Программа гражданско-патриотического клуба "Факел"
рабочая программа
Настоящая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического клуба «Факел» разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса для учащихся 9-х классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3. Программа составлена в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности.В национальной доктрине образования Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Сегодня обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания. Патриотизм - категория нравственная, а к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. На занятиях клуба «Факел» подростки приобретут нравственные, морально-психологические качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakela.docx | 90.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ НОВОБУРЕЙСКАЯ СОШ № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ФАКЕЛ»
СОСТАВИЛА:
Нечаева Т.Н., учитель истории и обществознания
2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ФАКЕЛ»
Возраст обучающихся: 13 – 16 лет
Направление: общеинтеллектуальное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общие положения
Настоящая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического клуба «Факел» разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса для учащихся 9-х классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3. Программа составлена в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;
- Положение о внеурочной деятельности МОБУ Новобурейской СОШ № 3.
В национальной доктрине образования Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Сегодня обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания. Патриотизм - категория нравственная, а к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. На занятиях клуба «Факел» подростки приобретут нравственные, морально-психологические качества. Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к
- истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;
- национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке;
- стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, «малой» Родине;
- государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.
Участниками гражданско-патриотического клуба «Факел» являются учащиеся 14 лет. Основными принципами его деятельности являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип коллективности;
- принцип ответственности за собственное развитие.
Вся деятельность гражданско-патриотического клуба «Факел» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей. Комплекс занятий клуба предусматривает охват детей 8 классов.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, обычаи, природу. Гражданско-патриотическая деятельность способствует формированию у подростков гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, уважение к людям, милосердие, помогает им социализироваться в современном местном социуме.
Цель: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.
Задачи:
- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;
- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;
- воспитание глубокого уважения к воинам-ветеранам, защищавшим интересы Родины в годы ВОВ и в мирное послевоенное время (воины-интернационалисты);
- воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
- знакомство с историей и значением государственных праздников;
Организация деятельности кружка:
Деятельность кружка осуществляется на базе МОБУ Новобурейской СОШ № 3.
Основные формы работы кружка:
- акции;
- мастер-классы;
- конкурсы;
- конференции;
- исследовательская и поисковая работа;
- клубные встречи;
- квесты;
- викторины;
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности гражданско-патриотического клуба «Факел».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают в себя как личностные, предметные, так и метапредметные результаты.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её истории и культуре;
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе);
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка образовательных достижений учащихся.
Оценка образовательных достижений учащихся происходит посредством анализа портфолио учащихся, включая следующие свидетельства:
- участия обучающихся в социально-патриотических и гражданских акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в области;
- подготовка и проведение общешкольных мероприятий, акций гражданско-патриотической направленности;
- участия в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ;
- фоторепортажи о посещении социально-значимых мест;
- педагогические наблюдения и диагностики;
Содержательный раздел
Учебный план курса внеурочной деятельности клуба «Факел»
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Четверть | Количество часов |
1 | 9 |
2 | 7 |
3 | 10 |
4 | 8 |
ИТОГО | 34 |
Содержание курса внеурочной деятельности клуба «Факел»
- Поисково-исследовательская работа.
«Край ты мой – капелька России». Знакомство с историей становления и развития Амурской области, Бурейского района; с историческими и государственными деятелями, принимавших участие в освоении и развитии Приамурья; с достопримечательностями областного и районного центров; встреча с известными людьми. Оформление собранного материала в проектные и исследовательские работы, представление их на ежегодной научно-краеведческой конференции «Приамурье – наш общий дом», а так же на выставке в школьной библиотеке.
«Моя родная школа». Изучение истории школы. Сбор информации о выпускниках школы. Сбор информации о педагогах-новаторах; о ветеранах педагогического труда; о вожатых. Сбор информации о достижениях школы. Оформление собранного материала в проектные и исследовательские работы, представление их на ежегодной научно-краеведческой конференции «Приамурье – наш общий дом», а так же на выставке в школьной библиотеке. На основе собранного материала создание современного архива школы.
«Боевая и легендарная». Сбор информации об участниках локальных современных войн, организация встреч с ветеранами боевых действий в Чечне, Афганистане.
- Участие в социально-значимых мероприятиях.
- Акции, проводимые в Бурейском районе ко Дню Победы: «Георгиевская ленточка», «Синий платочек», «Фронтовая кружка».
- Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, локальных современных войн.
- Акции, проводимые в Бурейском районе к памятным датам истории: Дни воинской славы, День памяти жертв репрессий, окончание второй мировой войны, начало Великой Отечественной войны.
- Торжественные мероприятия, посвящённые памятным датам истории страны и Бурейского района.
- Просветительская работа членов клуба:
Проведение тематических мероприятий, встреч, по материалам поисковой работы на основе созданных выставок, презентаций.
Механизмы реализации содержания курса внеурочной деятельности клуба «Факел»
Механизм реализации программы курса внеурочной деятельности клуба «Факел» включает в себя:
- четкое планирование каждую четверть;
- методическая разработка положений по каждому из проводимых дел;
- пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;
- разработка цифровых образовательных ресурсов;
- разработка методических рекомендаций, разработок внеурочных мероприятий;
- сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти.
Оценка эффективности внеурочной деятельности клуба «Факел»
В качестве критериев эффективности деятельности клуба используются качественные и количественные показатели:
Качественные показатели:
- социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость;
- демократический стиль взаимоотношений в детском коллективе;
- активная жизненная позиция, гражданское самосознание;
- толерантное отношение к окружающим людям;
- достижения от участия в различных конкурсах, конференциях различного уровня.
Количественные показатели:
- количество участников клуба;
- количество конкурсов, акций, мероприятий, проведенных участниками клуба;
- количество конкурсов, акций, мероприятий, в которых участники клуба приняли участие;
- разработка методических рекомендаций и внеурочных мероприятий.
Примерный календарный план-график курса внеурочной деятельности клуба «Факел»
|
|
|
|
|
|
|
|
2. | Мероприятия краеведческой направленности | октябрь-ноябрь | Руководитель ГПК «Факел» |
3. | Организация исследовательской деятельности учащихся: | октябрь-декабрь
| Руководитель ГПК «Факел»
|
4. | Проведение опросов, анкетирования первых выпускников новой школы № 3, сбор сведений, оформление материалов | в течение года | Руководитель ГПК «Факел» |
5. | Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности для учащихся школы | 1 раз в год | Руководитель ГПК «Факел» |
6. | Участие в конкурсах, мероприятиях гражданско-патриотической направленности, проводимых на территории Бурейского района | в течение года | Руководитель ГПК «Факел», отдел по делам молодёжи Бурейского района, Совет ветеранов Бурейского района |
7. | Участие в районной научно-практической конференции «Приамурье – наш общий дом» | по плану | Руководитель ГПК «Факел», районный методический кабинет |
8 | Мероприятие патриотической направленности | декабрь | Руководитель ГПК «Факел» |
9. | Изучение литературы, сборников документов, периодической печати. | в течение года | Руководитель ГПК «Факел», школьная и районная библиотека |
15. | Отчёт, о проделанной работе ГПК «Факел» | июнь | Руководитель ГПК «Факел» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
Программа гражданско-патриотического воспитания
Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....