Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Урок преследует следующие цели:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
  • содействовать формированию дружного коллектива.

  Примерами истинной дружбы на уроке является опора на художественные произведения, УНТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_o_druzhbe_3.zip16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дружба. Дружный класс.

Цели:

  1. выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  2. способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
  3. содействовать формированию дружного коллектива.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Оборудование: Проектор, ноутбук, раздаточный материал

На доске слова: «друг», «дружба», «приятель».

                                 Ход урока:

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания.

  1. Ребята, в качестве домашнего задания вы должны были ответить на вопрос:

О каком виде межличностных отношений идет речь в словах Антона Павловича Чехова?

« Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

  1. Конечно, Чехов писал о дружеских отношениях, построенных на взаимной поддержке и уважении.

Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность.

III Изучение нового материала

( слайды "Ты да я, да мы с тобой".)

 Эмоциональный настрой. Звучит песня "Ты да я, да мы с тобой".

Введение в тему.

1. Учитель: Ребята, сейчас прозвучала песня вам всем хорошо знакомая. О чём она?

 Учитель: Правильно, о дружбе.

2.Учитель: Кто из вас догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок?

- Учитель:  Правильно, мы сегодня с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости - тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А вот, что же такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей, какими качествами должен обладать настоящий друг, все это мы и должны выяснить на нашем сегодняшнем уроке. О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, фи лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

(1 слайд «Дружба. Дружный класс»)

3. В нашей стране простой народ использовал пословицы о дружбе. Соедините пословицы.

(3 слайд Соедини пословицу)

  1.  Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  2. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  3. Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  7. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.

4. Выберите одну  интересную пословицу, объясните её значение?

5. Учитель:  Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?

(4 слайд Как вы понимаете значение слова «Дружба» ?)

Терминологическая работа

-Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Приятель-

-Учитель: Ребята, зависит ли дружба от цвета кожи, разреза и цвета глаз, национальности?

(Я считаю, что дружба не зависит от цвета кожи, разреза и цвета глаз, национальности , так все люди на Земле равны; мы живём в многонациональной стране и все дружат, даже есть семьи  где муж и жена разных национальностей. Дружба зависит от умения дружить, а не от национальности.)

(5 слайд А.Алексин «Если бы не случай…»  Кто же он - настоящий друг? Какой он, какими нравственными качествами он обладает?)

6.Послушайте отрывок из рассказа Алексина «Если бы не случай…».                                   

 Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футболь ный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» — в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай. Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до   пристани. Он напрягал все силы... Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

— Ты откуда, хлопец, взялся?

— Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

(6 слайд)

Учитель: Какие качества характера проявил Ваня, что бы сдержать данное слово?

Как бы вы поступили на его месте?

Почему автор называет остальных мальчиков «мнимыми друзьями»?

(Ваня проявил твёрдость характера. Автор назвал остальных мальчиков «мнимыми друзьями, потому что они испугались грозы и убежали в город. Ваня понял, что бывают друзья настоящие и мнимые.»

7Учитель: Прочтите пожалуйста, в учебнике о Льве Семёновиче Понтрягине на странице 113-114.

 (7 слайд)

Подумайте, верен ли такой вывод: «Стать достойным человеком Л.С Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей».

8.Учитель: У великих людей тоже были друзья.

Давайте познакомимся с презентацией «Дружба»

Какое значение сыграл приезд Пущина к Пушкину?

Когда подружились Чехов и Левитан?

(презентация )

9.Учитель: Я думаю, что трудно жить человеку, если у него нет друзей. Почему?

 А у вас есть друзья? 

(9 слайд  Расскажите о своём друге, подруге, дописав  предложения)

 Расскажите о своём друге, подруге, дописав  предложения:

Друг – это тот, кто…

Друг и приятель – не совсем одно и то же, так как…

   

Настоящий друг - это тот…

  (10 слайд)

10. Учитель: Ребята  5 класса пришли нас поддержать. Но чтобы встреча была интересной, они приготовили нам сюрприз.

Тогузбаев А. читает:

 Дружба– главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Павлов А. поёт песню «Если с другом вышел в путь»

(11 слайд)

11. Работа в тетрадях:

Рассмотрим ситуацию: Вы со своим другом участвовали в соревнованиях «Весёлые старты». Ваша команда победила и вам с другом нужно занять ступеньки успеха. Нарисуйте себя и друга на лестнице. Объясните почему именно так изобразили?

