Устное народное творчество народов Ямала
план-конспект урока

Цели:

  1. Познакомить  учащихся с устным народным творчеством Ямала, обычаями, обрядами, запретами народов Севера;
  2. Развивать интерес к разнообразным видам произведений народного творчества.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_narodov_yamala.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект внеклассного занятия      

«Устное народное творчество народов  Ямала»

                                                                          Выполнила:  учитель

                                                                  родного языка

                                                                Талигина Н.И.

п. Горки

Цели:

  1. Познакомить  учащихся с устным народным творчеством Ямала, обычаями, обрядами, запретами народов Севера;
  2. Развивать интерес к разнообразным видам произведений народного творчества.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю и природе.

Оборудование:

Портреты и книги поэтов и прозаиков Ямала;

Картины и рисунки о Севере, о жизни и быте коренных народов Севера.

Ход  занятия

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
  2.  Вводная беседа.

а) Фронтальный опрос.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с устным народным творчеством.

-Кто является создателем устного народного  творчества?

-Какие виды произведений народного творчества вы знаете?

-Кто желает назвать пословицы и поговорки?

-Какие песни вы помните? Расскажите их.

-Назовите сказки, которые входят в раздел «Устное народное творчество».

-Что они воспитывают в людях?

-Чем отличаются эти произведения друг от друга?  А что их объединяет?

б) Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с устным народным творчеством  народов Севера, узнаем много интересного про обычаи, ритуалы, национальные орнаменты и костюмы.

В национальных традициях много мудрых правил и запретов во взаимоотношениях с природой. Например: отправляясь на охоту, северяне совершали « малое» жертвоприношение Менквам(духам). Нередко Менквы рисуются злыми духами, пожирающими людей или враждующими с ними. Вместе с тем они - мстительны за нарушение правил поведения в тайге, в лесу, в тундре.

А вот  некоторые запреты-поверья:

«Не мучай священных жителей природы, ибо самому нетрудно попасть в худшую беду».

«Не бранись у водоёма, где берёшь воду для питья».

-Как вы думаете, почему?

Слово упадёт в  реку и пьющий воду может проглотить его. И тогда человеку будет плохо. А разве вы желаете плохое  своему ближнему и человеку вообще?

У каждого народа есть тысячи и тысячи весёлых и лукавых, мудрых и остроумных изречений.

Чтение поговорок и пословиц. Объяснение их смысла.

Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас.

У одного ум в словах, у другого – в делах.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.

  1. Беседа учителя.

Эпиграфом нашего урока будут слова ненецкого поэта Л.Лапцуя о языке.

«Язык наш веками отточен,

Как дедовский нож на бруске,

Язык наш без промаха точен,

Как пика в умелой руке».

В нашем округе проживают народы Севера таких национальностей: ненцы, ханты, селькупы, манси, коми-зыряне. Забитые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Ямала окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную  культуру, в том числе богатое  устное народное творчество – фольклор.

«Голова должна думать, а ноги - идти».

«Опустевшее гнездо, как брошенное чумовище – в нём не ночует даже студеный ветер».

«Оставь землю такой, какой увидел её в детстве».

  1. Физминутка.
  2. Отгадывание загадок.

1.Олень от них убегает,

А они не отстают. (Нарты)

2.Мы тёмным вечером сверкаем,

А днём мы исчезаем. (Звёзды)

3.Два похожих брата

Друг друга догоняют,

А догнать не могут.  (Лыжи)

4.Лежит у порога меховое кольцо –

Чужого в чум не пускает.  (Собака)

5.Птичка с железным клювом

И с длинным хвостом

Ныряет и след оставляет.  (Иголка)

У народов Севера есть и загадки-поговорки.

«Голос хорошего журавля за семь рек слышно». Что это?  (Слово)

А почему вы так считаете?

  1. Работа над содержанием сказки «Кукушка».

а) Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

-Какие сказки народов Ямала мы читали на уроках чтения?

-Кто желает пересказать сказку «Кукушка»?

б) Ответить на вопросы.

-О чём говорит название сказки?

-Что вы знаете о жизни этой птицы? Опишите её внешний вид(рисунок).

-Как поступили дети по отношению к матери?

-Когда дети поняли, что поступили с матерью жестоко?

-Почему мать-кукушка навсегда бросила детей?

-Какой глубокий смысл вложил народ в эту сказку?

  1. Знакомство со сказкой «Хозяйка огня».

а) Разбор объяснение непонятных слов : стойбище, чум.

б) Чтение сказки учащимися.

в) Работа над её содержанием.

- Когда женщина поняла, что она натворила? Что она сделала с огнём?

- Кем пришлось расплачиваться несчастной женщине? Почему?

-Чему учит эта сказка?

г) Чтение по ролям.

  1. Выполнение иллюстраций к сказке.

Выставка рисунков учащихся.

  1. Домашнее задание.

Читать сказки народов Севера о животных.

  1.  Итоги урока.

-Какова основная мысль сказки «Хозяйка огня»?  (Родной очаг необходимо беречь).

-Что нового и интересного узнали на уроке?

Список литературы:

1. Попов Ю.И.,  Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала, Тюмень, Издательство Института проблем освоения  Севера СО РАН, 2001.

2. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала, Тюмень, издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

3. Фёдорова Л.В. Северные родники, издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Проект на тему "Устное народное творчество как наследие русского народа"

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе ч...

Произведения устного народного творчества малых народов Севера

классный час "Произведения устного творчества малых народов Севера"...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...