Рабочая программа "Школа Этикета"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»
Составлено на основе государственных требований к программам и стандартам
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Школа этикета»
1 класс
2020-2021 учебный год
Учителя Савченко Ирины Александровны
Нижневартовск, 2020
Содержание:
№ раздела | Наименование | Страницы |
1 | Планируемые (личностные и метапредметные) результаты освоения курса внеурочной деятельности | 4 |
2 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности | 6 |
3 | Календарно-тематическое планирование | 7 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность содержания данной программы «Школа этикета» обусловлена необходимостью воспитания у детей нравственности и культуры поведения.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Данная программа представляет собой познавательный и несложный курс этикета для детей, т.к. этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является нормой поведения, и в жизни общества играет важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, познавательную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с окружающими.
Цель программы: воспитание у детей нравственности и культуры поведения.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
При изучении курса «Школа этикета», обучающиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом занятии разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов.
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Поэтому на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. На занятиях обучающиеся учатся работе с толковым и этимологическим словарями.
На занятиях по программе «Школа этикета» применяются различные формы и методы работы: ролевые игры, конкурсы, викторины, тесты, беседы, тренинги.
В основе обучения лежит игровой принцип, соответствующий возрастным особенностям ребенка. Предполагается использование на занятиях «Школы этикета» межпредметных связей с «литературным чтением», «окружающим миром», «изобразительным искусством, «музыкой». Занятия проходят с применением мультимедийных презентаций.
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что учтено при планировании тем.
Программа рассчитана на один год, на обучающихся 1-го класса (66 часов в год, 2 часа в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса «Школа Этикета».
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
1. Планируемые (личностные и метапредметные) результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой);
- формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя);
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- работа с правилами;
- поиск информации в словарях;
- работа с таблицами и иллюстрациями;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте или выполнение заданий по цепочке;
- коммуникация как взаимодействие: видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- уметь выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Регулятивные УУД:
- Каждое высказанное учеником этическое суждение имеет право на существование и поэтому не предполагает жёсткой и однозначной оценки в терминах «правильно» или «неправильно»;
- развивать умение высказывать своё предположение;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
- проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
- умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение у окружающих;
- соблюдение национальных обычаев и традиций.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности
1 класс.
Волшебные слова (6 ч.)
Правила поведения на уроке и на перемене, в общественных местах, в гардеробе, в столовой, в библиотеке, в школьном дворе. Этикетные правила и выражения. Развиваем умения задавать вопросы и видеть нарушение речевого этикета.
Ты – ученик (8 ч.)
Говорим о дружбе, взаимовыручке, учимся разрешать конфликты, анализируем свои и чужие, плохие и хорошие поступки. Развиваем умения слушать и слышать.
Ты сам (7 ч.)
Говорим о предметах туалета, видах одежды. Разучиваем комплекс утренней гимнастики и силовых упражнений под музыку. Учимся быть сильными и здоровыми. Личная гигиена. Учимся рационально распределять и использовать свое и ценить чужое время.
Красота поступка (14 ч.)
Правила поведения в гостях. Тайна подарка. Гостеприимство в традициях русского народа. Развиваем умения дарить радость другим людям. Изучаем правила вежливого пешехода. Разучивание подвижных игр. Учимся говорить друг другу комплименты.
Волшебные слова (6 ч.)
Формы приветствия и прощания, слова благодарности. Знакомство со словами извинения и прощения.
Ты – ученик (8 ч.)
Верность и бескорыстие в дружбе, взаимовыручка и взаимопомощь. Конфликт. Этикет в общении с учителем. Развиваем умения слушать и слышать, наблюдать и замечать.
Ты сам (7 ч.)
Уроки гигиены. Правильное питание. Здоровый образ жизни. Уход за ушами, глазами и зубами.
Красота поступка (14 ч.)
Правила встречи гостей. Праздники и поздравления. Выбор подарков и правила его дарения. Вредные привычки. Речь, как важнейшее средство общения. Правила поведения на улицах города. Разучивание подвижных игр.