(комментарий)

  1. Если ты поставил себя выше, то себя ценишь больше.
  2. Если друг стоит выше, значит себя недооцениваешь.
  3. Лучший вариант – стоите вместе, ведь вы же командой победили!

– А один закон дружбы говорит «Радуйтесь успехам вместе с другом»

(12 слайд)

12. Физкультминутка.

 Мы сегодня на уроке

О дружбе разговор ведём.

Давайте в музыкальную гостиную заглянем

И дружно песню о дружбе споём:

(Дружба крепкая не сломается)

Учитель: В жизни каждого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за равнодушия, или из-за неумения оценить свои поступки, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться.

(13 слайд «Мирилки»)

13. Какие "мирилки" вы знаете?

-Учитель: Молодцы! Вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.

14. Учитель: Нельзя забывать о том, что вокруг нас огромный мир. Наш класс, как маленькая планета. У нас даже есть свой дом. Это наша классная комната, в которой мы встречаемся каждый день.

- Учитель: Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо? (Когда все дружны, помогают друг другу, жалеют, берегут и т.д.)

-Учитель: Правильно, это очень важно.

-Учитель: А что нужно, чтобы хорошо работалось на уроке, чтобы не было ссор, чтобы на переменах никто не обижал? (соблюдать правила).

(14 слайд Правила Дружбы)

 Совместно с 5 классом выберите правила Дружбы нашего класса (На ватмане их прикрепим)

 1. Друзья должны быть: справедливыми, добрыми;

(Недоверие убивает дружбу.)

 2. Друзья всегда: помогают друг другу;

(От теплого слова и лед тает).

3. Друг должен сопереживать вместе с тобой;

(И сват свату друг, да не вдруг.)

 4. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;

(С волками жить - по волчьи выть.)

 5. Не обижать и не обижаться.

(Живи, не скупись, с друзьями делись.)

6.Друг должен думать не только о себе.

(Старый друг лучше новых двух.)

 (15 слайд Тропинка к сердцу)

15.Упражнение "Тропинка к сердцу".

Учитель: Перед вами сердечко, напишите на обратной стороне  пожелания своему другу.

 Каждый из вас уже подружился с кем-то в классе, т.е. нашёл тропинку к его сердцу. Надо подойти к доске и соединить частичку "сердечка" к " сердечку" тех, с кем он подружился.

 Вывод: Друзья - это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу можно доверить свои секреты.

   

IY Оценка и рефлексия

 Учитель: А теперь попытаемся ответить на вопросы теста и поставить себе оценку (самооценка)

Количество набранных баллов соответствует оценке.

(16 слайд Тест)

                     

Тест

1.Автор строк: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

(а)А.Чехов, б)Сократ, в)А.Алексин)  1- 0

2.Человек, который связан с кем – нибудь дружбой.

(а)Приятель, б)знакомый, в)друг)    1- 0

3. Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу.

(а)Владимир, б) Иван, в)Денис)    1- 0

4. В 1825г.Пушкин находился в ссылке

(а)Михайловском,б) Бабкино, в)Москве) 1- 0

5. Лучший друг А.Чехова.

(а)Пущин,б) Пушкин, в)Левитан)      1- 0

 (17 слайд Рефлексия)

15. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я понял, что…

      Урок дал мне для жизни…

  Мне захотелось…

(18 слайд Домашнее задание)

Тест на умение дружить

 

IY Домашнее задание

1. Изучить с.112-118

2. Опиши поступок литературного героя, который говорил бы о настоящем товариществе.(например рассказ В.Солоухина «Мститель», А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

(19 слайд )

Хочется поблагодарить вас за работу на уроке и подарить вам смайлики!!!

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

  Мне захотелось…

 

IY Домашнее задание

1. Изучить с.112-118

2. Опиши поступок литературного героя, который говорил бы о настоящем товариществе.(например рассказ В.Солоухина «Мститель», А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Самооценка

Оценка товарищей

Общая оценка

 

Хочется поблагодарить вас за работу на уроке и подарить вам смайлики!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Дружба. Дружный класс" 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов

Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для п...

Групповое занятие для обучающихся 5 классов "Дружный класс".

Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс - трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация ...

Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс»

Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс» Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания....

Конспект занятия социального педагога "Наш дружный класс"

Конспект занятия социального педагога "Наш дружный класс". Цель занятия -  содействовать формированию дружного классного коллектива....

Конспект классного часа «Мы дружный класс».

Конспект классного часа «Мы дружный класс»....

План-конспект«Вместе дружная семья»

формировать представление о многонациональности нашей страны....