Программа кружка "Мир из бумаги"
рабочая программа (5,6 класс) по теме
Программа для учреждений дополнительного образования. Срок реализации 2 года. Включает в себя изучение нескольких техник работы с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
Программа дополнительного образования детей
«Мир из бумаги»
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 2 года
Разработал:
Дряхлова Надежда Андреевна,
педагог дополнительного образования
г.Богородск
2010 г.
Пояснительная записка
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Направленность программы – художественная.
Бумага, как материал для детского творчества, пластична, легка в обработке, требует минимум инструментов. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и многое другое).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна, развивает мелкую моторику рук. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, проектной и исследовательской работы, опыт работы в коллективе.
Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.
Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы, формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Программа модифицированная.
Цель программы – освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, дать навыки коллективной работы и общения, развить творческие способности ребенка.
Задачи программы.
Обучающие:
- знакомство детей с основными базовыми формами оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
Воспитательные:
- воспитание терпения и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Развивающие:
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие внимания, памяти.
Основные принципы:
- Принцип доступности и посильности
- Принцип наглядности
- Принцип сочетания различных форм обучения
Возраст обучающихся – 9-12 лет.
Набор детей в группы свободный. Состав групп постоянный.
Психологические особенности обучающихся:
Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой.
Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.
Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. Образная память имеет свои ограничения. Дети лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную.
Воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались.
В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации.
Программа рассчитана на 2 год обучения. Первый год обучения – 144 час, второй год – 216 часов. Продолжительность занятия 2 академических часа. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй год – 3 раза в неделю.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей.
Программа состоит из 5 блоков:
- Оригами
- Аппликация
- Плетение из бумаги
-Кусудама
-Модульное оригами
Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые. Имеют место как традиционные формы (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (игры, праздники, конкурсы).
Методы обучения:
• словесный;
• наглядный;
• практический.
Ожидаемые результаты.
1 год обучения. Обучающиеся:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация и др.);
2 год обучения. Обучающиеся:
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
- научаться самостоятельно разрабатывать и проектировать изделия.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Воспитательные результаты
- воспитание самостоятельности, аккуратности, бережливости;
- умение работать в группе;
- формирование эстетического вкуса.
Способы определения результативности
- Проведение диагностики ЗУН обучающихся в начале, середине и конце года.
- Составление индивидуальной карты «Оценка результатов освоения программы».
- Итоговая аттестация обучающихся в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ;
• Проведение выставок работ обучающихся;
• Участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах;
• Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение. ТБ при выполнении различных видов работ | 2 | 2 | |
2 | Диагностика знаний и умений обучающихся | 3 | 3 | |
3 | Оригами: Базовые формы Оригами из кругов | 37 28 9 | 7 6 1 | 30 22 8 |
4 | Аппликация: Из геометрических фигур Из салфеток По готовым шаблонам Объемная | 30 4 6 8 12 | 5 1 1 1 2 | 25 3 5 7 10 |
5 | Плетение из бумаги | 8 | 2 | 6 |
6 | Кусудама | 18 | 3 | 15 |
7 | Модульное оригами: Модуль «Трилистник» Модуль «Супершар» Модуль «Треугольник» | 44 4 8 32 | 3 1 1 1 | 41 3 7 31 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 | 26 | 118 |
2 год обучения
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Диагностика знаний и умений обучающихся | 3 | 3 | |
2 | Оригами | 20 | 7 | 30 |
3 | Аппликация | 20 | 5 | 15 |
4 | Кусудама | 50 | 10 | 40 |
5 | Модульное оригами | 121 | 21 | 100 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 216 | 46 | 187 |
Содержание программы
1 год обучения
Введение (1 час). История бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.
Беседа по технике безопасности (1 час). Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.
Диагностика (3 часа). В начале года (1 год обучения) – диагностика уровня ЗУН обучающихся, проверка их готовности к занятиям в объединении. В середине и конце учебного года проводится диагностика усвоения обучающимися ЗУН, полученных за время обучения в объединении
Оригами (37 часов) Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, складывание изделий на их основе. Виды складок. Работа с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания.
Базовые формы:
«Треугольник» (4 часа)
«Дверь» (2 часа)
«Конверт» (4 часа)
«Двойной треугольник» (6 часов)
«Воздушный змей» (4 часа)
«Ромб» (4 часа)
«Птица» (4 часа)
Аппликация (30 часов). Аппликация по образцу и составление собственных композиций.
Аппликация из геометрических фигур (4 часа). Аппликация из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Вырезание и вырывание фигур из бумаги. Составление мозаики.
Аппликация из салфеток (6 часов). Технология подготовки салфеток к работе. Выбор основы для аппликации.
Аппликация по готовым шаблонам (8 часов). Перевод шаблонов на цветную бумагу и картон. Составление композиции.
Объемная аппликация (12 часов). Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций. Изготовление рамки из чертежной бумаги для оформления изделий.
Плетение из бумаги (8 часов).
Изготовление плоских и объемных изделий путем переплетения полосок бумаги. Плетение из газетной бумаги. Плетеные вазы. Оплетение предметов. Покраска готового изделия.
Кусудама (18 часов). Древнее назначение кусудамы. Классическая кусудама. Изготовление модулей популярных кусудам. Технология сборки, способы украшения кусудам.
Модульное оригами (44 часа). Изготовление модулей 3 видов. Технология соединения модулей. Сборка изделий и составление композиций. Комбинирование модулей.
Модуль «Трилистник» (4 часа).
Модуль «Супершар» (8 часов).
Модуль «Треугольник» (32 часа).
Итоговое занятие (2 часа). Беседа на тему «Оригами в нашей жизни», оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих проектов.
2 год обучения
Диагностика (3 часа).
Оригами (20 часов) Продолжение изучения базовых форм. Изготовление поделок на их основе.
Базовые формы:
«Лягушка» (2 часа)
«Двойной квадрат» (4 часа)
«Рыба» (4 часа)
«Катамаран» (6 часов)
«Дом» (4 часа)
Аппликация (20 часов). Объемная аппликация. Открытки и панно.
Кусудама (50 часов). Изготовление кусудам популярных авторов. Самостоятельная работа со схемами. Сшивание кусудам. Комбинированные кусудамы.
Модульное оригами (121 час). Коллективные и индивидуальные работы. Работа с модулями разных размеров. Изготовление изделий по собственным проектам.
Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов обучения. Аттестация обучающихся.
Список литературы:
- Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
- Джексон Д. Поделки из бумаги. - М.: Росмэн, 1996г.
- Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007
- Преснякова Т.. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-Пресс Книга, 2010
- Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. М.: ООО ТД «»Издательство Мир книги, 2008
- Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»
Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги» - программа кружка, рассчитана на 1 год, может быть использована для среднего младшего возраста. Дети знакомятся с модульным о...
Рабочая программа курса по выбору «Деловые бумаги» в 9 классе
Познакомит обучающихся с правилами сосотавления основных деловых бумаг...
Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...
Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"
Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...
Конспект урока технологии 3класс "Рисуем бумагой по бумаге..."
Знакомство с нетрадиционной техникой работы с бумагой "Айрис-фолдинг"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из бумаги"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих ...