Устное народное творчество народов Ямала
план-конспект урока
Цели:
- Познакомить учащихся с устным народным творчеством Ямала, обычаями, обрядами, запретами народов Севера;
- Развивать интерес к разнообразным видам произведений народного творчества.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_narodov_yamala.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект внеклассного занятия
«Устное народное творчество народов Ямала»
Выполнила: учитель
родного языка
Талигина Н.И.
п. Горки
Цели:
- Познакомить учащихся с устным народным творчеством Ямала, обычаями, обрядами, запретами народов Севера;
- Развивать интерес к разнообразным видам произведений народного творчества.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю и природе.
Оборудование:
Портреты и книги поэтов и прозаиков Ямала;
Картины и рисунки о Севере, о жизни и быте коренных народов Севера.
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие учащихся.
- Вводная беседа.
а) Фронтальный опрос.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с устным народным творчеством.
-Кто является создателем устного народного творчества?
-Какие виды произведений народного творчества вы знаете?
-Кто желает назвать пословицы и поговорки?
-Какие песни вы помните? Расскажите их.
-Назовите сказки, которые входят в раздел «Устное народное творчество».
-Что они воспитывают в людях?
-Чем отличаются эти произведения друг от друга? А что их объединяет?
б) Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с устным народным творчеством народов Севера, узнаем много интересного про обычаи, ритуалы, национальные орнаменты и костюмы.
В национальных традициях много мудрых правил и запретов во взаимоотношениях с природой. Например: отправляясь на охоту, северяне совершали « малое» жертвоприношение Менквам(духам). Нередко Менквы рисуются злыми духами, пожирающими людей или враждующими с ними. Вместе с тем они - мстительны за нарушение правил поведения в тайге, в лесу, в тундре.
А вот некоторые запреты-поверья:
«Не мучай священных жителей природы, ибо самому нетрудно попасть в худшую беду».
«Не бранись у водоёма, где берёшь воду для питья».
-Как вы думаете, почему?
Слово упадёт в реку и пьющий воду может проглотить его. И тогда человеку будет плохо. А разве вы желаете плохое своему ближнему и человеку вообще?
У каждого народа есть тысячи и тысячи весёлых и лукавых, мудрых и остроумных изречений.
Чтение поговорок и пословиц. Объяснение их смысла.
Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас.
У одного ум в словах, у другого – в делах.
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.
- Беседа учителя.
Эпиграфом нашего урока будут слова ненецкого поэта Л.Лапцуя о языке.
«Язык наш веками отточен,
Как дедовский нож на бруске,
Язык наш без промаха точен,
Как пика в умелой руке».
В нашем округе проживают народы Севера таких национальностей: ненцы, ханты, селькупы, манси, коми-зыряне. Забитые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Ямала окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество – фольклор.
«Голова должна думать, а ноги - идти».
«Опустевшее гнездо, как брошенное чумовище – в нём не ночует даже студеный ветер».
«Оставь землю такой, какой увидел её в детстве».
- Физминутка.
- Отгадывание загадок.
1.Олень от них убегает,
А они не отстают. (Нарты)
2.Мы тёмным вечером сверкаем,
А днём мы исчезаем. (Звёзды)
3.Два похожих брата
Друг друга догоняют,
А догнать не могут. (Лыжи)
4.Лежит у порога меховое кольцо –
Чужого в чум не пускает. (Собака)
5.Птичка с железным клювом
И с длинным хвостом
Ныряет и след оставляет. (Иголка)
У народов Севера есть и загадки-поговорки.
«Голос хорошего журавля за семь рек слышно». Что это? (Слово)
А почему вы так считаете?
- Работа над содержанием сказки «Кукушка».
а) Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.
-Какие сказки народов Ямала мы читали на уроках чтения?
-Кто желает пересказать сказку «Кукушка»?
б) Ответить на вопросы.
-О чём говорит название сказки?
-Что вы знаете о жизни этой птицы? Опишите её внешний вид(рисунок).
-Как поступили дети по отношению к матери?
-Когда дети поняли, что поступили с матерью жестоко?
-Почему мать-кукушка навсегда бросила детей?
-Какой глубокий смысл вложил народ в эту сказку?
- Знакомство со сказкой «Хозяйка огня».
а) Разбор объяснение непонятных слов : стойбище, чум.
б) Чтение сказки учащимися.
в) Работа над её содержанием.
- Когда женщина поняла, что она натворила? Что она сделала с огнём?
- Кем пришлось расплачиваться несчастной женщине? Почему?
-Чему учит эта сказка?
г) Чтение по ролям.
- Выполнение иллюстраций к сказке.
Выставка рисунков учащихся.
- Домашнее задание.
Читать сказки народов Севера о животных.
- Итоги урока.
-Какова основная мысль сказки «Хозяйка огня»? (Родной очаг необходимо беречь).
-Что нового и интересного узнали на уроке?
Список литературы:
1. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала, Тюмень, Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
2. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала, Тюмень, издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
3. Фёдорова Л.В. Северные родники, издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Проект на тему "Устное народное творчество как наследие русского народа"
Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе ч...
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Произведения устного народного творчества малых народов Севера
классный час "Произведения устного творчества малых народов Севера"...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...