Круглый стол "Подросток и закон"
план-конспект занятия (6 класс)

Знакомство  подростков с видами правонарушений и ответственности за них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_podrostok.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 10»  (п. Мещерское)

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Подросток и закон»

                            Подготовила: социальный педагог А.В. Фотюк

2021г.

Круглый стол «Подросток и закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способствовать развитию связной речи учащихся.

Эпиграф

«Помните, что совершая правонарушение,

вы  не только нарушаете Закон,

но и причиняете боль родным и

близким вам  людям»

                                                 Ход занятия

Вступительное слово. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень  важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание  закона,  не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение  закона приводит к тяжелым последствиям. Мы в ответе за свои поступки. Это и есть название нашего занятия.

И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Эпиграфом  нашего занятия будут слова «Помните, что совершая правонарушение, вы  не только нарушаете Закон, но и причиняете боль  родным и близким вам  людям».

 

  Учитель: Я не случайно попросила вас назвать свой возраст. Вы сейчас находитесь в таком возрасте,  о котором говорят подростковый.  Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями  и ответственностью.

Подросток. Ещё говорят – несовершеннолетний. Это – юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. Это когда детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Вокруг много соблазнов, много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. Это своего рода испытание. Оно даётся каждому человеку.

Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает  обстановка в семье невыносимой, но все-таки, в конечном итоге,  выбирает  как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом  возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков,  так и девочек 

 Учитель: 

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу.

Право и закон - тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных жизненных ситуациях.

Ребята, чему должен подчиняться каждый человек в любой стране?

Ответы детей

Правильно, ЗАКОНУ.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Ответы детей

 В Конституции Российской Федерации – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила?

Ответы детей (ответственным, законопослушным)

Быть ответственным – отвечать за свои действия  

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361).

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

- Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию:

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное УК РФ

- В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Учитель: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка,  жена Зевса.Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. 

Атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты,  ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблеме.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

Когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Проступок или преступление

  1. Порвал учебник одноклассника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одноклассника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в школе
  6. Переходил дорогу в неположенном месте
  7. Разбил мячом окно
  8. Нецензурно выражался в общественном месте
  9. Десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона
  10. 16-летние ребята сломали дерево в парке  
  11. 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить

Вид ответственности: административная или уголовная

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, однако за многие деяния, которые являются преступлениями ответственность наступает с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание, в том числе лишение свободы.Хочу такой сайт

Административная ответственность наступает с 16 лет. Данный вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения. В качестве примера можно отметить следующие: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией (при этом организация проституции – это уголовная ответственность), мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д. При этом, если несовершеннолетний, не достигший 16 летнего возраста, распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, то административную ответственность будут нести его родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие спиртные напитки или иные одурманивающие вещества несовершеннолетнему, будут привлечены к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность. За совершение обучающимися дисциплинарного проступкаустанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление. Отчисление, как мера дисциплинарной ответственности, может быть применено за: Длительное отсутствие (более тридцати дней без уважительных причин) на учебных занятиях в течение учебного года.

  1. Василий, 14 лет, в школе разбил стекло. 
  2. Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
  3. 14 летние ребята бросали камни в проходящие поезда. 
  4. Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего.
  5. Андрей, 15 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
  6. Сергей, 14 лет, угнал автомобиль соседа.
  7. 15 летние подростки в парке разожгли костер.
  8. Петр, 16 лет, сорвал цветы  с клумбы. 
  9. Валя, 14 лет, вымогала деньги у младших школьников

Определить является ли это административным  правонарушением,                                    и какое наказание за этим последует

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки?  Какое наказание можно ожидать.                  (С 16 лет. Административная.  Мелкое хулиганство)

2. Подростка задержали на улице после 23 часов  без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение)

3. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)

4. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива и  в  парке распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)

5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены  к административной ответственности?  (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?                    (Кража 14 лет)

7.16-летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.  

(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей)

 «Верно – неверно».

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул,

говорит, что не хочет посещать уроки и учиться в школе. Я считаю, что это проступок.

          (Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины).

Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ)

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Учитель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.)

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(Проступок. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности)

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это преступление.

(Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ)

Ситуация № 5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали  детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.  Я считаю, что это проступок.

(Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков   противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и  учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

 

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...

Круглый стол "Законы Истока"

Детская организация "Исток" это добровольная организация, объединяющая творческих, активных, инициативных учащихся 1-11 классов. По каким законам, заповедям живет и работает наша организация и основны...

Беседа за круглым столом: закон для подростка

С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением р...

Круглый стол на тему: "Подросток и закон"

Методическая разработка поможет классному руководителю - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развить представления о последствиях противопр...

Круглый стол: « Я и Закон»

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие...