Круглый стол на тему: "Подросток и закон"
классный час
Методическая разработка поможет классному руководителю - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развить представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_podrostok.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол на тему: «Подросток и закон».
Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способствовать развитию связной речи учащихся.
Эпиграф
«Помните, что совершая правонарушение,
вы не только нарушаете Закон,
но и причиняете боль родным и
близким вам людям»
Ход занятия
Социальный педагог. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.
Эпиграфом нашего занятия будут слова «Помните, что, совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям». Мы в ответе за свои поступки.
Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью.
Подросток. Ещё говорят – несовершеннолетний. Это – юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. Это когда детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.
Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Вокруг много соблазнов, много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. Это своего рода испытание. Оно даётся каждому человеку.
Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье напряженная, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек
У меня две нити: одна прямая, другая извилистая и запутанная
- С чем можно сравнить эти нити?
Ответы детей (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
Ответы детей (Что наша жизнь протекает хорошо, легко)
- Что будет если нить запутанна, трудно найти конец
Ответы детей
- Жизнь любого Человека – это наша нить, и любой
заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.
Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай.
Право и закон- тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
Ребята, чему должен подчиняться каждый человек в любой стране?
Ответы детей
Правильно, ЗАКОНУ.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Ответы детей
В Конституции РФ – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила?
Ответы детей (ответственным)
Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.
Быть ответственным – отвечать за свои действия
Существует два вида правонарушений. Все правонарушения делятся на проступки и преступления. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Что более опасно для общества?
Ответы детей
Правильно, преступление.
Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.
Преступления: кража личных вещей, грабеж, разбойное нападение, нанесение побоев, убийство, угроза убийством, продажа наркотических веществ, насильственные действия, вымогательство, угон личного транспорта, терроризм и др.
Проступок – нарушение правил поведения, правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.
Проступки: прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, опоздание на урок, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, небрежное отношение к школьному и личному имуществу одноклассников, пропуски без уважительной причины, нарушение Устава и режима школы: отказ вовремя ложиться спать, не ношение сменной обуви, отказ от участия в мероприятиях, отказ выполнять домашнее задание, отказ делать уборку в классе. Нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде, драки, нецензурная брань, свист в общественном месте, порча личного имущества, курение в общественном месте, уничтожение специальных знаков, мелкие хищения, нарушение правил противопожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных, безбилетный проезд, неправильный переход улицы, подкладывание на ж\д пути предметов, которые могут помешать движению и др.
И преступление, и проступок –нарушения закона, ребенок, их совершивший – правонарушитель.
В настоящее время в России за совершение противоправных поступков или правонарушений предусмотрены два вида ответственности:
административная и уголовная.
Как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки? Ответы детей
Согласно уголовному кодексу административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, за совершение определенных правонарушений ответственность наступает с 14-ти летнего возраста.
Ответственность за проступки прописана в Кодексе об административных нарушениях, о преступлениях– в Уголовном кодексе
Сейчас мы на этом остановимся более подробно.
Административная ответственность несовершеннолетних
За проступки полагаются наказания не уголовного характера – штрафы (в базовых величинах) предупреждения, возмещение ущерба, административный арест на 15 суток.
Работа с таблицей
Правонарушение | Наказание |
Умышленное причинение телесного повреждения | Штраф или административный арест. |
Мелкое хищение | штраф или административный арест. |
Умышленное уничтожение либо повреждение имущества | штраф |
Разжигание костров в запрещённых местах | штрафа |
Мелкое хулиганство | штраф или административный арест. |
Незаконные действия в отношении газового, пневматического, холодного или метательного оружия | штраф |
Жестокое обращение с животными. | штраф или административный арест. |
Клевета | штраф |
Оскорбление | штраф в размере от 4 до 20 базовых величин. |
Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде. | штраф в размере до 8 базовых величин. |
Заведомо ложное сообщение | штраф |
Курение (потребление) табачных изделий | штраф |
Нахождение на улице без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00 | штраф |
Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом | штраф |
Уголовная ответственность
Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления.
НО, если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в КДН, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
ВИДЕО
Социальный педагог: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия
Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.
Атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблеме.
Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".
Когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено.
Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Проступок или преступление
- Порвал учебник одноклассника
- Появление подростка на улице в нетрезвом виде
- Избил одноклассника
- Совершил кражу мобильного телефона
- Совершил прогул в школе
- Переходил дорогу в неположенном месте
- Разбил мячом окно
- Нецензурно выражался в общественном месте
- Десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона
- 16-летние ребята сломали дерево в парке
- 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить
Вид ответственности: административная или уголовная
- Василий, 14 лет, в школе разбил стекло.
- Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
- 14 летние ребята бросали камни в проходящие поезда.
- Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего.
- Андрей, 15 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
- Сергей, 14 лет, угнал автомобиль соседа.
- 15 летние подростки в парке разожгли костер.
- Петр, 16 лет, сорвал цветы с клумбы.
- Валя, 14 лет, вымогала деньги у младших школьников
Определить является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует
1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать. (С 16 лет. Административная. Мелкое хулиганство.Штраф от 2 до 30базовых величин)
2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение, штраф до 2 базовых величин)
3. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)
4. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива и в парке распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?
(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей до 8 базовых величин)
5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административнойответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)
6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража.С 14 лет)
7.16-летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.
(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей)
«Верно – неверно».
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул,
говорит, что не хочет посещать уроки и учиться в школе. Я считаю, что это проступок.
(Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины).
Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ)
Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.
(Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.
Воспитатель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?
Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.)
Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.
(Проступок. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.
Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности)
Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это преступление.
(Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ)
Ситуация № 5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Я считаю, что это проступок.
( Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)
Воспитатель:За совершение любого правонарушения, из перечисленных в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, несовершеннолетние ставятся на профилактический учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, информация о совершении правонарушения несовершеннолетним направляется по месту учёбы подростка и по месту работы родителей.
Последствия совершения правонарушений несовершеннолетними:
-административная ответственность в виде штрафа;
-обязательная постановка на учет в ИДН;
-сообщение по месту учебы, по месту работы родителей, военкомат;
-постоянный контроль по месту учебы, посещение по месту жительства
сотрудником милиции;
-для подростков, совершивших правонарушение в пьяном виде – постановка на учет к врачу-наркологу.
-дальнейшее поступление и трудоустройство во все силовые структуры,
прохождение службы в элитных войсках Вооруженных сил является проблематичным.
Рефлексия: Сегодня мы попытались ответить на вопрос, для чего нужны законы, к чему приводят проступки и правонарушения. Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Помните, что совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким вам людям.
Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Подросток и закон"
Классный час по теме "Подросток и закон"...
Родительский лекторий на тему «Подросток и закон»
Цель:-знакомство с видами правонарушений несовершеннолетних и ответственностью за них...
Круглый стол "Законы Истока"
Детская организация "Исток" это добровольная организация, объединяющая творческих, активных, инициативных учащихся 1-11 классов. По каким законам, заповедям живет и работает наша организация и основны...
Беседа за круглым столом: закон для подростка
С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением р...
Круглый стол "Подросток и закон"
Знакомство подростков с видами правонарушений и ответственности за них...
Фото проведения круглого стола "Подросток и закон"
День правовой помощи детям...
Круглый стол: « Я и Закон»
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие...