Квест игра "Иж-Бубый"
материал
Предварительный просмотр:
Квест -игра «Лишь тебе, народ, служенье!»
(240 лет медресе Иж- Буби )
Цель квеста : создание условий для формирования интереса к изучению истории медресе Буби, воспитания уважения к деятельности педагогов династии Буби, их учеников, отдавших силы делу просвещения своего народа.
Целевая аудитория , количество участников:
Участники квеста-учащиеся 9-10 классов. В игре принимают участие две команды, состоящие из 7 чел. Для подведения итогов создается жюри в количестве 4 человек. Игра идёт по круговому принципу.
Ведущий раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.Игра включает в себя движение по маршруту, на котором располо-жены игровые точки. Команда, получив пазл за правильные ответы на станции, в конце игры собирает слова Г. Тукая, которые стали выражением жизненного кредо для представителей семьи Нигматуллиных-Буби и других татарских просветителей «Лишь служение народу признаю за счастье я…».. Побеждает команда, которая быстрее пройдет заданный маршрут.
Квест включает выполнение заданий по следующим станциям:
1 станция. Начало пути. Корни
2 станция. Становление очага просвещения
3 станция. Создание женского медресе
4 станция. Испытание на верность идеалам
Станция 5. «Лишь тебе, народ, служенье!»
Игра «История медресе Буби»- одна из первых в цикле познавательных мероприятий, посвящённых 240-летию основания медресе Буби. Ученики заранее готовятся к участию в игре, в ходе игры могут использовать необходимые Интернет-сайты, краеведческую литературу.
Ведущий: Губайдулла, Мухлиса, Габдулла Нигматуллины-Буби явились активными участниками национального движения татар. Их подвижническая деятельность связана с созданием в своей родной деревне Иж-Буби крупнейшего очага просвещения с систематическим преподаванием общеобразовательных предметов как для юношей, так и для девушек. Авторитетное во всем мусульманском мире, медресе Иж-Буби по уровню постановки дела обучения и воспитания опередило все известные татарские медресе. В медресе Буби были подготовлены сотни учителей, « из рядов шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественно-политические руководители, писатели, журналисты», горевшие желанием просветить свой народ, защитить его от зла и несправедливости. Познавательная игра «Лишь тебе, народ, служенье!» поможет уяснить вклад просветителей Буби в развитие Татарстана и татарского народа. В добрый путь, ребята!
Ведущий объясняет правила игры.
1 станция. Начало пути. Корни
1) Как звали родителей Губайдуллы, Мухлисы, Габдуллы.Нигматуллиных-Буби. Что вам известно о них. Объясните происхождение фамилии
2) Соотнесите понятия и определения:
Понятия: Определения:
А) Медресе 1. Начальная школа
Б) Мектебе 2.Средняя и высшая духовная школа
В) Мударрис 3.Старший ученик, помощник учителя
Г) Шакирд 4.Учащийся
Д) Закят 5.Господин, обращение к мулле
Е) Хазрат 6.Налог в пользу нуждающихся
Ж) Хальфа 7.Духовное лицо, глава мусульманской общины
З) Имам 8.Учитель, глава медресе
3) Запишите термины, о которых идёт речь:
А) Общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки общества путём распространения идей справедливости и научных знаний; Б) Прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний ;
В) Реформаторское движение среди татар и некоторых тюркских нардов за обновление различных сторон жизни общества, главным образом в системе народного образования в соответствии с требованиями времени. Формировалось в татарском обществе в течение XIX в..
4)Татарские передовые общественные деятели отстаивали новометодные школы Сравните новометодные и старометодные школы.
5) О каком деятеле просветительского движения, оказавшем большое влияние на образовательную деятельность Буби, идёт речь:
«Новый метод»_______________включал в себя звуковой метод обучения грамоте и введение в программу начальных мусульманских школ начал общеобразовательных предметов-арифметики, географии, истории и т.д., не входивших ранее в круг обучения, и призван был вытеснить «ысуле кадим»(старый метод), основанный нагромоздком буквослагательном методе обучения грамоте и зубрёжке религиозных текстов на арабском языке...И когда в 1883-84 учебном году_______________ открыл свою начальную школу в Бахчисарае и регулярно стал сообщать об этом в газете, приглашая желающих перенимать его опыт»
2 станция. Становление очага просвещения
1) В 1895 г. Габдулла Буби занял должность муллы и мударриса в Иж-Буби. Отец . Габдулгаллям-хазрет полностью передал медресе в руки сыновей. Реформу школы начали с начальной школы, составили учебный план, что было неведомым доселе делом. Рассмотрев Недельную сетку часов для начальной школы на 1895-1896 год докажите, что коренные изменения в начальной школе начались.
