.10.

Кукла «Баба-яга».

12

1

11

3.11.

Коллективная творческая работа по теме «Скульптурный текстиль»

12

1

11

Творческий проект

21

3

18

ИТОГО:

216

33

183

Основное содержание

Раздел 1. Бумагопластика – 57 часов

1.1. Вводное занятие Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона. Основы цветоведения. Основы композиции (3ч)

Теоретические сведения: Вводное занятие. Знакомство кружковцев с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской. Как родилась бумага. Разнообразие бумаги, ее виды.  Волшебные свойства бумаги.

Практические работы: Рассмотреть виды бумаги, определение основных свойств бумаги.

1.2. Удивительный мир аппликации. Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике.  Приемы работы (3ч)

Теоретические сведения: Основные правила работы в технике аппликации.Особенности аппликаций из ладошек.

Практические работы: Выполнение аппликации (тема на выбор) из ладошек.

1.3. Птицы из «ладошек» (3ч)

Теоретические сведения: Эскиз, составление эскизов.

Практические работы: Составление эскизов предстоящих панно, его выполнение. Изготовление рамки для панно.

1.4. Панно «Лебеди» (6ч)

Теоретические сведения: Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила ее составления.

Практические работы:  Композиция «Лебеди», изготовление панно по эскизу композиции. Изготовление рамки.

1.5. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.

Айрис-фолдинг из осенних листьев (6ч)

Теоретические сведения: Особенности техники айрис-фолдинг. Изготовление животных, птиц и насекомых в технике айрис-фолдинг.

Практические работы: Изготовление панно «Золотые пчелки», «Журавли» и т.п. Изготовление рамки.

1.6 Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. Миниатюры на осеннюю тему (6ч)

Теоретические сведения: Техника торцевания. Основные приёмы работы. Инструменты и приспособления.

Практические работы: Выполнение элементов техники торцевания. Подготовка эскизов композиций для миниатюр. Цветовое оформление эскиза. Подбор цветной бумаги.

1.7. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

Миниатюры на свободную тему (6ч)

Теоретические сведения:  Технология выполнения обрывной аппликации.

Практические работы:  Изготовление миниатюр в технике обрывной аппликации.

1.8 Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. Роллы. Освоение приемов (12ч)

Теоретические сведения: Знакомство с техникой квиллинг, приёмами выполнения роллов.  

Практическая работа: Изготовление композиции в технике квиллинг по эскизу (свободная тема)

1.9. Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Базовые элементы модульного оригами (6ч)

Теоретические сведения: Знакомство с техникой модульное оригами, приёмами выполнения базовых моделей оригами.  

Практическая работа: Изготовление композиции в технике модульное оригами по эскизу (свободная тема)

1.10. Групповые творческие работы по теме «Бумагопластика» (6ч)

Воспитательные мероприятия:  Игра-знакомство «Знакомьтесь, это мы!»; мероприятие «Вот и наступила сказочная осень!», экскурсия в лес, сбор природного материала; подготовка новогодних сувениров родным и близким; мероприятие «Здравствуй, Новый год!»

Раздел 2. Пластилинография – 54 часа

2.1. Просмотр работ, выполненных  в технике пластилинография (6ч)

Теоретические сведения: Особенности техники пластилинография.  Основы цветоведения. Техника выполнения работ. Инструменты и приспособления для выполнения панно в технике пластилинография.

Практическая работа: Изготовление панно.

2.2. Рисование пластилином. Веселые клоуны (9ч)

Практическая работа: изготовление панно «Весёлые клоуны».

2.3. Радужные бабочки (6ч)

Практическая работа. Изготовление панно «Радужные бабочки».

2.4. Просмотр работ, выполненных  в технике «Обратная аппликация». Сказочные герои (9ч)

Теоретические сведения: Технология выполнения работ в технике «обратная аппликация». Приёмы работы, инструменты и приспособления.

Практическая работа: Изготовление эскиза для панно в технике «обратной аппликации» по теме «Сказочные герои». Выполнение панно. Изготовление рамки.