3. Календарно-тематическое планирование
1 год обучения – 66 часов
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Содержание |
Волшебные слова | ||||
1 | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | Беседа: «Что такое этикет?» Знакомство с правилами поведения на уроке и перемене. Решение задач по культуре поведения | |
2 | Правила поведения в общественных местах | 1 | Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуаций | |
3 | Правила поведения в гардеробе | 1 | Знакомство с правилами поведения в гардеробе. Решение задач по культуре поведения | |
4 | Правила поведения в столовой | 1 | Знакомство с правилами поведения за столом. Игра «Любимые блюда» и чем их есть | |
5 | Правила поведения в библиотеке | 1 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Разгадывание загадок | |
6 | Правила поведения в школьном дворе | 1 | Экскурсия на школьный двор. Знакомство с правилами поведения в школьном дворе. Игры | |
Ты – ученик | ||||
7 | Как хорошо уметь читать | 1 | Беседа. С. Маршак «Кот и лодыри» Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час» | |
8 | О дружбе | 1 | Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу | |
9 | Вы поссорились | 1 | Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» | |
10 | Моя вторая мама | 1 | Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя» | |
11 | Я и ты | 1 | Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину | |
12 | Слушать и слышать | 1 | Выставка детских рисунков. Путешествие в страну Этикета | |
13 | Загадай-ка – угадай-ка | 1 | Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета | |
14 | Ты и твои друзья | 1 | Мой класс – мои друзья. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили» | |
Ты сам | ||||
15 | Мойдодыр приходит в гости | 1 | Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предвари-тельно нарисованных рисунков | |
16 | Твой режим дня | 1 | Беседа о режиме дня. Весёлые правила хорошего тона | |
17 | Сладких снов | 1 | Беседа «Сон – выручатель нервной системы». Игра «От улыбки станет всем светлей» | |
18 | Гимнастика под музыку | 1 | Разучивание комплекса утренней гимнастики. Игры | |
19 | Волшебная щеточка | 1 | Беседа о личной гигиене. Путешествие в страну Этикета | |
20 | Школьная одежда | 1 | Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов | |
21 | Умейте ценить своё и чужое время | 1 | Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему | |
Красота поступка | ||||
22 | Моё, твоё, наше | 1 | Правила общения с товарищами и друзьями | |
23 | Мы идем в гости | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Ролевая игра «Мы пришли в гости» | |
24 | Приглашаем гостей | 1 | Знакомство с правилами знакомства, представле-ния и общения в гостях. Разыгрывание ситуаций | |
25 | Гость на порог – хозяину радость | 1 | Гостеприимство в традициях русского народа | |
26 | Хочу и нужно | 1 | Разбор ситуаций. Стихо-творение С. Михалкова «Одна рифма» | |
27 | Семь я | 1 | Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома | |
28 | Из чего они сделаны | 1 | Коллективная деятель-ность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя, даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу | |
29 | Дорогие слова | 1 | Игра «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость» | |
30 | «Вовка – добрая душа» | 1 | Разговор о доброжела-тельности и равноправии в отношениях. Заучива-ние волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай» | |
31 | Я по улице шагаю. Правила вежли-вого пешехода. Правила поведе-ния в транспорте | 1 | Игра «Светофор». Прак-тическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте | |
32 | Прилежание ученика | 1 | Разыгрывание ситуаций | |
33 | Ты и я – друзья | 1 | Дружеские взаимоотношения | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | Итоговое занятие. Игры. Песни. Конкурсы | |
Волшебные слова | ||||
35 | Формы приветствия | 1 | Знакомство с правилами приветствия. Разыгры-вание ситуаций. Игры | |
36 | Способы выражения благодарности | 1 | Знакомство с правилами благодарности. Модели-рование ситуаций. Игры | |
