Диспут о дружбе в 9 классе.
классный час (9 класс)
С.И. Ожегов так определяет значение слова «друг».
Дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу и дорожат дружбой, про которых можно сказать: «Друзья на всю жизнь».
Диспут о дружбе провели в 9 классе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tovarishch_9_kl.ppt | 673 КБ |
klassnyy_chas.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: - раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; - показать различия между дружбой и товариществом.
Эпиграф Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете. Ф. Гриччардини.
Вопросы для обсуждения Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом? Какие черты характера друга ты больше всего ценишь? Что не смог бы простить другу? Всегда ли ты говоришь другу правду? Какое различие между дружбой и приятельскими отношениями?
Приятельские отношения - основой для приятельских отношений являются взаимная симпатия, наличие каких-либо общих интересов, взаимная доброжелательность; - приятельство не терпит сплетен, лжи и вероломства; - поскольку такие связи не имеют прочной основы, то приятели легко расстаются, одни заменяются другими.
Дружба - это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку; - это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием и временем.
Друг знает о тебе все; с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу.
Мысли о дружбе «Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». В. Г. Белинский.
«Дружба-самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Аристотель
Пословицы и поговорки о дружбе « Дружба да братство дороже любого богатства»; «Один за всех, и все за одного»; «Нет службы без дружбы»; « Дружба службе помогает»; «Чем крепче дружба, тем легче (лучше) служба»; «Солдат солдату друг и брат»;
Пословицы и поговорки о дружбе «Друга ищи, а найдешь- береги»; «Друзья познаются в беде»; «С другом веселее при удаче, легче в беде»; «Старый друг лучше новых двух»; « Сила воина крепкой дружбой удвоена»..
Надежный фундамент дружбы- товарищество Товарищеские отношения - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности. Они возникают между , людьми, которые хорошо знают друг друга и в нужное время оказывают взаимную и бескорыстную помощь. Товарищеское отношение сплачивает учебный коллектив. .
Основной принцип войскового товарищества Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов. В «Науке побеждать » он писал: «Сам погибай, а товарища выручай».
Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи : « Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь».
Законы дружбы Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе-значит делить с другом не только радости, но и горе. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему н помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту- значит, нравственно готовить себя к предательству .
Законы дружбы Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище. Дружба – это прежде всего вера в человека .
Законы дружбы Дружба и эгоизм несовместимы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
Законы дружбы Дружба испытывается в беде и опасности .
Законы дружбы Быть требовательным к дружбе , значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу .
Как научиться дружить? Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться в трудную минуту и в радостную .Тогда у тебя обязательно будут друзья»
Как научиться дружить? Если хочешь иметь хорошего, друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым , справедливым, смелым, честным. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить.
Если хочешь иметь настоящего друга – будь им.
Е . Евтушенко «Люди сильны друг другом»
Предварительный просмотр:
Классный час в 9 классе – диспут на тему «О дружбе и друзьях».
Цель
- сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.
Ход диспута.
На доске написаны цитаты:
Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобрести их, когда только можете.
Ф. Гвиччардини, итальянский историк.
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!
Цицерон.
Задачи:
- развивать у детей нравственные качества:
- доброту, готовность помогать друзьям;
- критику и самокритику, культуру речи и логику мышления;
- научить детей отличать истинную дружбу от мнимой;
- воспитывать в детях посредством диспута уважение друг к другу, честность и порядочность.
Форма проведения занятия – диспут.
Оборудование: памятка для участвующих в диспуте, наглядные пособия.
- Вступительное слово
Ведущий: сегодня наше занятие пройдет в форме диспута. Давайте вспомним, что такое диспут.
Дети: спор, столкновение, иногда прямо противоположных точек зрения.