2.5. Панно «Сакура». Творческая работа (12ч)

Практическая работа: Изготовления изделия панно «Сакура» в технике обратная аппликация.

2.6. Творческая работа по теме «Пластилинография» (12ч)

Воспитательные мероприятия: Видеоэкскурсия «Народное творчество», подготовка  подарков к 8 марта, чаепитие «За круглым столом!»; игра «Что я знаю о русских художниках;  «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» мероприятие по творчеству В.Васнецова, викторина «В мире сказок»,

 Раздел 3. Скульптурный текстиль-84 часа

3.1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Техника «Скульптурный текстиль».  Инструменты и материалы для изготовления текстильных кукол (3ч)

Теоретические сведения: Материалы и приспособления. Этапы изготовления изделий в технике скульптурного текстиля.  

Практическая работа: Изготовление каркасов для кукол.

3.2. Текстильная кукла – какая она? Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров (презентация). Последовательность изготовления куклы из текстиля. Материалы и приспособления (3ч)

Теоретические сведения: История появления текстильных кукол, виды кукол. Знакомство с творчеством О. Андриановой и её работами. Материалы и приспособления.

Практическая работа: Изготовление каркаса, обтяжка каркаса синтепоном.

3.3. Изготовление головы (6ч)

Теоретические сведения: Последовательность изготовления головы куклы, её формирование с помощью утяжек. Технология изготовления глаз, волос куклы.

Практическая работа: Изготовление головы, глаз, волос.

3.4. Изготовление туловища куклы (6ч)

Теоретические сведения: Знакомство с технологией изготовления каркаса куклы. Способы обтяжки.

Практическая работа: Изготовление каркаса.

3.5. Основы изготовления костюма (6ч)

Теоретические сведения: Технология выполнения костюмов для кукол. Работа ручными стежками, на швейной машине. Правила техники безопасности.

Практическая часть: Изготовление костюма для куклы.

3.6. Прическа, макияж. Окончательная обработка (6ч)

Теоретические сведения: Технология выполнения макияжа, материалы и приспособления.

Практическая работа: Завершение куклы.

3.7.Кукла «Бурёнка» (9ч)

Практическая работа: Изготовление куклы «Бурёнка».

3.8. Кукла «Машенька» (9ч)

Практическая работа: Изготовление куклы «Машенька».

3.9. Цветочные феи (12ч)

Практическая работа: кукол по теме «Цветочные феи».

3.10. Кукла «Баба-яга» (12ч)

Практическая работа: изготовление куклы «Баба Яга».

3.11. Коллективная творческая работа по теме «Скульптурный текстиль» (12ч)

Практическая работа: изготовление панно в технике «Скульптурный текстиль». 

Творческий проект – 21 час

Итоговая работа, обобщающая и закрепляющая, полученные знания, умения и навыки учащихся.

Воспитательные мероприятия: Викторина «Знатоки искусства», мероприятие «Мастера текстильной куклы. Творчество О.Андриановой»; слайдовый отчет работы кружковцев на общешкольном родительском собрании.,  участие в школьной неделе науки и творчества; проведении е мастер-классов для учащихся школы.

Методическое обеспечение

    Методическое   обеспечение  образовательной  программы  дополнительного образования осуществляется за счет разработки методических пособий, презентаций, указаний, рекомендаций, подготовленных руководителем.

     Учитель демонстрирует использование и результативность современных образовательных технологий в процессе преподавания предмета, так и в процессе воспитания. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. При изучении вводной темы каждого раздела используются презентации, подготовленные  руководителем изостудии с демонстрацией образцов, готовых работ и технологией их изготовления.

     Методы и формы (беседы, викторины, интеллектуальные игры, тесты), по каждой теме способствуют сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков. На занятиях проходят выставки, конкурсы, видеоэкскурсии, просмотры видеофильмов, мультимедийных дисков,  практические занятия (индивидуальная работа учащегося),  коллективная изобразительная работа над единым замыслом (фронтальная, коллективная).

     Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные темы, задания. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.