Недельная сетка часов для начальной школы ,1895-1896 год
Название предметов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Азбука, письмо, чтение | 18 | |||
Счёт до десяти | 4 | |||
Коран | 2 | 6 | 6 | 6 |
Счёт до ста | 4 | |||
Основы вероучения | 3 | |||
Тюркское (татар.) чтение | 6 | |||
Тюркское (татар.) письмо | 4 | |||
Заучивание сур | 1 | |||
Счёт до тысячи | 6 | |||
Четыре действия в арифметике | 6 | |||
Правила чтения Корана | 2 | |||
География | 1 | 2 | ||
История пророков и ислама | 1 | 1 | ||
Всего уроков в неделю | 24 | 24 | 25 | 25 |
2) В годы революции 1905-1907 гг. повсюду в мусульманских медресе широко развернулось движение шакирдов. Основным требованием было преобразование существующей системы образования, усовершенствование программ. Единственным среди джадидских медресе, где шакирды не устраивали забастовок, не бросали учебу в годы революции, было медресе Буби. В 1907 г.в Иж-Буби начали учиться 15 бывших шакирдов с. Тюнтер, а в1908 г. сюда перебралось 27 шакирдов оренбургского медресе «Хусаиния».
Опираясь на воспоминания бывшего шакирда «Хусаинии» Г. Мустакаева, Сравнительную таблицу предметов обучения в медресе Буби» , «Мухаммадия», «Галия»ответить на вопрос: почему шакирдов устраивало медресе Буби?
Габдулла Мустакаев вспоминал: «…Это медресе (Хусаиния) стояло на первом месте по материальному обеспечению, но внутренние порядки не отвечали требованиям времени..Мы выдвинули руководству медресе следующие требования:сократить число уроков на богословие, уволить некоторых мугаллимов и надзирателей, прекратить ограничения, направленные на сохранение старых ненужных традиций…Руководство и шакирды медресе Буби встретили нас с пониманием.Это среднее педагогическое учебное заведение, в основном, готовило учителей для джадидских школ…Здесь не было таких ограничений, запретов, как в «Хусаинии».Никто никого не обязывал ходить в мечеть, держать уразу, исполнять другие религиозные обряды.Шакирды были вправе высказывать свои мысли о религии и религиозных обрядах.Они каждую неделю по четвергам организовывали вечера самодеятельности и другие вечера, посвящённые обсуждению различных проблем…Шакирды хорошо занимались, жили дружно. Не было времени для безделья, зима и вообще учебный год проходили быстро. Для занятий спортом и гимнастикой была небольшая площадка, оснащённая некоторыми снарядами»
Сравнительная таблица предметов обучения в медресе
Названия предметов | Буби , 1910г. | Мухаммадия,1913г. | Галия 1914г. |
Богословские дисциплины | 35 | 95 | 46 |
Арабский язык | 28 | 50 | 24 |
Тюркский(татар.) язык | 16 | 13 | 8 |
Русский язык | 60 | 36 | 23 |
Французский язык | 4 | ||
История и филос. истории | 6 | 13 | 9 |
География | 9 | 8 | 8 |
Математические дисциплины | 25 | 13 | 19 |
Естественные науки | 20 | 7 | 15 |
Экономика | 2 | ||
Каллиграфия и рисование | 11 | 3 | 4 |
Педагогика и логика | 4 | 5 | 4 |
Всего часов | 220 | 243 | 160 |
Вопросы вспомогательные по таблице: сколько процентов времени отводилось на богословские дисциплины, изучение языков (русский язык и др.), математики, естественных наук?