37 | Слова прощания | 1 | Знакомство с правилами прощания. Разыгрывание ситуаций. Экскурсия «Прощай, лето!» | |
38 | Слова извинения | 1 | Знакомство со словами извинения. Моделирова-ние ситуаций. Игры | |
39 | Слова прощения | 1 | Знакомство со словами прощения. Разыгрывание ситуаций. Игры | |
40 | «Ты» и «Вы» | 1 | Беседа. Решение задач. Игры | |
Ты – ученик | ||||
41 | Азбука читателя | 1 | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков | |
42 | Друг в беде не бросит | 1 | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь | |
43 | Как решать конфликты | 1 | Познавательная беседа. Просмотр мультфильма. Игры | |
44 | Твоё отношение к учителю | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем | |
45 | Я – особенный | 1 | Игра «Помоги понять себя», познавательная беседа | |
46 | Слушать и слышать | 1 | Повторить правила этикета. Познавательная беседа. Моделирование ситуаций | |
47 | Учимся наблюдать, замечать | 1 | Беседа «Вглядись в себя, сравни с другим». Игра | |
48 | Как быть прилежным и старательным | 1 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Просмотр мультфильма | |
Ты сам | ||||
49 | Уроки гигиены | 1 | Игровая ситуация «Советы доктора Воды». Знакомство со сказкой о микробах | |
50 | Кое-что о правильном питании | 1 | Знакомство с правилами здоровья. Чтение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» | |
51 | Мальчишки и девчонки | 1 | Познавательная беседа. Игра «Противополож-ности» | |
52 | Как стать Гулливером | 1 | Занятие-соревнование «Культура здорового образа жизни» | |
53 | Ушки - слушки | 1 | Познавательная беседа. Проведение опытов. Правила здоровья | |
54 | Чтобы зубки не грустили | 1 | Практикум «Чистка зубов» Познавательная беседа. Конкурс рисунков | |
55 | Забота о глазах | 1 | Знакомство с правилами бережного отношения к зрению. Проведение опыта. Игра «Полезно - вредно» | |
Красота поступка | ||||
56 | Я - хозяин | 1 | Знакомство с правилами встречи гостей. Советы Остера | |
57 | Поздравления | 1 | Игра «Подари другому радость». Моделирование ситуаций | |
58 | Даты и торжества | 1 | Вспоминаем праздники. Игровые ситуации | |
59 | Поговорим о подарках. Тайна подарка | 1 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. Правила дарения подарков. Просмотр мультфильма | |
60 | Я и моя семья | 1 | Дискуссия. Создание газеты | |
61 | Вредные привычки | 1 | Беседа «Умей сказать НЕТ». Игровые ситуации | |
62 | Приятные слова | 1 | Игровые ситуации. Экскурсия в библиотеку | |
63 | Сила поступка | 1 | Беседа «Спеши делать добро». Работа с пословицами | |
64 | Если радость на всех одна | 1 | Подвижные игры. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения | |
65 | Решение этических задач. Игровое занятие | 1 | Разыгрывание ситуаций. Игры на развитие взаимопонимания. Игры на свежем воздухе. | |
66 | Обобщающее занятие | 1 | Праздник «Доброта, что солнце» |
ПЕРЕЧЕНЬ учебно-методического обеспечения
1. Учебное оборудование
1.1. Парты.
1.2. Доска.
2. Мультимедийное оборудование
2.1. Компьютер.
2.2. Проектор.
2.3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Дидактический материал
3.1. Раздаточный материал для обучения составлению кроссворда.
4. Библиотечный фонд
4.1. Насонкина С.А. «Уроки этикета», - Рязань, 2000.
4.2. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов педагогических учебных заведений. Воспитание 4 класс/ Под редакцией профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004
4.3. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» - ВИУГУЛ, 1996.
4.4. Шемшурина А.И., Этическая грамматика, Санкт-Петербург, 2009.
4.9. http://www.etikets.ru
4.10. http://www.viki.rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
Рабочая программа и КТП по речевому этикету 7 класс
Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова Мн...
Рабочая программа "Этикет в игре"
Данная рабочая программа составлена для работы кружка "Этикет".Срок реализации программы 2года....
конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"
Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
«Понятие этикета, речевого этикета»
laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...