       Эффективность программы можно проследить по некоторым направлениям:

-формирование уверенности детей в своих знаниях и творческих возможностей;

-применение на практике полученных знаний и навыков;

-участие работ в выставках, мероприятиях, конкурсах;

- участие в проектной деятельности;

-повышение уровня успеваемости учащихся в школах по предметам творческого типа (технология, изобразительное искусство, МХК).

      Для того, чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой, помогать детям организовать рабочие места, четко ставить цели и задачи перед учениками, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно, проводить сравнительный анализ работ.

    Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознать саму логику их следования,  поэтому важным методом обучения художественной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления.

      Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, разнообразие форм деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

     Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. Например: игры-головоломки. В основе игры – головоломки – занимательное задание, в которой умственная нагрузка замаскирована занимательным внешним сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Подсказка – справа словосочетание – техника бумагокручения. Цели: закрепление полученных раннее теоретических знаний; развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти; формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному  искусству.

     В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование ребенка, содействие в ознакомлении с творчеством работ художников, в организации видеоэкскурсий,  способствующих расширению кругозора. Необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных конкурсах, выставках. Занятия невозможно осуществить без специальных пособий, активизирующих восприятие произведений изобразительного искусства и ДПИ: репродукции картин, таблицы, образцы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации. Также, большим стимулом побуждающим детей заниматься искусством, являются наглядные пособия и работы,  выполненные самим учителем.

   Работа творческого объединения проходит в школьном кабинете ИЗО; с наличием литературы, наглядно-дидактическими материалами. Мультимедиааппаратура обеспечивает возможность знакомства с искусством и художественной культурой через учебные презентации, видеоэкскурсии, видеофильмы.

График текущего контроля

№ п/п

Раздел

Форма занятий

Изобразительный материал. Наглядность

Техническое оснащение занятий

Форма подведения

итогов

1

Бумаго-пластика

Лекция, беседа, практическая индивидуальная, коллективная (фронтальная) работа, диалоги о декоративно-прикладном искусстве, интеллектуальная игра, праздник

Мультимедийные презентации «Творческий отчёт объединения», «Искусство квиллинга», «Основные формы квиллига», «Айрис-фолдинг, что это?», «Виды аппликаций»,  «Наука цветоведения. Классификация цветов»,

инструкционные карты

Компьютер, магнитофон,

видеофильм «Народное творчество»

Выставка работ в технике бумагопластики, конкурс рисунков «Новогодние традиции и обычаи в разных странах мира», мероприятие «Здравствуй, Новый год!», тест проверки знаний

2

Пластили-нография

Лекция, беседа, объяснение, индивидуальная, групповая (фронтальная) практическая работа, викторина

Мультимедийные презентации «Веселый пластилин», «Пластилиновые картины на стекле»; «Изделия из пластилина», «Основные элементы лепки»;

рекомендации для подготовки теста к лепке, получения разных цветовых оттенков, фотографии поделок из пластилина, инструкционные карты,  краски, кисти, , эскизы, стеклянные рамки

Компьютер, магнитофон видеофильмы «Русские художники», «Один час в Третьяковской галерее»

Выставка работ кружковцев на общешкольном родительском собрании, викторина знатоков декоративно-прикладного и изобразительного искусства интеллектуальная игра «Что я знаю о русских художниках», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» мероприятие по творчеству В.Васнецова, викторина «В мире сказок», тест проверки знаний по разделу пластилинография

3

Скульп-турный текстиль

Лекция, беседа, объяснение, индивидуальная, групповая (фронтальная) практическая работа, мастер-класс

Мультимедийные презентации «Изделия в технике «Скульптурный текстиль», «Куклы Ольги Андриановой», разнообразные материалы, ткань, синтепон, клей, проволока для каркаса, вязальные нитки

Компьютер, видеофильмы мастер-классов в интернете

Викторина «Знатоки искусства». Проведение мастер-класса для всех желающих, общешкольная выставка декоративно-прикладного искусства, творческий проект. Участие в районной и краевой выставках

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:

  • Учебные столы и стулья
  • Выставочные стенды
  • Инструкционные карты,
  • Журналы и книги по искусству, скульптурному текстилю
  • Конверты для незаконченных работ
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Цветная бумага плотная
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Коробки для обрезков         
  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки
  • Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Кисточки для красок
  • Акварельные краски
  • Гуашь
  • Пластилин
  • Доски для лепки
  • Бумажные салфетки
  • Лак
  • Швейная машина
  • Булавки
  • Синтепон
  • Иголки
  • Компьютер
  • Магнитофон

Система оценивания

Высокий уровень: всегда активен в деятельности, присутствует устойчивый интерес, обладает уверенностью в собственной позиции, отличается гибкостью мышления, прослеживается самостоятельность в решениях поставленных задач, обладает эстетическим вкусом, богатым воображением, позитивным устремлением в ходе творческого процесса.

Средний уровень (достаточный): испытывает потребность в деятельности, присутствует интерес, имеет собственную позицию, но не всегда может ее отстоять, наблюдается гибкость мышления, богатое воображение, знает, как организовать себя, но не всегда умеет это сделать; доработка идей производится с помощью сверстников или педагога; развито эстетическое воспитание; необходима педагогическая поддержка.

Низкий уровень (допустимый):  активная деятельность проявляется слабо, частичный интерес в зависимости от сложившейся ситуации, неуверенность в собственной позиции, стандартное мышление, отсутствие навыков самостоятельного решения проблем, поставленных задач; недостаточное развитие эстетического вкуса; позитивные устремления не сформированы или сформированы слабо.

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных  понятий и изобразительных техник:

- Высокий уровень – делает изделие самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

III. Создание композиций с изделиями, выполненными в изученных техниках ; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале  учебного года) этот параметр не оценивается.

IV. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:

– организовать свое рабочее место,

– рационально использовать необходимые материалы,

– аккуратность выполнения работы.

V. Изобразительные навыки:

-  Высокий уровень  – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;

- Средний уровень – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

- Низкий уровень – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

VI.  Регуляция деятельности:

-  Высокий уровень  – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;

 - Средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

- Низкий уровень – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

Шкала уровней: 1балл – низкий уровень; 2балла  – средний уровень; 3балла – высокий уровень.

Педагогический анализ

Общие показатели развития детского творчества:

  • компетентность (эстетическая компетентность);
  • творческая активность;
  • эмоциональность (возникновение умных эмоций);
  • креативность (творческость);
  • производительность и свобода поведения;
  • инициативность;
  • самостоятельность и ответственность;
  • способность к самооценке.

Списки литературы

Литература для педагогов

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996

Ю.Я. Герчук. Что такое орнамент? – М.,1998

Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

В.С.Горичева. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль «Академия развития»,1998

Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007

Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997

В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001

С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006

Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994

Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983

Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981

Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996

Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996

Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996

Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988

Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983

В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

Литература для учащихся

И.Д. Агеева. Занимательные материалы по изобразительному искусству. - М.: Творческий центр, 2006

З.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. - М, «Просвещение», 1992

А.Быстрицкая. Бумажная филигрань.М.: «АСТ - пресс», 2001

Т. Дегтярева. Умные поделки. -  М.: «Лист»1999

Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. - М.: «АСТ - пресс», 2004

С.С. Константинова. Техники изобразительного искусства,-  Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004

Н.К. Костерин. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 2004

И. Кискольт. Соленое тесто. – М.: «АСТ - пресс», 2001

Т.М. Логунова.  Рабочая тетрадь по основам дизайна «Первые уроки дизайна», - М.: «Мозаика – Синтез», 2004

М.И. Нагибина. Природные дары для поделок и игры.-  Ярославль «Академия развития»,  1997

Н.М.Сокольникова «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции» 5 – 8 кл. -  Обнинск, «Титул», 2002

Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. - М.: «АСТ - пресс», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Образовательная программа творческого объединения "Занимательная лингвистика"

Занятия позволяют показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятел...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"

Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в с...