Ведущий: обратите внимание на плакат. Это памятка для участников диспута. Основные ее положения таковы (ведущий зачитывает положения памятки):
- прежде чем спорить, подумайте, о чем будете спорить;
- умей слушать своего оппонента, не искажай его мысли и слова;
- помни: каждый имеет право на свое мнение, но если ты доказал фактами ошибочность другого, оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы;
- всякого рода оскорбления на диспуте исключаются;
- если кто-то доказал ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту его суждений;
- главное в диспуте: слова, логика, факты, а не мимика, жесты и восклицания;
- спор обязательно должен закончиться выводами, подведением итогов.
А тема нашего сегодняшнего диспута «О дружбе и друзьях».
- Слово учителя.
Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни. Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем. Русский педагог Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».
А понимание горя своего ближнего или друга развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Знайте, что горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.
- Обсуждение проблемной ситуации.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош…
Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в прежней школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы.… Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на ребенка и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку…. Я обещал вернуть…
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходиться делать то, что хочется. А в тот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
- Вопросы для беседы.
- Что такое нравственная зоркость?
- Ее нужно проявлять по отношению к друзьям или ко всем людям?
- Какая мысль заключена в стоках из стихотворения В. Высоцкого?
- Как можно озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами «Если бы не один случай»?
- Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
- Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?
- Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для нас?
- Имеет ли дружба обязанности?
Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею.
(Г. Лессинг)
Каждый человек несет ответственность за что-либо. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга…
Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей у человека мало. Иметь друга – великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе потрудись душой для рядом находящегося человека!
Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.
Не пожалей ни времени, ни сил своих, ни своих чувств.
(Е.Лосото)
Вопросы:
- За что несет ответственность человек?
- Какие требования к дружбе предъявляет автор текста?
- Как вы понимаете выражение «трудиться душой»? вспомните известные стихи Н. Заболоцкого:
Не позволяй дуще лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
- Согласны ли вы с утверждением норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Для преданного друга нельзя сделать слишком много»? что значит «слишком много»?
- Приведите примеры из своей жизни, когда вы пожертвовали чем-либо для своего друга.
- Можете ли вы сказать о своем друге, что он – то человек, «кто всякий раз, когда вы в нем нуждаетесь, об этом догадывается»?
- Правду частенько очень трудно сказать вслух, тем более близкому дорогому для тебя человеку. Как вы считаете, что лучше – сохранить хорошие отношения или последовать совету писателя Николая Островского: «Дружба – это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для тог, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»?
Пословицы и поговорки о дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Был бы друг, будет и досуг.
- Был бы дружок, найдется и часок.
- Друзья прямые – братья родные.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Хороший друг всегда приходит вовремя.
- У друга вода лучше, чем мед у врага.
- Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
- У друзей секретов нет.
- В дороге и отец сыну товарищ.
- Друг научит, недруг проучит.
- Своих друзей наживай и отцовских не забывай.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
- Приятелей много, а друга нет.
- Не хвались другом три дня, а хвались три года.
Анкета
- 1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
- 2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
- 3. Готов ли твой друг ради тебя на любые поступки?
- 4. Какие проступки ты не смог бы простить другу?
- 5. А какие проступки смог бы простить?
- 6. Всегда ли ты говоришь другу правду?
- 7. Можешь ли перед всеми выступить против друга, если тот неправ?
- 8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
- 9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
- 10. В чем, по-вашему, сходства между дружбой и любовью?
С.И. Ожегов так определяет значение слова «друг».
Дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу и дорожат дружбой, про которых можно сказать: «Друзья на всю жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Поговорим о дружбе" 5 класс
Классный час "Поговорим о дружбе" 5 класс проведен в рамках Дня профилактики правонарушений в МБОУ Барвихинская СОШ 17.02.2012г....
Презентация к уроку "Дружба. Дружный класс" 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
Классный час по теме "Дружба" - 5 класс
Ход занятия, анкета для учащихся....
Диспут «О дружбе и друзьях»
Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе. Задачи:1. развивать у детей нравственные качества:·...
Диспут «О дружбе и друзьях»
Диспут «О дружбе и друзьях» Цель – формирован...
Диспут о дружбе и друзьях в 9 классе
Цели: - выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной дея...