Классный час "Грамотная речь"
презентация к уроку (7 класс)
Классный час, разработанный совместно с семиклассниками, помогает обратить внимание на то, насколько грамотна или безграмотна речь твоя и окружающих. Но главное - в ходе него проводилось целое исследование, позволяющее не только оценить грамотность речи школьников, но и выявить причины необходимости речевой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramotnaya_rech.ppt | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Для образованных людей… недостаточно знать одну сторону грамматики – правописание, которое является лишь мертвым языком книг. Нужно знать и нужно научиться наблюдать важнейшие явления живой речи. Это должно лежать в основе изучения родного языка». В. И. Чернышев, ученый-лингвист, философ, педагог
« По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать». А. П. Чехов, русский писатель
Что такое речевая ошибка «Речевая ошибка - неудачно выбранное слово, а также неправильно построенное предложение». М. Р. Львов « Любое неудачно выбранное слово, а так же неправильно построенное предложение следует считать речевой ошибкой» С. Н. Цейнтлин
Т.А.Ладыженская делит «речевые недочеты» на две подгруппы: ошибки и недочеты. “Ошибка” – это значительное нарушение требований правильности речи. В то время как “недочет” – это незначительное нарушение рекомендаций по отношению к понятию о точной и выразительной речи.
Вид ошибки Пояснение 1. Орфоэпические ошибки ошибки, связанные с отступлением от нормы в произносительной системе языка 2. Грамматические ошибки: -в словоизменении; - в словообразовании; - в синтаксисе ошибки, обусловленные нарушением грамматических правил языка 3. Лексические и лексико-грамматические ошибки неправильности и неточности в употреблении отдельных слов, незнания значения слов, неуместное употребление иностранных слов и выражений 4. Плеоназм дублирование в словосочетании некоторого элемента смысла, наличие во фразе некоторых языковых форм, имеющих одинаковое значение 5. Тавтология содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в сочетании или повторении одних и тех же или близких по смыслу слов
Типичные орфоэпические ошибки в речи (неверное ударение) Ошибочный вариант Правильный вариант звОнит, позвОнит, созвОнимся звонИт, позвонИт, созвонИмся бантЫ, тортЫ. шарфЫ, шприцЫ бАнты, тОрты, шАрфы, шпрИцы обеспечЕние обеспЕчение ходатАйство ходАтайство катАлог каталОг красивЕе красИвее вклЮчим, подклЮчим, заклЮчим включИм, подключИм, заключИм
Ошибки в произношении усечение окончаний глаголов 3-го лица на стыке [ а ] и [ j э]: падат, бегат, летат и т.п произнесение [ с ’ а ] вместо [c’] на конце возвратных глаголов 1-го лица: боюся, деруся, смеюся и т.п. произнесение вместо одной фонемы другой, что не связано с особенностями орфографии: [Чижало], а не [Т’ижыло] [Щикатур’ит’], а не [ШТукатур’ит’] [п’иНжак], а не [п’иДжак] [Ин’игдот], а не [Ан’игдот] [ краск ’ Им ’ и ] вместо [ краскАм ’ и ]
Грамматические ошибки Ошибки в словоизменении : образование падежных форм числительных пятИстами рублями вместо пятьЮстами; в стаХ километрах вместо в стА километрах; двумЯМИ руками вместо двуМЯ руками обОими ногами вместо обЕими ногами
образование падежных форм несклоняемых существительных много польт вместо много пальто , ходить в бигудЯХ вместо ходить в бигуди , нет жалюзЕЙ вместо нет жалюзи и т.д.; образование несуществующих глагольных форм едь или ехай вместо поезжай; надо бечь вместо надо бежать, а также побегла вместо побежала; мы хочем, они хочут, вы хочете вместо мы хотим, они хотят, вы хотите; ложить вместо класть;
образование падежных форм некоторых притяжательных местоимений, которые не должны склоняться ихние дети вместо их дети, ейный паспорт вместо ее паспорт образование форм без учета должного чередования согласных ( ляжь вместо ляг, текет вместо течет, пекет вместо печет, стригет вместо стрижет )
Ошибки в словообразовании образование форм сравнительной степени прилагательных и наречий красивше вместо красивее, хужее вместо хуже; более добрее вместо более добрый;
Ошибки синтаксические употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор с существительным и местоимениями в родительном падеже : согласно приказа вместо согласно приказу, благодаря эффективных мер вместо благодаря эффективным мерам, вопреки рекомендаций вместо вопреки рекомендациям и. т. д
нарушение согласования определяемого слова с определением : рассмотреть вопросы, касающиХся отдыха; горячЕЕ кофе вместо горяИЙ кофе, вкуснЫЙ какао вместо вкуснОЕ какао, хорошАЯ шампунь вместо хорошИЙ шампунь нарушение управления: оплатить за покупку, беспокоиться за сына, подать на суд
Плеоназм только лишь мне, молодой юноша, очень прекрасный, красивый и прекрасный, отважный храбрец, очень малюсенький котенок. патриот своей Родины, профессионал своего дела
Тавтология случился случай, рассказывал рассказ, писатель описал зазвонил звонок в повести повествуется
Результаты социологического опроса среди школьников 5 – 9 классов
Для чего нужно владеть нормами речи?
Важно ли обладать грамотной речью?
Исторические причины Причины речевых ошибок Стремление к экономии языковых средств Стремление к «единому стандарту» Языковая небрежность
Методы устранения речевых ошибок Пусть в каждом доме настольной книгой станет орфоэпический словарь!
Во все времена чтение художественной литературы было лучшим способом овладеть языком и речью…
Метод Людмилы Вербицкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час . Чистота речи.
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» ...
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"
В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй ро...
Классный час "Моя речь - моё зеркало"
Форма проведения - устный журнал, посвященный проблеме сквернословия.В ходе мероприятия учащиеся рассматривают проблемы сквернословия и избавления от них; воспитывают в себе нравстве...
Речь классного руководителя на выпускном.
Речь классного руководителя на выпускном....
Классный час "Мы сохраним тебя, русская речь"
презентация к классному часу, содержит материал об исследованиях влияния грубых выражений на воду...
Классный час о культуре речи
Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....