3) О чём свидетельствует следующий факт: «Шакирды медресе Аюб Мирсалимов и Гаяз Максудов успешно сдали в Стамбуле экзамены за пятый и шестой классы и поступили в соответствующие классы турецких средних учебных заведений, считавшимися лучшими гимназиями Турции, устроенными по французскому образцу»?
3 станция. Создание женского медресе
- Почему братья Буби приступили к созданию женского медресе? Прокомментируйте слова Габдуллы Буби: «В воспитании челевечества ни один учитель не может оказать такого влияния, как мать»
- Кто принимал самое активное участие в создании новой женской школы? Прокомментируйте воспоминания Г.Буби, сделайте необходимые выводы: «Мы и сами, братья, упорядочили эту школу, систематизировали методы и пути обучения. И ежедневно давали по два урока в ней.Но наша родная сестра Мухлиса Буби, жена брата Насима и моя жена Хуснифатима отдавали работе в этой школе всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и процветания женской школы. Они втроём по вечерам брали у нас уроки, целыми днями обучали в школе и преодолевали немыслимые , никем до сих пор невиданные препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и тяготы, и, не получая ни копейки жалованья, лишь ради нации вкладывали огромные труды и старания, присущие только великим людям».
- Откуда приезжали девушки учиться в медресе?
- Каким учебным предметам уделялось наибольшее внимание?
- В каком году медресе Буби официально было признано учебным заведением , готовящим учителей для татарских начальных школ?
- Какое женское учебное заведение в России раньше всех начало выпускать учительниц для татарских начальных школ?
Станция4.Испытание на верность идеалам
- Когда в медресе Буби запретили обучение?
- Как вы понимаете слова С. Максуди, сказанные с трибуны Государственной думы 13 марта 1912 г. до начала судебного процесса над братьями Буби: «Господа, я думаю, что все, кто беспристрастно относится к этому вопросу с государственной точки зрения, найдет, что такая политика ошибочна и ложна. Такой политикой…наносят ущерб крепости русского государства. Под соусом панисламизма вы преследуете только начинающееся культурное движение, стремление к прогрессу». Приведите аргументы, доказывающие, что деятельность медресе Буби в 1895-1912 годы способствовала развитию прогресса в России .
- Обнаружил ли суд панисламизм в действиях братьев Буби?
- Из рядов шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественно-политические руководители, писатели, журналисты, педагоги. Многие из них остались верны идеалам просветителей Буби и вслед за Г. Тукаем могли сказать: «Лишь тебе, народ, служенье!».
О каких выпускниках медресе Буби идёт речь?
А) Первый нарком земледелия ТАССР (1920-1924)
Б) Историк, педагог, татарский общественный и политический деятель. Уроженец с. Терси Елабужского уезда (ныне Агрызского района РТ). В 1920-1921гг.-начальник уголовного розыска и член Коллегии НКВД Туркестанской АССР. В 1922-1924 гг. редактор журнала «Коммунистический путь», заместитель СНК ТАССР
В) Общественный деятель, журналист, математик, кандидат физико-математических наук
Г) Татарский мыслитель и просветитель, учёный-энциклопедист, языковед-тюрколог, историк татарской общественной мысли, деятель культуры, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли. Педагог
Д) Археограф. Автор биобиблиографии, каталога сведений о деятелях науки и культуры
Е)Писатель,,журналист-литератор, преподаватель татарской литературы.. Автор повести «На берегах Дёмы. Перевёл на татарский язык произведения А.П. Чехова, М. Горького, Д.А. Фурманова.
Ж) Издатель и редактор первого татарского женского журнала «Сююмбике»,
Станция 5. «Лишь тебе, народ, служенье!»
Члены команд должны написать, какими качествами обладали представители семьи Нигматуллиных-Буби, собрать из полученных пазлов слова Г. Тукая, которые стали выражением жизненного кредо для представителей семьи Нигматуллиных-Буби «Лишь служение народу признаю за счастье я…»..
Жюри подводит итоги
Использованная литература
Махмутова А.Х. Лишь тебе , народ, служенье!( История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби).-Казань: Магариф,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веб квест "Ломоносов-великий сын России"
Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...
Квест "Колесо истории"
Интеллектуальная игра по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...
Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)
Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...
Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"
В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)
интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...