Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку как государственному
рабочая программа

Цыренова Оюна Сергеевна

Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку как государственному для 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Гусихинская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ________

 / Воронцова В.В. /

«__»____________20_  г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Гусихинская ООШ» __________/Бориско Г.В./

Приказ № ___

от «__»__________20_  г.

                                         П Р О Г Р А М М А  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТООНТО НЮТАГ»

Класс: 5-7

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы -2021/2022гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 34 ч/год; 1ч/неделю

 

Программу составила Цыренова Оюна Сергеевна,

учитель бурятского языка  первой категории

                                                                     

2021 г.

                              Планируемые результаты освоения программы

Образовательные:

- знакомить детей с бурятским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.

  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения еохоров.
  • сформировать умения работать с дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
  • создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.
  • воспитывать в детях толерантность.
  • воспитывать бережное отношение, любовь к своему краю.

Развивающие:

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

  • использовать малые жанры фольклора для развития речи у детей.
  • расширить знания учащихся о прошлом и настоящем республики.
  • развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, песен, танцев.

Формы подведения итогов:

-Занятия интегрированного типа.

-Развлечения.

-Концерты.

-Праздники.

-Видео и фотоматериалы.

-Отзывы родителей, педагогов школы.

                                               

В результате работы по программе  «Тоонто» обучающиеся

должны знать:

-историю родного края, обычаи своих бабушек и дедушек, праздники своего народа.

-жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания, скороговорки)

-изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят.

должны уметь:

-петь народные песни.

  • рассказывать улигеры, сказки, легенды, предания.

-ставить бурятские народные игры.

-выразительно исполнять движения под музыку.

-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми.

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра(загадки, пословицы и сказки)
  • точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.

                                             

                                        Содержание  программы «Тоонто» 

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 5-7 классов. Занятия   проводится 1 раз

в неделю.

  1. Моя Тоонто-Бурятия. Вводное занятие.. Республика Бурятия в прошлом и в настоящее время. Путешествия как способ познания мира. Путешествия по Бурятии. Природа, погода, климат. Государственные символы. Культурные особенности, достопримечательности Бурятии. Города и села, родной край в прошлом и в наши дни. Праздники, традиции. Выдающиеся люди Бурятии, их вклад в развитие советской и российской науки, культуры. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.
  2. Моя малая Родина (Минии турэhэн нютаг).       Турэл хэлэн,

                                                                                     Турэhэн дайда хоёроо

                                                                                      Туби дээгуур,

                                                                                       Хаанаш ябаа hаа

                                                                                       Мартахагуйб! (Н.Дамдинов)

  1. Бурятские народные сказки. Знакомство с бурятскими народными сказками. Инсценировка сказки «Мышь и верблюд».
  2. Малые жанры фольклора. Знакомство с бурятскими пословицами, поговорками, загадками, скороговорками и их разучивание. Сочинение небольшого произведения фольклорного жанра ( загадки, пословицы).
  3. Бурятские народные игры. Знакомство с национальными играми как «Шагай наадан», «Алта нюулга» и т.д. Постановка бурятской народной игры по сценарию. Организация игрового общения с другими детьми.
  4. Байкальские легенды и предания. Природа родного края. Озеро Байкал-уникальное творение природы, проблемы его экологий. Легенда «Как появился Байкал». Уникальные животные Байкала: нерпа. Загадка байкальских глубин: голомянка.

6 Бурятские традиционные праздники. Сурхарбан. Сагаалган. Три игры мужей. Празднование Сагаалгана. Поведение во время праздника в семье и в гостях. Рецепты различных блюд. Белая пища. Разучивание песни о Сагаалгане, стихотворений и благопожеланий, композиции из трех ехоров.

  1. Пять драгоценностей. Пять домашних животных, которые сопровождали бурятский народ с давних времен. Почет и уважение людей к этим животным. Польза белой пищи.
  2. Животный и растительный мир родного края. Богатство флоры и фауны Бурятии. Красная книга Бурятии.
  3. Национальная одежда бурят. Традиционная одежда мужчин, женщин, детей и старых людей. Обувь и акссесуары.
  4. Писатели и поэты Бурятии-детям. Произведения знаменитых бурятских писателей и поэтов, посвященных детям. Разучивание стихотворения В. Петонова «Моя маленькая Сэсэгма».

Тематическое  планирование

Разделы

Темы занятий

Колич.

часов

1

Моя тоонто – Бурятия

Введение. Моя Родина.  Моя малая Родина

  1. Бурятия в прошлом
  2. Бурятия в наши дни

2

2

2

Бурятские народные сказки

  1.  «Мышь и верблюд», «Хитрый Будамшу».
  2. «Алтан-Хайша – Золотые ножницы»,

«Сын могучего Енисея). (сказ-улигер)

1

1

3

Малые жанры фольклора

  1. Бурятские пословицы и поговоркию
  2. Загадки и скороговорки.

1

1

 

4

Бурятские народные игры

  1. «Алта нюулга», «Верблюжонок».
  2. «Шагай наадан»
  3. «Бээлэй ябуулга»

1

1

2

 

5

Байкальские Легенды и предания

  1. «Как появился Байкал»
  2. «Легенда о красавице Ангаре»
  3. «Енисей и шаман»

1

1

1

6

Бурятские традиционные праздники

  1. Сурхарбан. Три игрища мужчин.
  2. Сагаалган.
  3. Благопожелания.
  4. Ёхор. Простой ёхор.
  5. Композиция из трех ёхоров.
  6. Песня о Сагаалгане.

1

1

1

1

1

2

7

Пять драгоценностей

  1. Табан хущуу мал.
  2. Морин эрдэни.

1

1

 

8

Животный и растительный мир родного края

  1. Животный мир Бурятии.
  2. Растительный мир Бурятии.
  3. Красная книга Бурятии.

1

1

1

9

Национальная одежда бурят

  1. Традиционная одежда мужчин.
  2. Традиционная одежда женщин.
  3. Одежда и обувь детей.

1

1

1

10

Писатели и поэты Бурятии – детям

  1. Х.Н.Намсараев «Тахуунай»
  2. В.Петонов «Моя маленькая Сэсэгма»
  3. 3.Ц-Б.Бадмаев «Эрдэни»

1

1

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Внеурочная деятельность по бурятскому языку 2 класс

Внеурочная деятельность по бурятскому языку...

Внеурочная деятельность по Бурятскому языку

Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, воспитании любви к родной природе на основе познаний ее ценностей,формирование  у школьников личной ответственности и гордос...

Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку в 4 классе "Уран угэ"

Программа внеурочной деятельности в 4 классе формирует навыки выразительного чтения, любовь к поэзии, фольклору....

Внеурочная деятельность по бурятскому языку 3 класс

                                  Пояснительная записка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по бурятскому языку

         Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в бол...