Программа кружка "Конструирование из бумаги"
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7 класс)

Тарасова Ирина Петровна

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга и оригами как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Утверждена

на педагогическом Совете

Протокол №__

От    «    » __________г.

Председатель

________ Асташова О.М.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ»

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень реализации: основное общее

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 8-15лет

Составитель:

Педагог дополнительного

образования

Тарасова Ирина Петровна

2020г.

Пояснительная записка.

     В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности,  отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

      В данной программе представлен один из видов декоративно-прикладного творчества -конструирование из бумаги.

     Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

       Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

      Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга и оригами как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга и оригами.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

-Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и оригами.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга и оригами.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

     Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

     

     В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

     Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

     Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

     Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

     Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

     Курс  квиллинга предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

     Курс оригами:

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

                 Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

     Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

      В процессе работы по курсу квиллинга и оригами, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

        Организационно-методическое обеспечение программы

 (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

      Программа “конструирование из бумаги” рассчитана на 2 года.  На занятия в течение недели отводиться 6 часов, 2 занятия по 3 часа, 216 часов в год. Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Для успешного освоения программы  численность детей в группе кружка должна составлять 10-12 человек.

 

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга и оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга и оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Содержание программы (второй год обучения)

1.  Квиллинг «Рамка для фотографий»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1.2.Квиллинг «Снежинки для новогодней ёлки»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1.3.Квиллинг «Шкатулка»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1.4.Квиллинг «Подсолнухи»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1.5.Квиллинг «Ангел»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1.6. Викторины, конкурсы.

Практика. Изготовление поделки по схеме в виде соревнования между группами (коллективная работа).

1.7.  Самостоятельная творческая мастерская.

Практика. Изготовление поделки по выбору.

2. Модульное оригами «Павлин»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.1 Модульное оригами «Декоративная ваза с цветами»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.2- Модульное оригами. Изготовление сувениров к праздникам

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.3. Модульное оригами «Самовар»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.4. Модульное оригами. Самостоятельная творческая мастерская.

Практика. Изготовление поделки по выбору.

2.5 Модульное оригами «Торт»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.6 Модульное оригами «Шкатулка»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.7 Модульное оригами «Снеговик»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.8 Модульное оригами «Кактус с цветами»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.9. Модульное оригами. Изготовление сувениров к праздникам

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.10. Модульное оригами «Пингвин»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.11. Модульное оригами «Пасхальное яйцо»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.12. Модульное оригами «Храм»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

2.13.Модульное оригами .Самостоятельная творческая мастерская.

Практика. Изготовление поделки по выбору.

2.14.Выставка творческих работ.

Практика. Выставка работ. Посещение выставки.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную двухстороннюю  бумагу, белую бумагу.

- картон белый и цветной, гофрированный.

- клей (наилучшим является клей ПВА).

- зубочистка, рейсфедер.

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Учебный план

Учебные разделы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие

1

1

2

Квиллинг

59

6

53

3

Модульное оригами

153

14

139

4

Итоговое занятие

3

3

                                                Всего

216

21

195

Учебно-тематический план

Название темы

Теоретич.

Практич.

Всего

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

1

1

1.1

 Квиллинг «Рамка для фотографий»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

7

8

1.2

Квиллинг «Снежинки для новогодней ёлки»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

1.3

Квиллинг «Шкатулка»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

1.4

Квиллинг «Подсолнухи»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

1.5

Квиллинг «Ангел»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

1.6

Викторины, конкурсы.

Практика. Изготовление поделки по схеме в виде соревнования между группами (коллективная работа)

6

6

1.7

Самостоятельная творческая мастерская.

Практика. Изготовление поделки по выбору

1

8

9

2

Модульное оригами «Павлин»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.1

Модульное оригами «Декоративная ваза с цветами».

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1

8

9

2.2

Модульное оригами. Изготовление сувениров к праздникам

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.3

Модульное оригами «Самовар»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.4

Модульное оригами. Самостоятельная творческая мастерская.

Практика. Изготовление поделки по выбору

1

11

12

2.5

Модульное оригами «Торт»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.6

Модульное оригами «Шкатулка»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.7

Модульное оригами «Снеговик»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.8

Модульное оригами «Кактус с цветами»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.9

Модульное оригами. Изготовление сувениров к праздникам

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки.

1

11

12

2.10

Модульное оригами «Пингвин»

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки                

1

8

9

2.11

Модульное оригами «Пасхальное яйцо».

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

8

9

2.12

Модульное оригами «Храм».

Теория. Разбор схемы.

Практика. Изготовление поделки

1

23

24

2.13

Модульное оригами . Самостоятельная творческая мастерская.

Практика. Изготовление поделки по выбору

1

14

15

2.14

Выставка творческих работ.

Практика. Выставка работ. Посещение выставки.

3

3

Итого:

216

Литература

1. С.Ю.Афонькин, Е,Ю. Афонькина «Энциклопедия оригами для детей и подростков». СПб.:Кристалл, 2000.

2. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. М : Просвещение, 2002.

3. З,А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» М : Просвещение, 1992.

4. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. АСТ, 2001.

5. Г.М. Корнева «Бумага: играем, вырезаем, клеим.» СПб., 2001.

6. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. АСТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Мир из бумаги"

Программа для учреждений дополнительного образования. Срок реализации 2 года. Включает в себя изучение нескольких техник работы с бумагой....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»

Программа дополнительного образования детей   «Волшебный мир бумаги» - программа кружка, рассчитана на 1 год, может быть использована для среднего младшего возраста. Дети знакомятся с модульным о...

Рабочая программа курса по выбору «Деловые бумаги» в 9 классе

Познакомит обучающихся с правилами сосотавления основных деловых бумаг...

Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...

Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"

Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...

Конспект урока технологии 3класс "Рисуем бумагой по бумаге..."

Знакомство с нетрадиционной техникой работы с бумагой "Айрис-фолдинг"...