Произведения устного народного творчества малых народов Севера
классный час (5 класс)
классный час "Произведения устного творчества малых народов Севера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Произведения устного народного творчества малых народов Севера
Цели урока: расширить знания учащихся об устном народном творчестве народов ханты и манси; формировать у учащихся значимость таких понятий, как добро, семья, труд, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Задачи урока: вспомнить жанры фольклора; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость материала, воспитывать эмоционально-положительное отношение к малой Родине; чувство гордости за край и город, в котором ты живешь.
Вступительное слово учителя:
Сибирский край –Югра
Таежный край земли.
Люблю твои просторы я,
Леса болота. мхи.
Нет в мире краше
Родины,
Чем милая Югра.
Пою я гимн Югры,
цвети моя земля!
Учитель - Ханты и манси создали уникальную культуру, в том числе богатое устное народное творчество - фольклор. Среди них имеется:
а) Мифические сказания - о возникновении на земле людей, животных, растительного мира;
б) Героические сказания;
в) Песни, посвященные духам предков;
г) Сказки;
д) Загадки о животных, растениях и о человеке ;
е) Пословицы и поговорки.
Каждый жанр устного народного творчества исполняется при определенных условиях, продиктованных обычаями народа. Материалом для этих произведений служила окружающая природа и многообразная жизнь человека: его борьба за счастье, верования, обычаи. В этих народных верованиях немало суеверного и темного. Чрезвычайно интересно в традиционной культуре народов Севера взаимодействие людей с растительным и животным миром. Югорские леса и лесные чудеса в устном народном творчестве малых народов Севера.
В произведениях устного народного творчества ханты решающее место занимает взаимоотношение человека и природы, прежде всего в лесу. Стоит только посмотреть на одежду, обувь, пищу и жилище, чтобы убедиться: ханты и лес неразделимы, чтобы почувствовать значение леса, который обеспечил жизнь ему, семье, детям, всему народу. Ханты и манси видят нравственный смысл во всех явлениях природы и общественной жизни. Поклонение природе - характерная черта их культуры, которая всегда для них индивидуальна и очень конкретна.
В устном народном творчестве ханты наблюдается взаимодействие пяти сфер:
-человек,
-мир духов,
-стихии природы,
-животный мир,
-растительный мир.
Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек.
(предлагается посмотреть мультфильм «Как у оленя рога появились» и обсудить его https://www.youtube.com/watch?v=Ci5X-_Jv8Ak)
Учитель - Не только сказками богат фольклор ханты и манси. Поговорки, пословицы, песни, загадки тоже являются замечательными памятниками народной поэзии. Примечательно, что северный народ не только позаботился об определении функции этих жанров устного народного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания. Загадками и песнями, например, дети пользуются в своей среде, хотя новые загадки им сообщаются взрослыми. Пословицы наиболее распространены среди пожилых людей : песни — среди молодежи, старики почти не поют.
Задание №1
Загадки :
Хозяин леса, хозяин бога. (Медведь)
На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка)
В дремучем лесу кончик стрелы мелькает. (Клюв дикаря)
Тянется олений обоз, звериный обоз. (Ледоход)
Откроют дверь – выходит женщина в новой шубе, а рядом с ней заходит женщина в изношенной шубе. (Тепло и холод)
В двери не входит, в окна не входит, а в щель легко проскользнет. (Иголка)
Двое бегут, соревнуясь, но никто из них не победит. (Лыжи)
В чаще леса, посреди болота, сидит женщина в алом платке. (Морошка)
Живёт золотая божественная девушка, сын бога играет на музыкальном инструменте, а такой-сякой танцует. (Солнце, ветер, снег)
Живёт волшебник, пока лежит, когда умрёт, тогда побежит. (Снег)
Некем не виденное божественное чудище дразнится. (Эхо)
Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча)
Сам состоит из воды, но на воде плавает. (Лёд)
Из народных песен :
1. Плачут березки и осинки : "Осень листья рвет с ветвей "
У сосенки ни слезинки ~ платье зелено на ней !
Хоть зима, хоть весна - вся зеленая сосна !
2. Ветер пышет, ветер пышет, рябинку колышет.
3. Береза — лебедь белая,
Рядом с тобою стою.
Тебе, моя несмелая,
Я песенки пою.
Пословицы и поговорки
1. "Жизнь на земле - не сладкая морошка".
2. "Лес и вода - брат и сестра".
Задание №2
Ребята, вам необходимо решить кроссворд.
Задания к кроссворду по теме ХМАО:
По горизонтали:
2. Один из окружных городов ХМАО? (Покачи)
1. Одна из промысловых рыб. (лещ)
4. Ягода, растущая на болотах ХМАО. (клюква)
3. Территорию ХМАО с запада защищает Уральский ...? (хребет)
По вертикали:
1. Что в ХМАО является умеренным, континентальным и характеризуется быстрой сменой погодных условий. (климат)
2. Основная река ХМАО. (Обь)
3. Столица ХМАО. (Ханты-Мансийск)
5. Царь пушных зверей. (соболь)
4. Продолжи: ХМАО-.... (югра)
Учитель:
- Велика роль народов Севера в развитии духовной культуры. В ней природа является главным фактором, первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями, благодаря этому она способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил не только детей Севера. Под влиянием леса складываются лучшие черты людей : простота и доброжелательность, поэтичность и сердечность, мягкость и отзывчивость, человеколюбие и в то же время воля, отвага, мужество. На лоне природы северный ребенок пробуждается подолгу и нераздельно отдается наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. Все явления природы северным человеком воспринимается цельными. Здесь воспитывается сосредоточенность и глубина мысли.
Рефлексия: - Было ли на уроке интересно?
- Что узнали нового? О чем еще хотели бы узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная хрестоматия по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Использование опыта народной педагогики и народной медицины малых народов Севера на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе»
МБОУШИ «Ляминская средняя общеобразовательная ...
Викторина по произведениям устного народного творчества
Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества...

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Устное народное творчество. Малые жанры литературы.
Презентация к уроку литературы в 5-ом классе....

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Данная презентация поможет в изучении материала по теме: "Устное народное творчество"...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...